Слайд 1Культурное пространство в XVII веке. Сословный быт. Обычаи и нравы.
Слайд 2Культурное пространство в XVII веке
Образование:
Необходимость образования и просвещения связано с:
Оживление
торгово-промышленной деятельности;
Рост государственного аппарата;
Возобновление отношений с зарубежными странами
_______________________________________________
Слайд 3Культурное пространство в XVII веке
Образование:
К концу XVII в.
Грамота 24% -
посадского мужского населения:
Среди черносошных и крепостных
____________________________________________
Домашнее обучение (чтение, счет, письмо)
Привлекались
учителя из заграницы (Речь Посполитая)
Слайд 4Культурное пространство в XVII веке
Выпуск печатных книг:
300 000 – букварей
150
000 –церковных учебных книг
____________________________________________
СОЗДАНИЕ СЕТИ ШКОЛ – при церквах и
монастырях – учителя монахи из Речи Посполитой
Слайд 6Образование:
Симеон Полоцкий – деятель восточнославянской культур, духовный писатель, богослов, поэт,
драматург, переводчик, придворный астролог. Наставник детей Алексея Михайловича: Алексея, Софьи,
Федора.
Слайд 7Наука:
Источник знаний – книги западноевропейских авторов, которые переводили на русский
язык
Появлялись технические новинки:
подзорная труба;
1615 г. – первая пушка с
винтовой нарезкой;
Водяные двигатели
Слайд 11Первопроходцы:
Семен Дежнев (1605 – 1673) – крупное географическое открытие: 1648
г. – плавание вдоль Чукотского п-ва и открыл пролив, отделяющий
Азию от Северной Америки.
Василий Поярков – 1643-1646 г. – во главе отряда казаков прошел из Якутска по рекам Лена, Алдан, вышел по Амуру, во Охотское море, а затем вернулся в Якутск
Ерофей Хабаров – 1649-1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амур и составил их карты.
Владимир Атласов – 1696-97 гг. экспедиция на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России
_________________________________________________________
По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России.
- карты отдельных районов;
- путешественников
Слайд 12Литературные произведения XVII в.
Новшества:
Процесс обмирщения – постепенное вытеснение церковных элементов
– охватил и литературу. Здесь появились многие новые формы (жанры)
литературных сочинений, литературные стили. При этом изменились герои: в таких произведениях новых жанров, как реалистическая бытовая и историческая повесть, герои обычные, простые люди, живущие и действующие в реальных условиях.
. Исторические произведения – повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков
Литература отразила события Смутного времени («Сказание Авраама Палицына», «Новая повесть о преславном Российском государстве»; в них поднимается вопрос о причине «великой разрухи» отдается дань величию русского народа, показывается патриотизм.
Слайд 13Новые направления:
Демократическая сатира ( обличение церкви, крючкотворство феодального суда, продажность,
волокита.) - «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная»
Человеческая драма -
«Повесть о горе-злосчастии»
Плутовская новелла – «Повесть о Фроле Скобееве, российском дворянине».
Драматургия и поэзия – родоначальник Симеон Полоцкий.
Слайд 14Новые направления:
Несмотря на тенденции обмирщения русской словесности и рождение новых
жанров, основными по прежнему оставались летописи, сказания, жития – житие
приобрело статус автобиографии.
Житие Протопопа Авакуума – первое на Руси мемуарное произведение – протопоп выразил взгляды на мир, природу человека.
Слайд 15Живопись:
В XVII в. изобразительное искусство в культуре России включало иконопись,
фрескопись. Произошли изменения в применении икон, что повлекло выработку новых
типов. Коренной перелом произошел в становлении русского портрета. Творчество Симона Ушакова обозначило новый этап в развитии русской живописи.
Слайд 16Использование икон:
Обособленное произведение искусства
Можно держать в руках
От поклонения к рассмотру
Отпала
строгая симметричность
Проникает светское начало
Слайд 17Симон Ушаков (1626 -1686 гг.)
Спас Великий Архиерей 1658 г.
Слайд 18Симон Ушаков (1626 -1686 гг.)
Спас Нерукотворный, 1658
Слайд 19Симон Ушаков (1626 -1686 гг.)
Насаждение древа государства Российского, 1668
Слайд 20Живопись:
В развитии русского портрета в XVII в. происходит перелом. В
Оружейной палате на основе художественного опыта древнерусского искусства и навыков
создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях.
Слайд 21Живопись:
«Положение ризы» 1630 г.
Слайд 22Портрет
Художники Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым создали целую
галерею надгробных портретов на стене Архангельского собора в Кремле. В
XVII в. портреты назывались ПАРСУНАМИ. Самые первые парсуны – царь Федор Иоаннович, Скопин-Шуйский.
Портреты 1680-90-х:
Л.К.Нарышкин
Н.К.Нарышкина.
Слайд 23Архитектура XVII вв.
Первое тридцатилетие – шатровое зодчество;
1640 – 1670 –
е. – поиск нового стиля
1680-1690 – е. – рождение нового
архитектурного стиля.
Слайд 24Шатровое зодчество:
Покровская церковь в Рубцове
Слайд 25Шатровое зодчество:
Церковь Троицы в Никитниках
Слайд 27Московское барокко
Нарышкинскому барокко характерны ярусность, центричность, а также равновесие и
симметрия, наличие белых элементов на красном фоне. Большинство известных памятников
архитектуры, относящиеся к нарышкинскому барокко, демонстрируют заимствованность форм от западноевропейских объектов архитектуры, относящихся к барокко и позднему ренессансу: это и разорванные фронтоны, и балюстрады с вазами, и спиралевидные колонны, а также геммы, раковины, маскароны, картуши.
Церковь Покрова в Филях
Слайд 28Развитие в России театрального и музыкального искусства
XVII век стал временем
рождения театра. Были созданы и работали школьный, придворный театры, комедийная
хоромина. В музыкальном искусстве усиливается светское начало. Основана Музыкальная комиссия для сбора музыкальных рукописей.
Слайд 29Театр
До XVII в. театрального искусства как самостоятельного вида творчества Россия
не знала, прибегая к обрядам:
Погребения
Инициации
Свадьба
Праздники
Роль скоморохов
Слайд 30Театр
Потешная палата:
Первым театральным помещением в России была Потешная палата, построенная
в 1613 г. При этой палате содержали штат шутов из
числа русских скоморохов.
Давались здесь представления иноземных артистов, которые тоже входили в штат Потешной палаты.
В 1648 г. царь Алексе Михайлович указом запретил представления скоморохов.
Слайд 31Театр
Школьный театр – возник в России в конце XVII –начале
XVIII в. Он стал для России более органичным. Такие театры
сформировались при киевской, московской и других духовных академиях.
Придворный театр – создан в XVII в., организатор боярин Артамон Сергеевич Матвеев. По его настоянию пастор из Немецкой слободы И.Г. Грегори собрал труппу из молодых иностранцев. После смерти в 1676 г. придворный театр был закрыт