Слайд 1Возведение сооружений водного транспорта
Возведение причальных гидротехнических сооружений.
Порядок возведения гравитационных сооружений
(массивовая кладка, массивы-гиганты, ряжевые сооружения, уголковые стенки, оболочки большого диаметра).
Порядок возведения шпунтовых сооружений (металлический шпунт, железобетонный шпунт, деревянный шпунт, оболочки из плоского шпунта).
Порядок возведения сквозных свайных сооружений (призматические сваи, трубы, колонны-оболочки).
Порядок возведения причальных сооружений мостового типа.
Порядок возведения островных и рейдовых причалов.
Порядок возведения плавучих причалов.
Причальные сооружения, возводимые способом «стена в грунте».
Лекция 19.03.20
Слайд 2Возведение сооружений водного транспорта
Гравитационные причальные сооружения возводят из монолитного бетона,
бетонных массивов, ряжей, массивов-гигантов, уголковых стенок, оболочек большого диаметра.
Причальные сооружения
из монолитного бетона строят сравнительно редко, так как для их возведения требуются дополнительные сооружения (перемычки) и выполнение трудоемких работ по водоотливу.
Стенки из бетонных массивов (массивовой кладки).
На рис. 3.1, а изображена причальная стенка из правильной массивовой кладки трапецеидального профиля.
Она выполнена из пяти рядов (курсов) бетонных массивов массой 30–50 т каждая.
Основанием стенок из массивовой кладки является каменная постель, выравниваемая водолазами.
Слайд 3Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 3.1. Набережная из бетонных массивов:
а – трапецеидального
профиля; б – облегченного профиля
Слайд 4Возведение сооружений водного транспорта
С тыловой стороны стенки для уменьшения горизонтального
давления засыпают каменную призму с фильтром из гравия для предотвращения вымывания
песчаной засыпки через швы массивовой кладки.
Основным недостатком причалов подобной конструкции является их значительная ширина понизу (70–80 % высоты), что приводит к удорожанию строительства.
Более рациональной следует считать конструкцию причальных сооружений из правильной массивовой кладки облегченного профиля (рис. 3.1, б).
Благодаря ступенчатой форме достигается более равномерное распределение напряжений у основания при обеспеченной устойчивости сооружения в целом.
Для предотвращения проникновения песка через поры каменной призмы и вертикальные швы между массивами предусмотрена защита откоса специальной засыпкой, называемой обратным фильтром.
Установлено, что по сравнению с обычными эта конструкция позволяет сократить объем бетона на 1 пог.м на 25 %.
Причальные стенки из массивовой кладки рационального профиля применяют как в России, так и за рубежом.
Слайд 5Возведение сооружений водного транспорта
Причальные сооружения ряжевой конструкции (рис. 3.2) строили у нас
главным образом в портах Севера и Балтики еще в XIX и первой половине ХХ вв.
Применение ряжа в виде деревянного сруба из бревен оправдывалось наличием местных запасов леса, поэтому такие причалы широко использовались при строительстве береговых лесных складов.
Дерево под водой при отсутствии древоточцев сохраняется долго.
В зоне же переменного горизонта устраивают бетонную надстройку.
Для экономии древесины иногда внутренние стенки ряжа делают сквозной рубки, т.е. рубят их через бревно.
Набережные из массивов-гигантов (рис. 3.3).
Массивы-гиганты для набережных изготавливают в виде тонкостенных железобетонных плавучих ящиков, которые буксируют на место, затапливают и затем заполняют песком или камнем.
Массивы-гиганты могут быть симметричного (рис. 3.3, а) или несимметричного профиля (рис. 3.3, б).
Слайд 6Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 3.2 – Набережная из ряжей
Слайд 7Возведение сооружений водного транспорта
Стенки набережной, показанной на рис. 3.3, имеют несимметричный
профиль из-за выступа тыловой части плиты днища.
Эта консоль усилена
железобетонными ребрами жесткости и способствует более равномерному распределению напряжений под стенкой.
Сборные уголковые конструкции.
Стремление уменьшить объем бетона и железобетона при строительстве привело к созданию причальных сооружений в виде сборных уголковых стен.
В настоящее время разработаны три типа таких конструкций:
- с внешней анкеровкой;
- с анкеровкой за фундаментную плиту;
- в виде уголков с контрфорсами;
- без анкеровки и козлового типа.
Слайд 8Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 3.3. Набережная из массивов-гигантов:
а – симметричного профиля; б –
несимметричного профиля
Слайд 9Возведение сооружений водного транспорта
Существуют конструкции глубоководной набережной сборной уголковой конструкции
с внешней анкеровкой.
На заранее выровненную водолазами каменную постель плавкраном устанавливают
фундаментные плиты.
Затем собирают лицевые плиты, а также тыловые анкерные плиты, закрепляющие лицевые при помощи анкерных тяг.
По длине (в плане) фундаментных и лицевых плит образуются вертикальные и горизонтальные швы, создающие опасность размыва песчаной засыпки.
Для устранения этого нежелательного при нормальной эксплуатации причала явления швы под водой заклеивают специальной пластмассой – гидрорерином.
Существуют также другие способы уплотнения швов.
Для предотвращения размыва с тыловой и лицевой сторон фундаментных плит предусмотрен щебеночный контрфильтр.
По окончании сборки засыпают песок до проектной отметки.
Слайд 10Возведение сооружений водного транспорта
Преимуществом этой конструкции является то, что благодаря
закреплению лицевой стенки к тыловой опоре напряжение под фундаментной плитой распределяется
почти равномерно; недостаток – сравнительно сложная технология монтажа при креплении анкерных тяг.
Уголковые стенки с внутренней анкеровкой отличаются от стенок с внешней анкеровкой тем, что в данном случае анкерные тяги крепят непосредственно к фундаментным плитам.
Благодаря этому сокращаются длины анкерных тяг и отпадает необходимость в тыловых опорных плитах.
Расчеты показывают, что в ряде случаев данная конструкция обходится на 10–12 % дешевле, чем уголковые стенки с внешней анкеровкой, однако сооружения этого типа требуют несколько лучших грунтов основания.
Слайд 11Возведение сооружений водного транспорта
Недостатком причальных сооружений с внешней и внутренней анкеровкой является
довольно сложная технология подводного монтажа анкерных тяг.
Этот недостаток в существенной
мере устраняется применением контрфорсных стенок, состоящих из трех сборных элементов: лицевой и фундаментной плит и контрфорсной плиты, позволяющий создавать жесткий уголок.
Указанные сборные элементы соединяют на строительной площадке с последующей установкой готовой конструкции при помощи плавкрана на выровненную водолазами каменную постель.
Данная конструкция значительно ускоряет строительство и снижает его стоимость.
Все три вида уголковых стен относятся к гравитационным конструкциям, у которых, в отличие от массивовых стенок, силы, придающие сооружению устойчивость, образуются в основном за счет пригрузки грунтовым столбом фундаментной плиты.
Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию уголковых стенок (двойная анкеровка и пр.)
Слайд 12Причальные сооружения из массивной кладки
Слайд 13Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 72 Схемы отсыпки каменных полостей 1-
буксир, 2 – шаланда, 3 – створ отсыпки, 4 –
промерный понтон, 5 – границы отсыпки постели, 6 – линия кордона, 7 – каменная постель, 8 – якорь, 9 – въездная площадка, 10 – берег, 11 – ЖБ шпалы, 12 – понтон, 13 – самосвал, 14 – приемное окно, 15 – границы постели, 16 – колесоотбойный брус, 17 – лебедки, 18 – постель, 19 – контрфильтр, 20 – опора из брусьев, 21 – кормовая лебедка, 22 – связи, 23 – колесоотбойный брус, 24 – шпунт Ларсена, 25 – металлическая сигара
Слайд 14Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 15Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 72 Схемы отсыпки каменных полостей 1-
буксир, 2 – шаланда, 3 – створ отсыпки, 4 –
промерный понтон, 5 – границы отсыпки постели, 6 – линия кордона, 7 – каменная постель, 8 – якорь, 9 – въездная площадка, 10 – берег, 11 – ЖБ шпалы, 12 – понтон, 13 – самосвал, 14 – приемное окно, 15 – границы постели, 16 – колесоотбойный брус, 17 – лебедки, 18 – постель, 19 – контрфильтр, 20 – опора из брусьев, 21 – кормовая лебедка, 22 – связи, 23 – колесоотбойный брус, 24 – шпунт Ларсена, 25 – металлическая сигара
Слайд 16Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 17Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 18Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 19Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 74 Разбивка линии первого курса массивной
кладки 1 – разбивочный трос, 2 – разбивочный массив, 3
– груз, 4 – щебеночный контрфильтр, 5 – каменная постель, 6 - клин
Слайд 20Возведение сооружений водного транспорта
Для повышения качества установки массивов служит универсальный
съемный кондуктор, состоящий из закрепляемой на мас-
Слайд 21Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 75 Последовательность укладки массивов с помощью
полуавтоматического захвата
Слайд 22Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 23Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 24Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 76 Очередность укладки массивов
1 –
уложенные ранее массивы, 2 – укладываемые массивы
Слайд 25Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 26Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 27Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 28Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 77 Схема сооружения причальной массивной стенки
поточным методом: 1 – промерный понтон, 2 – ось постели,
3 – буксирный катер, 4 – шаланда, 5 – линия кордона, 6 – кран с грейфером, 7 – баржа грузоподъемностью 500 т, 8 – водолазная станция, 9 – массивы, 10, 16 – плавучие краны грузоподъемностью 100 и 60 т, 11 – уголковые блоки, 12 – автокран, 13 – отбойное приспособление, 14 – плот, 15 – швартовная тумба
Слайд 29Причальные сооружений из массивов-гигантов
Слайд 30Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 31Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 32Возведение сооружений водного транспорта
Рис. 78 Схема транспортировки и установки массивов-гигантов
Слайд 33Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 34Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 35Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 36Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 37Возведение сооружений водного транспорта
Слайд 38Причальные сооружений из оболочек большого диаметра
Слайд 39Причальные сооружений из оболочек большого диаметра
Слайд 40Причальные сооружений из оболочек большого диаметра
Слайд 41Причальные сооружений из оболочек большого диаметра
Рис. 79 Установка оболочек диаметром
10, 4 м двумя плавкранами
1- понтон грузоподъемностью 800 т, 2
– плавкран, 3 – балка траверсы, 4 – оболочка, 5, 6 – места строповки соответственно траверсы и оболочки, 7 – место строповки траверсы при работе одним краном, 8 – распределительная рама, 9 – несущая ферма, 10 – винтовой домкрат, 11 – штурвалы домкратов