Слайд 1Психология отличается двумя разнонаправленными целями-традициями.
Первая из них – стремление
стать естественнонаучной дисциплиной,
Вторая – занять место житейской психологии.
Каждая
из них порождает свои конкретные задачи.
Тема 1.2. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки
Слайд 2Научная психология представляет собой специальную дисциплину, обладающую понятийным и методическим
аппаратом для изучения психической жизни человека, законов ее организации и
развития.
Точность и регулярность фиксации получаемого опыта, возможность строгой проверки и направленного воспроизводства сближают ее с естественными науками.
Слайд 3Психологическая наука имеет особенности, связанные со спецификой объекта изучения –
его способностью к внутреннему отражению своих состояний.
Обыденные представления человека
о себе, являясь средствами и результатами разрешения реальных жизненных задач, могут быть устойчивыми и существовать независимо от их научных объяснений.
Слайд 4Гуманитарный аспект научной психологии заключается не только в изучении, но
и в практике создания этих представлений как способов преодоления конфликтных
ситуаций, осмысления и продуктивного развития жизненного опыта.
Научная и житейская психология, сохраняя принципиальные различия, вступают в необходимые взаимные связи.
Слайд 5Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса
о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение
оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, "с познанием самого себя".
Слайд 6Годом рождения научной психологии считают 1879 г.
В этом году
были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге,
основателем которого был В.Вундт (1832-1920).
Слайд 7Психология и естественные науки: патопсихология, зоопсихология, психофизиология и нейропсихология.
Нейропсихология (так
же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные
задачи.
Слайд 8Психология и общественные науки: социальная психология, этнопсихология, история психологии, политическая
психология, экономическая психология, юридическая психология и т.д.
Историческая психология находится в
самом начале своего оформления как психологическая дисциплина, и одна из основных ее проблем — проблема методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и их современников.
Слайд 9Психология и технические (опосредовано через орудия труда) науки:
психология труда
и инженерная психология, экспериментальная психология, педагогическая психология, психология искусства, психолингвистика.
Слайд 10Раздел 2. Сферы психологической практики.
Тема 2.1.Основные направления практической психологии
Практическая психология
–психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением,
занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
Слайд 11Психологи, работающие в сфере практической психологии - практические психологи.
Направления практической психологии
неразрывно связаны с решаемыми в их рамках задачами.
В настоящее
время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:
— система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур;
— система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);
— клинические и другие медицинские учреждения;
— экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);
— центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.
Слайд 12Психолог на предприятии содействует успешному ведению бизнеса (промышленный психолог, консультант
по социально-психологическим вопросам, организатор и ведущий тренингов и т. п.).
Психолог в образовательных учреждениях способствует образовательному процессу (например, школьный психолог, психолог центра профориентации и переориентации и т. п.)
Практический психолог в медицинских учреждениях принимает участие в постановке диагноза (особенно психиатрических и психосоматических больных) и немедикаментозном лечении.
Слайд 13Основные направления и методы практической психологии:
-психотерапия (лечение при помощи психического
воздействия). Этот метод используется для лечения психических, нервных и психосоматических
заболеваний;
-психологическое консультирование – оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента.
Слайд 14Основные направления и методы практической психологии:
- практическая психодиагностика, основной процедурой
которой является психодиагностическое обследование, основанное на использовании психодиагностических методик и
позволяющим получать значимую психологическую (в том числе и личностно значимую) информацию о конкретном человеке или группе людей;
- психологическая коррекция — восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения.
Слайд 15Раздел 3. Основные виды психологических служб
Тема 3.1. Психологические службы
в рамках работы государственных учреждений различного типа и уровня.
Работа психолога
в системе образования (детские сады, детские дома, учебные заведения). Работа психолога в учреждениях социального обслуживания населения. Психолог в системе здравоохранения.
Тема 3.2. Организация и содержание работы психологических служб на производстве.
Работа психолога в производственных организациях. Направление деятельности. Основные организационные проблемы.
Слайд 16Направления и цель работы психологической службы в системе образования:
Цель:
психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов)
Направления:
1. Психологическое
просвещение
Приобщение учителей, родителей и детей к психологическим знаниям.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, неделя психологии и пр.
2. Психологическая профилактика
Вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного детства.
Слайд 17Направления работы:
3. Психологическое консультирование
Консультирование администрации школы.
Консультирование учителей разных классов,
с различным педагогическим опытом по вопросам поведения отдельных учащихся.
Консультации для
родителей по вопросам семейного воспитания.
Консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания.
Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Слайд 184. Психологическая диагностика
Выявление особенностей психического развития ребенка.
Выявление психологических причин проблем,
трудностей в обучении и воспитании отдельных детей.
Определение особенностей развития интересов,
способностей.
5. Психологическая коррекция
Психологи проводят групповые и индивидуальные коррекционно - развивающие занятия основанные на результатах диагностической работы, а так же по запросу родителей
Слайд 19ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Задачи и содержание работы психологической службы
Деятельность психологической службы промышленного предприятия с 1986 года регламентируется
«Положением о службе социального развития предприятия, организации, министерства»
Практические психологи промышленных предприятий выделяют три аспекта трудовой деятельности, требующие их вмешательства.
Они связаны с решением трех основных задач:
психологического отбора кандидатов на трудоустройство;
психологического сопровождения карьеры персонала;
психологической оценки сотрудников предприятия.
Слайд 20Психологический отбор кандидатов при трудоустройстве имеет своей целью получение информации
о психологических особенностях претендентов и позволяют сделать заключение о степени
ценности данного специалиста в данной организации или в различных профессиональных областях.
Для этой цели проводится первичный отбор кандидатов.
В ходе работы, в которой участвуют сотрудники кадровых служб, оцениваются резюме, рекомендации претендентов, заполняются различные формализованные анкеты.
Все это позволяет сформировать так называемый банк данных, в котором содержатся сведения о специалистах, чьи знания и опыт работы могут быть полезны предприятию в будущем. Решение о приеме остается за руководителем предприятия.
Слайд 21Задача психологического сопровождения карьеры персонала включает три направления работы психолога
предприятия: исследовательское, коррекционное и просветительское.
Содержание программ по психологическому сопровождению включают
в основном следующие мероприятия:
- разработка и реализация адаптационной программы для ускорения процесса привыкания вновь принятых работников к новым условиям деятельности и к коллективу;
- групповые и индивидуальные занятия по оптимизации социально-психологической атмосферы на предприятии;
- индивидуальное сопровождение карьеры сотрудника;
- мониторинг процесса организационного развития (способность организации становиться самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, условий рынка).
Слайд 22Следующая задача психологической службы предприятия- оценка персонала.
Функциями психолога в этом
направлении могут быть:
- участие в оценочных процедурах сотрудников при повышении
их категории, переводе на другую должность, при определении степени соответствия психологических особенностей и способностей специалистов требованиям новой должности или новым условиям работы;
- участие в создании банка специалистов, претендующих на карьерный рост.
Иными словами, психолог на предприятии выступает как социальный инженер.
Слайд 23ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ
Должностные обязанности психолога воинской части
Должность «Психолога
полка» была введена в Вооруженных силах России в середине 90-х
годов в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом на основании приказа министра обороны РФ «Совершенствование воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., директивы министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18, 1996 г., приказа министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г.
Слайд 24Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:
- знание психологических качеств
военнослужащих полка;
- изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;
- выработку
предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;
- организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;
- оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;
- проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
Слайд 25
- участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;
- организацию
психологической помощи военнослужащим и членам их семей;
- организацию взаимодействия с
медицинской службой полка;
- методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;
- проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;
- участие в развитии материально-технической базы психологической работы;
- информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.
Слайд 26Составление документов, отчетов психологической службой происходит согласно директиве начальника ГУВР
ВС РФ «Об информации по психологической работе в ВС РВ»
Д-3, 1998 г.
Деятельность психологической службы происходит на территории расположения всего полка.
Режим работы специалистов психологической службы определен в руководящих документах в период с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут. Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания.
Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет.
Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному отбору личного состава, опираясь на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.
В случае необходимости психолог может организовать центр психологической разгрузки, проводить консультации.
Особая форма деятельности - выступления перед офицерами, прапорщиками, сержантами с лекциями, оперативной информацией, а также организация и проведение с ними мини-тренингов.
Слайд 27Задание к зачету:
Создать модель психологической службы любого учреждения
и защитить ее
положения.
Модель должна быть представлена схематично.