Слайд 1Тема 16.
Система современных международных отношений
Вопросы:
Сущность и понятие международных отношений
Уровни
и виды международных отношений
Институционализация международных политических отношений
Основные тенденции в развитии
международных отношений современности.
Слайд 2Покровитель дипломатии
Согласно греческой мифологии, покровителем дипломатов являлся бог Гермес:
символ
плодородия
и торговли,
покровитель пастухов
и путешественников,
вестник воли богов,
обладающий плутовством
и даром красноречия
Слайд 3Мелосский диалог древнегреческого историка Фукидида, который демонстрирует способ урегулирования международных
проблем между союзами греческих полисов в ходе Пелопонесской войны (431–404
гг. до н.э.).
Взаимодействие между городами-полисами Древней Греции осуществлялось через миссии наиболее авторитетных и влиятельных представителей, которые заключали торговые и мирные соглашения, занимались урегулированием спорных вопросов и проблем.
Слайд 4В последующем греческие города-полисы стали прообразом развития Римской империи, быстрый
рост и влияние которой демонстрировал миру эффективные формы управления многочисленными
территориями.
В то же время центры цивилизации возникают не только в Европе. Древние культуры Китая, Индии, Японии, Ближнего Востока и Центральной Америки достигают высокого уровня развития, проходят сложный эволюционный путь территориального и национального оформления.
Слайд 5В Италии оформляются первые внешние представительства, ставшие прообразом дипломатических миссий,
а европейская политическая модель, вследствие колонизации европейцами народов других материков,
постепенно распространит свое влияние и фактически станет мировой
Слайд 6Государственно-центристские политические системы мира
На ранних стадиях развития государственно-центристской модели мира
осуществление внешней политики являлось привилегией аристократии и родственных кланов
Слайд 7Вестфальская модель мира
Вестфальский мир 1648 г. завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648),
в которую были вовлечены по религиозным, династическим и территориальным причинам
значительное количество европейских государств.
Подписанты двух мирных договоров – Священная Римская империя германской нации, с одной стороны, Франция, Швеция и протестантские германские княжества, с другой.
В результате Франция, Швеция получили право на вмешательство в дела Империи, германские князья стали обладать правом суверенных государей.
Священная Римская империя германской нации превратилась в конгломерат большого количества (около 300) независимых государств.
Слайд 8Вестфальская система, базируясь на принципе национального суверенитета, предполагает наличие ряда
непреложных признаков для суверенного государства:
наличие территории;
наличие населения, проживающего на данной
территории;
легитимное управление населением;
признание другими национальными государствами
Слайд 9Венская система
международных отношений
Венская система международных отношений (Европейский концерт) сформировалась
после войн Наполеона 1799–1815 гг.
Основные принципы данной системы были
заложены в решениях Венского конгресса 1814–1815 гг., в котором участвовали все европейские государства (за исключением Турции).
Важнейшие положения Венской системы:
сохранение территориального и политического статус-кво в Европе на основе согласия могущественных европейских монархий, включая Россию;
возможность коллективного вмешательства в дела тех государств, которым угрожают революции;
проведение дипломатических консультаций между государствами по территориальным и иным проблемам, представляющим взаимный интерес.
Слайд 10Версальско-Вашингтонская система международных отношений
Завершение формирования системы международных отношений после окончания
Первой мировой войны происходит на Вашингтонской конференции 1921–1922 гг.
Слайд 11Лига Наций
В Версальский мирный договор был включен статут Лиги Наций,
созданной в 1919 году. Целью ее создания предполагалось развитие сотрудничества
между народами, гарантии мира и безопасности.
Деятельность Лиги Наций оказалась неэффективной: Германия и Япония вышли из ее состава в 1933 г., членство СССР было непродолжительным (1934-1939 гг.), а США не ратифицировали договор и, следовательно, также не вошли в ее состав.
Фактически Лига Наций прекратила свое существование в 1939 г. и была распущена формально в 1946 г.
Слайд 12Ялтинско–Потсдамская система международных отношений
Основы данной системы мироустройства были заложены в
решениях Ялтинской и Потсдамской конференциях в 1945 г.
В геополитическом отношении
мир оказался разделенным на сферы влияния между двумя сверхдержавами: СССР и США с их союзниками.
Военно-политическое, экономическое и идеологическое противостояние сверхдержав за распространение своего влияния в мире привело к усилению конфронтации и фактически к созданию биполярной структуры миропорядка
Слайд 13ООН
Создание Организации Объединенных Наций (ООН) явилось одним из главных итогов
Второй мировой войны.
Соглашение об учреждении международной организации было достигнуто
в феврале 1945 года на Ялтинской конференции. Там же было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций, которая выработала Устав Организации. Подписание Устава ООН 51 государством состоялось 26 июня 1945 года, а вступил Устав в силу 24 октября 1945 года после ратификации всеми государствами, его подписавшими.
Слайд 14Система однополярного мирового устройства
Слайд 15Система многополярного мирового устройства
Слайд 16Теоретические школы в международных исследованиях
реализм – неореализм;
либерализм – неолиберализм;
мир-система;
постмодернизм.
Слайд 17Реализм
Теоретическая школа реализма исследует международные отношения объективно, происходящие события здесь
и сейчас, не претендуя на далекую перспективу, иными словами –
реально.
Теоретические идеи реализма заложены в работах Фукидида, Макиавелли, Гоббса.
Два основных посыла в теоретических воззрениях реализма:
государства вынуждены обеспечивать свою собственную безопасность и национальные интересы, поскольку в мире отсутствует централизованная власть;
сотрудничество стран обеспечивается за счет сходства или различия (противостояния) национальных интересов.
Согласно теории реализма, в частности воззрениям Гоббса, внешнеполитическая стратегия государственных образований включает три важнейшие задачи:
1. Безопасность государства;
2. Реализация экономических интересов;
3. Повышение авторитета государства на международной арене.
Слайд 18Теоретические идеи реализма заложены в работах Фукидида, Макиавелли, Гоббса. Можно
выделить два основных посыла в теоретических воззрениях реализма:
государства вынуждены обеспечивать
свою собственную безопасность и национальные интересы, поскольку в мире отсутствует централизованная власть;
сотрудничество стран обеспечивается за счет сходства или различия (противостояния) национальных интересов.
Согласно теории реализма, в частности воззрениям Гоббса, внешнеполитическая стратегия государственных образований включает три важнейшие задачи:
1. Безопасность государства;
2. Реализация экономических интересов;
3. Повышение авторитета государства на международной арене.
Слайд 19Одним из основателей классического реализма принято считать Ганса Моргентау (1904–1980),
внесшего большой вклад в разработку принципов теории реализма. Среди наиболее
важных положений, на которых строится теория реализма, выделяются следующие:
1. Политика и общественное устройство в целом управляется объективными законами, которые продиктованы несовершенной природой человека, следовательно, только теория может «воссоздать» совершенные правила игры на международной арене.
2. Концепция интереса упорядочивает политику и создает условия и возможность теоретического обоснования политических действий.
3. Интерес определяется в терминах власти, символизирующую силу, а содержание и способ властвования обусловлены политическим и культурным контекстом.
4. Политический реализм учитывает значимость политического действия с моральной точки зрения, поскольку политический процесс неизбежно предполагает противоречие между моральным предписанием и способом реализации политики.
Слайд 20В практическом плане теория реализма в политике позволила выдвинуть и
обосновать такое эффективное средство сохранения мира как международный и региональный
баланс сил.
Данное понятие предполагает равнодействующую национальных интересов, взаимное уважение суверенными сообществами прав друг друга и согласие по основным моральным принципам реализации внешней политики. Реалисты исходят из того, что баланс сил дает возможность выстраивать эффективную дипломатию во всем мире на основе компромисса в процессе защиты и реализации национальных интересов.
Слайд 21Школа либерализма в международных исследованиях
Теоретическая школа либерализма в международных исследованиях
берет свое начало в идеях Локка, Канта, Смита.
Широкое международное признание
либеральный подход в исследовании политики получил в начале и в конце XX века.
В сущностном плане данный подход является противоположным реализму.
Государства при либеральном подходе в международных исследованиях также признаются главными акторами международных отношений, однако не единственными, поскольку наряду с ними действуют межправительственные и неправительственные организации.
Либеральные идеи были заложены в решения международных конференций в Гааге (1899 и 1907г.г.), предполагающих мирное решение международных проблем. Однако их принятие, как известно, не смогло предотвратить первую мировую войну. Не оправдался оптимизм либералов относительно созданной в 1919 году Лиги наций
Слайд 22Современный период геополитических отношений, характеризующийся окончанием холодной войны и поиском
новой системы мироустройства, вновь выдвинул на повестку дня идею либерализма
в ее обновленном виде как неолиберализм или либеральный институционализм.
Теоретическая модель неолиберализма предполагает учет ряда важных положений в анализе характера международных отношений на современном этапе мироустройства. Среди наиболее важных можно отметить следующие:
взаимосвязь политики и экономики;
поведение государств на международной арене невозможно объяснять исключительно их национальными интересами, поскольку высока степень взаимозависимости государств в локализации и предотвращении новых угроз и вызовов (распространение ядерного оружия, экологические катастрофы, терроризм
и др.);
возрастание роли международных институтов, организаций, объединений, а также договорной практики, правил и политических традиций, которые формируются в их рамках.
Слайд 23Мир-системная теория
Жизнедеятельность мир-системы как материально–экономического образования строится на самообеспечении за
счет функционального и географического разделения труда, а также культурного многообразия.
Мир-системная теория исходит из посыла, что развитие капитализма проходит циклы экспансии и стагнации, которые проявляются уже с момента его зарождения в Европе. Сначала эта цикличность дает о себе знать на небольшой европейской территории, а затем распространяется на весь мир.
В зависимости от экономического развития страны в мир-системной теории делятся на три группы: центр или «ядро», полупериферию и периферию.
Данная теория особенно актуализируется в современном мире в контексте поляризации по линии богатый Север – бедный Юг
Слайд 24Постмодернизм
Если представители других теорий стремятся в первую очередь объяснять действительность,
то постмодернисты пытаются изменить мир.
Мировая политическая система, опиравшаяся на
суверенные нации-государства и образованные ими институты, уходит в прошлое.
На смену ей приходит предельно информатизированный миропорядок, который постоянно фрагментируется и перестраивается на основе множественных взаимодействий правительственных и неправительственных организаций, ассоциаций и движений.
Новая структура мира формирует и новые технологии в международных отношениях.