Слайд 1Джорджоне в искусстве Высокого Возрождения
Выполнил: Баушев Илья
Нт 103-о ИИД
Слайд 2Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне родился в 1478
году. Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним
из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.
Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции. Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.
Слайд 3Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий
крест», созданное в 1497 году. Через три года ему довелось
повстречаться с великим Леонардо да Винчи.
Слайд 4Еще через 4 года (~1505) он написал «Мадонну Кастельфранко» -
алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.
Очевидно, “Мадонна”
не была обычной картиной, но представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображён деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Его тело было привезено в Кастельфранко. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. На ней изображён воин в берете, у его ног лежат два шлема – один из таких увенчивает голову рыцаря, стоящего у трона Мадонны (рыцаря считают либо св. Георгием, либо св. Либерале, которому посвящён собор).
Слайд 5Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же
единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины
могут быть выполнены им в соавторстве с учениками. Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.
Слайд 6 За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые
существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь»
с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Читающая мадонна» и многие другие.
Слайд 7Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения,
является трепетное отношение к изображению пейзажа. У него он не
просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным.
Слайд 8Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном
единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей
игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.
Слайд 9 Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические
мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции,
использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.
Слайд 10Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают
взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и
не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.
Слайд 11В поздних произведениях Джорджоне («Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась
главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы.
Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины.
Слайд 12 Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно
переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать
мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.
Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.