Разделы презентаций


ТЕМА 14. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в

Содержание

Становление Судебной системы в России В 1991 году была разработана Концепция судебной реформы в РСФСР. Своё отражение она нашла в Конституции РФ 1993 года. Концепция предусматривала в качестве важнейшего результата судебной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА 14. Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в

Российской Федерации

ТЕМА 14.  Конституционные основы судебной власти и прокурорского надзора в Российской Федерации

Слайд 2Становление Судебной системы в России
В 1991 году была разработана

Концепция судебной реформы в РСФСР.
Своё отражение она нашла в

Конституции РФ 1993 года.
Концепция предусматривала в качестве важнейшего результата судебной реформы в РСФСР отказ от единства её судебной системы.
- На территории РФ предполагалось одновременное действие:
а) Конституционного Суда РСФСР,
б) органов конституционного контроля республик в её составе,
в) общих судов, возглавляемых Верховным Судом РСФСР,
г) арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РСФСР,
д) других специализированных судов. - Становление уже хорошо известной нам полноценной четырёхзвенной арбитражной системы, включающей арбитражные суды субъектов (первая инстанция), арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды (окружные – кассация) и ВАС РФ (надзор), завершилось в 2006 году.
Становление Судебной системы в России В 1991 году была разработана Концепция судебной реформы в РСФСР. Своё отражение

Слайд 3О судебной реформе
В соответствии с базисным для проводимой судебной реформы

Постановлением Верховного Совета РСФСР № 1801-1 от 24.10.1991г. «О концепции

судебной реформы в РСФСР» одними из основных, по-прежнему актуальных, задач судебной реформы является: дифференциация форм судопроизводства, а также совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.

Кроме того, относительно судебной системы, в концепции реформы особо отмечено, что в ходе реформы необходимо:
- принять во внимание потребность в специализации судебной деятельности;
- максимально приблизить суд к населению, чтобы облегчить доступ граждан к правосудию;
- исключить возможность произвольного изменения подсудности, четко определив компетенцию различных звеньев судебной системы;
- гарантировать по каждому делу возможность обжалования и проверки судебных решений;
- при использовании простых процессуальных форм в низших звеньях судебной системы обеспечить благоприятный баланс гарантий для граждан в ходе дальнейшего движения дела, в частности путем предоставления лицу по его жалобе права на полный пересмотр дела в вышестоящем суде.
О судебной реформеВ соответствии с базисным для проводимой судебной реформы Постановлением Верховного Совета РСФСР № 1801-1 от

Слайд 4продолжение
Последняя Концепция федеральной целевой программы по развитию судебной системы России

была принята на 2013-2020 годы // Распоряжение Правительства РФ от

20.09.2012 № 1735-р.
Однако она не содержит задач по объединению высших судов. Президент РФ озвучил предложение об объединении ВС РФ и ВАС РФ, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 21 июня 2013 года // www.kremlin.ru/news/18383.
7 октября 2013 года в Государственную Думу ФС РФ был внесён законопроект о поправке к Конституции РФ. В обоснование необходимости принятия этой поправки в пояснительной записке к законопроекту указано, что реорганизация судебной системы позволит:
«обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц;
исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела;
установить общие правила организации судопроизводства;
добиться единообразия в судебной практике».
продолжениеПоследняя Концепция федеральной целевой программы по развитию судебной системы России была принята на 2013-2020 годы // Распоряжение

Слайд 5Ч.2 ст.118 Конституции РФ

Ч.2 ст.118 Конституции РФ

Слайд 7Судебная реформа 2014 года
Содержанием судебной реформы стало упразднение Высшего Арбитражного

Суда РФ, роспуск действующего состава Верховного Суда РФ и создание

единой высшей судебной инстанции - Верховного Суда РФ.
Над вопросом, зачем это делается, задумываются многие эксперты, практикующие юристы, политологи и журналисты. Многие говорят об устранении конкуренции высших судов, о создании возможности для выработки однозначных единообразных решений, о необходимом обновлении несменяемых судейских кадров. При этом одним реформа представляется весьма прогрессивной, другие, напротив, видят в ней угрозу правам предпринимателей на судебную защиту.
Сама же система арбитражных судов сохраняется с тем отличием, что возглавлять ее будет Верховный Суд РФ.
Судебная реформа 2014 года Содержанием судебной реформы стало упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, роспуск действующего состава Верховного

Слайд 8Нормативная база реформы
Указанный процесс нормативно обозначен в Законе РФ о

поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном

Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации. В развитие норм Закона о поправке к Конституции РФ приняты: - Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; - Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»; - Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» ; - Федеральный конституционный закон от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации".

Нормативная база реформы Указанный процесс нормативно обозначен в Законе РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014

Слайд 9Календарь событий
Отсчёт ведется от даты вступления в силу Закона о

поправке к Конституции РФ - 6 февраля 2014 года. В

этот день указанный нормативно-правовой акт был официально опубликован после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.2 Закона о поправке к Конституции РФ). С 6 февраля 2014 года был установлен переходный период сроком на шесть месяцев. В этот период и был упразднён Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению были переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации (ч.2 ст.2 Закона о поправке к Конституции РФ).

Календарь событий Отсчёт ведется от даты вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ - 6

Слайд 10Продолжение
Вновь образованный Суд является правопреемником Верховного Суда Российской Федерации

и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действующих на день вступления

в силу Закона о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ и продолжающих осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу Закона о Верховном суде РФ № 3-ФКЗ, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Таким образом, происходит концентрация судебной власти в одном высшем судебном органе.

Учитывая короткие сроки подготовки законопроекта об объединении высших судов, можно сказать, что идея была претворена в жизнь достаточно быстро.

Но нельзя забывать о том, что строить новое гораздо сложнее, чем ломать старое.
Продолжение Вновь образованный Суд является правопреемником Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действующих

Слайд 11 судебная система рф Конституционный Суд РФ

судебная система рф Конституционный Суд РФ

Слайд 12Правовая база
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации

и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996г. «О судебной системе Российской

Федерации»
(в ред. Федеральных конституционных законов
от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 04.07.2003 N 3-ФКЗ,
от 05.04.2005 N 3-ФКЗ, от 09.11.2009 N 5-ФКЗ,
от 27.12.2009 N 9-ФКЗ, от 06.12.2011 N 4-ФКЗ,
от 08.06.2012 N 1-ФКЗ, от 25.12.2012 N 5-ФКЗ,
от 03.02.2014 N 1-ФКЗ, от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)





Правовая база Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996г. «О

Слайд 14Единство судебной системы

Наличие различных по своей компетенции групп судов, сложные

организационные и процессуальные взаимоотношения между ними не исключают совместной деятельности

по выполнению общих правоохранительных задач, основанных на единстве судебной системы.

Единство судебной системы обеспечивается путем:
установления судебной системы РФ Конституцией РФ и общим для всех судов федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Единство судебной системыНаличие различных по своей компетенции групп судов, сложные организационные и процессуальные взаимоотношения между ними не

Слайд 15продолжение
применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных

законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров

РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования всех федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

продолжение применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права

Слайд 16Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от

5.02.2014 г. №2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре

Российской Федерации" // Российская газета, 2014, 7 февраля.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5.02.2014 г. №2-ФКЗ

Слайд 17Одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года Одобрен Советом Федерации 27

ноября 2013 года
Статья 1
Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным

голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:
1) пункт "о" статьи 71 изложить в следующей редакции:
"о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;";
2) в статье 83:
а) пункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;";
б) дополнить пунктом "е1" следующего содержания:
"е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;«;
Одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 годаСтатья 1Внести в Конституцию

Слайд 18продолжение
3) в части 1 статьи 102:
а) пункт "ж" изложить в

следующей редакции:
"ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации,

Верховного Суда Российской Федерации;";
б) пункт "з" изложить в следующей редакции:
"з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;";
4) часть 1 статьи 104 изложить в следующей редакции:
"1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.";
5) наименование главы 7 изложить в следующей редакции: "Глава 7 Судебная власть и прокуратура«;

продолжение3) в части 1 статьи 102:а) пункт

Слайд 19продолжение
6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:
"2. Конституционный

Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации,

Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.";
продолжение6) часть 2 статьи 125 изложить в следующей редакции:

Слайд 20продолжение
7) статью 126 изложить в следующей редакции:
"Статья 126
Верховный Суд Российской

Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических

споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.";
8) в статье 127 текст заменить словами "Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации").";
9) статью 128 изложить в следующей редакции:
"Статья 128
1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.«;
продолжение7) статью 126 изложить в следующей редакции:

Слайд 21продолжить
10) статью 129 изложить в следующей редакции:
"Статья 129
1. Полномочия, организация

и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
2. Генеральный

прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.«.

продолжить10) статью 129 изложить в следующей редакции:

Слайд 22Статья 2
1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции

Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования

после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.
3. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначенные до дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до начала работы Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
4. Верховный Суд Российской Федерации, образованный в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, формируется в составе 170 судей.
5. В целях формирования первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, создается Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. Указанная коллегия состоит из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.
Статья 21. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня

Слайд 236. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей

Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:
1) объявляет в средствах

массовой информации об открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской Федерации;
2) рассматривает в установленном порядке заявления граждан, претендующих на указанные должности;
3) принимает в установленном порядке решения о рекомендации кандидатами на указанные должности.
7. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации после осуществления процедур, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, представляет Президенту Российской Федерации кандидатов для назначения в установленном порядке на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.
8. Прием квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, при формировании его первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации. Указанная комиссия состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов, - по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.
9. Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации не могут входить в состав Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации.
10. Порядок формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации и порядок отбора кандидатов на указанные должности, а также порядок избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и порядок приема этого экзамена устанавливаются федеральным законом.
6. Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской Федерации в переходный период:1)

Слайд 24Верховный Суд Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ

«О Верховном Суде Российской Федерации»

Верховный Суд Российской Федерации  Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»

Слайд 25Состав Верховного Суда РФ
1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из

ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.
2. Верховный Суд

Российской Федерации действует в следующем составе:
1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
3. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Состав Верховного Суда РФ1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

Слайд 26Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации
В Верховном Суде

Российской Федерации действуют:
а) общее собрание судей Верховного Суда Российской

Федерации и
б) Совет судей Верховного Суда Российской Федерации,
//Их полномочия, порядок формирования и деятельности регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.//

Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской ФедерацииВ Верховном Суде Российской Федерации действуют: а) общее собрание судей

Слайд 27Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации
1. Для подготовки научно

обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде

Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нём, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации1. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики

Слайд 28Организационные и функциональные связи судебной системы
Единство судебной системы предопределяет многообразие

внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями.
Организационные связи

регулируются законодательством о судоустройстве.
Функциональные связи регулируются законодательством о судопроизводстве, т.е. уголовным, гражданским, арбитражным, административным процессуальным правом.
Организационные и функциональные связи судебной системыЕдинство судебной системы предопределяет многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными

Слайд 29Звенья судебной системы
С точки зрения организационных связей систему судов принято

делить на звенья.
Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные

одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным (название условное) судам общей юрисдикции деление будет таким:
1)         основное звено – районные суды;
2)         среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
3)         высшее звено – Верховный Суд РФ

Звенья судебной системыС точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы

Слайд 30продолжение
Военные суды включают следующие звенья:
1)         основное звено – гарнизонные военные

суды;
2)         среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
3)         высшее звено

– Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда РФ).

         Звенья арбитражных судов:
1)         основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;
2)         среднее звено – арбитражные апелляционные суды и окружные арбитражные суды;
3)         высшее звено – Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;.

Звено показывает место суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории,

продолжениеВоенные суды включают следующие звенья:1)         основное звено – гарнизонные военные суды;2)         среднее звено – окружные (флотские) военные

Слайд 31 Понятие судебной инстанции
С точки зрения функциональных связей судебную систему

определяют понятием инстанция.
Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение,

выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела (принятия решения по существу, проверка законности ранее принятых решений).
Различают:
а) рассмотрение дел по первой инстанции,
б) кассационное или апелляционное разбирательство, в) пересмотр дел в порядке надзора.
Понятие судебной инстанцииС точки зрения функциональных связей судебную систему определяют понятием инстанция.Судебной инстанцией считается суд или

Слайд 32Суд первой инстанции
Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное

(по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела

и вынесения по нему соответствующего судебного решения.
В качестве суда первой инстанции могут выступать почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Большинство уголовных, гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами субъектов РФ. Не являются судами первой инстанции арбитражные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов.
Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого – по уголовному делу или удовлетворения, отказа в иске – по гражданскому и арбитражному делу. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.
Суд первой инстанцииСудом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном

Слайд 33Суд второй (кассационной) инстанции
Судом второй (кассационной) инстанции называют суд, рассматривающей

дело по кассационной жалобе или кассационному предоставлению на решения суда

первой инстанции. Он проверяет законность и обоснованность не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно предоставленным материалам.
В России по общему правилу кассационной инстанцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, судебный акт которого обжалуется. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному представлению прокурора.

По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в которой дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.
Суд второй (кассационной) инстанцииСудом второй (кассационной) инстанции называют суд, рассматривающей дело по кассационной жалобе или кассационному предоставлению

Слайд 34Суд второй ( апелляционной) инстанции
Второй инстанцией может быть апелляционная инстанция

(в районном суде по делам, рассмотренным мировыми судьями, а также

в системе арбитражных судов).

Судом апелляционной инстанции называют суд, рассматривающий по запросам управомоченных не вступивших в законную силу решение суда первой инстанции. В апелляционной инстанции по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам дело рассматривается повторно и в полном объеме. Это является основным отличием апелляционной от кассационной инстанции. Судами апелляционной инстанции выступают районный (городской) суд по отношению к мировым судьям, арбитражный апелляционный суд по отношению к арбитражному суду субъекта РФ.

Особенность апелляционной инстанции в том, что отменив решения суда первой инстанции, этим же судом одновременно дело может быть рассмотрено заново с вынесением нового решения или приговора.

Предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции является правильность установления фактических обстоятельств дела, а также применения материальных и процессуальных норм права. При рассмотрении дела в апелляционном порядке судопроизводство ведется по правилам производства в суде первой инстанции. Судья апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства по делу.
Суд второй ( апелляционной) инстанцииВторой инстанцией может быть апелляционная инстанция (в районном суде по делам, рассмотренным мировыми

Слайд 35Рассмотрение дел в порядке надзора
Рассмотрение дел в порядке надзора может

иметь место, после того как ранее вынесенный приговор или решение

вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке.

Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения или в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду.

Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по инициативе ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе; в структурных подразделениях судов среднего суда или в судах высшего звена. В системе судов общей юрисдикции надзорной инстанцией могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии и Президиум Верховного Суда РФ, в системе военных судов – президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; для арбитражных судов –Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;.


Рассмотрение дел в порядке надзораРассмотрение дел в порядке надзора может иметь место, после того как ранее вынесенный

Слайд 36продолжение
В системе судов общей юрисдикции и военных судов в этом

качестве выступают все суды, кроме судов основного звена. Так, областной

суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду, окружной (флотский) военный суд – по отношению к гарнизонному военному суду. Таким образом, один и тот же суд, как правило, одновременно является судом первой инстанции для одной и второй инстанции для другой категории дел.

В системе арбитражных судов функции кассационной инстанции выполняют арбитражные суды округов, специально созданные для проверки законности судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
продолжениеВ системе судов общей юрисдикции и военных судов в этом качестве выступают все суды, кроме судов основного

Слайд 37Понятия «вышестоящий суд» и «вышестоящая инстанция»
Под понятием «вышестоящий суд», «вышестоящая

инстанция» принято понимать суды или их структурные подразделения, занимающие более

высокую ступень в иерархии судов и относящиеся к судебному звену более высокого уровня. Так, областной суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районному (городскому) суду.

Под понятием «высшая судебная инстанция» принято понимать суды, отнесенные Конституцией РФ к высшим органам судебной системы Российской Федерации, а именно: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Понятия «вышестоящий суд» и «вышестоящая инстанция»Под понятием «вышестоящий суд», «вышестоящая инстанция» принято понимать суды или их структурные

Слайд 38Статус судей в РФ

Статус судей в РФ

Слайд 39Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие

и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

-ст.1 ФЗ «О статусе

судей»-
Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе-ст.1

Слайд 40Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
Гражданин России
Образование юриста
Достигнуть 25

лет
Стаж работы 5 лет
Высокоморальный
Не имеет судимости
Учёная степень
Не имеет заболеваний
-ст.4 ФЗ

«О статусе судей»-
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьиГражданин РоссииОбразование юристаДостигнуть 25 летСтаж работы 5 летВысокоморальныйНе имеет судимостиУчёная степеньНе

Слайд 41Процедура отбора на должность судьи
Любой кандидат на должность судьи должен
Сдать

экзамены комиссии
Предоставить пакет документов

Процедура отбора на должность судьиЛюбой кандидат на должность судьи долженСдать экзамены комиссииПредоставить пакет документов

Слайд 42Процедура назначения на должность судьи
Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять

свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и

справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть

-ст.8 ФЗ «О статусе судей»-
Процедура назначения на должность судьиТоржественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону,

Слайд 43Председатель и его заместитель
Назначение на должность
Председателей
судов
Заместителей Председателей судов
Сроком на 6

лет
Советом Федерации
По представлению Президента
Сроком на 6 лет
Советом Федерации
По

представлению Презедента
Председатель и его заместительНазначение на должностьПредседателейсудовЗаместителей Председателей судовСроком на 6 летСоветом Федерации По представлению ПрезидентаСроком на 6

Слайд 44Гарантии независимости судей
Политические
Экономические
Правовые

Гарантии независимости судейПолитическиеЭкономическиеПравовые

Слайд 45Правовые гарантии независимости судей
Невмешательство в деятельность судьи
Несменяемость судьи
Порядок отбора и

наделения судей полномочиями
Право на отставку
Неподотчётность в осуществлении правосудия
Неприкосновенность судьи
Неограниченность срока

полномочий судьи

Меры государственной защиты судьи

Система органов судейского общества

Правовые гарантии независимости судейНевмешательство в деятельность судьиНесменяемость судьиПорядок отбора и наделения судей полномочиямиПраво на отставкуНеподотчётность в осуществлении

Слайд 46В результате приостановления
В результате прекращения
В результате отставки

В результате приостановленияВ результате прекращенияВ результате отставки

Слайд 47Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде

Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ,

от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ, от 02.06.2009 N 2-ФКЗ, от 03.11.2010 N 7-ФКЗ, от 28.12.2010 N 8-ФКЗ, от 25.12.2012 N 5-ФКЗ, от 05.04.2013 N 1-ФКЗ, от 12.03.2014 N 5-ФКЗ, от 04.06.2014 N 9-ФКЗ)
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ

Слайд 52продолжение
 
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на

должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
 
Конституционный Суд Российской

Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
продолжение Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской

Слайд 53Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации  

Предложения о

кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься

Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
 
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
 
.
Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации   Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного

Слайд 54продолжение
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в

индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда

Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
 
Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее двух третей от общего числа судей, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
продолжениеКаждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность

Слайд 55Назначение на должность руководителей КС
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается

на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком

на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом.
Назначение на должность руководителей КСПредседатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента

Слайд 56Председатель КС РФ  

1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации,

созывает их и председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного

Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;

3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
 
4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;

5) осуществляет другие полномочия в соответствии с ФКЗ и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
 
 

Председатель КС РФ  1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;2)

Слайд 57Продолжение
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.
 
 
Во всех

случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии

исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
 
Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.
 
ПродолжениеПредседатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.  Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Слайд 58Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации

приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности

судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».
 
Присяга судьи Конституционного Суда Российской ФедерацииСудья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: «Клянусь честно и

Слайд 59Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда

Российской Федерации
 
 
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть членом

(депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.
 
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
 


Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации  Судья Конституционного Суда Российской Федерации не

Слайд 60продолжение
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим

партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях,

вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
 
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
 
Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме (ст. 11 ФКЗ).
 

продолжениеСудья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать

Слайд 61Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации  

 
Полномочия судьи Конституционного Суда

Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Предельный возраст пребывания в

должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.
Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, слушание по которому проведено с его участием.


Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации   Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Слайд 62продолжение
Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской

Федерации число судей окажется менее двух третей от общего числа

судей, он продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации установленный настоящей статьей, а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется (ст. 12 ФКЗ).

продолжениеЕсли в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее двух третей

Слайд 65Порядок рассмотрения дел

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела

в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а

в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, также без проведения слушаний.
 
Без проведения слушания, если КС придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспечения прав заявителя - гражданина или объединения граждан.

Порядок рассмотрения делКонституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с

Слайд 66Прекращение полномочий судьи КС
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются

ввиду:
 1) нарушения порядка его назначения на должность судьи КС РФ,

установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом
 2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;
 5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
 8) неучастия судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
 

Прекращение полномочий судьи КСПолномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду: 1) нарушения порядка его назначения на должность

Слайд 67продолжение
9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
 
10)

признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
11)

объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
 
12) смерти судьи.
 
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
 
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации и производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.
продолжение9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим

Слайд 68Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судья считается ушедшим или удаленным

в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами

2, 3 и 9 части первой и частью второй статьи 18 настоящего ФКЗ.

Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.


Отставка судьи Конституционного Суда Российской ФедерацииСудья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по

Слайд 69продолжение
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством Российской

Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

Средства на обеспечение

пребывающих в отставке судей Конституционного Суда Российской Федерации ежемесячным пожизненным содержанием выделяются из федерального бюджета.
 
На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации.
 
продолжениеПорядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

Слайд 70формы и механизм исполнения решений КС РФ

1. Определены Федеральным конституционным

законом от 15.12.2001 г. №4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений

в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
2. Данное положение конкретизируется в ст. 80 «Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации» Федерального конституционного закона о Конституционном Суде. Выделены формы:
 

формы и механизм исполнения решений КС РФ1. Определены Федеральным конституционным законом от 15.12.2001 г. №4-ФКЗ «О внесении

Слайд 71продолжение
1). Восполнение законодателем возникших пробелов в праве путем внесения необходимых

изменений и дополнений в нормативные акты. А именно:
а) Обязанность Правительства

РФ не позднее 3-х месяцев после опубликования решения КС внести в ГД РФ проект нового ФЗ, либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнения в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются ГД во внеочередном порядке.
б) Президент, Правительство РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС отменяют свой нормативный акт, принимают новый, либо вносят изменения и (или) дополнения в признанный частично неконституционным акт.
в) Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 6 месяцев отменяет признанный неконституционным закон субъекта РФ, либо вносит изменения и (или) дополнения в закон, признанный неконституционным в отдельной его части, а соответствующий законопроект не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС должно внести в законодательный (представительный) орган высшее должностное лицо субъекта РФ.
г) Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, заключившие признанный полностью или частично неконституционным договор, не позднее 2-х месяцев вносят в него изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.
 

продолжение1). Восполнение законодателем возникших пробелов в праве путем внесения необходимых изменений и дополнений в нормативные акты. А

Слайд 72продолжение
2). Неисполнение правоприменителем соответствующего нормативного положения, признанного неконституционным:
а) Непосредственно с

момента провозглашения решения КС (ст.125 п.6 Конституции, ст.79 и 87

ФКЗ о КС)
б) С момента завершения установленной КС отсрочки.

3). Обеспечение судами общей юрисдикции и арбитражными судами в своей практике конституционного толкования, данного КС, подлежащих применению норм.
а) В силу ст.ст. 118,125,126 и 127 Конституции РФ эти суды не вправе осуществлять истолкование акта. Это функция КС.
 

продолжение2). Неисполнение правоприменителем соответствующего нормативного положения, признанного неконституционным:а) Непосредственно с момента провозглашения решения КС (ст.125 п.6 Конституции,

Слайд 73сделать толкования Конституционного Суда обязательными
В проекте поправок в закон о

Конституционном Суде, внесённом в Госдуму в конце ноября 2016г. от

имени президента В. Путина, предусмотрен механизм, который сделает обязательными толкования Конституционного Суда отдельных нормативных актов и договоров.
Законопроект запрещает применять нормативные акты или отдельные их положения, если их истолкование расходится с содержанием постановления Конституционного Суда.
Проект предусматривает введение нового вида постановления Конституционного суда, принимаемого Конституционным Судом по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти.
Конституционный Суд получит возможность выпускать постановления о признании нормативного акта или договора соответствующими конституции, но в истолковании, данном Конституционным Судом.
сделать толкования Конституционного Суда обязательнымиВ проекте поправок в закон о Конституционном Суде, внесённом в Госдуму в конце

Слайд 74продолжение
Законопроект предусматривает также прямое закрепление принципа недопустимости применения нормативного акта

или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с истолкованием, данным

Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении.
В документе также говорится, что изменения в закон о Конституционном Суде направлены на обеспечение обязательного учёта правоприменительными органами позиций Конституционного Суда, что в рамках действующей правовой системы является необходимым элементом поддержания режима законности и правопорядка.
Самое главное - по сути, предлагается ввести запрет на применение любых нормативных актов, если с этим не согласен в своем постановлении Конституционный Суд.
В самом суде не раз отмечали: необходимо работать над тем, чтобы соблюдение правоприменительными органами его решений стало действительно обязательным.
Российская газета. 2016. 25 ноября.

продолжениеЗаконопроект предусматривает также прямое закрепление принципа недопустимости применения нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся

Слайд 75Федеральный конституционный закон от 15 февраля 2016 г. N 2-ФКЗ

"О внесении изменений в статью 43.4 Федерального конституционного закона "Об

арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации"

Согласно Закону В Верховном Суде и Суде по интеллектуальным правам можно обжаловать разъясняющие письма органов власти. Внесены поправки в ФКЗ о Верховном Суде РФ и ФКЗ об арбитражных судах.
Они разработаны в целях реализации постановления КС РФ. Речь идет о полномочиях Верховного Суда по оспариванию в первой инстанции нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Ранее в Верховном суде не допускалось оспаривание актов, которые не являются нормативными, но при этом содержат обязательные разъяснения (нормативное толкование) законоположений, которые могут противоречить их действительному смыслу.
Внесенные изменения устанавливают полномочия Верховного Суда России по рассмотрению в качестве суда первой инстанции административных дел об оспаривании актов ФОИВ (в т. ч. ЦБ РФ, ГВФ), содержащих разъяснения законодательства, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами.
Подобные полномочия по рассмотрению в первой инстанции разъясняющих писем ФОИВ в интеллектуальной сфере предоставлены Суду по интеллектуальным правам. Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/696182/#ixzz43si5YbNi
Федеральный конституционный закон от 15 февраля 2016 г. N 2-ФКЗ

Слайд 76Глава СК предложил отделить международное право от правовой системы России
Глава

Следственного комитета Александр Бастрыкин предлагает исключить из Конституции положения о

том, что нормы международного права являются частью правовой системы России. // См. интервью «Российской газете» 24.07.2015.

По его словам, для этого потребуется инициировать вопрос о принятии закона о конституционном собрании, «которого до сих пор нет». «Основной закон, как и другие законодательные акты, нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий, как это происходит во всех странах».

По его мнению, необходимо также обязать КС проверять на предмет конституционности готовящиеся к подписанию и ратификации и применяемые на территории России договоры и нормы международного права, а также толкования, которые были даны им при разрешении дела международным судебным органом.

Ранее Конституционный суд постановил, что ратификация Европейской конвенции о защите прав и свобод человека и гражданина не отменяет приоритета российского национального законодательства и Россия может не исполнять решения ЕСПЧ, если при этом нарушаются основополагающие российские конституционные нормы.
Глава СК предложил отделить международное право от правовой системы РоссииГлава Следственного комитета Александр Бастрыкин предлагает исключить из

Слайд 77Постановление Конституционного Суда Российской Федерации 14 июля 2015 года по

делу о применимости решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ)

на территории РФ

Согласно данному Постановлению КС решения ЕСПЧ в России должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ.
Таким образом, Конституционный суд постановил, что Россия может не исполнять решения Европейского суда по правам человека, если при этом нарушаются основополагающие конституционные нормы РФ. В феврале 1996 года Россия подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также ряд протоколов к ней. Ратифицировав эти соглашения, наша страна признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) и обязалась исполнять его решения. Соответствующие положения впоследствии были внесены в ряд законов и кодексов, что сделало постановления ЕСПЧ основанием для пересмотра ранее вынесенных судебных решений.
Дело было рассмотрено Конституционным судом РФ по запросу депутатов Госдумы, которые попросили выяснить соответствие Конституции РФ ряда положений закона о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, а также ряда норм Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и пр.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации 14 июля 2015 года по делу о применимости решений Европейского Суда по

Слайд 78   Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ "О внесении

изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"


Согласно документу, КС РФ разрешается признавать неисполнимыми решения международных судов, в том числе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), если они противоречат российской Конституции.
Подписанным законом предусматривается, что Конституционный суд РФ разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека «по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов РФ при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против РФ на основании международного договора».
Компетенцией для таких обращений, в частности, наделяются президент и правительство России.
14 июля 2015 года КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ могут исполняться на территории страны только в том случае, если они не противоречат российской Конституции.
Если же Европейский суд даст трактовку, противоречащую основному закону РФ, Россия будет вынуждена отказаться от буквального исполнения этого решения.

Законопроект о приоритете российского права над решениями ЕСПЧ был принят Госдумой 4 декабря и 9 декабря одобрен Советом Федерации, подписан Президентом 14.12.2015г. (РГ от 16.12.2015)

  Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ

Слайд 79Совет Европы призвал Россию изменить закон о Конституционном суде
11 марта

2016
Совет Европы призвал Россию изменить закон о Конституционном суде
Комиссия

Совета Европы по конституционному праву (Венецианская комиссия) сочла российский закон о Конституционном суде несовместимым с международными обязательствами России и предложила его исправить.
"Предоставление Конституционному суду Российской Федерации права объявлять недействительными международные решения, включая решения Европейского суда по правам человека, несовместимо с международно-правовыми обязательствами России", - говорится в распространенном коммюнике Совета Европы.
В нем отмечается, что расширение полномочий Конституционного суда РФ может воспрепятствовать выполнению международных решений в России, поэтому закон должен быть изменен в соответствие с предварительным мнением Венецианской комиссии.
Предварительным оно считается потому, что российские представители не встречались с докладчиками по этому вопросу в отведенный период с декабря прошлого года по март нынешнего и не приводили своих аргументов. Если такие встречи будут организованы после марта и российская сторона представит свои аргументы, то Венецианская комиссия сформулирует окончательное мнение.
Совет Европы призвал Россию изменить закон о Конституционном суде11 марта 2016 Совет Европы призвал Россию изменить закон

Слайд 80Продолжение
"Российская Федерация должна пойти на диалог вместо односторонних мер", -

подчеркивается в заключении Венецианской комиссии.
Диалог, говорится в нем, служит эффективным

инструментом для целого ряда стран-членов Совета Европы в устранении возможных противоречий между постановлениями Европейского суда и национальных правовых систем.
Венецианская комиссия призывает Россию изменить некоторые формулировки закона о Конституционной суде. В частности, убрать статьи, препятствующие исполнению международных решений, признанных не соответствующими Конституции. В законе, считает комиссия, должна быть прописана обязанность российских властей находить альтернативные пути исполнения международных решений.
Президент Владимир Путин в декабре 2015 года подписал закон, дающий право Конституционному суду РФ объявлять неконституционными решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Продолжение

Слайд 81Венецианская комиссия - Комиссия Совета Европы по конституционному праву

Венецианская комиссия - Комиссия Совета Европы по конституционному праву

Слайд 83Судебная власть субъектов РФ

Судебная власть субъектов РФ

Слайд 84Конституционные (уставные) суды
В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено

в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах

приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде.

Реально такие суды созданы в 18 субъектах РФ: республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской, Свердловской, Челябинской областях и г. Санкт-Петербурге.

За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.
Конституционные (уставные) судыВ настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ,

Слайд 85Субъекты Российской Федерации, в которых созданы и функционируют конституционные (уставные)

суды субъекта Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации, в которых созданы и функционируют конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации

Слайд 86продолжение

продолжение

Слайд 87продолжение

продолжение

Слайд 88продолжение

продолжение

Слайд 89Мировые судьи субъектов Российской Федерации
Вопрос о создании данных судов решён

Федеральным конституционным законом № 1, от 31.12.1996г."О судебной системе Российской

Федерации". Установлено, что мировые судьи входят в единую систему страны, являются судами субъектов Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, а непосредственной вышестоящей судебной инстанцией для них являются районные суды.
Принципиальные установки Федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации". Согласно этому Закону ( в редакции от 30 ноября 2004 г.) мировые судьи в Российской Федерации являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему России.
Полномочия, порядок создания и деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, упомянутым Федеральным законом, иными федеральными конституционными и федеральными законами.


Мировые судьи субъектов Российской ФедерацииВопрос о создании данных судов решён Федеральным конституционным законом № 1, от 31.12.1996г.

Слайд 90продолжение
С учетом их положения как судов субъектов Российской Федерации порядок

назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов

Российской Федерации.
Во всех случаях вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов власти (федеральных, региональных и местного самоуправления), общественных объединений, должностных лиц, юридических лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6270

продолжениеС учетом их положения как судов субъектов Российской Федерации порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается

Слайд 91Компетенция мировых судей
Включает их полномочия по рассмотрению уголовных, гражданских и

административных дел, которые мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции.


Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы ст.31 УПК РФ, за исключением некоторых преступлений (неосторожные убийства, развратные действия, незаконное предпринимательство и ряд других), отнесенных к подсудности федеральных судов.

Компетенция мировых судейВключает их полномочия по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, которые мировой судья единолично рассматривает

Слайд 92Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ
Определяются

федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной

с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Такой порядок связан тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета и одновременно с образованием судебных участков.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации на основании принятых федеральных законов об общем количестве судебных участков и числе мировых судей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФОпределяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта

Слайд 93продолжение
Судебные участки - территория района или части района, на которой

осуществляют свою деятельность мировые судьи. В соответствии с Федеральным законом

от 29.12.1999г.№ 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" на территории Российской Федерации создано около 7400 судебных участков.

С учетом нагрузки районных судов, криминогенной обстановки, кадровых возможностей и материального обустройства суда (подбор помещения, оплата работников аппарата) законом субъекта Российской Федерации выделяются количество участков в районе, их границы, наименование и решаются иные вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок
продолжениеСудебные участки - территория района или части района, на которой осуществляют свою деятельность мировые судьи. В соответствии

Слайд 94Государственно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ наступает (в случаях,

признанных соответствующим судом)
3а нарушения Конституции, законов РФ
За необеспечение соответствия регионального

законодательства (принимаемых конституций, уставов, законодательных актов
За принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и повлекших:
- массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- угрозу единству и территориальной целостности РФ;
угрозу национальной безопасности РФ и ее обороноспособности;
За невыполнение законодательным органом государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда (или иного установленного судом срока) об отмене правовых актов, противоречащих федеральному законодательству.
За создание препятствий для реализации полномочий федеральных органов власти, органов местного самоуправления, для соблюдения прав человека.

Государственно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ наступает (в случаях, признанных соответствующим судом)3а нарушения Конституции, законов РФЗа

Слайд 9610 наиболее поражённых ВИЧ регионов РФ (данные Федерального Центра по

профилактике и борьбе со СПИДом на21.12.2015)

10 наиболее поражённых ВИЧ регионов РФ (данные Федерального Центра по профилактике и борьбе со СПИДом на21.12.2015)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика