Разделы презентаций


Тема 2

Содержание

ВопросыПонятие религииОбъект религии 3. Понятие сакрального

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема 2
Теоретические проблемы религиоведения

Тема 2 Теоретические проблемы религиоведения

Слайд 2Вопросы
Понятие религии
Объект религии
3. Понятие сакрального

ВопросыПонятие религииОбъект религии 3. Понятие сакрального

Слайд 3Вопрос 1
Понятие религии

Вопрос 1  Понятие религии

Слайд 4Этимология слова религия
Слово religio (в значении совестливость, благочестие, богопочитание) восходит

к одному из латинских глаголов:
1) religare (по Лактанцию) в значении

связывать, соединять
2) relegere (по Цицерону) в значении возвращаться, собирать воедино,
обсуждать, обдумывать

Этимология слова религияСлово religio (в значении совестливость, благочестие, богопочитание) восходит к одному из латинских глаголов:1) religare (по

Слайд 5Основные интерпретации религии
Ценностная — религия рассматривается как высшие и абсолютные

ценности, нечто бесконечно превосходящее человека, то, что человек ставит над

собою и выше себя
Антропологическая — религия рассматривается как способ реализации высших человеческих качеств и способностей
Социофункциональная — религия рассматривается как инструмент социокультурной консолидации и управления людьми на основе единства верований, признания сакральных ценностей, вовлечения в культовую практику и соответствующие организационные структуры
Психологическая — сущность религии заключается в переживании особого опыта, позволяющего выйти за пределы повседневности
5) Богословская — религия трактуется как способ связи, восхождения человека к Богу

Основные интерпретации религииЦенностная — религия рассматривается как высшие и абсолютные ценности, нечто бесконечно превосходящее человека, то, что

Слайд 6Психологический подход к определению религии
“Под религией мы будем понимать

комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала, и иных форм

практики, базирующийся на трансперсональном переживании того или иного типа и предполагающий установку на воспроизведение этого базового опыта” (Е.А.Торчинов)
Психологический подход к определению религии “Под религией мы будем понимать комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала,

Слайд 7Религия – это опыт переживаний
“Когда я читаю катехизис Тридентского собора,

мне кажется, что я не имею ничего общего с описанной

в нем религией. Когда я читаю Новый Завет, мистиков, литургические тексты, когда присутствую на богослужении, я чувствую, я почти уверена, что это моя вера или, вернее, могла бы стать моею, не будь между нами расстояния, вызванного моим несовершенством” (Симона Вейль)




Религия – это опыт переживаний“Когда я читаю катехизис Тридентского собора, мне кажется, что я не имею ничего

Слайд 8Симона Вейль (1909 —1943)
Французский религиозный мыслитель, первоначально была сторонницей марксизма,

троцкизма и анархизма
В 1938 г. на Страстной неделе Вейль, еврейка

по национальности и атеистка по мировоззрению, становится христианской, хотя не была воцерковленной прихожанкой, даже и не крестилась, видя свое призвание в том, чтобы доказать, что можно быть христианином вне церкви
Участница Сопротивления, Вайль в знак сочувствия к узникам нацизма ограничила потребление пищи до уровня пайка в гитлеровских концлагерях. Это привело ее к преждевременной смерти от сердечной недостаточности, осложненной туберкулёзом
Симона Вейль  (1909 —1943)Французский религиозный мыслитель, первоначально была сторонницей марксизма, троцкизма и анархизмаВ 1938 г. на

Слайд 9Определение религии
Религия — система верований и практических действий, объединяющих людей

в социальную и культурную общность

Определение религииРелигия — система верований и практических действий, объединяющих людей в социальную и культурную общность

Слайд 10Аспекты религии
Трансценденция — выход за пределы повседневного существования и обычного

опыта
2) Сакрализация — придание священного значения определенным измерениям реальности
3)

Образно-символическая картина мира

Аспекты религииТрансценденция — выход за пределы повседневного существования и обычного опыта2) Сакрализация — придание священного значения определенным

Слайд 11Значение религии для человека
«Сущность религии напрямую связана с сущностью человека,

одной из принципиальнейших характеристик которой является открытость человека вовне…
Реализовываться в

качестве человека — значит находиться в отношении к чему-то или кому-то иному, воспринимаемому как носитель более высокого ценностного смысла, чем тот, которым обладаешь. Быть человеком в полном смысле слова означает постоянно выходить за пределы самого себя, постоянно превосходить себя»
(Данилов А.В. «Единство и многообразие религии. Аналитическое религиоведение и теология диалога»)
Значение религии для человека«Сущность религии напрямую связана с сущностью человека, одной из принципиальнейших характеристик которой является открытость

Слайд 12 Вопрос 2 Объект религии

Вопрос 2    Объект религии

Слайд 13Объект религии
Основными понятиями, применяемые для обозначения объекта религии, являются:
Бог
сверхъестественное


сакральное
священное

Объект религииОсновными понятиями, применяемые для обозначения объекта религии, являются:Бог сверхъестественное сакральноесвященное

Слайд 14Смысловые аспекты понятия божественного
В различных языках божественному придаются следующие значения:
благодатность

(индоевропейский корень bhag означает наделять, раздавать, наделяющий богатством, дарующий удачу)

древнеперсидское baga означает господь, бог
свет (индоевропейский корень div- означает светить, сиять)
дух/дыхание -движение - сила (сила, обладающая свойством проникать сквозь предметы, наполнять их, пребывать всюду и во всем)
Божественное можно определить как благодатную неистощимую силу
Смысловые аспекты понятия божественногоВ различных языках божественному придаются следующие значения:благодатность (индоевропейский корень bhag означает наделять, раздавать, наделяющий

Слайд 15Понятие божественного в теологии
В христианской теологической мысли для обозначения божественного

применяются следующие термины:
1) Абсолют от absolutus (лат.) означает: независимый, законченный,

доведенный до совершенства (производное от solus: только один, единственный, ни от чего не зависящий)
2) Субстанция от substantia (лат.) означает: нечто, лежащее в основе
3) Трансцендентный от transcendense (лат.) означает: переступающий, выходящий за пределы (того, что подвластно человеку )
Понятие божественного в теологииВ христианской теологической мысли для обозначения божественного применяются следующие термины:1) Абсолют от absolutus (лат.)

Слайд 16Понятие о Боге
2 подхода к формированию представления о Боге:
апофатический (отрицающий):

мы не можем что-либо знать или утверждать о Боге
катафатический

(утверждающий): создание представления о Боге, в котором определяются его качества

Понятие о Боге2 подхода к формированию представления о Боге:апофатический (отрицающий): мы не можем что-либо знать или утверждать

Слайд 17Апофатический метод
В начале чинопоследования литургии Иоанна Златоуста есть молитва, в

которой Бог определяется через четыре префикса “не”:
власть

Бога нельзя изобразить,
славу – невозможно постичь,
милость - измерить,
человеколюбие выразить в словах
Апофатический методВ начале чинопоследования литургии Иоанна Златоуста есть молитва, в которой Бог определяется через четыре префикса “не”:

Слайд 18Метод апофатического богословия
Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать

следующее: Бог — это не душа и не ум, а

поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его — невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обла­дает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни веч­ностью, ни временем и объять Его мыслью — невозможно; Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух — в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано
(раннехристианский автор Дионисий Ареопагит. Из «Послания к Тимофею»)
Метод апофатического богословия Обращаясь к той же теме, (дерзаю) утверждать следующее: Бог — это не душа и

Слайд 19Онтологические и духовные свойства Бога
Онтологические свойства Бога: самобытность, неизменяемость, вечность,

неизмеримость и вездеприсутствие,
Духовные свойства Бога:
всеведение,

необычайная свобода, всесвятость, всемогущество, всеправедность, всеблагость
3) По отношению к миру и человеку Бог является Творцом, Вседержителем и Промыслителем, Спасителем, Судией и Мздовоздаятелем (наказующим за зло)

Онтологические и духовные свойства БогаОнтологические свойства Бога: самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие, Духовные свойства Бога:

Слайд 20Понимания Бога в современной христианской мысли
«[Бог — это] Личность, не

обладающая телом (то есть дух), присутствующая повсюду, сотворившая и поддерживающая

вселенную; свободно действующая сила, способная совершить все (то есть всемогущая), всезнающая, абсолютно благая; первопричина моральных обязательств, неизменная, вечная; необходимая сущность, праведная и достойная поклонения»
(Р. Суинберн, английский специалист в области философии религии)
Понимания Бога в современной христианской мысли«[Бог — это] Личность, не обладающая телом (то есть дух), присутствующая повсюду,

Слайд 21Значение божества для человека
«В качестве символа, божество воплощает человеческую

борьбу в ее самом высоком смысле; оно являет собой усилие

человека открыть свою сущность в борьбе с проявлениями мира. Божество — символ того, что превышает человека, а также того, что наиболее глубоко скрыто в самом человеке. Божество символизирует знание человека о том, что он не один и не является окончательным хозяином своей судьбы... Божество и превышает и окутывает человека, оно неотделимо от понимания человеком его собственной сути и все же оно всегда неуловимо, скрыто, и для некоторых как будто бы не существует»
(Панникар Р. «Энциклопедия религии»)
Значение божества для человека «В качестве символа, божество воплощает человеческую борьбу в ее самом высоком смысле; оно

Слайд 22 Понятие сверхъестественного
Под сверхъестественным понимается сфера или область бытия,

превосходящие естественно-природный и социальный мир
Истоки этого понятия уходят в

богословские традиции
Понятие сверхъестественного Под сверхъестественным понимается сфера или область бытия, превосходящие естественно-природный и социальный мир Истоки

Слайд 23Понятие священного
Священное — в теологии и религиоведении понимается как переживание

божественного как безусловного блага и абсолютной ценности, вызывающее благоговение и

почитание

Понятие священногоСвященное — в теологии и религиоведении понимается как переживание божественного как безусловного блага и абсолютной ценности,

Слайд 24Понятие сакрального
Сакральное – понятие, введенное для обозначения ядра жизни, концентрированного

выражения ее сущностных и смысловых начал
в

религиоведении этот термин обозначает проявление в мире потусторонней силы (божественного), действующей интенсивно и многопланово
Понятие «сакральное» имеет ключевое значение в религиоведении и составляет неотъемлемый элемент всякой интерпретации религии

Понятие сакральногоСакральное – понятие, введенное для обозначения ядра жизни, концентрированного выражения ее сущностных и смысловых начал

Слайд 25Этимология слова сакральное
Термин «сакральное» происходит от латинского «saсег» («удаленное», «отделенное»,

«заповедное»). Существо или предмет объявлялись сакральными (священными), если они были

единственными в своем роде или необычными
В различных традициях мы находим термины, родственные по смыслу понятию «сакральное». Это греческое hagios, еврейское quadosh, полинезийское tapu, арабское haram, mana меланезийцев, санскритское Brahman.
Этимология слова сакральноеТермин «сакральное» происходит от латинского «saсег» («удаленное», «отделенное», «заповедное»). Существо или предмет объявлялись сакральными (священными),

Слайд 26Применение термина сакральное в религиоведении
Понятие «сакральное» стало доминирующим понятием

сравнительного религиоведения в первой четверти 20 в.
В работе 1913

г. шведский историк религии Натан Седерблом высказал идею, что центральной идеей всякой религии является «святость» и различение священного (сакрального) от профанного составляет основу всякой подлинно религиозной жизни
Применение термина сакральное в религиоведении Понятие «сакральное» стало доминирующим понятием сравнительного религиоведения в первой четверти 20 в.

Слайд 27Н.Зедерблом о восприятии священного как ключевом признаке религии
«Решающим… в вопросе

о том, в какой мере мы имеем или не имеем

дело с подлинной религиозностью — является не форма веры в Бога, а действительное восприятие божественного; другими словами, оплодотворение сознания священным. Может существовать идея Бога без существенных признаков подлинной религии. Если для человека ничто не является священным, то он не благочестив, даже если в его мировоззрении есть место и для идеи Бога. Поэтому лучшим определением личной религии является следующее: «Благочестив тот, для кого существует нечто священное», а главным признаком институциональной религии выступает различие между священным и профанным. Ни одно слово не является столь характерным для религии, как табу — священное. В религиозном благочестии святость — это специфическое качество Бога по отношению ко всем другим качествам. Священное и божественное или присущее Богу — это синонимические понятия»
(Из книги «Становления веры в Бога»)
Н.Зедерблом о восприятии священного как ключевом признаке религии«Решающим… в вопросе о том, в какой мере мы имеем

Слайд 28Натан Зедерблом (1866-1931), шведский теолог и религиовед

Натан Зедерблом (1866-1931), шведский теолог и религиовед

Слайд 29Понятие нуминозного
С понятием «сакрального» тесно связано понятие «нумен» (лат. numen)

— таинственная сила, божество
Нуминозное – «совершенное иное», религиоведеческий термин, обозначающий

специфику религиозного опыта,
то особенное, что содержится в божественном воздействии и отличает этот опыт от творческого вдохновения или интеллектуального озарения

Понятие нуминозногоС понятием «сакрального» тесно связано понятие «нумен» (лат. numen) — таинственная сила, божествоНуминозное – «совершенное иное»,

Слайд 30Концепция священного Р. Отто
В 1917 г. появилась работа Р.

Отто «Das Heilige» («Священное»), оказавшая глубокое влияние на изучение религии


В ней доказывалось, что опыт «нуминозного» (лат. numinosum), т. е. всякое религиозное переживание, порождается особой априорной для человеческого сознания сакральной реальностью
Концепция священного Р. Отто В 1917 г. появилась работа Р. Отто «Das Heilige» («Священное»), оказавшая глубокое влияние

Слайд 31Рудольф Отто (1869-1937), немецкий теолог, представитель феноменологии религии

Рудольф Отто (1869-1937), немецкий теолог, представитель феноменологии религии

Слайд 32Базисные характеристики сакрального
Священное существует отдельно от мирской жизни (нечто принципиально

иное);
Оно составляет предельную и абсолютную ценность и смысл жизни;
Это вечная

реальность, существовавшая до ее восприятия человеком, и она должна постигаться при помощи особых средств и методов
Базисные характеристики сакральногоСвященное существует отдельно от мирской жизни (нечто принципиально иное);Оно составляет предельную и абсолютную ценность и

Слайд 33Сакральное и профанное в концепции М. Элиаде
В концепции выдающегося румынско-американского

религиоведа, классика гуманитарной науки ХХ в. М. Элиаде разделение на

сакральное и профанное составляет сущность восприятия мира во всех культурах
Сакральное и профанное в концепции М. ЭлиадеВ концепции выдающегося румынско-американского религиоведа, классика гуманитарной науки ХХ в. М.

Слайд 34Проявления сакрального (1)
С точки зрения религиозного сознания сакральное пронизывает

все сферы жизни. В рамках религиозных представлений, выраженных в священном

мифе и ритуале, постулируется особое проявление сакрального во времени и пространстве, связанное с особыми фигурами (божества, герои, предки и др.)
Проявления сакрального (1) С точки зрения религиозного сознания сакральное пронизывает все сферы жизни. В рамках религиозных представлений,

Слайд 35Проявления сакрального (2)
Сакральное проявляет себя в конкретных формах, принадлежащих к

миру профанного
Сакральное открывается через некоторые символы, действия, идеи, образы, персоны

или группы
Элиаде раскрывает «диалектику сакрального», показывая, что «встреча с сакральным» фиксируется на всех этапах истории религии, она проявляется в форме поклонения камню, животным, растениям, природным стихиям и т.д.
То, что выглядит сакральным для одних людей (групп), другими людей (группами) воспринимается как профанное
Проявления сакрального (2)Сакральное проявляет себя в конкретных формах, принадлежащих к миру профанногоСакральное открывается через некоторые символы, действия,

Слайд 36Сакральный язык
Языки, на которых записано и канонизировано религиозное вероучение, стали

называть «пророческими» (профетическими) или «апостольскими» (посланническими) языками
У индусских народностей

первым культовым языком был ведийский язык и близкий к нему санскрит;
у китайцев, японцев, корейцев — вэньянь (язык сочинений Конфуция) и литературный тибетский;
у народов, исповедовавших в древ­ности и раннем средневековье зороастризм — авестийский язык;
у мусульман (арабов, тюрков, иранских народов) — арабский язык (язык Корана) и классический персидский;
апостольские языки христианских народов Европы — это греческий и латынь, у православных славян и румын есть свой первый культовый язык — церковнославянский (старо­славянский), на который были переведены в 60—80-е гг. IX в. святыми Кириллом и Мефодием тексты Библии;
статус русского языка определяется православными богословами как святоотеческий язык
Сакральный языкЯзыки, на которых записано и канонизировано религиозное вероучение, стали называть «пророческими» (профетическими) или «апостольскими» (посланническими) языками

Слайд 37Сакральное звучание
Звучание само по себе обладает креативной мощью, особенно присущей

специфическим имени божества, текстам мифа, молитвы, гимна
Сакральные звуки могут не

обладать общедоступным вербальным значением (священный слог «Ом» в индуизме, буддийская мантра «Ом мани падмэ хум», христианское «аллилуйя»)
Сакральное звучаниеЗвучание само по себе обладает креативной мощью, особенно присущей специфическим имени божества, текстам мифа, молитвы, гимнаСакральные

Слайд 38Сакральный символ
Это наделенный священным статусом знак, передающий важный религиозный смысл


Роль сакральных символов:
1) сообщают важнейшие смыслы религиозных традиций;
2)

являются эффективным механизмом актуализации религиозного сознания и стимулирования религиозной деятельности, активизируют определенные структуры сознания (представления, ассоциации, эмоциональные, волевые проявления);
3) служат базисным средством религиозной идентификации людей;
4) выступают как основа духовной сплоченности и обособления от других конфессиональных групп
Сакральный символЭто наделенный священным статусом знак, передающий важный религиозный смысл Роль сакральных символов: 1) сообщают важнейшие смыслы

Слайд 39Сакральное время
Сезонный сакральный календарь играет особенно важную роль в земледельческих

обществах
Сакральный календарь включает весенние (возрождение мира в соответствующем ритуале)

и осенние празднества, приуроченные к сбору урожая, включающие благодарственные молитвы и просьбы удачи и плодородия на следующий год
В архаичной культуре господствует циклическое представление о времени, которое предстает как вечное возвращение к сакральному истоку
Сезонные ритуалы регулируют жизнь человека, внося в нее упорядоченность и направленность
Сакральное времяСезонный сакральный календарь играет особенно важную роль в земледельческих обществах Сакральный календарь включает весенние (возрождение мира

Слайд 40Сакральное пространство
Освящение той или иной территории при помощи специальных ритуалов

означало установление там порядка, санкционированного священным. Например, в ведическом ритуале

возжигание огня на алтаре (подразумевалось участие в этом Агни — бога огня) служило установлению космического порядка на микрокосмическом уровне
Существуют особые священные места. Определенные реки, горы, рощи, некоторые постройки, прежде всего храмы, гробницы и города, оказываются «вратами», «лестницей», «центром», или «столпом», соединяющими небо и землю. Такое священное место одновременно дает возможность сакральной энергии вливаться в человеческое существование и придает жизни стабильность и порядок
Сакральное пространствоОсвящение той или иной территории при помощи специальных ритуалов означало установление там порядка, санкционированного священным. Например,

Слайд 41Двойственность ответа человека сакральному
Понятие сакрального включает представление о позитивной, творческой

силе, и вместе с тем ощущение чего-то угрожающего, требующего строжайших

запретов
По Р. Отто, только священное может реализовать глубочайшие нужды и надежды человека. Поэтому в отношении к священному сочетается доверие и ужас
Характерная реакция на сакральное соединяет в себе страх и влечение
С одной стороны, сакральное ограничивает человеческую деятельность, налагает определенные запреты
С другой стороны, сакральное открывает возможность выхода за пределы посюстороннего мира

Двойственность ответа человека сакральномуПонятие сакрального включает представление о позитивной, творческой силе, и вместе с тем ощущение чего-то

Слайд 42Сакральная деятельность
С вербальным выражением мощи сакрального тесно связаны действия,

осуществляемые в процессе богослужения, совершения таинств во время празднеств и

жертвоприношений.
Необходимо, чтобы человеческая жизнь была как можно прочнее связана с сакральным образцом (предназначением, волей)
Сакральное действие служит установлению связи между миром священного и миром людей
В понятие сакральной деятельности входят также ритуалы инициации, жертвоприношения и празднества
Функции сакрального действия:
1) придание миру новой энергии (жизни, силы)
2) очищение испорченного, оскверненного бытия

Сакральная деятельность С вербальным выражением мощи сакрального тесно связаны действия, осуществляемые в процессе богослужения, совершения таинств во

Слайд 43Определение сакрального текста
Наделенная священным статусом знаковая система, заключающая в себе

важнейшие религиозные смыслы

Определение сакрального текстаНаделенная священным статусом знаковая система, заключающая в себе важнейшие религиозные смыслы

Слайд 44Черты первичных (устных) сакральных текстов
1. Устная форма — мифы,

эпос, заговоры, молитвы, гимны, плачи
2. Точность воспроизведения
3. Ритуальность

исполнения
4. Участие в обращении с текстом только «своих», «посвященных». Нарушение этого правила влекло несчастья или профанацию текста, утрату им сакрального характера (такая установка сохраняется до сих пор в русском знахарстве)
5. Исполнение в измененном состоянии сознания
6. Магическое отношение к устному тексту,
7. Наличие особой категории лиц, исполняющих устные тексты — шаманов, поэтов-сказителей, наделенных харизмой
Черты первичных (устных) сакральных текстов 1. Устная форма — мифы, эпос, заговоры, молитвы, гимны, плачи 2. Точность

Слайд 45Письменные религиозные тексты
В ходе развития письменности и преодоления существовавших во

многих культурах предубеждений к алфавиту, графической фиксации религиозных знаний возникают

вербальные письменные Священные Писания
Это процесс серьезной трансформации важной области религиозной культуры
Письменные религиозные текстыВ ходе развития письменности и преодоления существовавших во многих культурах предубеждений к алфавиту, графической фиксации

Слайд 46Черты письменных религиозных текстов
а) иерофаничность (способность открывать священную реальность)
б)

авторитетность (статус высшей и бесспорной вероучительной истины)
в) внеисторичность (непреходящая

ценность)
г) сотериологичность (исключительность в качестве фундамента спасения)
д) парадигматичность (направленность на формирование базисных моделей миропонимания и образа жизни индивидов, групп )
е) литургичность (особое значение для культовой практики)
Черты письменных религиозных текстова) иерофаничность (способность открывать священную реальность) б) авторитетность (статус высшей и бесспорной вероучительной истины)

Слайд 47Типология письменных религиозных текстов
По степени священности (напр., дискуссии о второканонических

книгах Ветхого Завета),
По источнику получения (непосредственное Откровение из божественного первоисточника

или изложение духовного опыта мудрецов, пророков и провидцев),
По основаниям сакрализации (по традиции и согласию приверженцев вероисповедания или по установлению особых религиозных институтов, соборов),
По завершенности или открытости Писания:
есть религиозные системы, каноны Писания которых строго ограничены (христианство, ислам и сикхизм), и религии, каноны которых включают тексты разных периодов истории религиозной традиции (буддизм махаяны, индуизм и джайнизм), могут включать многие сотни книг
Типология письменных религиозных текстовПо степени священности (напр., дискуссии о второканонических книгах Ветхого Завета),По источнику получения (непосредственное Откровение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика