Слайд 1Тема 2. Структура и особенности построения коммуникационного процесса
Слайд 2Аристотель выделял три компонента коммуникации: «оратор — речь — аудитория».
модель
коммуникации Г.Лассуэла:
Кто говорит?
Что сообщает?
Кому?
По какому каналу?
С каким эффектом?
Слайд 3Модель Воронцова выделяет:
источник информации, коммуникатор, сообщение, коммуникант, коммуникационный канал,
экстралингвистический параметр сообщения, источник механических помех, источник семантических помех, классовые
и социальные фильтры, личностно-индивидуальные фильтры, семантические поля, поля коммуникационной обстановки, потери информации, обратная связь «коммуникант — коммуникатор», обратная связь «коммуникант — источник информации».
Слайд 4Схема Итамара Эвен-Зохара и Р.Якобсона
Производителем (адресантом) в данной модели
выступает некий симбиоз объекта и посредника, представляющий авторитет для адресата.
Потребитель
(адресат) — не просто потребитель текстов, т.е. конечного продукта, а потребитель всей социально-культурной функции данной активности.
Институты включают в себя издательства, критиков, образовательные структуры, объединения писателей, все виды СМИ и др.
Рынок (канал) — сумма всех факторов, связанных процессами продвижения, продажи и покупки литературного продукта, процессами «промоушена».
Код (язык) — правила производства и использования литературного продукта: «грамматика» и «лексикон» данного вида языка. Известно, что спецификация рекламных текстов по лексике и грамматике для конкретной потребительской группы повышает эффективность коммуникации в 1,5—4 раза. Ошибка же даже в одном слове может приводить к потере всех затрат на коммуникацию.
Продукт (сообщение) — это не только текст, но и варианты знакового поведения в целом. Известная максима гласит: «Канал является сообщением», т.е. те или иные свойства канала коммуникации предопределяют то, что будет на нем сказано.
Слайд 5Схема В.Трама:
коммуникация выступает как контакт между отправителем и получателем, устанавливаемый
с помощью сообщения, которое направляется по определенному каналу, кодируется и
декодируется получателем; кроме того, имеется канал обратной связи и выделен результат (эффект) коммуникационного процесса.
Слайд 6Простейший коммуникационный цикл включает в себя следующие этапы:
Выбор обращения. Отправитель
— тот, кто передает информацию, — уясняет смысл того, что
он хочет передать другому участнику коммуникационного процесса.
Кодирование — процесс трансформирования идеи в обращение, которое может быть передано.
Распространение сообщения — процесс передачи обращения через выбранный коммуникационный канал.
Расшифровка — процесс фиксации обращения и его расшифровка. Чем меньше различие между тем, что было передано, и тем, что было получено, тем эффективнее коммуникация.
Процесс обратной связи — передача ответной реакции получателя на принятое обращение.
Слайд 7Выбор способа в основном зависит от двух причин:
а) характера
информации
б) ее вида и возможностей, которыми располагают отправитель и
получатель информации.
Слайд 8Контрольные вопросы
По признакам, приводимым в теме, составьте классификацию информации, поступающей
в процессе учебных занятий.
Перечислите этапы обмена информацией и их взаимосвязи.
Объясните,
что такое обратная связь. Какую роль она играет в процессе управления? Приведите примеры средств обратной связи.