Слайд 1Тема 1. Введение в учебную дисциплину «История Беларуси в контексте
европейских цивилизаций».
Слайд 3Предмет изучения – особенности и общие закономерности исторического развития Беларуси.
Слайд 4Исторические источники – материальные предметы и нематериальные явления позволяющие реконструировать
прошлое конкретного общества.
Слайд 5Периодизация Истории Беларуси
Древнее общество (первобытно-общинный строй; первобытный коммунизм) – 40
тыс. лет до н.э. – V в н.э.
Средневековье –
конец V – XV вв.
Новое время – XVI – начало ХХ вв.
А) XVI – конец XVIII вв. оформление феодальной системы и вызревание её кризиса;
Б) конец XVIII в. – 1917г. – развитие капитализма и вызревание кризиса буржуазного общества.
Новейшее время – 1918г. – до наших дней
Слайд 6Периодизация истории беларуси
Догосударственный период (от появления человека до 9 века)
Древнерусский
период, включая период феодальной раздробленности (9 – первая половина 13
вв)
Великое княжество Литовское, Русское, Жемойтское и других земель
( середина 13 в. – 1569 г)
Речь Посполитая
(1569 г. – Конец 18 в.)
Российская империя
(конец 18в. – 1917 г)
Советский период
(1917 – 1991)
Республика Беларусь
с 1991 года
Слайд 7Формационный подход
Формация — историческая ступень в развитии общества для которой
характерны определённый способ производства материальных благ и соответствующие социальные, экономические
и политические отношения.
Слайд 8Структура формации
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
исторически определённый способ добывания материальных благ,
необходимых
людям для производственного и личного потребления.
↓ ↓
Производственные отношения
отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
(особое внимание – отношениям собственноости )
Слайд 9Тема 2. Исторические этапы формирования белорусского этноса.
Древнейшее населения на территории
Беларуси. Древнерусская народность как основа формирования русского, белорусского и украинского
этноса.
Формирование белорусского этноса в XIV–XVIII вв. Развитие белорусского этноса в XIX – начале ХХ вв.
Слайд 10Древнейшее населения на территории Беларуси.
Ледниковый период
Слайд 11Расселение славян и ассимиляция балтов (9 – 10 вв)
Славяне –
группа индоевропейских племён, родственная балтам и германцам, выделившаяся из индоевропейской
общности в начале н.э.
Причины ассимиляции балтов:
Пашенное земледелие у славян → выше продуктивность;
Разложение родоплеменного строя у славян;
Чересполосное заселение славянами территорий;
Создание славянских городов (862 г. упоминается Полоцк)
Формирование славянских союзов племён;
Схожесть верований (индоевропейская общность);
Смешанные браки;
Доминирование славянской культуры.
Слайд 12Памятники общевосточнославянской письменности
11 в. Туровское евангелие.
1113г. – монах Киево-Печерского
монастыря Нестор составил летопись «Повесть временных лет».
конец 12 в. –
«Слово о полку Игореве».
11 -12 вв -- «Русская правда», сборники писаного права Киевской Руси.
конец 12 – начало 13 вв. – Оршанское евангелие.
Слайд 13Древнерусские просветители
12 век
Евфросиния Полоцкая – внучка Всеслава Чародея (Предслава),
переписывала книги, основала мужской (св. Богородицы) и женский монастыри –
центры просвещения в полоцком княжестве, заказала крест у Лазаря Богши. Первая из женщин восточных славян канонизированная православной церковью.
Кирилл Туровский – столпник, туровский епископ, философ, оратор (Златоуст).
Климент Смолятич – смолянин, писатель («Послание Фоме пресвитеру»), киевский митрополит.
Авраамий Смоленский – после смерти родителей раздал всё имущество бедным и церкви, стал монахом.
Слайд 14Архитектура древней руси
Софийский собор в Киеве
Слайд 15Формирование белорусского этноса в XIV–XVIII вв.
Белорусская народность – восточнославянская
этническая общность, сложившаяся в условиях Великого княжества Литовского, Русского и
Жемойтского в зоне прежнего проживания кривичей-полачан, дреговичей и радимичей в результате распада древнерусской народности.
Слайд 16Факторы консолидации белорусской народности
включение западных княжеств Руси в состав ВКЛ;
укрепление
экономических и культурных связей с Западной Европой, поликонфессиональный характер ВКЛ;
укрепление
городских сословий, которые стали проводниками и защитниками белорусской культуры (Гусовский, Скорина, Будный, Смотрицкий, Полоцкий и др.)
полиэтнический характер ВКЛ. татары (перв. пол. 14 в), литовцы, поляки, евреи(к. 14в.) → появление специфических терминов и слов в языке.
Слайд 17балтские слова: дойлід, клуня, пуня, свіран, дрыгва.
Татарские слова: багатыр,
гайдук, атаман.
Еврейские слова: рахманы, хаўрус, хеўра
Слайд 18Факторы консолидации белорусской народности
на основе церковнославянского языка возникает старобелорусский язык
как языка делопроизводства → осознание культурного единства;
Пример белорусского литературного языка
16-17вв.
...Посполитое то ест людей мудрых здание, Ласкавый чытателю, иж той, который якого конца дойти прагнет, потреба жебы ведал о сродках през которые оного конец доступитися может. Прагнеть хто якого скарбу великого и закрытого, мусить мыслити и уважати, яким бы способом оного доступил. Прагнеть хто достат науки, а заж сродков не уживает: слуханя, читаня, писаня и иншых уставичных прац. Прагнет хто триумъфатором быти над неприятелем, а заж на оружие не способляется. Ово згола жаден пожаднаго конца не сподобиться, гды не будет шукати пропорционалных ему сродков...
Сильвестор Косов, «Дидаскалиа», 1637 г.
Слайд 20Происхождение топонима белая Русь
(фиксируется в подвинско-днепровском регионе со второй
половины 16в.)
Русь – восточнославянская общность, формировавшаяся в 9 – 12
вв. производные – «русины», «мова руська», Великое княжество Литовское и Русское (осознание преемственности Руси и ВКЛ нашло отражение в общегосударственном летописании ВКЛ (начинается в 15 в., где описывались события с 9 по 15 вв).
«Белая»:
не захваченная Русь (особые условия вхождения Полоцкого и Витебского княжества в состав ВКЛ);
православная (в противовес «Чёрной Руси», подчинившейся балтам-язычникам (родоначальники ВКЛ)).
Слайд 21Белорусская нация – этническая общность, сформировавшаяся на основе белорусской народности
во второй половине XIX – начале ХХ вв.
Главный признак
– наличие национального самосознания. Национальное самосознание – совокупность идей и убеждений, в которых народ осознаёт себя как самостоятельную этническую общность и исторические корни своего происхождения
Основные направления в белорусском движении
За восстановление Речи Посполитой.
К. Калиновский
Западнорусизм
М. Коялович, Е. Карский.
«За право людьми зваться»
Национальное и политическое самоопределение, защита прав трудящихся, социальное равенство.
Слайд 22Этнографические исследования
Павел Шейн (этнограф);
Иван Носович (Словарь белорусского наречия» 1870г),
Ефим Карский (белорус, академик РАН, автор трёхтомника «Белорусы» и «Этнографической
карты белорусского племени») -- родоначальник белорусоведения,
Евдоким Романов (этнограф краевед Могилёвщины),
Алексей Сапунов (издал 3 тома архивных документов «Витебская старина»),
Митрофан Довнар-Запольский (историк, обосновал мнение о самостоятельности белорусского этноса и его праве на самоопределение),
Вацлав Ластовский (Краткая история Беларуси», 1910г.) – создал национальную трактовку истории.
Слайд 23Развитие литературы
Франтишек Богушевич (Матей Бурачок, Сымон Ревка из-под Борисова) –
в конце 19 в в Кракове и Познани изданы его
стихи «Дудка Белорусская», «Смык Белорусский»
Янка Лучина (Иван Неслуховский) – сборник стихов «Вязанка».
Янка Купала (Иван Луцевич) – поэмы «Курган», «Бондаровна», пьесы «Павлинка», «Разорённое гнездо», автор стихотворения «А кто там идёт?».
Якуб Колас (Константин Мицкевич) – поэмы «Новая земля».
Элоиза Пашкевич (Тётка) – автор первых книг для чтения для детей-белорусов.
Максим Горецкий, публицист.
Максим Богданович – поэт (сборник «Венок», стихотворение «Погоня»).
Казимир Кастровицкий (Карусь Каганец – комедия «Модный шляхтич») в Петербурге издал первый белорусский букварь в первом легальном белорусском издательстве «Загляне сонца и у наша аконца» (1906г.).
1906 г. легализация белорусского наречия. Ускоряется становление нового белорусского литературного языка.
С легализацией белорусского наречия ускорился процесс становления нового белорусского литературного языка
1907г – создана Первая белорусская труппа под руководством Игната Буйницкого, которая постепенно превратилась в профессиональный белорусский театр.
1910г. Алесь Бурбис в Вильно создал Белорусский музыкально-драматический кружок (первая постановка «Павлинки» Я. Купалы – 1912г.).
1917г. – Флориан Жданович создал в Минске «Первое общество белорусской драмы и комедии» (впервые поставил драму Я. Купалы «Разорённое гнездо»).
Слайд 24
первые учебники на белорусском языке, «Першае чытанне для дзетак беларусау»
Тётки, «Першая навука чытання» К. Каганца
Слайд 25Идейно-организационное самоопределение белорусского национального движения
.
К. Калиновский – идеи национального и
социального равенства людей в составе федеративной, демократической Речи Посполитой (Польша
+ ВКЛ).
Группа «Гомон» - 1880е гг. (белорусские народники Марченко, Ратнер) – впервые обосновали существование самостоятельного белорусского этноса, рассматривали возможность самоопределения белорусов, цель – автономная Беларусь в составе социалистической федеративной России.
Иван и Антон Луцкевичи (лидеры БСГ), начало 20 в. – социальное, национальное равенство, автономия Беларуси в Составе России (свой парламент и система управления, белорусский язык).
«Наша нива» -- утверждение единства белорусского этноса независимо от религиозных различий.
1.01.1919г. образование первого белорусского национального государства ССРБ