Слайд 1Тема 1. Введение. Теория организации и ее место в системе
научных знаний.
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1.2. ЭВОЛЮЦИЯ
ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.3. МОДЕЛИ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 2Организация
[франц. organisation. от позднелат. organizo - сообщаю стройный вид,
устраиваю]
1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого
2) Совокупность процессов или
действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями целого.
3) Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Соотносится с понятиями системы, структуры, управления.
Слайд 3ОРГАНИЗАЦИЮ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ :
КАК ПРОЦЕСС,
КАК СОСТОЯНИЕ,
КАК ВИД СИСТЕМЫ.
Слайд 4Организация как процесс
представляет собой одну из основных функций управления.
Основной целью организации как процесса является создание новых или совершенствование
ранее созданных и функционирующих систем и координация деятельности отдельных элементов.
Слайд 5организовать - значит либо создать систему вновь, либо улучшить её
состояние в процессе функционирования в соответствии с поставленными целями, а
также с учётом меняющихся внешних и внутренних условий.
Организация как состояние системы рассматривается как организованность, как её организационное состояние.
Слайд 6Организация как определенный вид социальной системы
означает форму объединения людей для
их совместной деятельности по достижению поставленных целей в рамках определённой
структуры; общественное объединение, государственное, хозяйственное и другое учреждение.
Слайд 7• организованное целое - целое, состоящее из объектов, событий, явлений
взаимодействующих для достижения цели организации;
• организационный процесс - ход событий
или явлений, способствующий достижению целей организации;
• организационная структура - способ взаимосвязи всех элементов организации (совокупность элементов организации с их связями и взаимодействием;
Слайд 8• организационное развитие - организованный процесс, нарушающий равновесие организационной структуры,
направленный на создание нового состояния равновесия, второе будет сохраняться определённое
время (связано с понятием эволюция);
• организация, дезорганизация организационной структуры - организационный процесс, основанный на сознательной деятельности человека, направленной либо на усиление, либо на нарушение динамического равновесия организационной структуры;
• организатор - человек, который занимается организацией или дезорганизацией.
Слайд 9• самоорганизация, самодезорганизация - организационное развитие (эволюция), происходящее как результат
естественного хода событий в направлении усиления или ослабления равновесия структуры;
•
реорганизация - процесс перестройки существующей организационной структуры;
• организованность - степень (уровень) организации.
Слайд 10Основные вопросы, на которые должна дать ответ теория организации:
зачем нужны
организации,
как они создаются и совершенствуются, на основе каких законов
и закономерностей функционируют и изменяются,
какие существуют подходы к повышению эффективности организаций,
какие факторы оказывают наибольшее влияние на поведение человека в организации и т.п.
Слайд 12Ф.Тейлор и научные основы теории организации
разделение труда.
функциональное руководство.
измерение труда.
задачи – предписания.
программы стимулирования.
труд как индивидуальная деятельность.
Мотивация.
роль
индивидуальных способностей.
Слайд 13Принципы организации А.Файоля
четкие цели;
единство управления;
единство контроля;
скалярная цепь подчинения от верхних
эшелонов иерархии до ее низших звеньев;
равенство прав и обязанностей;
рациональное разделение
труда и логическую группировку задач по подразделениям, отделам и административным секторам высшего звена;
четкое определение ответственности за результаты деятельности;
благоприятные возможности для проведения инициативы.
Слайд 14Бюрократия М.Вебера.
вся деятельность на основе разделения труда расчленяется на элементы,
что позволяет определить задачи и обязанности каждого должностного лица;
организация строится
на принципах иерархии, строгой системы подчиненности и ответственности;
деятельность организации регулируется на основе инструкций, стандартов, правил, определяющих ответственность каждого сотрудника и его обязанности;
управление организацией осуществляется на основе формальной безличности;
отбор, назначение на должность и повышение по службе основываются на заслугах и достоинствах, а не на традициях и капризах.
Слайд 15Хоторнский эксперимент
можно повлиять на психологию людей и изменять их отношение
посредством формирования небольшой неформальной группы. Они заложили фундамент для формирования
поведенческого, или бихевиористского, подхода (был направлен на преодоление недостатков концепции человеческих отношений) в индустриальной психологии и основы современного менеджмента.
Бихевиоризм (с анг.-поведение) направление психологии. За основу человеческой психики принимается поведение, т.е. совокупность двигательных и эмоциональных реакций на воздействия внешней среды («стимул-ракция»).
Слайд 16Из проведенных исследований Мэйо сделал выводы:
- четкое разделение труда и
нормирование труда не всегда ведут к повышению производительности;
- люди более
отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
- менеджер должен быть хорошо подготовлен профессионально, чтобы быть настоящим руководителем. Он должен понимать потребности отдельных людей и групп, уметь дать нужный совет и убедить сотрудника принять перемены.
Слайд 17Мэйо сформулировал принципы, которые могут быть полезны и в управлении
организацией:
индивидуумы имеют уникальные потребности, цели и мотивы. Положительная мотивация требует,
чтобы с рабочими обращались, как с личностями;
человеческие проблемы не могут быть простыми;
личные или семейные проблемы рабочего могут неблагоприятно повлиять на производительность труда.
Слайд 18Ч. Барнард и целенаправленные организации
физические и биологические ограничения, присущие индивидам,
вынуждают их сотрудничать, работать группами.
сотрудничество приводит к возникновению согласованно
действующих систем.
отдельным индивидам присущи личные мотивы, совпадающие с целями кооперации и способствующие усилиям в достижении этим целям. Поэтому успех организации зависит и от степени удовлетворенности своих членов;
Слайд 19организации могут быть разделены на два вида: «формальные» и «неформальные»;
неформальная
организация выступает как своего рода самозащита индивидов перед экспансией формальных
организаций.
каждая формальная организация включает в себя следующие элементы:
общее назначение (цель);
система стимулов, которые будут побуждать людей вносить свой вклад в достижение поставленной цели;
система власти, которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администраторов;
коммуникации.
Слайд 20власть – это информационная связь (команда), благодаря которой информация воспринимается
членами организации как инструмент управления их деятельностью. Руководителя наделяют властью
люди, которые хотят, чтобы им управляли.
функции администратора в формальной организации – поддержание информационной связи посредством организационной структуры, обеспечение деятельности важнейших участников силами индивидов, входящих в организацию, формализованное определение цели (планирование).
Слайд 21Д.Макгрегор и теория X – теория Y.
Слайд 22А.Чандлер, Дж.Томсон, П.Лоуренс, Дж.Лорш и исследование влияния внешней среды на
организацию
ВСЕ организации тесно связаны со своим окружением: они приобретают ресурсы
в обмен на выпускаемую продукцию, их технологии базируются на реальностях окружающего мира.
Слайд 23Лоуренс и Лорш выдвинули и обосновали положение о том, что
между организацией и средой не только существуют отношения адаптации, но
внешние характеристики среды, с одной стороны, и внутренние структурные и поведенческие параметры – с другой, неразрывно связаны объективными закономерностями и взаимозависимостями
Слайд 24Ричард Сайерт, Джеймс Марч, Гельерт Саймон и модель «мусорной корзины».
Модель «мусорной корзины» применима к особому типу организационной структуры, известному
как организованная анархия (университеты, мозговые центры, исследовательские организации).
Слайд 25Имеются 5 моделей организации:
классическая,
бюрократическая,
неоклассическая,
Институциональная;
системная.
Слайд 26Модель организации определяет структуру и механизмы координации деятельности организации.
Основными
элементами организационной модели является система работ, рабочие группы и процессы,
связанные с ними. Фактически модель организации представляет собой суперструктуру, в рамках которой протекает деятельность организации.
Слайд 27Основные черты КМО:
организационные цели .
структура и процессы.
характер организационного поведения.
тип системы
управления.
развитие.
главные направления совершенствования.
Слайд 28Иерархическая структура системы управления крупным предприятием
I
Совет директоров
II
Президенты , Вице-президенты
III
Функциональные управленческие
подразделения
IV
производство, снабжение, сбыт
I – уровень, определяющий общую политику
II – руководство
и координация
III – органы выработки рекомендаций
IV – исполнительный уровень
Слайд 29Основные характеристики бюрократической модели
разделение труда на основе функциональной специализации.
четкая иерархия
власти.
система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации.
система процедур,
определяющих порядок действия во всех ситуациях, возникающих в процессе функционирования организации.
отбор и выдвижение работников по их квалификации.
Слайд 30Основные черты неоклассической модели
организационные цели – выживание системы, поддержание равновесия
со средой, удовлетворение интересов и потребностей группы и индивидов.
структура и
процессы – децентрализованные структуры и кооперативные отношения, складывающиеся самопроизвольно под влиянием эволюции и адаптации организаций исходя из потребностей ее членов.
характер организационного поведения – действия, вызываемые ценностями, нормами, особенностями групп и личностей, организационной культурой и климатом и трудно поддающиеся регулированию.
Слайд 31тип системы управления – органический, т.е. самонастраивающаяся совокупность личностей и
групп, функционирующая в условиях слабо регламентируемых отношений.
развитие – спонтанно назревающие
изменения из-за нарушения баланса между организацией и средой, из-за обострения внутренних проблем.
главные направления совершенствования – воздействие на групповые и индивидуальные нормы, убеждения, организационный климат, стимулирование членов организации.
Слайд 32Институциональная модель
организационные цели – достижение целей развития организаций.
структура и процессы
– согласовании социальной, неформальной структуры с формальными структурами организации, при
котором неформальным системам придается ведущее значение.
характер организационного поведения – установление порядка, при котором направляющие установки социального действия признаются членами коллектива как моральные и социально важные для существования организации.
тип системы управления – сочетание органических и механистических систем управления, которые взаимодействуют в ряде случаев противоборствуют в достижении целей организации.
развитие – реализация изменений, обеспечивающих преодоление внутриорганизационных противоречий и конфликтов.
главные направления совершенствования – решение возникающих проблем на основе учета взаимных требований и осуществления уступок, ведущих к определенным компромиссам между группами.
Слайд 33Основные черты СМО:
организационные цели – обеспечение множества как внешних (экономических,
технических и т.д.), так и внутренних (социально-психологических и др.) результатов,
находящихся во взаимосвязи и определяемым состояниями выходов системы в целом и ее подсистемы.
структура и процессы – взаимосвязанные формальные и неформальные характеристики организаций, установленные как под влиянием централизованных предписаний, так и на основе неформального приспособления организаций к решению возникающих проблем.
характер организационного поведения – действия, обусловленные комплексом влияний со стороны внешних факторов системы управления, групповых и личностных отношений и регулируемые лишь частично.
Слайд 34тип системы управления – блочный, т.е. сочетание механистических и органических
подсистем в зависимости от требований ситуации (среды, целей, кадров, технологии).
развитие
– организационные нововведения и перестройки, возникающие как сознательно, так и самопроизвольно по мере выявления организационные проблем, поиска путей их решения, внедрения результатов.
главные направления совершенствования – осуществление поэтапных, взаимосвязанных мероприятий по перестройке формальных и неформальных характеристик организаций на основе обратной связи.