Слайд 1ТЕМА 14. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ПОТРЕБНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И
ЕГО ПОТРЕБНОСТИ)
СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 10010365 (230500 – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ;
10011065 (230600) ДОМОВЕДЕНИЕ
ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ
КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Основные подходы к понятию потребности как системной реакции.
2.Классификации
потребностей.
3. Материальные потребности. Характеристика.
4. Социальные потребности.
5. Духовные потребности.
Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Потребности – нужда, недостаток в чем - либо необходимом
для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в
целом, внутренний побудитель активности.
Потребность – в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы (Здравомыслов А.Г.)
Слайд 4КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида,
ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт» - отражение
в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Диалектическое единство объективной нужды и ее осознание.
Слайд 5Требования к знаниям, умениям и навыкам
Знания:
понятия потребность, ее характеристики
и классификаций.
Умения:
Анализировать структуру потребностей, прогнозировать поведение клиента с
учетом его низших и высших потребностей. Умение переводить неосознаваемые потребности в осознаваемые.
- Навыки - управления поведением потребителя в процессе продаж с учетом его потребностей.
Слайд 6УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
В качестве носителя потребностей могут выступать:
биологический организм;
человеческий индивид;
сообщество
людей (семья, род, племя, народ);
социальная группа или социальный слой (класс,
нация, сословие, поколение, профессиональная группа)
Слайд 7УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Классификация потребностей:
материальные – духовные;
индивидуальные – групповые;
производственные – непроизводственные;
рациональные –
нерациональные;
текущие - ожидаемые;
реальные – идеальные;
жизненно важные – второстепенные;
Слайд 8УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
традиционные – новые;
постоянные – временные;
возвышенные – низменные.
Чаще всего потребности
делятся по происхождению на биогенные (первичные) и социальные (вторичные).
К числу
первичных относятся потребности самосохранения (пища, вода, отдых, сохранение здоровья, воспроизведение потомства)
Слайд 9УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
К вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, достижениях,
дружбе, любви, знаниях, саморазвитии, творчестве, самовыражении.
Структурный анализ системы потребностей основан
на необходимостях, возникающих у человека в процессе жизнедеятельности.
а) необходимость самосохранения и социализации (поддержание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение)
Слайд 10УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
б) необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии,
социального статуса, участие в жизни коллектива);
в) необходимость продолжения рода и
упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети);
г) необходимость самосовершенствования, развития, самовыражения (самообразование, творчество, физкультура и спорт);
д)необходимость коммуникации и передвижения.
Слайд 11УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
Две первые необходимости выступают основой потребностей низшего уровня, две
последние – основа потребностей высшего уровня, необходимость продолжения рода и
упорядочения интимной жизни является промежуточной связью между уровнями.
С иерархией необходимостей связаны пять подуровней потребностей:
Базисныепотребности:
первый подуровень – бытовые потребности, потребности в социальных гарантиях и
Слайд 12УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
обеспечении, потребности в освоении и усвоении социальных ценностей.
В первом
подуровне выделяют комплексы потребностей:
а) в товарах народного потребления и услугах
(потребность в жилище, домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении);
б) в функционировании социальных институтов, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей граждан – потребность в социальных гарантиях
Слайд 13УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
и социальном обеспечении (социальное страхование, образование, охрана здоровья и
др.);
в) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности).
Второй подуровень
– трудовые потребности и потребности самоутверждения (потребность в труде, профессии, квалификации, продвижении по службе, общении в профессиональной среде, в нормальном
Слайд 14УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной
позиции, потребность в уверенности в будущем);
Третий подуровень – потребности, связанные
с интимной жизнью и образованием семьи (семейные потребности). Этот подуровень потребностей обеспечивает связь между первым, вторым, четвертым и пятым подуровнями.
Слайд 15УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
Высшие потребности
Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека. Среди них
выделяют:
четвертый подуровень – культурно-досуговые потребности пассивного характера:
а) познавательные потребности;
б)
потребности в художественном чтении;
в) потребности в общении с искусством;
г) потребности в игре и др.
Слайд 16УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
Пятый подуровень – культурно - досуговые потребности активного характера
а)
потребность творчества;
б) потребность в самодеятельности;
в) потребность в самовыражении;
г) потребности социально-политические
и нравственные.
Ядро потребностей высшего уровня составляют потребности во всестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии – группа потребностей,
Слайд 17УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
(продолжение)
связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через
подлинный смысл существования.
Слайд 18Вопросы для самопроверки
Дайте определение понятию потребности.
Охарактеризуйте группы потребностей с учетом
критериев, положенных в основу классификации.
Дайте характеристику первичным и вторичным потребностям
человека.
Дайте характеристику структурного анализа системы потребностей.
Поясните классификации потребностей Г. Меррея и А. Маслоу
Слайд 19Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности):
учеб.пособие/Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008. – 248
с.
Дополнительная литература:
Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты/Р. Фрэнкин. – 5 изд. – СПб.: Питер, 2003.
Мотивация и деятельность /Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003.