Слайд 1Тема 2. Психология межличностного общения и социального взаимодействия
Слайд 2План лекции:
1. Общение как социально-психологический феномен.
2. Коммуникативная сторона общения.
3. Перцептивная сторона общения.
4. Интерактивная сторона общения.
Слайд 3Вопрос 1. Общение как социально-психологический феномен
Термин «общение» не имеет точного
аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не
эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности.
Общественные, и межличностные отношения раскрываются, реализуются именно в общении.
Корни общения — в материальной жизнедеятельности индивидов. Общение и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу», т.е. включены в общение(Леонтьев, 1975. С. 289).
Слайд 4Единство общения и деятельности
В отечественной психологии принимается идея единства общения
и деятельности.
Общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается
с деятельностью других людей. Это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни.
Слайд 5Общение и деятельность как близкие, но не совпадающие явления
По мнению
же Б. Ф. Ломова, общение нельзя определим, как вид человеческой
деятельности, поскольку оно есть нечто принципиально отличное от деятельности, ибо связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом.
С одной стороны, общение может выступать как в качестве условия или составляющей любой деятельности, так и в виде специфической коммуникативной деятельности.
С другой – общение может и должно рассматриваться в качестве совершенно самостоятельного и отличного от деятелыюсти социально-психологического явления.
Самоценность общения. Это неизбежно в том случае, когда общение носит самоценный характер и не преследует какой либо иных целей кроме тех, которые связаны со взаимным ни тересом друг к другу как к личности партнеров по общению.
Слайд 6Структура общения
В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную
и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова,
состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, для построения системы экспериментальных исследований
Слайд 7Значение общения
Общение как способ проявления человеческой сущности. Именно в процессе
общения и только через общение может проявиться сущность человека.
Общение
как фактор становления человека. Человек является продуктом специфически человеческих форм деятельности, прежде всего труда и социального общения.
Общение как условие существования и органическая потребность человека. Общение стало необходимейшим условием социализации и формирования каждого человека, его существования и его органической потребностью.
Общение как фактор существования общности. Общение — важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельного индивида или небольшой группы людей, но ч больших социальных общностей вплоть до целых народом наций и государств.
Общение как источник информации. Человеческое общение – фактор существования и нормального развития общества, поскольку в общении реализуется функция информативности, которая присуща процессу взаимодействия людей.
Слайд 8Разработка проблемы общения в России
На теоретическом, экспериментальном и прикладном уровнях
исследовались психологические особенности общения, факторы, которые эти особенности определяют (Б.
Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. А. Брудный, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, В. Н. Панферов, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн и др.).
Принципиально важными вкладами в понимание качественной особенности феномена общения были предложенная Б. Ф. Ломовым трактовка его как субъект-субъектного взаимодействия.
Слайд 9Разработка проблемы общения в России
Современные научные направления изучения общения:
Г. М.
Андреева – познавательный компонент общения.
С. В. Кондратьева – изучение
связей особенностей общения и личностных особенностей человека.
В. А. Лабунская – изучение экспрессии человека и ее роли в общении.
А. А. Леонтьева – понимание закономерностей педагогического общения.
Е. А. Петрова изучение связей человек – человек через призму семиотики. Семиотика – это наука о знаках.
Т. Н. Ушакова – изучение вербального уровня общения.
В. Н. Куницына и ее ученики – изучение коммуникативной природы социального интеллекта.
Слайд 10Общение и социальные изменения
В настоящее время многие традиционные для старших
поколений формы общения исчезают и на первый план под влиянием
достижений техники все отчетливее выдвигаются ранее не существовавшие формы общения.
Область межличностного доверительного общения с развитием рыночных отношений становится все меньше, а манипулятивного обращения с человеком – увеличивается, все чаще происходит не непосредственное общение лицом к лицу, а общение через мобильный телефон, телевидение, Интернет.
Живое общение заменяется «играми» с компьютером. Пропадает гуманистическая первооснова общения, когда другой человек – такая же ценность, как ты сам.
Принципы комфортного общения:
1. Общение на равных, когда один участник не стремится подавить другого и сам не жертвует чувством собственного достоинства.
2. Общение, проникнутое чувством гуманности и доброжелательности участников друг к другу.
Слайд 11Вопрос 2. Обмен информацией в коммуникативном процессе
В ходе совместной деятельности
люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами,
установками и пр.
Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность своего партнера, и не рассматривает его как некий объект.
Другой участник предстает тоже как субъект, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки.
Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, а активный обмен информацией.
Главная «прибавка» в обмене информацией заключается в том, что для каждого участника общения важна значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл.
Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.
Слайд 12Посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга
Коммуникативное влияние,
которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие
одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.
Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. «должны говорить на одном языке».
Принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Кроме этого необходимо одинаковое понимание ситуации общения.
В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
Слайд 13Коммуникативные барьеры
Барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации
к различным социальным группам.
С другой стороны, барьеры при коммуникации
могут носить психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то черты, получившей название «некоммуникабельность», или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия .
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой.
Слайд 14Формы коммуникативных барьеров и способы их преодоления
Выражением сопротивления принятию информации
(а значит, и оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего.
Умышленное
снижение в своем представлении авторитета коммуникатора
Умышленное или неумышленное «непонимание» сообщения: в силу специфики фонетики говорящего, или в силу особенностей его стилистики или логики построения текста.
Соответственно всякий оратор должен обладать умением вновь включить внимание слушающего, чем-то привлечь его, точно так же подтвердить своей авторитет, совершенствовать манеру подачи материала и т.д.
Особое значение имеет факт соответствия характера высказывания ситуации общения, мера и степень формального (ритуального) характера общения и др. показатели.
Слайд 15Типы информации: побудительная и констатирующая
Побудительная информация выражается в приказе, совете,
просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция
в свою очередь может быть различной. Это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Это может быть интердикция, запрет нежелательных видов деятельности. Это может быть дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Слайд 16Средства коммуникации. Речь
Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые
системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь,
естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.
Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Однако, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Согласованность действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности.
Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер.
Слайд 17Невербальная коммуникация
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
1) оптико-кинетическую,
2)
пара- и экстралингвистическую,
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса,
4) визуальный контакт.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Слайд 18Оптико-кинетическая система знаков
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику,
пантомимику.
Оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое
свойство общей моторики различных частей тела:
рук – жесты;
лица – мимика;
позы – пантомимика.
Слайд 19Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют
собой также «добавки» к вербальной коммуникации.
Паралингвистическая система – это
система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.
Эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Слайд 20Организация пространства и времени коммуникативного процесса
Организация пространства и времени коммуникативного
процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как
компонент коммуникативной ситуации.
Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему,
Окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка.
Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Слайд 21Проксемика
Проксемика – область знания о нормах пространственной и временной организации
общения.
Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией»,
исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.
Э. Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см).
Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.
В ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп.
Комбинации пространственно-временных констант коммуникативных ситуаций получили название хронотопов. Первоначально этот термин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бахтиным. Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др.
Слайд 22Визуальный контакт
В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их,
смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. На
первый взгляд «Контакт глаз» кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения.
Представляют интерес работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга (аналог глаз).
Как и другие невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.
Системы невербальной коммуникации обладают способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, они помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников.
Слайд 23Коммуникативные стили
Доминантный – снижение роли других в коммуникации.
Драматический – преувеличение
и эмоциональная окраска.
Спорный –агрессивный или доказывающий.
Успокаивающий – снижающий тревогу.
Впечатляющий –
производящий впечатление.
Точный – точность сообщения.
Внимательный – интерес к другим.
Воодушевленный – активное использование невербальных средств.
Дружеский – поощряющий других.
Открытый – выражающий свое Я.