Слайд 1Задатки, Способности, одаренность и талантливость
Слайд 2Задатки и способности
Задатки - это те умения, которые
позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы,
или анатомо-физиологические особенности.
Способности - это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.
Слайд 3Виды способностей
Элементарные (простейшие) способности – это способности, связанные с функциями органов
чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета). Они
присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
Сложные способности – это способности в различной деятельности, связанной с человеческой культурой. Например, музыкальные (сочинение музыки), художественные (умение рисовать), математические (способность легко решать сложные математические задачи). Такие способности называют социально обусловленными, т.к. они не являются врождёнными.
Слайд 4Общие способности – это способности, имеющиеся у всех людей, но развитые
у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими
определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).
Специальные способности – это способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные, актёрские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.
Теоретические способности – это способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
Практические способности – это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.
Слайд 5Учебные способности – это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков
и умений.
Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы
духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.
Коммуникативные способности – это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей.
Предметно-деятельностные способности – это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.
Слайд 6Одаренность и Талантливость
Талант - высокий уровень способностей человека к
определенной деятельности Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно,
самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность
Талант - это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, позволяющих получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
Слайд 7 Высшую ступень развития способностей называют талантом. Так же как
и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и
значительных успехов в творчестве. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат при наиболее благоприятных условиях полноценное развитие, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. Например, в период войн можно наблюдать рождение полководческих талантов, а в мирное время – инженерные, архитектурные.
Слайд 8 Талант - настолько сложное сочетание психических качеств личности, что
он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Скорее, наоборот,
отсутствие или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.
Слайд 9 Одарённость — это уровень развития каких-либо способностей человека, который
связан с их развитием, но, от них независимый.
Одаренность
является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью человека и тем самым оказывается на разных этапах ее развития.
Слайд 10 Одаренность проявляется лишь через взаимосвязь с условиями, в которых
происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние данные и возможности
человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит та или иная деятельность. Для развития одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, которые выдвигаются в ходе деятельности человека. Например, требований, которые ставит перед учеником учебная программа. Чтобы наблюдать динамику, данные требования должны быть достаточно высокими.
Слайд 11 Кроме этого, ученые выделяют и специальную одаренность. Она определяется
соотношениям внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это
соотношение является не только абстрактным, но и реальной связью, что обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном до отдельных специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность человека, что соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
Слайд 12Типы одаренности
Соответственно, учеными выделены следующие типы одаренности:
1. Интеллектуальный тип одаренности.
Учеников такого типа учителя называют умными, толковыми, сообразительными. Эти школьники
обладают глубокими знаниями, умеют самостоятельно получить их. Дети данного типа одаренности глубоко и точно анализируют учебный и дополнительный материал. Интеллектуальный тип одаренности можно разделить на два основных подтипа. В первом проявляются общие умственные способности, и нет какой-либо специализации. А во втором - высокие способности проявляются в одной какой-либо специальной области знания.
2. Академический тип одаренности.
Для этого типа свойственен высокий интеллект. Дети этого типа очень хорошо учатся. Из этих учащихся получаются впоследствии настоящие мастера своего дела.
Слайд 133. Художественный тип одаренности.
Данный вид одаренности заметен в высоких
достижениях художественной деятельности: в танце, музыке, скульптуре, живописи. Учитель, в
свою очередь, должен своевременно заметить эти способности, а также способствовать их развитию.
4. Креативность
Основная особенность этого типа одаренности заключается в нестандартности мышления. Данный тип одаренности тяжело выявить в школьной практике, поскольку стандартные учебные программы не дают возможности одаренным детям выразить себя.
5. Лидерская (или социальная) одаренность
Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению ученых, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта и им не чуждо чувство юмора.
Слайд 14В жизни мы встречаемся с несколькими вариантами лидерской одаренности. Это
эмоциональные лидеры (с ними советуются, их любят). Есть лидеры действия
(они умеют принимать решения, которые важны для многих людей).
6. Спортивная (психомоторная) одаренность
Бытует мнение, что у спортсменов низкий уровень умственных способностей. Но ученые доказали обратное. Исследования показали, что у известных спортсменов очень высокие интеллектуальные возможности. Если у школьников, которые увлекаются спортом, создать соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.