Слайд 1
Философия и педагогика свободы
Тема
Слайд 2Понятие «свобода»
По Гоббсу, «свободный человек – тот, кому ничто не
препятствует делать желаемое, поскольку он по своим физическим и умственным
способностям в состоянии это делать» . Гоббс Т. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль 1991. – С. 163.
Слайд 3Критика
Г.Гегель "Обыкновенный человек полагает, что он свободен, если ему дозволено
действовать по своему произволу, между тем именно в произволе заключена
причина его несвободы" . Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1991. – С. 80.
Свобода не равна произволу
Слайд 4Руссо о произволе
«Знаете ли, – пишет Ж.-Ж. Руссо, – какой
верный способ сделать вашего ребёнка несчастным? Это приучить его не
встречать ни в чем отказа». Руссо считает, что суть истинной свободы состоит в том, чтобы «предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти».
Слайд 5Понятие «свобода»
Свобода – познанная необходимость
Свободен в выборе не тот, кто
не имеет стесняющих препятствий. Отсутствие их дает человеку только внешнюю
свободу. Свободен тот, кто принимает во внимание обстоятельства внешнего мира (стесняющие преграды), но ощущает себя внутренне свободным в выборе решений в этих обстоятельствах.
Слайд 6Человек, чтобы стать свободным должен овладеть своим телом и духом
Существует
внешняя и внутренняя свобода. Внешняя свобода – это отсутствие ограничений.
Внутренняя свобода – это умение пользоваться своими силами, владение самим собой.
Человек, по Гегелю, должен воспринимать себя как предмет владения. Человек лишь посредством усовершенствования своего собственного тела и духа «вступает во владение собой и становится собственностью самого себя" Только так, становясь собственностью самого себя, он может приобрести внутреннюю свободу. Владение же телом и духом достигается образованием, занятиями, привычками и представляет собой "внутреннюю собственность духа" .
Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1991. С. 109.
Слайд 7Свобода и владение собой
РЕБЕНОК только должен по мере своего развития,
говоря гегелевским языком, может вступить во владение самим собой. Взрослые
забирают свободу в обмен на заботу. Но! Драма заключается в том, становясь личностью ребенок начинает требовать свое право владеть собой.
Он заявляет: "Я сам".
Слайд 8Существует феномен отказ от владения собой (отчуждение собственности)
Владение любой собственностью
проявляется в пользовании, потреблении. Человека нельзя подвести под определение вещи.
Поэтому, даже насильственно забирая у человека его право на выбор, право принимать решения, другой человек никогда не сможет лишить его этого права, если он добровольно от него не откажется. В истории есть примеры отчуждения личности: рабство, крепостничество. Но даже раб, не имеющий никаких прав, имеет возможность выбора: он может смириться со своим положением, а может и бороться.
Рабом можно стать добровольно
Слайд 9Механизм бегства
Авторитаризм
Слайд 10С. 124
отказ от независимости своей личности, слить свое "я" с
кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу,
недостающую самому индивиду
В виде
подчинения и
господства
бегство от невыносимого одиночества
Слайд 12С. 157
Разрушительность - это результат непрожитой жизни в отношении других
и себя.
Слайд 13механизм
Автоматизирующий конформизм
Слайд 14С. 159
Жизнь по общепринятому шаблону, и становится точно таким же,
«как все»
Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некоторых животных:
они настолько похожи на свое окружение, что практически неотличимы от него . Отказавшись от собственного "я" и превратившись в робота, подобного миллионам других таких же роботов, человек уже не ощущает одиночества и тревоги. Однако за это приходится платить утратой своей личности.
Слайд 15Идея свободы в педагогике
«Очень важно, – писал Я.А. Коменский, –
чтобы люди научились и умели свободно, по собственному решению избирать
верно понятые вещи и так же пользоваться ими».
К.Д. Ушинский считал, что «воспитание, если оно только не иезуитское воспитание, не имеет даже права создавать вполне законченных убеждений, не имеет даже права посягать на свободу души человеческой».
Слайд 16Г.Гегель
называет педагогику "искусством делать людей нравственными" . Искусство проявляется в
том, чтобы научить человека пользоваться свободой на благо, а не
на зло, и в отношении себя, и в отношении других людей и общества.
Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1991. – С. 205.
Слайд 17Задача
Школа и учитель должны дать ребенку объективные знания или знание
объективного, выбор же своего жизненного пути человек должен сделать сам
и не в младенческом возрасте, а тогда, когда он осознал себя как личность и в состоянии быть активным деятелем в данном обществе.
Слайд 18Свободу «от» и свобода «для»
Классики понимают свободу не как свободу
«от», а как свободу «для» успешного осуществления деятельности.
К.Д. Ушинский:
«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».
Слайд 19Роль ограничений
Ограничения нужны, чтобы защитить его от неразумной воли.
Ограничения нужны
для того, чтобы сформировать, укрепить дух.
Ограничения нужны, чтобы оградить
окружающих от произвола ребенка.
Но! Ограничение произвола ребенка не должно подменяться произволом взрослого.
Слайд 20Свобода является условием духовного и нравственного развития личности
Я.Корчак: "Пусть дитя
грешит".
Слайд 21Нужно направлять свободу ребенка
В.А.Сухомлинский: «Азбука воспитания человечности в том, чтобы
ребенок, отдавая тепло своей души другим людям, находил в этом
личную радость. Главное же в этой сфере воспитательной работы, как показывает опыт, – переживание ребенком горя, забот, страданий другого человека, личное участие в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии» .
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – С. 210-211.
Слайд 22Ситуация выбора
Совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на
фоне актуализируется необходимость поиска решения.
Слайд 23Конфликты выбора
внутреннего плана (борьба мотивов)
внешнего плана (между субъектами,
между субъектом и обществом)
Слайд 24Проблема свободы выбора
В умении пользоваться свободой.
Ограничение свободы неизбежно, если личность
не ИМЕЕТ МЕРЫ В САМОМ СЕБЕ
Слайд 25Виды ситуаций выбора
Выбор между заданными альтернативами
Свободы мнения
Свободы коллективного решения
Индивидуальной свободы
на основе самоопределения, самореализации
Слайд 26Требования к ситуациям выбора
Должны находиться в зоне интересов личности.
Должны постепенно
включаться в систему отношений по мере становления субъектом своей жизни
и деятельности.
Выбор должен быть реальным, иметь последствия.
Произвол личности должен быть ограничен.
Основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности.
Должны быть механизмы защиты от ошибок выбора.
Слайд 27Развитие отношений свободы в воспитательных отношениях
Добровольное самоограничение
на основе самоопределения
Осознанные попытки
пользоваться свободой забота доверие
Неосознанное
стремление к
свободе
сотрудничество
Создание условий для доверие забота самоопределения
Формирование умения
пользоваться свободой
Ограничение
свободы
Слайд 28О передаче ответственности
Нужно постепенно передавать ответственность за самого себя и
окружающее жизненное пространство
Слайд 29Известные системы воспитания
Л.Н. Толстой «Ясная поляна»
Р. Штейнер «Вальдорфская школа»
М. Мотессори
«Дом ребенка»
Слайд 31Л.Н. Толстой
Одна общая и вместе с том противоречащая сама себе
мысль чувствуется во всей истории педагогики – общая, потому что
все требуют большей меры свободы школы, противоречащая, потом что каждый предписывает законы, основанные на своей теории и тем самым стесняет свободу
(Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХ в. С. 91)
Слайд 341919 год
Открытие «Свободной Вальдорфской школы» для рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория»
в Штутгарте
Слайд 36Концепция
«Социальной трехчленности». Суть: в жизни человека существуют три сферы жизни:
духовно-культурная, экономическая, политико-правовая. Эти общественные функции должны управляться параллельно и
независимо друг от друга. В управлении должна быть децентрализация.
Слайд 37Педагогические основы
РИТМ – ЧЕРЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (вдох-выдох)
ОБУЧЕНИЕ ПО ЭПОХАМ
ЖИВОЕ СЛОВО
(образы)
ЗАНЯТИЕ ИСКУССТВОМ
ЭВРИТМИЯ (зримая речь)
Слайд 42Педагогика
М. Монтессори
Свобода деятельности
Развивающая среда
Ориентация на саморазвитие