Слайд 1Тема 2. Человек и общество в ранних мифах и
первых философских учениях
Слайд 2Антуан де Сент-Экзюпери
Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из
словаря, сложившегося в мире вчерашнем
Слайд 3Мифология - от греч.(др.-греч. μῦθος) предание, сказание и слово, учение.
В австралийском мифе журавль Бронта бросает в небо
яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху, когда во Вселенной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился в яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо «раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, другая золотой. Серебряная - это земля, золотая -небо».
Мифология - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни
идеи о происхождении мира и людей в древних мифах :
идея творения - мир создан существом-богом
идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.
Слайд 4Миф (др.-греч. μῦθος, букв. сказание, предание)
- форма общественного сознания,
мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так
и реалистическое восприятие окружающей действительности.
– повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Как правило, мифы пытаются ответить на следующие вопросы:
происхождение Вселенной, Земли и человека;
объяснение природных явлений;
жизнь, судьба, смерть, мораль и нравственность человека.
Черты мифа:
очеловечивание природы;
наличие фантастических богов, их взаимодействие с человеком;
направленность мифа на решение конкретных жизненных задач;
однообразие и поверхностность мифологических сюжетов.
Слайд 5Основные функции мифа
Объяснение происхождения и устройства мира
Обоснование и оправдание существующего
образа жизни людей
Регулирование отношений между людьми
Обеспечение преемственности духовной традиции общества
Слайд 6Особенности мифологического мировоззрения
Эмоционально-образная форма
Очеловечивание природы
Отсутствие рефлексии
Утилитарная направленность
Слайд 7Мифологическое сознание древнего человека
То, о чем повествует миф – не
вымысел
Человек и природа не противостоят друг другу. Мир природы наделяется
человеческими характеристиками
Все, что способно воздействовать на органы чувств – реальность (сон – часть реальности)
Человек не искал причины (почему происходит событие или явление), а искал ответ на вопрос «кто?» (по чьей воле совершилось событие). Чаще всего это воля богов.
Особое восприятие времени (по временам года или циклам жизни человека: детство, молодость, старость)
Слайд 8Первые философские учения
Древнекитайская философия
Древнеиндийская философия
Античная философия
Слайд 9Древнекитайская философия: общие черты
Сочетание космоцентризма и антропоцентризма.
Человек является сгустком
трех видов космической энергии (цзин (материальная энергия зарождения), ци (духовно-материальная
энергия), шэнь (духовная энергия)).
Дополнительно выделяют два вида сексуальной энергии (ян – мужская и инь – женская); отсюда все сущее делится на два противоположных начала мужское и женское.
В основе всей окружающей действительности лежит «Тай-цзи» – единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.
Отсчет человеческой жизни начинается с момента зачатия.
После смерти человек (его «шэнь») остается в системе человеческих отношений наравне с живыми людьми.
В качестве духовного центра человека выделяется сердце.
Призывается ценить земной отрезок жизни, максимально продлить его продолжительность.
Признается приоритет коллективных ценностей.
Слайд 10Древнекитайская философия:
основные направления
Слайд 11Древнекитайская философия
В человеке соединены темное и светлое, доброе и злое,
женское и мужское. Он занимает срединное положение в мире и
призван преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное, пассивное) и ян (светлое, активное). Человек – посредник между Небом и землей. Он – не Царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека – следовать естественному ходу вещей.
Так видели мир сторонники одной из 6 древнекитайских философских школ – даосизма (учение о пути «дао»). Крупнейший представитель – Лао Цзы
Инь и ян
Лао Цзы
Слайд 12Даосизм
Существует два типа энергии: 1) «дао» (путь, по которому в
своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон,
обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту) и 2) «дэ» (благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «дао» преобразовалось в окружающий мир).
Все в мире взаимосвязано.
Существует кругооборот материи в природе.
Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние.
Особа императора священна, через императора на все человечество сходит «дэ».
Путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей.
Необходимо во всем уступать друг другу.
Слайд 13Конфуцианство
Человек – прежде всего, участник социальной жизни.
Принципы:
жить в
обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших по
возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
Слайд 14Древнекитайская философия
благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно
как малые люди разбираются в том, что выгодно
Моизм
Смысл - в
идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны заботиться о взаимной пользе
Конфуций
(551-497 гг. до н.э.)
Конфуцианство
Гуманность и милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Главное правило: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Большое внимание уделял вопросам «правильного» государственного устройства. Государство – большая семья. Государь – отец и мать народа. Все должны подчиняться морали.
Слайд 15Шан Ян
Школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм): занималась
проблемами социальной теории и государственного управления. Представители: У Ци, Шан
Ян, Шэнь Дао.
Школа имён (минцзя): несоответствие названий сущности вещей ведёт к хаосу. Представители: Дэн Си, Мао-гун.
Школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). Представители: Цзы-вэй, Цзоу Янь, Чжан Цан.
В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Теоретическая база была наиболее развита в даосизме; в остальных же школах мировоззренческие основания были или слабы, или заимствованы из других школ.
Слайд 16Легизм
Человек обладает изначально злой природой.
Движущей силой человеческих поступков являются
личные эгоистические интересы.
Как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп)
взаимопротивоположны.
Чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.
Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся.
Основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием.
Основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы.
Законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы.
Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству).
Государство – главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Слайд 17Древнеиндийская философия: общие черты
Существует три вида сознания: материальное («пракрити»), чистое
сознание («пуруша» – первичная энергия, из которой возникли Вселенная и
люди), сознание сновидения, мираж («майя»).
Душа состоит из двух начал: атмана (частица Бога-Брахмы в человеческой душе) и манаса (душа человека, возникающая в процессе жизни).
Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма – предопределенность человеческой жизни, судьбы.
Реинкарнация – система перерождений бессмертной души.
Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.
Души, достигшие мокши, становятся Махатмами – Великими Душами.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле.
Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает.
Слайд 18Древнеиндийская философия
Веды (знание) - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений,
жертвенных формул (1200-600 гг. до н.э.)
Причина твоих страданий в тебе
самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом
Слайд 19Веды относятся к категории шрути («услышанное») и мантры, содержащиеся в
них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах.
Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.
На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани. Существует четыре Веды:
Ригведа — «Веда гимнов»
Яджурведа — «Веда жертвенных формул»
Самаведа — «Веда песнопений»
Атхарваведа — «Веда заклинаний»
Древнеиндийская философия
Слайд 20Древнеиндийская философия
Упаниша́ды — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед
(VIII-III вв до н.э.)
Впервые выражена идея реинкарнации – переселения душ.
Карма – деяние, поступок – ключевое понятие индийской философии. Закон кармы (твоя реинкарнация зависит от поступков. Вел себя плохо – родишься придорожным камнем или крокодилом). Карму можно изменить. Йога – один из путей изменения кармы)
Слайд 21«Когда я читаю «Бхагавад-Гиту», я спрашиваю себя, как же Бог
создал Вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними».
Альберт Энштейн
«Особенно привлекли меня
философские идеи «Бхагавад-Гиты». Они практически совпадают с тем пониманием реальности, к которому меня привело изучение квантовой механики».
Юджин Вингер, лауреат нобелевской премии по физике
«В великом учении Вед нет ни тени сектантства. Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской
дорогой к достижению Великого Знания. Утром я погружаю свой разум
в величественную философию «Бхагавад-Гиты», в сравнении с которой
наш современный мир и его литература кажутся незначительными».
Генри Дэвид Торо, американский философ и писатель
Слайд 22Будди́зм («Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении
(бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней
Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Буддизм
Стоящий Будда. Одно из ранних известных изображений Будды Шакьямуни, I—II в. н. э. (Токийский национальный музей)
Слайд 23Буддизм
1. Существование человека неразрывно связано со страданием.
2. Причиной страдания является
жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.
3.
Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь.
верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками
Слайд 24Буддизм
Главная идея – «Средний путь» жизни (путь знания, мудрости, разумного
ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования) между двумя крайними: «путем удовольствия» и
«путем аскетизма». Конечная цель среднего пути – Нирвана (высшая благодать).
Для достижения Нирваны предлагается план личностного самосовершенствования: («Восьмеричный путь»), предусматривающий соблюдение следующих принципов:
правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
правильная мысль;
правильная речь;
правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
правильный образ жизни – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
правильное умение – усердие и трудолюбие;
правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
Заповеди буддизма:
не убий;
не укради;
будь целомудренным;
не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Слайд 26Философия Древней Греции
1. Опора не на фантазию, а на знания.
2.
Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению
в форме понятий.
3. В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается.
4. Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.
Слайд 27Этапы античной философии
античная философия включает в себя этапы:
древнегреческая философия
(625 в до н.э. - 322 до
н.э.)
2) древнеримская и эллинистическая философия
(4 в. до н.э. – 529 г. н.э.)
Первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций.
Слайд 28Античная философия:
основные направления
Слайд 29Софизм
Софизмы – логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого
взгляда умозаключение оказывалось, в итоге, ложным и собеседник запутывался в
собственных мыслях. Особенности софизма: критическое отношение к окружающей действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
Сократ отошёл от софизма. «Майевтика» Сократа – метод диалога, построенный на основе логических приемов с наводящими вопросами и последовательными соглашениями собеседника, подводящий его к самостоятельному нахождению истины. Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания. Сократ занимался просвещением толпы, что не понравилось правителям Афин, его объявили смутьяном, судили и казнили.
Слайд 30Киники
Главная цель школы киников – философское обоснование особого образа жизни
– вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т.
д.) и проверка данного образа жизни на себе.
Особенности:
асоциальная свобода (то есть свободы вне общества);
добровольный разрыв социальных связей;
отсутствие постоянного места жительства;
паразитический образ жизни, попрошайничество;
предпочтение наихудшим условиям жизни, пренебрежение гигиеной;
восхваление физической и духовной бедности;
крайний аскетизм;
замкнутость;
критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
непризнание авторитетов;
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;
радикализм, парадоксальность, скандальность.
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
Слайд 31Стоицизм
Школа стоиков возникла как реакция философию киников относительно отношения культуре,
при этом разделяя их аскетизм и критику человеческих пороков.
Главная
идея этики стоиков – телеологически (божественной созидательной волей) и каузально (причинно-следственными связями) предустановленный ход мировых событий.
Особенности:
призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро;
восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
высокий эстетизм в мыслях и поступках;
осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков;
признание стремления к счастью высшей целью человека.
Слайд 32стадии общественного развития (Платон)
1) династия, состояние общества без бедных и
богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родов;
2) аристократия -
большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху и появляется государство.
3) идеальное государство, которым правят мудрецы-философы, частная собственность только для низших слоев - земледельцев и ремесленников
Слайд 33Идеализм (линия Платона)
Типы государства:
1) монархия – справедливая власть одного
человека;
2) тирания – несправедливая власть одного человека;
3) аристократия
– справедливая власть меньшинства;
4) олигархия – несправедливая власть меньшинства;
5) демократия – справедливая власть большинства;
6) тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии;
7) идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах. Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
План государственного устройства Платона:
все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
философы и воины должны иметь лишь небольшую долю личной частной собственности;
жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
не существует брака, все жены и дети общие;
допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Слайд 34Материализм
(линия Демокрита)
Аристотель
Человек:
по биологической сущности является одним из видов
высокоорганизованных животных;
отличается от животных наличием мышления и разума;
имеет
врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.
Типы государства: «дурные» (тирания, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия)) и «хорошие» (монархия, аристократия, полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии – идеальное государство «среднего класса»).
Слайд 35Аристотель
Государства бывают:
• правильные - монархия, аристократия, демократия;
• неправильные - тирания,
олигархия, охлократия.
Идеал государства - политая (смешанное государство). В нем должны
сочетаться лучшие качества «правильных государств» - не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан.
Обширный слой собственников - это условие стабильности общества и государства
Слайд 36Материализм
(Эпикуреизм)
Основные положения «Эстетики» Эпикура:
своим появлением на свет человек обязан
самому себе (родителям);
человек есть результат биологической эволюции;
боги, возможно, существуют (как
нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;
судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;
душа является особым видом материи, поэтому она смертна, как и тело;
человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;
счастье человека состоит в удовольствии (отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия));
нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.
Слайд 37Подведение итогов темы
Первые философские учения исходят из тесной связи человека
с природой. Находясь с гармонии с природой, человек самостоятельно не
находит её во взаимодействии с другими людьми. Государство берёт на себя эту функцию, тем самым подчиняя первозданную природу человека. При этом философы древности описывают человека и общество с разных сторон:
человек – носитель бессмертной души (даосизм, буддизм, Платон);
человек – существо социальное и политическое (Конфуций, легизм, Платон, Аристотель, стоицизм);
человек – существо материальное и биологическое (Аристотель, Эпикур, киники);
человек – существо этическое, имеющее связь с богом (буддизм, стоицизм).
Проблема человеческого общества в первых философских учениях неотделима от проблемы государства (конфуцианство, легизм, Платон, Аристотель, поздний стоицизм). При этом человек находится в подчинённом положении и его интересы не могут быть выше коллективных и государственных.
Слайд 38В эпоху Средневековья
философы сместили акцент на теоцентризм, в котором
проблемам человека и общества уделяется внимание лишь по причине того,
что человек – творение бога (склонное грешить (не подчиняться богу), а общество должно быть выстроено по идеальному образу «Божьего Царства».
Слайд 39Каковы особенности мифологического сознания людей древности?
Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.
Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.
Почему буддизм называют атеистической религией?
В чем проявилась созерцательность даосизма?
Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?
Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в свое время произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже»?
В каком из идеальных государств: Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Свой выбор обоснуйте.
Что их объединяет, а что различает?
На основе изученного материала заполните таблицу:
Развитие знаний об обществе
Домашнее задание
§ 2, вопросы