Слайд 1ТЕМА 3
«ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»
Слайд 2Причины и цели создания ИС.
2. Принципы создания ИС.
3. Проект создания
ИС.
4. Жизненный цикл ИС.
5. Методы проектирования ИС.
Слайд 3вопрос 1
Основные причины внедрения ИС
на предприятии
1) Замена существующих
систем, не удовлетворяющих требованиям современного производственного процесса и управления предприятием.
2)
Необходимость расширения контактов (и их постоянной поддержки) с партнерами и клиентами
3) Достижение желаемого уровня конкурентного преимущества за счет снижения корпоративных расходов и увеличении реальной прибыли.
4) Снижение материально-производственных запасов (15%-35%) с одновременным ростом общей производительности.
5) У руководства предприятия появляется возможность всестороннего анализа и выработки стратегических решений, налаживаются более тесные отношения с клиентами и поставщиками
Слайд 4вопрос 1
Главная цель внедрения ИС –
повышение эффективности
работы предприятия
Слайд 5вопрос 2
Принципы создания ИС
Принцип системности
Принцип развития (открытости)
Принцип
современности
Принцип стандартизации (унификации)
Принцип эффективности
Принцип первого руководителя
Слайд 6вопрос 3
Фазы развития ИС:
формирование концепции
2. разработка технического задания
3. проектирование
4.
изготовление
5. ввод системы в эксплуатацию
Слайд 7вопрос 3
1. Формирование концепции:
формирование идеи, постановка целей;
формирование ключевой команды
проекта;
изучение мотивации и требований заказчика и других участников;
сбор исходных данных
и анализ существующего состояния;
определение основных требований и ограничений, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
сравнительная оценка альтернатив;
представление предложений, их экспертизу и утверждение;
Слайд 8вопрос 3
2. Разработка технического задания:
разработка основного содержания проекта, базовой
структуры проекта;
разработка и утверждение технического задания;
планирование, декомпозиция базовой структурной модели
проекта:
составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах;
разработка календарных планов и укрупненных графиков работ;
подписание контракта с заказчиком;
ввод в действие средств коммуникации участников проекта и контроля за ходом работ;
Слайд 9вопрос 3
3. Проектирование:
выполнение базовых проектных работ;
разработка частных технических заданий;
выполнение концептуального проектирования;
составление технических спецификаций и инструкций;
представление проектной
разработки, экспертиза и утверждение.
Слайд 10вопрос 3
Схема данных – графически отображает путь данных при решении
задач от момента возникновения до передачи потребителю и определяет этапы
обработки, а также применяемые носители данных;
Меню действий – это горизонтальный список объектов на экране, представляющих группу действий, доступных пользователю для выбора;
Схема ресурсов системы – отображает конфигурацию блоков данных и обрабатывающих средств, которые требуются для решения задачи;
Схема программы – отображает последовательность операций в программе;
Схема взаимодействия программ – показывает путь активации программ и взаимодействий с соответствующими данными;
Схема работы системы – отображает управление операциями и потоками данных и отражает технологический процесс обработки данных в системе.
Слайд 11вопрос 3
4. Изготовление
выполнение работ по разработке программного обеспечения;
выполнение подготовки
к внедрению системы;
контроль и регулирование основных показателей проекта.
Слайд 12вопрос 3
5. Ввод системы в эксплуатацию
комплексные испытания;
подготовка кадров для
эксплуатации создаваемой системы;
подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод
ее в эксплуатацию;
сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
накопление опытных данных для последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.
Слайд 13вопрос 4
Жизненный цикл ИС –
непрерывный процесс, начинающийся с момента
принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент
полного изъятия ее из эксплуатации.
Слайд 14вопрос 4
Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру жизненного цикла ИС
Основные процессы
– это:
приобретение, поставка, разработка,
эксплуатация, сопровождение
Вспомогательные процессы – это:
документирование, управление конфигурацией,
обеспечение качества, верификация, аттестация,
оценка, аудит, разрешение проблем
Организационные процессы – это:
управление проектами, создание инфраструктуры
проекта, определение, оценка и улучшение самого
жизненного цикла, обучение
Слайд 15вопрос 4
Модель жизненного цикла ИС – некоторая структура, определяющая последовательность
осуществления процессов, действий и задач, выполняемых на протяжении жизненного цикла
ИС, а также взаимосвязи между этими процессами, действиями и задачами.
Слайд 16вопрос 4
Основные модели жизненного цикла
Каскадная
(модель
«водопада»)
Спиральная
Слайд 17вопрос 4
Каскадная модель разработки ИС
Слайд 18вопрос 4
Преимущества каскадной модели
на каждом этапе формируется законченный набор проектной
документации, отвечающий критериям полноты и согласованности
выполняемые в логичной последовательности этапы
работ позволяют планировать сроки завершения и соответствующие затраты
Слайд 19вопрос 4
Недостатки каскадной модели
существенная задержка получения результатов;
ошибки и недоработки на
любом из этапов выясняются, как правило, на последующих этапах работ,
что приводит к необходимости возврата на предыдущие стадии;
сложность распараллеливания работ по проекту;
чрезмерная информационная перенасыщенность каждого из этапов;
сложность управления проектом;
высокий уровень риска и ненадежность инвестиций.
Слайд 21вопрос 4
Преимущества спиральной модели
существенно упрощает внесение изменений в проект при
изменении требований заказчика;
отдельные элементы информационной системы интегрируются в единое целое
постепенно;
уменьшение уровня рисков;
обеспечивает большую гибкость в управлении проектом, давая возможность внесения тактических изменений в разрабатываемую ИС;
упрощает повторное использование компонентов;
позволяет получить более надежную и устойчивую систему;
позволяет совершенствовать процесс разработки.
Слайд 22вопрос 4
Основная проблема спирального цикла — определение момента перехода на
следующий этап.
Необходимо ввести временные ограничения на каждый из этапов
жизненного цикла
Слайд 23Методы проектирования информационных систем
методы
традиционного
(неавтоматизи-
рованного)
проектирования
методы
автоматизи-
рованного
проектирования
Слайд 24CASE-технологии (Computer-Aided Software/System Engineering) -
совокупность методологического анализа, проектирования, разработки
и сопровождения сложных систем программного обеспечения, поддержанная комплексом программных средств
автоматизации.
CASE-технология позволяет отделить проектирование информационной системы от собственно программирования и отладки
Слайд 25Достоинства CASE:
улучшение качества создаваемого ПО за счет средств автоматического контроля;
создание
за короткое время прототипа будущей системы, что позволяет на ранних
этапах оценить ожидаемый результат;
ускорение процесса проектирования и разработки;
освобождение разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части проекта;
поддержка развития и сопровождения разработки.
Слайд 26Методология RAD (Rapid Application Development) – методология быстрой разработки приложений
— это комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных информационных
систем, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений
Слайд 27Методология RAD основана на трех основных элементах:
небольшая команда программистов (обычно
от 2 до 10 чел.);
тщательно проработанный производственный график работ,
рассчитанный на сравнительно короткий срок разработки (от 2 до 6 мес.);
итерационная модель разработки, основанная на тесном взаимодействии с заказчиком — по мере выполнения проекта разработчики уточняют и реализуют в продукте требования, выдвигаемые заказчиком.