Слайд 1ТЕМА 12. Принципы организации профессиональной реабилитации. Бригадный метод в реабилитации
больных и инвалидов.
Лекция 12.
Андрей Иванович Шпаков,
зав. кафедрой спортивной
медицины и ЛФК,
кмн, доцент
Слайд 2Принципы организации профессиональной реабилитации
Слайд 3Цель, задачи и основы реабилитации
Целью реабилитации является оздоровление больного (инвалида)
и оказание ему помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков
с учетом специфики перенесенной им травмы или болезни.
Слайд 4Варианты реабилитации:
адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;
реадаптация — работа
на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на
том же предприятии;
работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой квалификацией, близкой к прежней специальности, но отличающейся пониженной нагрузкой;
Слайд 5Варианты реабилитации:
при невозможности реализации вышеизложенных пунктов полная переквалификация с последующим
трудоустройством на том же предприятии;
переквалификация в реабилитационном центре с
подысканием работы по новой специальности
Слайд 7Основные задачи реабилитации:
ускорение выздоровления;
улучшение исходов травмы (болезни), в том
числе профилактика осложнений;
направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни
больного;
предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений;
Слайд 8Основные задачи реабилитации:
возвращение человека к активной жизни, трудовой и профессиональной
деятельности; возвращение в общество профессиональных кадров;
значительный экономический эффект для
общества — вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат.
Слайд 9Основы реабилитации:
биологические — свойства организма человека адаптироваться к новым условиям
в результате компенсаторно-восстановительных процессов;
психические — стремление человека к полезности
для общества, которое выражается в производственной (профессиональной) деятельности и в социально-экономических отношениях;
Слайд 10Основы реабилитации:
морально-этические — принцип высокого гуманизма, моральный эффект для общества;
научно-медицинские — разработка, апробация и внедрение современных достижений медицинской науки
и практики в области восстановительного и заместительного лечения.
Слайд 11Профессиональный аспект реабилитации
Слайд 12Профессиональный аспект реабилитации
- это не просто восстановление трудоспособности, а
восстановление профессиональной деятельности.
Профессиональный аспект реабилитации следует рассматривать с точки
зрения не только восстановления утраченной трудоспособности, но и дальнейшей профилактики возможного ее снижения.
Слайд 13Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов:
правильной
экспертизы трудоспособности,
систематической вторичной профилактики, а также
выполнения программы, направленной
на повышение физической и психической толерантности больных (инвалидов).
Слайд 14Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов:
ВОЗ
указывает, что «целью восстановления трудоспособности является не только стремление вернуть
больного к прежнему состоянию, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня.
Это означает вернуть больному самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе или, подготовить к выполнению другой работы.
Слайд 15Успешное восстановление и сохранение трудоспособности является производным многих факторов:
В
решении этих важнейших задач принимают участие не только клиницисты, по
и специалисты смежных областей:
профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда,
эргономики,
трудового обучения и воспитания, трудового законодательства и др.
Слайд 16Трудовые мероприятия (профессиональная реабилитация)
заключаются в подготовке инвалидов к трудовой деятельности.
Они должны начинаться как можно раньше и проводиться параллельно с
медицинскими, психологическими и другими реабилитационными мероприятиями.
Трудовая (профессиональная) реабилитация завершается трудовым устройством инвалидов.
Слайд 17В соответствии с требованиями, предъявляемыми к трудоспособности и трудоустройству, профессия
должна:
не усугублять тяжести общего состояния инвалида (больного);
способствовать наибольшим проявлениям
способностей инвалида (больного);
обеспечить инвалиду (больному) максимальное удовлетворение;
соблюдать принцип соответствия физической работоспособности инвалида (больного) уровню энергозатрат при данной профессиональной деятельности.
Слайд 18Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью
Распространенность этого порока развития в
разных странах достигает 1—3%.
Принято считать, что до 75% всех
случаев в умственной отсталости обусловлено генетическими факторами.
Эти лица нуждаются в специальных методах воспитания и обучения.
Очевидно, что характер реабилитационных мероприятий зависит от глубины умственного недоразвития.
Слайд 19Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью
Так, лица с относительно не
глубоким интеллектуальным недоразвитием могут обучаться по специальной школьной программе и
получить доступные профессиональные навыки.
У лиц с глубокой УО невозможны ни школьное обучение, ни профессиональная ориентация.
Только занятия физкультурой способствуют улучшению психического развития детей и инвалидов.
Слайд 20Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Свыше 40 млн. человек
во всем мире и более 500 тыс. в США оцениваются
юридически как слепые (незрячие), и каждый год теряют зрение еще миллион человек.
Ведущая роль в происхождении врожденных дефектов зрения и слуха принадлежит генетическим факторам.
Слайд 21Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Степень выраженности дефекта зрения
или слуха имеет большое значение для возникновения вторичных нарушений развития
ребенка (расстройства нервно-психического развития).
При небольшом дефекте слуха — тугоухости существует возможность нарушения самостоятельного овладения речью, а полная глухота при отсутствии специального обучения обычно приводит к немоте.
Слайд 22Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
При слепоте и глухоте
задерживается развитие навыков общения, нарушаются формирование предметных представлений (из-за отсутствия
контакта, общения) и развитие эмоциональной сферы.
Оба вида нарушений требуют соответствующей коррекции.
Слайд 23Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Общие закономерности дефектов зрения
и слуха:
недоразвитие способностей к приему, переработке, хранению информации и
недостаточность словесного опосредования.
В результате возникает тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения.
Слайд 24Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
К числу мероприятий коррекции
при дефектах зрения и слуха основная роль принадлежит стимуляции развития
остаточного слуха и зрения.
У слепых часто имеет место гипокинезия (гиподинамия), поэтому попятно большое значение адаптивной физической культуры.
Слайд 25Особенности реабилитации при дефектах зрения и слуха
Обучение слепых детей и
их родителей проводится на специальных курсах обучения по программам:
академической
(получить образование);
профессиональной (помочь слепым подготовиться к трудовой деятельности);
самосовершенствование (изучение для внутреннего удовлетворения и радости).
Слайд 26Бригадный метод в реабилитации больных и инвалидов
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Слайд 29Организация
Организация реабилитационных мероприятий основана на принципе работы бригады, объединяющей различных
специалистов для всесторонней помощи больным в лечении и реабилитации.
Отделение
реабилитации работает как единая команда с четко согласованными, скоординированными действиями.
Слайд 30Организация
совместный осмотр и оценку состояния больного, степени нарушения функций;
создание адекватной
окружающей среды для больного в зависимости от его специальных потребностей;
совместное
обсуждение больных не реже одного раза в неделю;
совместное определение целей реабилитации и плана ведения больного (при необходимости) и с участием самого пациента и его близких).
Слайд 31Система реабилитационных мероприятий базируется на трех основных принципах:
1) комплексность,
которая может быть обеспечена только при мультидисциплинарном подходе;
2) преемственность на
всех этапах реабилитационного процесса;
3) индивидуальный характер построения реабилитационной программы.
Слайд 32Бригадный метод
Ведущим врачом и координатором работы всей бригады является лечащий
врач-специалист по профилю оказываемой помощи, прошедший специальную подготовку по вопросам
медицинской реабилитации.
В его задачу входит детальнейшая оценка клинического статуса больного для получения базовой информации по формированию реабилитационной программы.
Слайд 34Врач лечебной физкультуры и спортивной медицины
детальная оценка нарушения двигательной функции
и функциональных возможностей больного и составление этапных программ восстановления статического
и динамического стереотипов пациента, а также повышение уровня толерантности к физическим нагрузкам.
Слайд 35Инструктор-методист ЛФК
специалист с высшим педагогическим образованием, прошедший специальную подготовку
по профилю оказываемой специализированной помощи.
Задача: методичное выполнение программ по
двигательной реабилитации и оказание консультативной помощи медицинским сестрам и родственникам и ухаживающим лицам в мероприятиях по уходу за больным.
Слайд 37Физиотерапевт
врач-специалист по использованию лечебных физических факторов (естественных и переформированных)
с целью реорганизации и восстановления функций различных систем больного на
основе профилактического, патогенетического и симптоматического подходов.
Слайд 38Эрготерапевт
специалист по социальной и бытовой реабилитации больного.
Слайд 39Эрготерапевт
Задача:
адаптация имеющихся и восстановленных на данный момент функциональных возможностей
к его повседневной деятельности, восстановление бытовых и социальных навыков и
умений пациента, достижение максимальной независимости в самообслуживании.
Слайд 40Медицинская сестра, специально обученная приемам реабилитации
Задача:
контроль за витальными
функциями, удовлетворение физиологических потребностей, удовлетворение потребности в безопасности, профилактика осложнений,
удовлетворение социальных потребностей, уважения и самоуважения.
Слайд 41Клинический психолог
оценивает мотивации больного к реабилитационному лечению и особенности
активного участия в нем самого пациента, учитывая особенности психологического и
социального статуса.
осуществляет терапевтическую коррекцию настроения и поведения, дает рекомендации другим специалистам-реабилитологам, родственникам и ухаживающим лицам по особенностям ведения реабилитационного процесса.
Слайд 42Клинический психолог
Задача:
по возможности полно способствовать облегчению восприятия актуальной
ситуации и адаптации к ограничению трудоспособности.
Слайд 46Факторы, связанные с пациентом, которые могут задерживать восстановление:
отсутствие мотивации к
реабилитационным мероприятиям;
неадекватная оценка больным наличия дефицита функции;
болевые реакции;
Слайд 47Факторы, связанные с пациентом, которые могут задерживать восстановление:
трофические нарушения;
депрессивный
фон настроения;
низкая толерантность к физическим нагрузкам;
низкий социальный уровень семьи
больного.
Слайд 48Внешние лимитирующие факторы:
ограничивающие мобильность, преграды;
ограничивающие самообслуживание и выполнение естественных
отправлений;
факторы, ограничивающие общение и выполнение социальной роли;
отсутствие средств технической реабилитации.
Слайд 50Эффективность реабилитационных мероприятий
определяется не только хорошей организацией и слаженностью работы
медицинского, педагогического и прочего персонала клиник, но и эффективностью постоянного
общения с родственниками больного или ухаживающими за ним лицами.
Слайд 51Способами повышения успешности являются:
размещение стенда объявлений при входе в отделение
с информацией для родственников о медперсонале отделения и о том,
как можно с ними связаться;
осуществление обходов во время часов посещения;
Слайд 52Способами повышения успешности являются:
привлечение родственников к уходу за больными;
приглашение
ухаживающих лиц на разборы больных;
организация школы для лиц, ухаживающих
за больными;
организация предвыписного обсуждения больного и встреч с семьей больного.