Слайд 1ТЕМА 11. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 часа).
ПЛАН:
1. Необходимость и
сущность охраны окружающей природной среды.
2. Система государственного экологического регулирования.
3. Экономический
механизм обеспечения природоохранной деятельности.
Слайд 2Вопрос 1. Необходимость и сущность охраны окружающей природной среды.
Слайд 3 Современные экологические проблемы порождены в определенной мере отставанием экономической
мысли.
До 70-80-х лет XX ст. основное внимание в экономической
теории и практике отводилось двум факторам экономического роста — труду и капиталу.
Природные ресурсы считались неисчерпаемыми.
Вне рассмотрения оставались и последствия экономической деятельности в виде загрязнений и деградации окружающей среды и ресурсов.
Все экологические проблемы можно разделить на две группы.
Первая объединяет проблемы, вызванные естественным ходом изменений условий жизни — климата, почвы, водного режима и других природных явлений.
Вторую группу проблем составляют последствия, которые возникают в природе в результате хозяйственной деятельности человека — нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Поэтому деградация окружающей среды — отрицательная экстерналия экономической деятельности. Вторая группа проблем является особенно актуальной, решение их — предмет государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
Слайд 4 К оценке роли и места природных ресурсов и природной
среды в развитии экономики различают два типа экономического развития: техногенный
и устойчивый.
Характерными особенностями техногенного типа экономического развития являются интенсивное использование невозобновляемых видов природных ресурсов (прежде всего полезных ископаемых) и чрезмерная эксплуатация возобновляемых ресурсов (почвы, лесов и т.п.) со скоростью, которая превышает возможности их воспроизводства и восстановления.
Стратегия устойчивого типа экономического развития обеспечивает удовлетворение не только потребностей настоящего, но и не ставит под угрозу способность удовлетворять потребности будущих поколений. Приверженцы устойчивого развития подчеркивают необратимый характер вреда окружающей среде, причиненного в результате нерационального использования природных ресурсов.
Разрабатывая и проводя природоохранную политику, государство должно преследовать в качестве цели оказание эффективного воздействия на поведение физического лица или хозяйствующего субъекта.
Слайд 5 Различают два типа государственной экологической политики:
пассивную
и активную.
Пассивная политика исходит из идеологии сдерживания роста загрязнения.
Она основывается на использовании преимущественно административно-распорядительных (регламентирующих) инструментов, экологических стандартов
и норм, разрешительных процедур.
Активная политика ориентирована на последовательное сокращение загрязнения. Для этого применяются экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п.
Слайд 6 Основные принципы охраны окружающей природной среды определены Законом
«Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и являются:
приоритетность
требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов во время осуществления хозяйственной, управленческой и другой деятельности;
гарантирование экологически безопасной среды
для жизни и здоровья людей;
предупредительный характер мероприятий
по охране окружающей природной среды;
экологизация материального производства на основе комплексности решения вопросов охраны окружающей среды, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;
сохранение пространственного и видового разнообразия и целостности природных объектов и комплексов;
научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основании объединения междисциплинарных знаний экологических и технических наук, прогнозирование состояния окружающей природной среды;
Слайд 7обязательность экологической экспертизы;
безвозмездность общего и платность специального использования природных ресурсов
для хозяйственной деятельности;
взыскание платы за загрязнение окружающей природной среды и
ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;
решение вопросов охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов с учетом меры антропогенной изменчивости территории, совокупного действия факторов, которые отрицательно влияют на экологическую обстановку;
решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.
Слайд 8 Объектами правовой охраны окружающей природной среды являются:
окружающая природная среда
как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов;
природные ресурсы как
привлеченные в хозяйственный оборот, так и не используемые в экономическом процессе в данный период (земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность, животное царство);
ландшафты и прочие природные комплексы;
территории и объекты природно-заповедного фонда;
здоровье и жизнь людей.
Слайд 9Вопрос 2. Система государственного экологического регулирования.
Слайд 10 Главным органом исполнительной власти в России по
вопросам рационального использования природных ресурсов является Министерство природных ресурсов и
экологии Российской Федерации.
В центральный аппарат министерства входят департаменты: по вопросам ядерной безопасности, по вопросам экологической безопасности, по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов, по вопросам координации и системного развития.
Министерство отвечает за разработку экологической политики и определения стратегических задач для осуществление ее через свои местные подразделения.
Региональные представительства Министрества осуществляют государственную экологическую экспертизу, экологический и экономический анализ, мониторинг состояния окружающей среды, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, а также контроль
за выполнением требований экологического законодательства.
Слайд 11 Для предотвращение ущерба окружающей среде, а также нерационального
использования природных ресурсов применяются такие экологические процедуры: экологическая экспертиза, экологический
мониторинг и экологическая инспекция.
В России осуществляется государственная, общественная и прочие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности.
Экологической экспертизе подлежат:
- проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отраслей экономики, генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования и другая предплановая и предпроектная документация;
- технико-экономическое обоснование и расчеты, проекты строительства и реконструкции предприятий и других объектов.
Слайд 12В рамках экологического мониторинга осуществляются: надзор за качеством воздуха, воды,
почвы; радиационный мониторинг; надзор за биологическими ресурсами и т.п.
Государственная экологическая
инспекция осуществляет контроль за внедрением законодательных актов, которые регулируют вопросы защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и ядерной безопасности.
Инструментами государственной системы защиты и охраны окружающей среды являются стандартизация и нормирование.
Государственные экологические стандарты являются обязательными для выполнения. Они содержат: понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов; методы контроля за состоянием окружающей природной среды; требования по предотвращению вредного воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье людей; другие вопросы, связанные с охраной окружающей природной среды.
Слайд 13Государственная система экологических нормативов включает:
предельно допустимые концентрации вредных веществ
в окружающей природной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного
и другого вредного влияния на окружающую природную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания;
предельно допустимые нормы выбросов и сбросов в окружающую природную среду вредных химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов.
К средствам учета природных ресурсов относятся кадастры природных ресурсов — документы, которые содержат сведения о состоянии природных ресурсов.
Внедрение земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других исследований и изысканий, регистрацией землевладений и землепользователей,
договоров на аренду земли, учетом количества
и качества земли, экономической оценкой земель.
Государственный земельный кадастр ведется за счет средства государственного и местных бюджетов.
Слайд 14Вопрос 3. Экономический механизм обеспечения
природоохранной деятельности.
Слайд 15 Финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды осуществляется
за счет государственного бюджета, местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и
организаций, внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды, добровольных взносов и других средств.
Важным источником поступлений в бюджеты является плата за использование природных ресурсов.
Плата за специальное использование природных ресурсов устанавливается на основе нормативов платы и лимитов использования ресурсов.
Нормативы платы за использование природных ресурсов определяются с учетом распространенности их, качества, возможности воспроизводства, доступности, комплексности, производительности, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов и других факторов.
Платежи за использование природных ресурсов в границах установленных лимитов относят на затраты производства, а за сверхлимитное использование и порчу их качества взимают из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий (учреждений, организации) или граждан.
Слайд 16Плата за загрязнение окружающей природной среды устанавливается на основе лимитов
выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, захоронения
(складирования) отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производств. Платежи предприятий (учреждений, организаций), а также граждан за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, захоронения (складирования) отходов и за другие виды вредного воздействия в пределах лимитов взимаются из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий или отдельных граждан.
Платежи за ухудшение характеристик природных ресурсов (снижения плодородия почвы, производительности лесов, производительности водоемов) в результате владения и пользования ими устанавливаются также на основе соответствующих нормативов.
Платежи за использование природных ресурсов поступают в государственный и местные бюджеты и направляются на выполнение работ по воспроизводству этих ресурсов, поддержанию их в надлежащем в состоянии. Платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают в местные, областные и государственный фонд охраны окружающей природной среды.