Слайд 1Тема 2.2 Средства размещения. Гостиничное обслуживание и питание.
Организация службы питания
в гостинице.
ОП 10. Основы гостеприимства.
Слайд 2Нормативно-правовая база
Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №
1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».
В соответствии с
классификацией предприятий общественного питания, установленной ГОСТ Р 50762 — 2007
Ресторан представляет собой предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных и других видов напитков, мучных кондитерских и булочных изделий, табачных изделий, покупных товаров, с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.
Слайд 3Стандарт
В соответствии с российскими гостиничными нормами количество посадочных мест
в ресторане отеля должно составлять 70 % от номерного фонда.
Для примера, при таких нормативах мини-отель на 30 номеров может обойтись круглосуточными Room service и кафе, где гости смогут позавтракать и выпить бокал вина вечером.
Слайд 4Требования СанПина
СанПиН 2.3.2.2575— 10 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности
пищевых продуктов», СанПиН 2.3.6.2867 — 11 «Санитарно-эпидемиологические требованияк организациям общественного
питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Приказ министерства здравоохранения РФ от 15 августа 2001 г. № 325
«О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции». Санитарные требования предъявляются не только к продукции, изготавливаемой предприятием общественногопитания, но и к его персоналу.
Слайд 5ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА БАРОВ
И РЕСТОРАНОВ К ОБСЛУЖИВАНИЮ
требование ст. 213 Трудового кодекса
РФ.
ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г.
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Работники общественного питания в целях охраны здоровья населения,
предупреждения возникновения и распространения заболеваний обязаны проходить
специальное медицинское обследование.
Слайд 6Требования
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека в приказе
Роспотребнадзора от 20 мая 2005
г. № 402
«О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»
утвердила форму личной медицинской книжки для работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды.
Слайд 7Если ресторан (рестораны) находится в структуре отеля, он относится к
службе питания (Food and Beverage Department, Catering Department), во главе
которой стоит директор, обязательно входящий в состав правления отеля.
Слайд 8Персонал ресторана
В непосредственном подчинении директора службы питания находятся шеф-повар, контроллер
службы питания, метрдотель, банкетный менеджер, главный бармен, стюард.
повара участков, стюард
кухни, метрдотель, бармен, бариста, сомелье, хостес, официант.
Слайд 9Шеф-повар
осуществляет контроль за производственными процессами, происходящими на кухне ресторана,
несет
ответственность за своевременное и доброкачественное приготовление пищи, правильное хранение и
расходование продуктов,
санитарное состояние кухни, посуды и всего кухонного инвентаря, работу подчиненного персонала.
Непосредственно под его руководством находится помощник шеф-повара, а косвенно — все работники кухни.
Слайд 10Повара участков
— основной персонал кухни. Они готовят и оформляют блюда,
контролируют и обучают работников своих участков, отвечают за их работу,
следят за свежестью и правильным хранением продуктов питания, чтобы каждый участок содержался в чистоте и соблюдались все правила санитарии и гигиены.
Слайд 11Стюард кухни
занимается мойкой кухни, включая полы и стены, обеспечивает
чистоту и рабочее состояние всех кухонных приспособлений, моющих и чистящих
механизмов и оборудования, занимается удалением мусора.
Слайд 12Метрдотель
обеспечивает работу ресторана, осуществляя руководство, общее наблюдение и контроль в
целях поддержания высокого уровня обслуживания, действуя в рамках установленного бюджета;
исполняет административные обязанности, общее руководство персоналом, нанимает и увольняет сотрудников, осуществляет дисциплинарные меры.
Слайд 13Бармен
нередко становится ключевой фигурой того или иного заведения — ресторана,
кафе, бара, клуба, хотя основная его деятельность заключается в розливе,
приготовлении и оформлении напитков.
Слайд 14Бармен должен знать:
■ ассортимент, рецептуры, технологию приготовления, правила оформления и
подачи коктейлей, других напитков, а также блюд и закусок;
■ правила
международного этикета;
■ иностранный язык и технику обслуживания иностранных посетителей;
■ виды и назначение инвентаря, столовой посуды, приборов, оборудования, используемых при приготовлении и отпуске блюд и напитков.
Слайд 15Бариста
Бариста должен знать правила работы с кофемолкой, рецептуры,
технологию приготовления и правила оценки качества различных видов кофе, приемы
сервировки стола для подачи кофе, уметь регулировать помол кофейных зерен, правильно подбирать посуду для подачи того или иного напитка, составлять кофейную карту, включая в нее оригинальные, разработанные им самим рецептуры, владеть искусством создания рисунка на кофейной пене (лате-арт)
Слайд 16Сомелье
специалист, который не только отвечает за оборот алкогольной продукции ресторана,
за составление винной карты, но и создает определенную атмосферу в
заведении, общаясь с гостями и советуя им, как выбрать тот или иной алкогольный напиток. Включение в штат сомелье говорит о высоком классе ресторана.
Слайд 17Хостес
(англ. hostess — хозяйка, старшая официантка, хозяйка гостиницы) — специалист
ресторанной службы, «лицо» ресторана, «хозяйка зала».
Хостес встречает посетителей, усаживает
их за стол, предлагает меню, контролирует работу официантов, координирует распределение между ними нагрузки при работе с гостями (посетители должны быть равномерно распределены по зонам работы официантов). В случае необходимости хостес берет на себя функции официанта
Слайд 18Официант
В должностные обязанности официанта входит:
■ сервировка стола в соответствии
с установленными стандартами;
■ контроль за чистотой, состоянием и комплектностью
приборов;
■ знание меню, основных и сезонных блюд и напитков, предлагаемых гостям;
■ консультирование гостей по поводу особенностей блюд и напитков при составлении заказа;
■ прием заказов от посетителей;
■ подача блюд и напитков согласно установленным правилам обслуживания;
■ создание в заведении атмосферы гостеприимства (отношение к гостям, манера поведения, внешний вид);
■ предоставление счета гостям и получение оплаты
Слайд 19При встрече посетителей, приеме заказа и обслуживании официант должен соблюдать
принятые правила этикета
Слайд 20Официант должен:
■ отлично знать меню и характеристику блюд, состав
продуктов всех блюд меню;
■ знать и соблюдать нормы этикета
и правила подачи блюд, а также уделять большое внимание своему внешнему виду;
■ одежду и обувь иметь единого образца и содержать в чистоте, обстоятельно осмотреть их перед началом работы, тщательно вычистить, проверить, крепко ли пришиты пуговицы, достаточно ли свежая на нем рубашка, обратив особое внимание на манжеты и воротничок;
■ иметь гладкий (белый или в клетку) ручник размером 35 х 80 см, чистый и хорошо проглаженный.
■ иметь в надлежащем виде и положенном месте принадлежности — ключ на шнурке от кассового аппарата, чистый носовой платок, карандаш или авторучку, зажигалку, книжку бланков счетов и штопор.
Слайд 21Методы обслуживания при предоставлении питания
Чем дороже, тем больше сервиса
шведский стол
(Buffet)
русский сервис (Gueridon service)
табльдот (Table d'hote)
американский
сервис (Plate service)
семейный сервис (Family service)
Разные виды сервиса предполагают и разное число официантов (10 гостей на одного официанта при Silver service, до 18 гостей на одного официанта при Plate service) и даже разное пространство за столом, отводимое одному посетителю (75 см при Silver service и 60 см при Plate service)
Слайд 22Меню
документ, предназначенный для информирования потребителей об ассортименте кулинарной и
кондитерской продукции, напитков и других товаров, их количественных характеристиках (выход
блюда и цена).
Как любой документ, меню должно иметь информацию об исполнителе услуги предприятия питания, знаке обслуживания (при его наличии), а также подпись ответственного лица и печать предприятия.
Слайд 23 меню подразделяется на следующие виды:
■ меню со свободным
выбором блюд (a la cart)
■ меню бизнес-ланча
■ меню воскресного
бранча
■ меню дневного рациона
■ банкетное меню
■ меню тематических мероприятий
■ меню «Счастливый час» (Happy hour)
■ меню a part
■ меню «Шведский стол»
■ меню экспресс-зала
■ меню для гурманов
Слайд 26Барное обслуживание
Модули выстраиваются так, что образуют три линии —
переднюю, заднюю и верхний ярус, иногда называемый барной крышей.
Слайд 27Барная стойка
Передняя линия стойки фактически является «лицом» бара. С ее
внутренней стороны находится рабочее место бармена, с внешней стороны —
зона для посетителей, где обычно расставляют высокие барные стулья.
Задняя линия стойки несет функциональную и стилевую нагрузки. Это может быть буфет с полками для бутылок и сигарет или несколько модулей со встроенным оборудованием различного назначения.
Верхняя часть задней линии стойки отделывается разнообразными декоративными элементами с использованием стекла, амальгамы, зеркал и т.д.
Барная крыша (верхний ярус) крепится на опорных стойках (колоннах) либо подвесных элементах и снабжается держателями для бокалов и фужеров, а также крючками для пивных кружек.
Слайд 29Бары класса люкс и бары высшей категории
Слайд 31Мини-бар
Это небольшой холодильник с напитками, размещенный в гостиничном номере
Слайд 32Автоматический мини-бар.
При заселении гостя в номер система управления отелем (PMS)
через интерфейс открывает электронный замок автоматического мини-бара.
Каждый продукт в системе
контролируется датчиком. В престижных гостиничных комплексах все мини-бары подключены к централизованной системе управления.
Информация поступает в систему — система отслеживает количество потребленных и оставшихся напитков. Когда гость выселяется, система управления отелем блокирует автоматический мини-бар.
Слайд 33ВАРИАНТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПИТАНИЕМ
■ без питания (OB — Only Bed)
■
только завтрак (ВВ — Bed & Breakfast)
■ полупансион (НВ
— Half Board)
■ расширенный полупансион (НВ + )
■ полный пансион (FB — Full Board) —
■ расширенный полный пансион (FB + )
■ бранч (Brunch Dinner)
■ мини все включено (MAI — Mini All Inclusive)
■ все включено (AI — All Inclusive)
■ все включено по высшему разряду (HCAI —
Hign Class All Inclusive)
■ ультра все включено (UAI — Ultra All Inclusive)
Слайд 34Варианты завтраков
Континентальный (легкий) завтрак- включает кофе, чай или горячий шоколад,
сахар, сливки (молоко), лимон, два вида повидла (джема) или мед,
выбор хлебобулочных изделий, масло.
2.Европейский (расширенный) завтрак
— континентальный завтрак с ассортиментом гастрономических продуктов (колбаса, ветчина, сыр разных сортов) и горячим блюдом (яйца всмятку, яичница или омлет).
Слайд 35Варианты завтраков
3. Английский (полный) завтрак - в классическом варианте начинается
с утреннего чая или кофе (возможно, горячего шоколада), принесенного в
номер. Он также включает сахар, булочные изделия, тосты, масло, джем, мед, варенье. Может дополняться блюдами из яиц, рыбными блюдами.
4. Американский завтрак — набор континентального завтрака, а также сухой завтрак (sereals) с молоком, фруктовые йогурты или кефир, два яйца, сваренные всмятку, или
яичница с беконом, с сосисками, помидорами, или омлет с ветчиной, сыром, грибами, фрукты или фруктовый
салат.
Слайд 36Виды завтраков
5. Вегетарианский (здоровый) завтрак - сок на выбор,
вегетарианский омлет с картофелем и запеченными помидорами или овощи, приготовленные
на пару, или мюсли с молоком, свежие сезонные фрукты или фруктовый салат, джемы, мини-кекс, кофе или чай с обезжиренным молоком.
6. Русский завтрак - свежевыжатый сок на выбор, масло сливочное, лососина с лимоном, овощи натуральные, блины с зернистой икрой, джем, мед, кекс, свежий хлеб, кофе, чай или горячий шоколад.
7. Завтрак с шампанским - — время предоставления — с 10.00 до 11.30. Предлагаются кофе, чай, алкогольные напитки (шампанское, вино), небольшие холодные закуски и горячие блюда, супы, салаты, десерты.
8. Поздний завтрак — альтернатива завтраку и обеду. Время предоставления — с 10.00 до 14.00. Используются составные элементы, входящие как в завтрак, так и в обед
Слайд 37Кофе-брейк
предназначен для участников конференции, семинара, затянувшихся деловых переговоров и других
мероприятий.
Он занимает не более 30...40 мин.
легкое меню — выпечка,
фрукты, сок, сэндвичи, чай.
сервировка осуществляется на специальных десертных
столиках, а при составлении меню обязательно учитывается сезон
Слайд 38варианты меню кофе-брейк
Ва р и а н т 1: датская
выпечка — 1 шт., свежесваренный кофе, ассорти чая Ronnefeldt, минеральная
вода.
Ва р и а н т 2: ассорти печенья — 4 шт., круассаны в ассортименте — 1 шт., свежесваренный кофе, ассорти чая Ronnefeldt, фруктовые соки.
Ва р и а н т 3: фруктовый шашлык — 1 шт., мини-пирожки в ассортименте — 2 шт., фруктовые тарталетки в ассортименте — 1 шт., свежесваренный кофе, ассорти чая Ronnefeldt.
Ва р и а н т 4: кексы, мафины в ассортименте — 1 шт., свежесваренный кофе, ассорти чая Ronnefeldt, фруктовые соки.
Ва р и а н т 5: ассорти сыров с крекерами, фруктами и орехами — 30 г, мини-эклеры в ассортименте — 1 шт., свежесваренный кофе, ассорти чая Ronnefeldt, фруктовые соки.
Ва р и а н т 6: французские пирожные в ассортименте — 50 г, фруктовый шашлык — 1 шт., ватрушки в ассортименте — 1 шт., свежесваренный кофе, ассорти чая Ronnefeldt,
минеральная вода.
Слайд 39Подготовка зала к обслуживанию
■ уборка помещения;
■ расстановка столов и стульев;
■
получение столового белья, посуды, приборов;
■ сервировка столов.