Слайд 1Тема 13. Основные направления экономической политики государства
Вопросы лекции:
1. Денежно –
кредитная система.
2. Сущность и структура финансовой системы.
3. Налоги. Принципы
и формы налогообложения.
4. Доходы в рыночной экономике. Сущность и цели социальной политики государства.
Слайд 21. Денежно – кредитная система
Основные компоненты денежной системы:
национальная денежная единица;
система
бумажных и кредитных денег, обращающихся в стране;
система эмиссии денег;
государственные органы,
регулирующие денежное обращение.
Денежная система – система металлических денег (золото и серебро) и система бумажных и кредитных денег не разменных на золото.
Предложение денег
Денежная масса – это наличные и
безналичные деньги (платежные карточки, чеки, квазиденьги -безналичные денежные средства на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках).
М1 = наличные + чековые вклады;
М1 = М2 + бесчековые сберегательные счета + мелкие срочные вклады (до 100 тыс.$).
М3 = М2 + крупные, более 100 тыс.$ срочные вклады.
Слайд 4Спрос на деньги
Это желание иметь определенную сумму наличных и безналичных
денег. Мотивы:
1. Трансакционный. Спрос прямо пропорционален сумме доходов и обратно
пропорционален частоте получаемых доходов. Спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному ВНП. На уровне народного хозяйства общая сумма доходов равна сумме товарных цен, а частота поступлений доходов равна скорости оборота денег.
Слайд 52. Мотив предосторожности. В случае уменьшения доходов или неожиданно возникших
платежей нужны наличные деньги или кредит. Размер спроса равен сумме
доходов.
3. Спекулятивный спрос. Деньги необходимы для формирования портфеля. Если банковский процент растет, то наличные деньги иметь не выгодно. Лучше вложить их в ценные бумаги или положить на депозит. Минимальный спрос на деньги равен трансакционному мотиву. Если процент падает, то увеличивается спекулятивный спрос, т.к. наличные деньги нужнее.
Слайд 6Кредит – это предоставление займодавцем заемщику определенной суммы денег на
условиях платности, возвратности, срочности.
Виды кредита: ростовщический, коммерческий, банкирский, ипотечный, государственный,
сельскохозяйственный, потребительский, коммунальный. (Библия, Коран).
Кредитная система включает – банки и небанковские организации (фонды –дорожный, пенсионный, занятости, страхования; инвестиционные организации, фондовые биржи, кредитную кооперацию).
Слайд 7Уровни банковской системы:
1 – Национальный банк; 2- банки второго
уровня.
Функции Национального банка:
эмиссия денег и ценных бумаг;
контроль за банками второго
уровня;
аккумуляция денежных средств;
долгосрочное и краткосрочное кредитование;
расчеты между предприятиями и организациями.
Слайд 102. Сущность и структура финансовой системы
Финансовая система – это совокупность
экономических отношений, опосредующих формирование, распределение и использование фондов денежных средств
в процессе расширенного воспроизводства. Функции финансовой системы: распределительная и контрольная.
Распределительная означает распределение и перераспределение национального дохода. Методы – финансово-бюджетный и финансово-банковский.
Слайд 11Цель распределительной функции – финансирование непроизводственной сферы; распределение денежных средств
между регионами, отраслями и внутри отраслей для обеспечения нужных пропорций.
Контрольная
функция – это:
финансово-хозяйственный контроль за распределением денежных средств с целью роста эффективности;
финансово-бюджетный контроль – изъятие в бюджет и выдача денежных средств из бюджета;
Слайд 123) финансово-банковский контроль, т.е. выдача кредитов и контроль за их
целевым использованием.
Экономическая роль финансов: 1) увеличение скорости оборота капитала; 2)
соизмерение доходов и расходов; 3) оптимизация соотношения между накоплением и потреблением; 4) обеспечение пропорций экономического роста; 5) многообразие форм собственности.
Источники формирования финансов: налоги, средства социального страхования; эмиссия денег; государственная собственность.
Слайд 13Финансовая система – это система финансовых организаций, мобилизующих денежные средства
с целью образования централизованных и децентрализованных фондов. Децентрализованные фонды –
это фонды предприятий и отраслей. Это фонд возмещения и фонд накопления (фонд заработной платы, резервный фонд, фонд страхования и специальный фонд). Централизованные фонды – это фонды денежных средств предприятий, социального и имущественного страхования, кредиты и государственный бюджет.
Слайд 14Финансовая система включает в себя бюджеты различных уровней (государственный и
местные бюджеты), фонды социального и имущественного страхования, валютные резервы государства,
денежные фонды предприятий, фонды специального назначения.
Государственный бюджет – это генеральный финансовый план страны. Это баланс доходов и расходов на уровне государства.
Источники доходов – налоги, средства от приватизации, аренда объектов государственной собственности.
Слайд 15Расходные статьи бюджета подразделяются на расходы по государственному управлению, на
социально-экономические цели, на хозяйственную деятельность государства, осуществление им внешнеэкономической деятельности,
укрепление обороны и национальной безопасности.
Расходы государства на хозяйственную деятельность приводят к мультипликационному росту ЧНП. Мультипликатор государственных расходов определяется как отношение изменения ЧНП к изменению правительственных расходов.
Слайд 163. Налоги. Принципы и формы налогообложения.
Налоги – это обязательные платежи
физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая
система – это совокупность форм и методов сбора финансовых средств.
Налоги классифицируются по следующим признакам:
По объектам налогообложения различают:
а) налог на доходы, б) налог на имущество,
в) налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг.
Слайд 172. По способам взимания налоги делятся на прямые (взимаются непосредственно
с получателей доходов или владельцев имущества: подоходный налог, налог на
собственность) и косвенные (включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже НДС, акцизы и таможенные пошлины).
3. По способу определения размера налогов:
пропорциональные - это налоги с неизменной процентной ставкой, не зависящей от суммы дохода, расхода или стоимости имущества;
Слайд 18б) прогрессивные - это налоги, ставка которых растет по мере
роста доходов (темпы роста налогов выше темпов роста доходов);
в)
регрессивные –это налоги, ставка которых снижается по мере роста доходов (темпы роста налогов ниже темпов роста доходов);
г) дегрессивные – ставка налога растет, но каждый последующий прирост меньше предыдущего.
4. По уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы, выделяют общегосударственные и местные налоги.
5. По порядку использования различают общие налоги (поступают в единую кассу государства) и целевые или специальные, имеющие определенное назначение.
Слайд 19Рост чистого объема налоговых поступлений в государственный бюджет расширяет возможности
государственного инвестирования и кредитования частного бизнеса и государственных предприятий. Это
приводит к мультипликационному росту чистого национального продукта. Налоговый мультипликатор определяется как отношение изменения ЧНП к изменению объема налоговых поступлений. Чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм снижает стимулы к капиталовложениям.
Слайд 20Первоначально с ростом налоговых ставок растут поступления в бюджет. Однако
в какой-то момент чрезмерные ставки налогов начинают тормозить развитие производства,
а при стопроцентной ставке налогов предприниматели сворачивают производство в силу отсутствия какого-либо стимула, и
поступления в бюджет прекращаются.
Слайд 22Бюджетный процесс предполагает сбалансированное состояние государственных доходов и расходов. Превышение
государственных расходов над доходами вызывает бюджетный дефицит по причинам:
1) возрастания
роли государства в различных сферах жизни, 2) роста расходов на обеспечение национальной безопасности,
3) увеличения численности государственного аппарата, 4) колебаний хозяйственной конъюнктуры, периодических спадов и подъемов производства.
Слайд 23Способы погашения дефицита госбюджета:
1) дополнительная эмиссия денег; 2) увеличение налогов;
3) государственные займы, государственный кредит; 4) сокращение расходов.
В результате выпуска
государственных займов и их размещения государство привлекает временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. В результате образуется внутренний долг государства, погашаемый постепенно. В результате привлечения международного кредита образуется внешний долг государства.
Слайд 24Экономические последствия государственного долга: 1. Необходимость обслуживания внешнего долга приводит
к существенному сокращению возможностей потребления для населения данной страны. 2.
Долг приводит к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики. 3. Увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве анти стимулятора экономической активности. 4. Государственный долг приводит к усилению неравенства в доходах.
Слайд 254. Доходы в рыночной экономике. Сущность и цели социальной политики
государства.
Причины социального неравенства
1. IQ
2. Уровень образования.
3. Здоровье.
4. Наличие первоначального капитала.
5.
Господство на рынке.
6. Вкусы и склонность к риску.
Слайд 26Кривая Лоренца
0
Е
F
M
N
K
ОЕ – полное равенство
OFE – полное неравенство
OМE- неравенство до
налогообложения
ONE- неравенство после налогообложения
ОКЕ –неравенство после трансфертов
Слайд 27Коэффициент Джинни, децильный коэффициент
Слайд 28Коэффициент Джинни
Финляндия - 0,2
Швеция - 0,21
ФРГ
- 0,23
Канада
- 0,28
Англия - 0,29
Франция - 0,3
Италия - 0,31
США - 0,34
Казахстан - 0,35
Слайд 29Уровень жизни характеризуется:
доходами населения; 2) прожиточным минимумом; 3) обеспеченностью общественными
благами; 4) средней продолжительностью жизни; 5) уровнем детской смертности; 6)
количеством свободного времени; 7) доступность чистой воды; 8) равенством мужчин и женщин; 9) уровнем цен.
Слайд 30Виды доходов: номинальный, реальный, используемый.
Источники доходов: заработная плата, доходы от
личного подсобного хозяйства, прибыль от предпринимательской деятельности, выплаты из общественных
фондов потребления. Государственная политика регулирования доходов направлена на перераспределение доходов населения через госбюджет путем дифференцированного налогообложения получателей дохода и социальных выплат отдельным категориям населения.
Слайд 31Политика выравнивания доходов предусматривает выделение финансовых ресурсов на помощь низкооплачиваемым
слоям общества, на устранение бедности. Она проводится с помощью налогов
и трансфертных платежей через общественные фонды потребления.
Распределение средств из ОФП осуществляется по трем направлениям:
1. Предоставление средств населению в зависимости от труда каждого. Это - пособия по социальному страхованию, выплаты по болезни, оплачиваемые отпуска, пенсии по инвалидности и старости, пособия по безработице.
Слайд 322. Предоставление средств населению вне связи с трудом каждого работника,
а по расчету среднего размера его потребностей, на удовлетворение которых
они направляются Это пособия на детей в многодетных семьях, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, в школах-интернатах.
3. Предоставление населению льгот и услуг в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы (медпомощь, образование).