Слайд 1
Тема 1.
Военная дидактика
Занятие 2.
Преподаватель цикла тактических дисциплин:
Капитан Бантюкова
Елена Михайловна
Слайд 2Учебные вопросы
Военно-педагогический процесс – сущность, содержание, задачи.
Особенности военно-педагогического процесса.
Основные этапы
военно-педагогического процесса.
1
3
2
Слайд 3Учебная литература
Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред.
В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
Военная педагогика / Под ред.
В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997.
Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.
Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
Педагогический процесс. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1992.
Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера) / Под ред. Л. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М., 1995.
Слайд 4Вопрос № 1 Военно-педагогический процесс – сущность, содержание, задачи
Слайд 5Военно-педагогический процесс
Военно-педагогический
процесс – это
целенаправленная,
организованная система
учебно-воспитательной
деятельности командиров,
штабов, специалистов
воспитательных структур, общественных организаций по подготовке
воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению. Это процесс обучения и воспитания человека, как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.
Слайд 6Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время
Поддержание высокой боевой готовности
воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач
Слайд 7Основная цель военно-педагогического процесса
Обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов
к успешному решению возложенных
на них задач в мирное и
военное время по вооруженной защите Родины.
Слайд 8Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:
Слайд 9Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее
достижение.
К приоритетным задачам относятся:
1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина
и воина-профессионала;
2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.
Слайд 10Содержательную структуру военно-педагогического процесса представляют его составные части (функции):
Слайд 11Организационно военно-педагогический процесс включает:
различные виды подготовки – боевую, общественно-государственную и
др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
• педагогические аспекты
служебно-боевой, общественной и другой деятельности;
• воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.
Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.
Слайд 12Субъектами военно-педагогического процесса
Слайд 13Объектами военно-педагогического процесса
(в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские
коллективы.
Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие
подразделения, части, учебного заведения – это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.
Слайд 14Вопрос № 2 Особенности военно-педагогического процесса.
Слайд 15Особенности военно-педагогического процесса
Первая особенность
Воинский труд, овладение воинским мастерством – это
обязанность каждого военнослужащего.
Слайд 16Вторая особенность
Военно-педагогический процесс осуществляется в непрерывном единстве со служебной деятельностью
военнослужащих и имеет ярко выраженный практический характер.
Слайд 17Третья особенность
Военно-педагогический процесс организуется в условиях постоянной боевой готовности и
направлен на ее обеспечение.
Слайд 18Четвертая особенность
Характеризуется высокой насыщенностью военно-педагогического процесса военной техникой и вооружением.
Слайд 19Пятая особенность
Особая напряженность.
Слайд 20Шестая особенность
Обусловливается коллективным характером процесса обучения и воспитания.
Слайд 21Седьмая особенность
Многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность.
Слайд 22Самая важная особенность
в том, что военнослужащие – это в основном
взрослые люди , со своими взглядами, убеждениями, особенностями личности, уровнем
развития, обученности и воспитанности, с сильными и слабыми сторонами.
Слайд 23Вопрос №3 Основные этапы военно-педагогического процесса.
Слайд 24Основные этапы военно-педагогического процесса :
1)подготовительный – организация военно-педагогического процесса (целеполагание;
диагностика; прогнозирование; проектирование; планирование);
2) основной – осуществление военно-педагогического процесса (педагогическое
взаимодействие; обратная связь; диагностика, контроль, регулирование и корректировка деятельности);
3) заключительный – анализ результатов военно-педагогического процесса (выявление возникающих отклонений; установление степени достижения целей, результатов и ошибок; анализ причин достижений и отклонений; определение мер по совершенствованию обучения, воспитания, подготовки).
Слайд 25В военно-педагогическом процессе одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические
задачи:
Слайд 26Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика (от греч. diagnôstikos – способность распознавать) –
это распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса;
оценка
состояния педагогического процесса и (или) его отдельных компонентов, а также условий и обстоятельств, в которых он осуществляется.
Слайд 27Педагогическое прогнозирование
Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации
об объекте процесса:
группе,
учащемся,
коллективе,
знаниях,
отношениях,
поведении и
др.
Слайд 28В военно-педагогической практике применяются различные планы:
Слайд 29Вывод:
Таким образом, военно-педагогический процесс – это система взаимосвязанных структурных и
функциональных компонентов, основная цель которой состоит во всесторонней подготовке военнослужащих
и воинских коллективов к выполнению учебно-боевых задач в мирное и военное время.
Результатом функционирования военно-педагогического процесса как системы в целом будут:
• знания, навыки и умения военнослужащих, их высокие военно-профессиональные, морально-психологические, физические качества;
• боевая готовность подразделения, сплоченность воинских коллективов, здоровый нравственно-психологический климат в них.
Слайд 30Военная дидактика
Занятие № 1. Содержание и особенности военно-педагогического процесса
Занятие №
3. Основные дидактические концепции и возможности их реализации в военно-педагогическом
процессе.
Занятие № 4.
Занятие № 2.