Слайд 1Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике
Хакасия
Абакан 2020
Ведение сведений о трудовой деятельности в электронном виде
Слайд 2 С 1 января 2020 года в
России вводится электронная трудовая книжка - новый формат хорошо знакомого
всем работающим россиянам документа. Цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета. Переход на электронные трудовые книжки добровольный и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.
Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя и будет реализована только в цифровом формате. Предоставить сведения о трудовой деятельности застрахованного лица в ПФР работодатель может через Кабинет страхователя, специализированного оператора связи или обратившись в Клиентскую службу территориального органа ПФР. Просмотреть сведения электронной трудовой книжки застрахованные лица могут также через Личный кабинет гражданина или портал Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.
Слайд 3Преимущества электронной трудовой книжки
Удобный и быстрый доступ работников к
информации о трудовой деятельности;
Минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений
о трудовой деятельности;
Дополнительные возможности дистанционного трудоустройства;
Снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;
Дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения;
Использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг;
Новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов;
Высокий уровень безопасности и сохранности данных.
Слайд 4Нормативно-правовое регулирование
16 декабря 2019 г. приняты федеральные законы, направленные на
реализацию проекта «Электронная трудовая книжка»:
Федеральный закон от 16.12.2019 N 439-ФЗ
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде"
Федеральный закон от 16.12.2019 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Слайд 5ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННАЯ
ТРУДОВАЯ КНИЖКА»
Работодатель формирует и представляет для хранения в информационных
ресурсах ПФР основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже;
По 31 декабря 2020 г. включительно работники подают работодателям письменные заявления о своем выборе: о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, либо о предоставлении работодателем ему сведений о трудовой деятельности;
Работник, подавший заявление о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, имеет право в последующем подать работодателю заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности;
Работникам, подавшим заявления о представлении сведений о трудовой деятельности, работодатели выдают трудовые книжки на руки и после этого освобождаются от ответственности за их ведение и хранение. При выдаче трудовой книжки в нее вносится соответствующая запись.
Слайд 6 Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о
его трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах
Пенсионного фонда Российской Федерации
Работник может получить сведения о трудовой деятельности:
у работодателя по последнему месту работы;
в МФЦ;
в ПФР;
на ЕПГУ;
Форма сведений о трудовой деятельности, предоставляемая работодателями утверждается ПФР по согласованию с Минтрудом России;
Форма сведений о трудовой деятельности, выдаваемая работнику, утверждается Минтрудом России по согласованию с ПФР
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА»
Слайд 7В целях реализации положений закона работодатели в течение 2020 года
осуществляют следующие мероприятия:
Принятие или изменение локальных нормативных актов с
учетом мнения профсоюзной организации (при наличии);
Подготовку и обсуждение изменений в соглашения и коллективные договоры (при необходимости);
Обеспечение технической готовности к представлению сведений о трудовой деятельности в ПФР;
Уведомление по 30 июня 2020 года работников в письменном виде об изменениях законодательства, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве выбора.
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА»
Слайд 8ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 01.04.1996 № 27-ФЗ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА«ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА»
Индивидуальный лицевой счет дополняется разделом
«Сведения о трудовой деятельности» (мероприятие – прием, увольнение, перевод, наименование должности (профессии), основание (дата и номер приказа, а также сведения о подаче зарегистрированным лицом о продолжении ведения работодателем трудовой книжки, либо о предоставлении работодателем ему сведений о трудовой деятельности);
С 1 января 2020 работодатели представляют в ПФР ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи приема на работу, перевода и увольнения, а также подача соответствующего заявления, сведения о трудовой деятельности работника.
При представлении сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года, а в случае если указанные случаи в течение 2020 года отсутствовали, то не позднее 15 февраля 2021 года;
Слайд 9ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 01.04.1996 № 27-ФЗ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА«ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА»
Начиная с 1 января
2021, года – в случае перевода, подачи зарегистрированным лицом заявления сведения предоставляются ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а в случаях приема на работу и увольнения работника сведения на данного работника представляются не позднее рабочего дня следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения)
Работодатель, с численностью 25 и более лиц, представляет сведения о трудовой деятельности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для работодателей, которые не подключены к электронному документообороту, ПФР разрабатал сервис для формирования отчетности в электронном виде, который будет предоставляться работодателям на безвозмездной основе- Кабинет страхователя;
Слайд 10 Особенности представления сведений о трудовой деятельности государственными органами в
отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц устанавливаются Минтрудом по согласованию с
соответствующими ФОИВ и ПФР.
За нарушения представления сведений о трудовой деятельности, должностное лицо страхователя привлекается к административной ответственности за нарушение трудового законодательства;
Информацию о непредставлении в установленный срок либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности работающих лиц территориальный орган ПФР направляет в Роструд и его территориальным органам (государственным инспекциям труда), в порядке межведомственного взаимодействия.
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 01.04.1996 № 27-ФЗ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА«ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА»
Слайд 11Порядок заполнения формы
«Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица
(СЗВ-ТД)»
Слайд 13 Форма СЗВ-ТД заполняется на основании приказов (распоряжений),
иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений между страхователем
и зарегистрированным лицом, и содержит сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица, его приеме на работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении.
Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями в территориальный орган ПФР на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе), с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в отношении которых произведены другие кадровые изменения (в том числе перевод на другую постоянную работу, установление второй и последующей профессии или иной квалификации, отмена ранее произведенных мероприятий и другие), а также в случае подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации.
Форма СЗВ-ТД представляется, начиная с 1 января 2020 года, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором проведены кадровые мероприятия или подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности. Пункт 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Слайд 14 Начиная с 1 января 2021 года, форма
СЗВ-ТД представляется в случае перевода на другую постоянную работу, подачи
зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения трудовой книжки либо о представлении сведений о трудовой деятельности не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место такие кадровые мероприятия, а в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление (прекращение) трудовых отношений. При представлении сведений об увольнении зарегистрированного лица в форму СЗВ-ТД включаются сведения о проведенных кадровых мероприятиях в отношении зарегистрированного лица, по которым отчетный период-месяц не завершен либо сведения за предыдущий отчетный период-месяц не представлены.
Страхователь представляет форму СЗВ-ТД в форме электронного документа. В случае если численность работающих у него зарегистрированных лиц менее 25, он может представлять форму СЗВ-ТД на бумажном носителе.
В случае представления формы СЗВ-ТД на бумажном носителе страхователь заполняет её чернилами, шариковой ручкой (могут использоваться любые цвета, кроме красного и зеленого) печатными буквами или при помощи средств вычислительной техники без помарок, исправлений и без каких-либо сокращений.
Документ заверяется подписью руководителя или доверенного лица и печатью организации (при наличии). Страхователь (работодатель), не являющийся юридическим лицом, заверяет входящие документы личной подписью. Позиции «Наименование должности руководителя», «Расшифровка подписи» (указывается Ф.И.О. полностью) обязательны к заполнению.
Слайд 15 В случае если требуется отменить запись в ранее
представленных страхователем сведениях о трудовой деятельности по зарегистрированному лицу, страхователем
представляется форма СЗВ-ТД, заполненная в полном соответствии с первоначальными сведениями, которые требуется отменить, при этом в графе «Признак отмены записи сведений о приеме, переводе, увольнении» проставляется знак «X».
В случае если требуется скорректировать (исправить) ранее представленные сведения о трудовой деятельности по зарегистрированному лицу, необходимо отменить ранее представленные сведения и в следующей строке заполнить скорректированные (исправленные) сведения.
При представлении сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по состоянию на 1 января 2020 года страхователем представляется форма СЗВ-ТД, со сведениями о последнем (по состоянию на указанную дату) кадровом мероприятии.
Слайд 16Проект формы «Сведения о трудовой деятельности работника»
При заполнении формы работодателем
указываются периоды трудовой деятельности у данного работодателя
Слайд 17 Новая форма СЗИ-ТД представляет собой аналог «бумажной»
трудовой книжки и содержит те же сведения о трудовой деятельности
работника, которые раньше вносились в нее:
- личные данные работника (Ф.И.О., СНИЛС, дата рождения);
- наименование работодателя;
- сведения о занимаемой работником должности и периоде работы;
- причины увольнения в соответствии с ТК РФ.
С переходом на электронный формат, сведения о работе СЗИ-ТД будут выдаваться работнику при увольнении или по его запросу. Получить его можно в бумажном (в этом случае она заверяется «живыми» подписями и печатью организации) или электронном виде (подписывается усиленной квалифицированной ЭЦП). Что касается порядка выдачи, то получить ее у работодателя работник сможет:
по запросу - в течение трех рабочих дней (ч. 1 ст. 62 ТК РФ);
при увольнении - в день увольнения (выдается обязательно - без запроса работника).
В новой редакции ТК РФ, вступающей в силу с 01.01.2020 г. эта процедура будет регулироваться ст. 66.1 и ст. 84.1. (закон № 439-ФЗ от 16.12.2019 г.).
При устройстве на новое место, работник предъявляет работодателю СЗИ-ТД с предыдущего места работы для переноса сведений в учетную систему новой организации.
Если по каким-либо причинам затруднительно получить документ у работодателя, работник может получить его и в государственных учреждениях:
- в ПФР через «Личный кабинет» на сайте или через портал Госуслуг - в электронном виде;
- в ПФР или МФЦ при личном визите - на бумажном носителе.
При этом получение работником документа самостоятельно не снимает с работодателя обязанность выдать его работнику при увольнении. Если невозможно сделать это «лично в руки», работодателю следует направить работнику форму заказным письмом с уведомлением. Датой выдачи в этом случае будет считаться дата почтовой отправки.
Слайд 18 Заполняют отчет СЗИ-ТД все работодатели на основании
документов кадрового учета. При этом данные должны совпадать с другим
отчетом, который работодатели сдают в ПФР – с формой СЗВ-ТД.
Те работодатели, кто оформляет СЗИ-ТД, кто сдает в ПФР сведения о работниках по форме СЗВ-ТД, должны следить за тем, чтобы не было разночтений в этих двух документах.
Порядок заполнения новой формы СЗИ-ТД:
в документ вносятся личные данные сотрудника (ФИО в именительном падеже, дата рождения). Данные обязательно должны совпадать с данными, указанными в СНИЛС; указывается дата подачи заявления на ведение бумажной или электронной трудовой книжки (если таковое подавалось);
заполняется порядковый номер строки;
указывается название организации-работодателя в точном соответствии с учредительными документами (для ИП – в соответствии с данными паспорта);
заполняется дата и вид кадрового мероприятия (прием, увольнение, перевод и т.д.);
указывается должность или специальность работника (в соответствии со штатным расписанием) и структурное подразделение;
обязательно указывается пункт и статья ТК РФ, который явился основанием для увольнения, и реквизиты соответствующего внутреннего приказа, изданного работодателем.
Все даты отражаются в формате «ДД.ММ.ГГГГ», номера документов указываются без знака «№». Документ обязательно должен быть заверен подписями с расшифровкой, печатью или ЭЦП (в зависимости от формы выдачи).
Заполняет форму специалист отдела кадров или иное лицо, на которое возложено кадровое делопроизводство.
Важно помнить, что СЗИ-ТД является документом, содержащим персональные данные. Поэтому его нельзя передавать третьим лицам без наличия письменного согласия работника. В противном случае это будет расцениваться как разглашение персональных данных.