Слайд 1Тема 10. Основы организации финансовой работы в бюджетной организации
Слайд 2 Функции собственника бюджетной организации
Выполнение функций собственника по отношению к
бюджетной организации, как правило, возлагается на соответствующее отраслевое подразделение. В
функции собственника входит:
- определение целей деятельности бюджетной организации,
- контроль результативности ее деятельности и финансового положения,
- принятие стратегических решений,
- вопросы реорганизации и др.
Широкие финансовые полномочия руководителя организации также распространяются на вопросы оплаты труда и найма персонала, использования и привлечения финансовых ресурсов.
Слайд 3Принципы организации финансовой работы
Основными направлениями в организации финансовой работы
являются следующие принципы:
- самостоятельное осуществление расходов на оказание бюджетных услуг
в пределах выделенного финансирования;
- основным предметом планирования деятельности бюджетной организации и контроля выступают объем и качество бюджетных услуг;
- деятельность бюджетной организации специфицирована посредством перечня производимых ею товаров, работ, услуг (бюджетных услуг);
- задание на оказание бюджетных услуг и размер соответствующего финансирования оформляются внутренним соглашением с бюджетной организацией;
- по бюджетным услугам, оказываемым бюджетными организациями, ведется раздельный учет по методу начисления;
- проводится мониторинг себестоимости бюджетных услуг;
- финансирование бюджетных организаций с высоким уровнем финансовой самостоятельности учитывает полную себестоимость бюджетных услуг, а не кассовые расходы.
Слайд 4Финансовая служба бюджетной организации
Финансовая служба бюджетной организации должна включать:
- плановую
структуру (отдел или группу), в обязанности которой входит составление смет
доходов и расходов, обеспечение перспективного планирования, в случае осуществления платной деятельности – разработка бизнес – планов, подготовка финансовой и инвестиционных программ, обоснование эффективности того или иного проекта и варианта его финансирования;
- бухгалтерию, которая должна обеспечить своевременность и полноту расчетов с контрагентами, целевое и экономное расходование бюджетного финансирования, рациональное построение взаимоотношений с бюджетной системой, своевременное и полное составление отчетности;
- службу по обеспечению финансового контроля за нижестоящими подразделениями в структуре главных распределителей бюджетных ассигнований и распорядителей бюджетных ассигнований, за целевым и рациональным использованием средств, за качеством составления смет доходов и расходов нижестоящих структур;
- при достаточном объеме платных услуг структуру, которая возьмет на себя управление денежными потоками в режиме реального времени и будет обеспечивать максимально эффективное использование полученных средств, а в случае недостатка финансовых ресурсов, мобилизацию их по минимально возможной стоимости;
- в крупных бюджетных организациях аналитические службы, которые обеспечивают анализ реальных затрат, связанных с функционированием бюджетной организации.
Слайд 5Функции финансовой службы бюджетной организации
1. Финансовое планирование.
В обязательном порядке
осуществляется сметное планирование на год с разбивкой по кварталам.
2. Участие
в определении ценовой политики.
Данная функция имеет место только в случае оказания бюджетной организацией платных услуг и получения внебюджетных средств.
3. Оценка возможных изменений структуры в виде слияний.
Характерна для финансовых служб главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств и почти полностью не присуща получателям бюджетных средств.
4. Поиск внутренних и внешних источников финансирования.
Следует помнить, что бюджетная организация имеет существенные ограничения в правах проведения операций на рынке кредитов и ценных бумаг.
5. Функция управления финансовыми ресурсами.
Наиболее широкими возможностями обладают финансовые службы главных распорядителей бюджетных средств. В случае использования внебюджетного финансирования данная функция приобретает важное значение даже на уровне получателей бюджетных средств.
6. Функция учета, контроля и анализа.
Ведение учета, сопоставление отчетных данных с плановыми, фактических затрат с нормативными, расходования средств с целями, заложенными в смете.
Слайд 6Функции финансовой службы бюджетной организации (продолжение)
5. Функция управления финансовыми ресурсами.
Наиболее
широкими возможностями обладают финансовые службы главных распорядителей бюджетных средств. В
случае использования внебюджетного финансирования данная функция приобретает важное значение даже на уровне получателей бюджетных средств.
6. Функция учета, контроля и анализа.
Ведение учета, сопоставление отчетных данных с плановыми, фактических затрат с нормативными, расходования средств с целями, заложенными в смете.
7. Построение отношений с коммерческими банками и страховыми компаниями.
Свобода финансовых служб значительно ограничивается, так как за счет средств бюджета осуществляется только обязательное страхование, которое, в частности, предусматривает обязательное личное страхование военнослужащих, работников налоговых служб, пожарных и других лиц, деятельность которых связана со значительными рисками, а также страхование гражданской ответственности собственников транспортных средств.
У финансовой службы бюджетной организации нет никакой самостоятельности ни в отношении выбора партнера, ни в отношении определения круга рисков.
Слайд 7Задачи финансовых работников бюджетных организаций
Учет и распределение лимитов бюджетных обязательств;
Учет распорядителем средств бюджета поступившего финансирования;
Распределение средств по получателям
в разрезе заданной аналитики (номер реестра, бюджетная классификация, распорядители средств бюджета и др.);
Формирование и печать уведомлений получателям средств бюджета;
Расчет резерва по каждому реестру поступивших средств;
Формирование и печать реестров по распределенным средствам;
Отражение в учете операций по финансовому планированию и финансированию, получение оперативной информации.
Слайд 8Особенности ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации
1) Бюджетные учреждения не
имеют уставного фонда и собственного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется
за ними на праве оперативного управления;
2) Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса (по бюджету и по внебюджетной деятельности);
если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается на отдельном балансе. Формы бухгалтерской отчетности и порядок их заполнения установлены Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью (утверждена приказом Минфина РФ от 15.06.2000 года), согласно которой на отдельном бухгалтерском балансе, где учитываются доходы и имущество, полученное от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг, отражаются другие внебюджетные активы и обязательства;
3) Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из источников финансирования, под которыми подразумевается бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.
К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести: объем бюджетного финансирования; расходы по бюджету; объем реализации продукции (работ, услуг); расходы за счет средств внебюджетных источников; доходы от оказания платных услуг и расходы, связанные с ними; прибыль (убыток) от оказания платных услуг.
Слайд 9Структура анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации
Анализ финансирования деятельности и исполнения
сметы расходов
Анализ основных средств
Анализ материальных ресурсов
Анализ труда и заработной платы
Анализ
дебиторской и кредиторской задолженности (расчетных операций)
Анализ финансирования бюджетных учреждений и смет доходов и расходов по внебюджетным средствам
Слайд 10Направления финансового контроля
Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам.
Обоснованность расчетов сметных
назначений; исполнение смет расходов.
Использование бюджетных средств по целевому назначению.
Обеспечение сохранности
денежных средств и материальных ценностей.
Обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств.
Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского.
Обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций.
Полнота и своевременность расчетов с бюджетами, внебюджетными фондами.
Операции с основными средствами и нематериальными активами; операции, связанные с инвестициями.
Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера.
Формирование финансовых результатов и их распределение.