Слайд 1Тема 3.
«Философия бытия и материя»
Слайд 2План
Категория «бытие» и ее роль в философии.
Понятие материи. Историческое
изменение представлений о материи.
Уровни организации материи.
Свойства материи.
Всеобщие и специфические свойства
пространства и времени.
Диалектика. Законы диалектики.
Слайд 3
Онтология
Онтология – один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия
– одну из главных в философии. Становление философии начиналось именно
с изучения проблемы бытия.
Слайд 4Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная субстанция,
которая включает в себя все.
Небытие – полное отсутствие чего-либо.
Полное ничто
Слайд 5Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир,
- это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Разнообразие
мира не поддаётся счёту. Нужно было совершить величайший научный подвиг, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.
Слайд 6Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители
заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях
сохраняются.
Эту постоянно сохраняющуюся основу всех вещей они назвали первоматерией.
Слайд 7Представления о материи в истории философии
Представления о материи в истории
философии не единожды изменялись.
Причина этого
Развитие философии и других наук
Слайд 9Античная философия
Древние философы стремились найти единое начало, но такое, которое
дано не чувствам, а уму
Не случайно Демокрит выколол себе глаза,
чтобы чувственно-образный мир не мешал видеть подлинное, истинное бытие.
Демокрит
ок.460-ок.370 до н.э.
Слайд 10Парменид
бытие есть вечное и неизменное единство;
противостоящее ему подвижное многообразие
является небытием;
бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей
определенности и утрачивающих частную определимость;
одно и то же — мышление и бытие
Слайд 11принцип организации эмпирических явлений:
«логос»
«число»
Гераклит
Пифагор
Слайд 122.определенные начала бытия
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит
«корни»
«семена»
«атомы»
Слайд 13Платон
Учение об «идеях»
Бытие, по Платону, — это совокупность умопостигаемых форм
или сущностей — «идей» — отражением которых является многообразие вещественного
мира.
Слайд 14аристотель
Появляется ряд специфических сдвигов в понимании бытия: отрицание бытия как
высшего родового понятия, отождествление его с субстанциальной сущностью единичной вещи,
попытка расчленить различные смыслы употребления слова «есть».
Слайд 15Материя как фундаментальная онтологическая категория
Слайд 16 В основе определения материи лежало понятие «материал», из которого как
бы вылеплены все вещи
материя
Фалес
Слайд 17Материя
От латинского materia –
вещь, вещество
В философии понимается как
вещественное начало мира в отличие от духовного начала
Категория, объединяющая всё
многообразие предметов, систем окружающего мира, существующих во времени и пространстве, находящихся в вечном движении и развитии
Слайд 18Материя
Философская категория
Обозначает объективную реальность
Реальность, независимую ни от отдельного человека,
ни от человечества в целом
Слайд 19Античные философы о материи
Первоначало
Фалес Милетский
Вода
Анаксимен
ок.585- 525 до н.э.
Воздух
Гераклит
544-483
до н.э.
Огонь
Эмпедокл 490-430 до н.э.
Вода, огонь, воздух,
земля
Слайд 21Античная философия
Мир Материи – небытие, Мир Идей – истинное бытие
Платон
427-347 до н.э.
Материя – пассивное, неорганизованное начало, которое нуждается в
форме. Форма придаёт материи содержание и позволяет существовать
Аристотель 384-322 до н.э.
Слайд 23Средневековая философия
Августин Блаженный
354-430
Материальные вещи противопоставлялись духовным образованиям – Богу, божественному
миру, ангелам и т.д.
Слайд 24Бытие и материя в средневековой философии V-XV вв.
В Средние века
понятие бытия было связано с божественным творением мира. Единственным полным
и истинным бытием признается Бог. Все остальное же рассматривается как его творения, лишь частично содержащие в себе бытие.
Слайд 25Представители схоластики выделяли истинное (божественное) бытие и неистинное (сотворенное) бытие.
Одним из представителей схоластики является Фома Аквинский. Он считал, что
акт бытия, будучи актом актов и совершенством совершенств, пребывает внутри всякого «сущего» как его сокровенная глубина, как его подлинная действительность. Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только Бог — подлинное, истинное бытие. Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием. Бог творит не сущности, чтобы потом заставить их существовать, а существующие субъекты.
Слайд 26
Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Он считал, что
Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и
назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один, и несколько миров быть не может.
Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет своё место.
Слайд 28Материя
Материя (по Дж. Бруно) - это активный творческий принцип, который
существует в слиянии с формой.
Вселенная предстала перед человеком как
бесконечная материя, движущаяся по внутренне присущим ей закономерностям.
Слайд 29Бытие
Бытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в
своей действительности прежде всего природа, как объект естествознания и практической
деятельности человека.
По мнению Николая Кузанского, природа является производной от Бога, который рассматривается как высшее абсолютное бытие.
Слайд 31Философия Нового времени
В XVII-XVIII вв. понятие «материя» отождествлялось с
понятием «вещество»
Материя -
совокупность абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов,
совершающих механическое движение в пустоте
Слайд 32Бытие в новое время
Для философов-материалистов бытие – это материальный
мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от
лат. substantia – сущность, основа) как ее сущность.
Идеалисты
Материалисты
Для представителей идеалистической философии было характерным распространение понятия бытия не только и даже не столько на материю, сколько на сознание, духовное.
Слайд 33Философы Нового времени в основном связывают проблему бытия лишь с
человеком, отказывая бытию в объективности
Декарт утверждал, что акт мышления -
я мыслю - есть самое простое и самоочевидное основание существования человека и мира. Он сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это означало, что бытие стало субъективным.
Хайдеггер это выразил следующим образом: «Бытие сущего стало субъективностью». В дальнейшем Кант писал о бытии, зависимом от познания. Представители эмпириокритицизма видели единственную бытийную основу в человеческих ощущениях, а экзистенциалисты прямо заявляли, что человек и только он один есть подлинное и предельное бытие.
Слайд 34В XVII-XVIII вв. понятие «материя» отождествлялось с понятием «вещество»
Материя-
совокупность абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение
в пустоте
Механистический материализм– это материализм Нового времени – периода развития частных наук. Здесь понимание материи связывается со свойствами, присущими всем вещественным предметам: с наличием массы, с протяженностью, со способностью к механическому перемещению. Эти признаки материи почерпнуты из классической механики Галилея, Ньютона, Декарта и др.
Слайд 37Бытие по И.Канту
Определение бытия по И.Канту: «Оно есть только полагание
вещи или некоторых определений само по себе».
Не отрицая существования вещей
самих по себе, И. Кант рассматривает бытие не как свойство вещей, а как связку суждения: «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи… В логическом применении оно есть лишь связка в суждении». Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию.
Слайд 38Материя по И.Канту
Он утверждал, что пространство и время суть чистые
формы всякого чувственного наглядного представления, что они не являются свойствами
самих вещей, а даны до всякого опыта (априорно), являются формами чувственного созерцания. По мнению Канта, наши ощущения, восприятия упорядочены в пространстве и времени, но на этом основании не может быть уверенности в упорядочении в пространстве и времени реальных тел.
Концепция Канта отрицает объективное существование пространства и времени. По Канту, «вещи в себе» непространственны и невременны.
Слайд 40Представитель антропологического
материализма
Фейербах Людвиг 1804-1872 – немецкий философ.
Слайд 41Материя Л. Фейербаха
Под материей Фейербах понимает природу и человека,
«поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим».
Ведя борьбу
с гегелевским отождествлением объекта и субъекта, материи и духа, Фейербах отстаивает материалистическое положение о существовании природы до человека.
Слайд 42Бытие Л. Фейербаха
Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах
рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не
противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.
Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна.
Слайд 44Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Гегель пишет : "Здравый человеческий рассудок, как
часто называет себя односторонняя абстракция, отрицает соединение бытия и ничто. Либо бытие есть,
либо его нет. Третьего не дано. То, что есть, не начинается. То, чего нет, – тоже. Именно поэтому рассудок и утверждает невозможность начала" .
Слайд 45Бытие
В философии Гегеля категория бытия вновь обрела свое первостепенное значение для философии.
Гегель понимал бытие как "исчезающее", переходящее в "небытие", становление.
Слайд 46Материя
Пассивна
Лишена определенности
Совершенно абстрактна
Слайд 49Карл Генрих Маркс
Маркс согласен с материалистами в том, что «материя
не является продуктом разума, но сам разум является просто высшим
продуктом материи». Маркс возражал против того, что Фейербах не обобщил следствия из своей философии на сферу общественных отношений, ибо «он вовсе не хотел упразднить религию; он хотел ее усовершенствовать».
Слайд 50Бытие
Карла Маркса больше занимало конкретное социальное бытие. Он был убежден,
что «реальная сущность человека — это тотальный итог его социальной
сущности». За вычетом таких очевидных биологических фактов, как потребность в пище, Маркс склонен был принижать значение индивидуального бытия. Как он считал, то, что истиино для одного человека в одно время и в одном обществе, будет истинным и для всех, во все времена и везде
Слайд 51Конец атомистической концепции строения материи
В конце XIX века было сделано
открытие о делимости атома и его строении: атом состоит из
более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов
Веществом стали называть один из видов материи
Слайд 53В ХХ веке широкое распространение получило определение материи, сделанное В.И.Лениным
Владимир
Ильич Ленин
1870-1924
Материя есть объективная реальность, существующая вне человеческого сознания.
В.И.Ленин
Слайд 54Современное понимание материи
С позиций современной науки и философии реальность, существующая
в человеческом сознании, тоже материальна
Материя есть то, из чего сформирована
объективная и субъективная реальность
Слайд 55Уровни организации материи
Неживая природа
Биологический уровень
(живая природа)
Социальный уровень (общество)
Слайд 57Материя
Материя
Существует вечно, не имеет ни начала, ни конца
Постоянно
видоизменяется и переходит из одного состояния в другое
Материя неисчерпаема в
своих формах, видах и состояниях
Слайд 58Свойства материи
Движение
Пространство
Время
Отражение
Системность
Слайд 59Пространство
Пространство
Способность материальных тел занимать определённое местоположение, граничить или
располагаться относительно других материальных тел
Размерность физического пространства в макромире равна
трём: длина, ширина и глубина
Слайд 60Время
Время
Длительность или скорость развития материальных процессов, их ритм
или темп
Размерность времени в физическом макромире равна единице: время течёт
в одном направлении – из прошлого через настоящее в будущее
Слайд 61Движение - неотъемлемое свойство, атрибут материи
Движение
Всякое изменение и
взаимодействие материи
Всякая вещь находится в постоянном движении – даже покоящийся
камень движется вместе с планетой, Солнечной системой; постоянно движутся и частицы, из которых он состоит
Слайд 63Отражение
Отражение
Способность системы воспроизводить в себе свойства иной материальной
системы при условии взаимодействия этих систем
Отражение бывает физическим, химическим, механическим
и биологическим. Каждый последующий вид включает в себя все предыдущие. Последний вид наиболее сложен и подразумевает в своей основе многообразные физические и химические процессы
Слайд 65Виды биологического отражения
Раздражимость
Чувствительность
Психическое отражение
Слайд 66Высший вид биологического отражения
Человеческое сознание
Способность высокоорганизованной материи отражать материю
Слайд 67Системность
Системность
Упорядоченность и взаимосвязь элементов целого
Материя не может существовать
вне определённой организации, она всегда проявляет себя в виде материальных
систем
Слайд 68Всеобщие свойства пространства и времени
Бесконечность
Всеобщность
Слайд 69Специфические свойства пространства и времени
Пространство
Трёхмерность
Протяжённость
Неразрывная связь со
временем
Время
Одномерность
Необратимость
Асимметричность
Единство прерывности и непрерывности
Слайд 70Современное понимание понятия «бытие»
Слайд 71Бытие в экзистенциализме
Для экзистенциализма предметом философствования может быть бытие таинственное,
сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму.
Как правило, под бытием понимается личность:
трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).
Слайд 72Бытие в феноменологии
Человеческое бытие или существование таково, что оно понимает
свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей.
Для человеческого бытия
мир является прежде всего сферой практических действий в осуществлении человеческих проектов. Социальный мир, бытие с другими также представляет практический мир, в котором люди отождествляются со своими социальными ролями.
Слайд 73Бытие в герменевтике
Герменевтика – это философия о бытии человека
в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний.
Для
герменевтов ответ на один из важнейших вопросов современной цивилизации "Что есть человек?" таков: "Человек — это понимающее бытие".
Слайд 74Проблема бытия
в истории философских учений
Слайд 75ФОРМЫ БЫТИЯ
Материальное бытие
Существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью)
тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
Духовное (идеальное) бытие
а) индивидуальное
- существование идеального как самостоятельной реальности в идее индивидуализированного духовного бытия;
б) объективное – объективизированное бытие
Человеческое бытие
Существование человека как единства материального и духовного.
а) бытие человека в мире вещей;
б) бытие человека самого по себе
Социальное бытие
а) индивидуальное – бытие человека в обществе;
б) бытие (жизнь, существование развитие) самого общества
Стакан и мировоззрение*
Стакан наполовину пуст или наполовину полон?
1. Буддизм: стакана на самом деле нет.
2. Солипсизм: стакан есть только у меня. а весь мир — мой алкогольный бред.
3. Ислам: нет стакана кроме стакана.
4. Иудаизм: ну почему стакан наполовину пуст только у нас?
5. Православие: стакан наполовину пуст за грехи наши.
6. Католицизм: стакан наполовину пуст только у плохих людей.
7. Фрейдизм: в детстве вам недоливали.
8. Стоицизм: да, стакан наполовину пуст и так мне и надо.
9. Коммунизм: каждый имеет право на полный стакан.
10. Социализм: стакан пустой, зато у всех одинаково.
11. Йоги: ты и есть стакан и его содержимое.
12. Пелевин: стакан не пуст и не полон. Это и не стакан вовсе. И это не ты на него смотришь, а стакан смотрит на твою проекцию его мыслей о том, чем ты хочешь казаться самому себе. Или нет.