Слайд 1Тема 2.
Методологические основы управления персоналом: принципы и методы
Существует только
один способ ничего не делать
и множество способов сделать что-нибудь.
Амброд
Бирс (писатель, США)
Слайд 2Содержание
Общая характеристика принципов управления персоналом.
Методы управления персоналом.
Слайд 3Общепризнанными принципами управления персоналом являются:
Демократизация в работе с кадрами
Системность в
управлении персоналом
Учет индивидуальных особенностей человека
Информатизация, интенсивные внутрифирменные коммуникации
Уважение и лояльность
к работающим
Честность и доверие к людям
Постоянное совершенствование качества работы
Повышение качества трудовой жизни
Активизация инновационной деятельности
Создание атмосферы творчества, стимулирующей развитие персонала и эффективное использование его потенциала
Корпоративный дух и т.д.
Слайд 4 Методы управления персоналом — это совокупность способов и приемов влияния
на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и
достижение целей организации.
Слайд 5Методы УП
Административные
Экономические
Социально-психологические
Слайд 6 Административные методы основаны на использовании представления (модели) об эффективной организации
человеческой деятельности в упорядоченной определенным образом среде отношений между руководителями
и исполнителями.
Эти методы призваны определить:
место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;
их права, обязанности и мера ответственности;
способы, координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д.
Слайд 7 Особенности административных методов:
оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется
в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любого административного
акта;
носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;
требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;
требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.
Слайд 8 единственно эффективны в примитивных ситуациях;
позволяют установить строгую дисциплину
производственного и управленческого персонала;
обеспечивают выбранную технологию производства и управления.
Основные
преимущества
административных методов:
Слайд 9 не способствуют развитию творческого начала личности;
приводят к концентрации
власти;
требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет
на время их реализации;
часто негативно оцениваются персоналом.
Основные недостатки
административных методов:
Слайд 10Административные методы
Распорядительные
Организационные
Дисциплинарные
Регламентирование
Нормирование
Инструктирование
Слайд 11 Организационные методы – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный
характер, которые базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей.
Слайд 12 Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий,
прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта
регламентирования.
Слайд 13организация в целом (основной регламентирующий документ — устав организации).
структурное подразделение
(положение о подразделении или паспорт подразделения);
должность в аппарате управления (должностная
инструкция или положение о должности);
отношения между организацией и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений);
технология выполнения управленческих работ (технологический паспорт и схемы документооборота в организации и подразделениях).
В качестве объекта регламентирования
может рассматриваться:
Слайд 14 Нормирование как метод управления представляет собой совокупность приемов по
определению необходимых затрат времени, анализу процессов труда, выявлению и учету
нормообразующих факторов, использованию материалов наблюдений, проектированию рационального состава и содержания операции, разработке нормативов и норм труда.
Слайд 15Выделяют следующие основные виды нормирования:
численности, т.е. определения количества людей,
необходимых для выполнения определенной работы;
выработки и обслуживания, т.е. определения
количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;
управления, т.е. определения количества подчиненных у одного руководителя;
расхода ресурсов, т.е. определения количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.
Слайд 16 Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями,
стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания.
Соответственно выделяют
следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение.
По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.
Слайд 17 Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и
управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей.
Слайд 18 приказ — документ, в котором сформулированы цели, содержание, объем
и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих
заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением заданий.
Издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия.
Формы распорядительных методов:
Слайд 19 постановление, которое принимается на уровне всего предприятия совместно администрацией
и общественными организациями;
распоряжение — устного или письменного требования
к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня);
указание, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.
Слайд 20 Дисциплинарные методы предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений,
а также ответственности персонала за выполнение обязанностей.
К ним относятся правила
и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за невыполнение работниками установленных правил).
Слайд 21 Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым Кодексом РФ.
Право на его осуществление
имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя.
Слайд 22 Экономические методы – это система приемов и способов влияния на
исполнителей с помощью конкретного измерения затрат и результатов.
Экономическим методам управления
отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Слайд 23Три уровня применения
экономических методов управления:
первый уровень — управление
предприятием со стороны государства; основными экономическими методами этого уровня являются
налогообложение, госзаказ и финансирование;
второй уровень — управление структурными подразделениями предприятия; основными экономическими методами, применяемыми на этом уровне, являются внутрипроизводственный хозяйственный расчет и налогообложение;
третий уровень — управление персоналом предприятия, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение.
Слайд 24 Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих:
1) прямое
материальное вознаграждение,;
2) дополнительные (или социальные) выплаты;
3) штрафы;
4) выплачиваемые налоги.
Слайд 25К дополнительным материальным стимулам относятся:
возможность использовать оборудование предприятия в личных
целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.);
субсидии
на питание;
скидки при покупке товаров своего предприятия;
помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей;
предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия;
возможность получения льготных кредитов;
возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.);
предоставление различных страховок;
предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полностью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику);
пенсионное обеспечение.
Слайд 26 Социально-психологические методы управления предназначены для создания и поддержания такого социально-психологического
климата в организации, чтобы работник, с одной стороны, делал все
необходимое для достижения целей организации, с другой стороны, имел бы все возможности для саморазвития в выбранном им направлении.
Слайд 27Среди социально-психологических методов выделяют:
развитие социальной инфраструктуры предприятия,
социологические исследования,
соревнование,
методы гуманизации труда,
методы морального поощрения и порицания,
психологическое влияние.