Слайд 1ТЕМА 12. Принципы организации профессиональной реабилитации. Бригадный метод в реабилитации
                                                            
                                    
больных и инвалидов. 
Лекция 12.
Андрей Иванович Шпаков, 
зав. кафедрой спортивной
                                    медицины и ЛФК, 
кмн, доцент 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Принципы организации профессиональной реабилитации
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Цель, задачи и основы реабилитации
Целью реабилитации является оздоровление больного (инвалида)
                                                            
                                    
и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков
                                    с учетом специфики перенесенной им травмы или болезни.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Варианты реабилитации:
адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте; 
реадаптация — работа
                                                            
                                    
на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на
                                    том же предприятии; 
работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой; 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Варианты реабилитации:
при невозможности реализации вышеизложенных пунктов полная переквалификация с последующим
                                                            
                                    
трудоустройством на том же предприятии; 
переквалификация в реабилитационном центре с
                                    подысканием работы по новой специальности
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7Основные задачи реабилитации:
ускорение выздоровления; 
улучшение исходов травмы (болезни), в том
                                                            
                                    
числе профилактика осложнений; 
направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни
                                    больного; 
предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений; 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Основные задачи реабилитации:
возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной
                                                            
                                    
деятельности; возвращение в общество профессиональных кадров; 
значительный экономический эффект для
                                    общества — вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Основы реабилитации:
биологические — свойства организма человека адаптироваться к новым условиям
                                                            
                                    
в результате компенсаторно-восстановительных процессов; 
психические — стремление человека к полезности
                                    для общества, которое выражается в производственной (профессиональной) деятельности и в социально-экономических отношениях;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Основы реабилитации:
морально-этические — принцип высокого гуманизма, моральный эффект для общества;
                                                            
                                    
научно-медицинские — разработка, апробация и внедрение современных достижений медицинской науки
                                    и практики в области восстановительного и заместительного лечения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Профессиональный аспект реабилитации
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Профессиональный аспект реабилитации 
- это не просто восстановление трудоспособности, а
                                                            
                                    
восстановление профессиональной деятельности. 
Профессиональный аспект реабилитации следует рассматривать с точки
                                    зрения не только восстановления утраченной трудоспособности, но и дальнейшей профилактики возможного ее снижения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов: 
правильной
                                                            
                                    
экспертизы трудоспособности, 
систематической вторичной профилактики, а также 
выполнения программы, направленной
                                    на повышение физической и психической толерантности больных (инвалидов). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов: 
ВОЗ
                                                            
                                    
указывает, что «целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть
                                    больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. 
Это означает вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе или, подготовить к выполнению другой работы. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов: 
В
                                                            
                                    
решении этих важнейших задач принимают участие не только клиницисты, по
                                    и специалисты смежных областей: 
профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, 
эргономики, 
трудового обучения и воспитания, трудового законодательства и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Трудовые мероприятия (профессиональная реабилитация)
заключаются в подготовке инвалидов к трудовой деятельности.
                                                            
                                    
Они должны начинаться как можно раньше и проводиться параллельно с
                                    медицинскими, психологическими и другими реабилитационными мероприятиями. 
Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалидов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17В соответствии с требованиями, предъявляемыми к трудоспособности и трудоустройству, профессия
                                                            
                                    
должна:
не усугублять тяжести общего состояния инвалида (больного); 
способствовать наибольшим проявлениям
                                    способностей инвалида (больного); 
обеспечить инвалиду (больному) максимальное удовлетворение; 
соблюдать принцип соответствия физической работоспособности инвалида (больного) уровню энергозатрат при данной профессиональной деятельности.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью
Распространенность этого порока развития в
                                                            
                                    
разных странах достигает 1—3%. 
Принято считать, что до 75% всех
                                    случаев в умственной отсталости обусловлено генетическими факторами. 
Эти лица нуждаются в специальных методах воспитания и обучения. 
Очевидно, что характер реабилитационных мероприятий зависит от глубины умственного недоразвития. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью
Так, лица с относительно не
                                                            
                                    
глубоким интеллектуальным недоразвитием могут обучаться по специальной школьной программе и
                                    получить доступные профессиональные навыки. 
У лиц с глубокой УО невозможны ни школьное обучение, ни профессиональная ориентация. 
Только занятия физкультурой способствуют улучшению психического развития детей и инвалидов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Свыше 40 млн. человек
                                                            
                                    
во всем мире и более 500 тыс. в США оцениваются
                                    юридически как слепые (незрячие), и каждый год теряют зрение еще миллион человек. 
Ведущая роль в происхождении врожденных дефектов зрения и слуха принадлежит генетическим факторам. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Степень выраженности дефекта зрения
                                                            
                                    
или слуха имеет большое значение для возникновения вторичных нарушений развития
                                    ребенка (расстройства нервно-психического развития). 
При небольшом дефекте слуха — тугоухости существует возможность нарушения самостоятельного овладения речью, а полная глухота при отсутствии специального обучения обычно приводит к немоте. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
При слепоте и глухоте
                                                            
                                    
задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений (из-за отсутствия
                                    контакта, общения) и развитие эмоциональной сферы. 
Оба вида нарушений требуют соответствующей коррекции. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Общие закономерности дефектов зрения
                                                            
                                    
и слуха: 
недоразвитие способностей к приему, переработке, хранению информации и
                                    недостаточность словесного опосредования. 
В результате возникает тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
К числу мероприятий коррекции
                                                            
                                    
при дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития
                                    остаточного слуха и зрения. 
У слепых часто имеет место гипокинезия (гиподинамия), поэтому попятно большое значение адаптивной физической культуры. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Обучение слепых детей и
                                                            
                                    
их родителей проводится на специальных курсах обучения по программам: 
академической
                                    (получить образование); 
профессиональной (помочь слепым подготовиться к трудовой деятельности); 
самосовершенствование (изучение для внутреннего удовлетворения и радости). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Бригадный метод в реабилитации больных и инвалидов 
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 29Организация
 Организация реабилитационных мероприятий основана на принципе работы бригады, объединяющей различных
                                                            
                                    
специалистов для всесторонней помощи больным в лечении и реабилитации. 
Отделение
                                    реабилитации работает как единая команда с четко согласованными, скоординированными действиями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Организация
совместный осмотр и оценку состояния больного, степени нарушения функций;
создание адекватной
                                                            
                                    
окружающей среды для больного в зависимости от его специальных потребностей;
совместное
                                    обсуждение больных не реже одного раза в неделю;
совместное определение целей реабилитации и плана ведения больного (при необходимости) и с участием самого пациента и его близких).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Система реабилитационных мероприятий базируется на трех основных принципах: 
1)   комплексность,
                                                            
                                    которая может быть обеспечена только при мультидисциплинарном подходе;
2)   преемственность на
                                    всех этапах реабилитационного процесса;
3)   индивидуальный характер построения реабилитационной программы.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Бригадный метод
Ведущим врачом и координатором работы всей бригады является лечащий
                                                            
                                    
врач-специалист по профилю оказываемой помощи, прошедший специальную подготовку по вопросам
                                    медицинской реабилитации. 
В его задачу входит детальнейшая оценка клинического статуса больного для получения базовой информации по формированию реабилитационной программы. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 34Врач лечебной физкультуры и  спортивной медицины
детальная оценка нарушения двигательной функции
                                                            
                                    
и функциональных возможностей больного и составление  этапных программ восстановления статического
                                    и  динамического стереотипов пациента, а также повышение уровня толерантности к физическим нагрузкам. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Инструктор-методист ЛФК  
специалист с высшим педагогическим образованием, прошедший специальную подготовку
                                                            
                                    
по профилю оказываемой специализированной помощи. 
Задача: методичное выполнение программ по
                                    двигательной реабилитации и оказание консультативной помощи медицинским сестрам и родственникам и ухаживающим лицам в мероприятиях по уходу за больным. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 37Физиотерапевт  
врач-специалист по использованию лечебных физических факторов (естественных и переформированных)
                                                            
                                    
с целью реорганизации и восстановления функций различных систем больного на
                                    основе профилактического, патогенетического и симптоматического подходов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38Эрготерапевт 
специалист по социальной и бытовой реабилитации больного. 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Эрготерапевт 
Задача:
адаптация имеющихся и восстановленных на данный момент функциональных возможностей
                                                            
                                    
к его повседневной деятельности, восстановление бытовых и социальных навыков и
                                    умений пациента, достижение максимальной независимости в самообслуживании. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Медицинская сестра, специально обученная приемам реабилитации 
Задача: 
контроль за витальными
                                                            
                                    
функциями, удовлетворение физиологических потребностей, удовлетворение потребности в безопасности, профилактика осложнений,
                                    удовлетворение социальных потребностей, уважения и самоуважения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Клинический психолог  
оценивает мотивации больного к реабилитационному лечению и особенности
                                                            
                                    
активного участия в нем самого пациента, учитывая особенности психологического и
                                    социального статуса. 
осуществляет терапевтическую коррекцию настроения и поведения, дает рекомендации  другим специалистам-реабилитологам, родственникам и ухаживающим лицам по особенностям ведения реабилитационного процесса. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Клинический психолог  
Задача: 
по возможности полно способствовать облегчению восприятия актуальной
                                                            
                                    
ситуации и адаптации к ограничению трудоспособности. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 46Факторы, связанные с пациентом, которые могут задерживать восстановление:
 отсутствие мотивации к
                                                            
                                    
реабилитационным мероприятиям;
 неадекватная оценка больным наличия  дефицита функции;
болевые реакции;
 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47Факторы, связанные с пациентом, которые могут задерживать восстановление:
 трофические нарушения;
 депрессивный
                                                            
                                    
фон настроения;
низкая толерантность к физическим нагрузкам;
 низкий социальный уровень семьи
                                    больного.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48Внешние лимитирующие факторы: 
 ограничивающие мобильность, преграды;
ограничивающие самообслуживание и выполнение естественных
                                                            
                                    
отправлений;
факторы, ограничивающие общение и выполнение социальной роли;
отсутствие средств технической реабилитации.
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 50Эффективность реабилитационных мероприятий
 определяется не только хорошей организацией и слаженностью работы
                                                            
                                    
медицинского, педагогического и прочего персонала клиник, но и эффективностью постоянного
                                    общения с родственниками больного или ухаживающими за ним лицами. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51Способами повышения успешности являются:
размещение стенда  объявлений при входе в отделение 
                                                            
                                    
с информацией для родственников о медперсонале отделения и о том,
                                    как можно с ними связаться; 
осуществление обходов во время часов посещения; 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 52Способами повышения успешности являются:
привлечение родственников к уходу за больными; 
приглашение
                                                            
                                    
ухаживающих лиц на разборы больных; 
организация школы для лиц, ухаживающих
                                    за больными; 
организация предвыписного обсуждения больного и встреч с семьей больного.