Разделы презентаций


Тема 3. Экономический ущерб от загрязнения и экономический механизм платежей за

Содержание

Издержки предприятия на охрану окружающей средыЭкономический ущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия, связанных с компенсацией этого воздействия на ресурсы предприятия, а также расходов на предотвращение воздействия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема 3. Экономический ущерб от загрязнения и экономический

механизм платежей за загрязнение окружающей среды
Лек

– 2 часа, Пр – __ часа, СРС – часа.

3.1. Экономический ущерб окружающей среде
от загрязнения. Основные понятия

В соответствии с «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды» (-М.: Экономика, 1986.), экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
При снижении негативного антропогенного воздействия на окружающую среду достигаются экологические, социальные и экономические результаты.
В соответствии с методикой экологический результат природоохранной деятельности выражается в уменьшении выброса вредных веществ в окружающую среду и уровня ее загрязнения, увеличении и улучшении качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферы воздуха.
Социальный результат проявляется в улучшении физиологических, культурных, творческих и рекреационных условий жизни человека.
Экономический результат выражается в экономии или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и овеществленного труда во всех сферах народного хозяйства и личного потребления.
Под экономическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты) которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства.

Тема 3. Экономический ущерб от загрязнения и экономический        механизм

Слайд 2Издержки предприятия на охрану окружающей среды
Экономический ущерб от негативного воздействия

вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия, связанных с компенсацией

этого воздействия на ресурсы предприятия, а также расходов на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.
Экономический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность.
Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.
Таким образом, общие издержки предприятия на охрану окружающей среды складываются из текущих затрат на природоохранную деятельность и экологического ущерба.
Текущие затраты на природоохранную деятельность складываются из затрат:
на содержание и обслуживание основных фондов природоохранной деятельности;
на мероприятия природоохранной деятельности;
на эксплуатацию основных производственных фондов по основной деятельности и обусловленные совершенствованием производственной технологии для снижения экономического ущерба (дополнительные затраты);
на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды (например, очистка сточных вод на других предприятиях).

Издержки предприятия на охрану окружающей средыЭкономический ущерб от негативного воздействия вредных веществ представляет собой часть издержек предприятия,

Слайд 3Экономический ущерб предприятию от загрязненной окружающей среды
Экономический ущерб предприятию представляет собой:
Затраты,

вызванные воздействием загрязненной окружающей среды на предприятие:
компенсации потерь продукции (стоимость

потерь продукции) из-за снижения производительности труда и невыходов на работу работников из-за повышенной заболеваемости от воздействия конкретного вредного вещества;
компенсации потерь продукции, сырья, полуфабрикатов, отходящих в виде выбросов (с отходящими газами или сточными водами);
возмещение потерь продукции вследствие воздействия загрязненной окружающей среды на основные фонды (внеплановый ремонт и простой оборудования);
компенсации повышенного износа фондов технологического назначения вследствие воздействия загрязненной окружающей среды (увеличение затрат на текущий и капитальный ремонты).
Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды:
разбавление сточных вод и предварительная очистка воды для технических целей;
перенос водозабора к более чистым источникам;
эксплуатация систем очистки воздуха для производственных помещений и производственных нужд;
создание санитарно-защитных зон;
обеспечение приспособляемости основных фондов к воздействию химически активных веществ (антикоррозионные покрытия и т.п.).
Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто лишь при повышении эффективности природоохранных мероприятий. Текущие затраты на природоохранную деятельность имеют активный преобразующий характер, а экономический ущерб пассивный компенсирующий характер.
Экономический ущерб рассчитывают исходя из объемов выбросов или сбросов вредных веществ в окружающую среду. Схема определения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды приведена на рис.3.1 (слайд 4).
Экономический ущерб предприятию от загрязненной окружающей средыЭкономический ущерб предприятию представляет собой:Затраты, вызванные воздействием загрязненной окружающей среды на

Слайд 4Схема определения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды

Схема определения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды

Слайд 5Количественная оценка последствий загрязнений
Необходима количественная оценка таких последствий в универсальном

виде как функции от объема выбросов. Это нужно для того,

чтобы соизмерить ее с другими затратами и потерями, в том числе с затратами на предотвращение загрязнения.
Зная объем выбросов V, суммарную денежную оценку ущерба можно представить в виде

где P
- величина ущерба (потерь), возникающая в n-сфере деятельности от ухудшения качества окружающей среды вследствие выбросов.
В основу оценки экономического ущерба от загрязнения положена логическая цепочка расчетов:
Выбросы вредных веществ из источников их образования → концентрация вредных веществ в атмосфере (водоеме) → натуральный ущерб → экономический ущерб.
На первом этапе проводится анализ объектов и структуры выбросов конкретных вредных веществ.
Расчет концентраций вредных веществ (второй этап) проводится по моделям рассеивания загрязнений в атмосфере или водоеме, учитывающим различные факторы.
На третьем этапе оценивается натуральное воздействие на окружающую среду и хозяйственную деятельность. На основе эмпирических данных наблюдений строятся функциональные или статистические зависимости между концентрациями вредных веществ и изменениями натуральных показателей.
На четвертом этапе производится оценка натуральных изменений с стоимостной форме. Экономический ущерб, характеризующий величину убытков, вызванных натуральными изменениями, оценивается по формуле



где Xi – натуральное изменение в i – сфере деятельности; Pi – стоимостная оценка такого натурального изменения.
Количественная оценка последствий загрязненийНеобходима количественная оценка таких последствий в универсальном виде как функции от объема выбросов. Это

Слайд 6 3.2. Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
Определение экономического ущерба возможно

по упрощенной процедуре для установления экономической эффективности природоохранных мероприятий на

уровне крупных регионов в соответствии с «Временной типовой методикой определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиненного народному хозяйству от загрязнения окружающей среды». – М.: Экономика,1986.
Эти результаты позволяют судить лишь о масштабах экономического ущерба и сравнительной эффективности мер, направленных на ликвидацию ущерба от загрязнения или его предотвращения.
Оценка экономического ущерба, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в отдельные природные компоненты (атмосфера, водоемы) от отдельных стационарных источников загрязнения, определяется по формуле:

а) водные объекты

б) воздушная среда


где y – экономический ущерб от загрязнения;
3.2. Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды 		Определение экономического ущерба возможно по упрощенной процедуре для

Слайд 7 Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
mi – фактический объем выброса

(сброса) вредного вещества i – вредного вещества;
σ – коэффициент, учитывающий

региональные особенности территории, подверженной вредному воздействию, и связанный с относительной опасностью ее загрязнения;
αi – коэффициент приведения различных вредных веществ к агрессивному виду (к «монозагрязнителю»), характеризует относительную опасность – вредного вещества для биосферы;
ƒ – коэффициент, учитывающий характер рассеивания вредных веществ в атмосфере;
γ – стоимостная (денежная) оценка ущерба от единицы выброса вредного вещества;
n – количество вредных веществ.
Идея изложенного подхода состоит в том, что сначала все вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу или сбрасываемые в водоемы, приводятся к «монозагрязнителю». Объемы фактических выбросов mi , умноженные на весовые коэффициенты αi , называют приведенной массой выбросов из источника загрязнения, или монозагрязнением.
Приведенная масса выбросов измеряется в условных единицах, например, в условных тоннах. Такой «монозагрязнитель» характеризует общий уровень загрязнения окружающей среды.
Коэффициент αi , характеризующий относительную опасность вредных выбросов, рассчитывается на основе сравнительного анализа вредного воздействия отдельных вредных веществ. Величина коэффициента относительной опасности вредного вещества является функцией, обратной величине его предельно допустимой концентрации. Во «Временной методике …..» их значения приводятся в специальных таблицах.
Определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды 		mi – фактический объем выброса (сброса) вредного вещества i

Слайд 8 2.3. Экологический механизм платежей за загрязнение окружающей среды. Определение платы за

выбросы от стационарных источников загрязнения
Система экономического регулирования природопользования в России сформулирована

Законом «Об охране окружающей среды» (1992). Она заключается в следующем:
наличие разрешений на выбросы, выдаваемые региональными природоохранными комитетами;
наличие договора и лицензии на комплексное природопользование, в которых устанавливаются допустимые объемы выбросов, планы природоохранных мероприятий, нормативы и порядок расчета и внесения платежей за загрязнение окружающей среды;
введение платежей за загрязнение;
создание системы налоговых льгот.
Платежи за загрязнение уплачиваются по двум ставкам. По одной ставке оплачиваются выбросы в пределах установленного норматива, а по другой, повышенной, предприятие платит за превышение выбросов над нормативом.
Обычно ставка платежа за сверхнормативные выбросы в 5 раз превышает базовую. Региональные экологические комитеты могут корректировать базовую ставку, приводя ее в соответствие с региональными особенностями.
Региональные комитеты охраны природы устанавливают для каждого предприятия допустимый уровень выбросов. Он фиксируется в лицензии на природопользование. Затем подписывается договор на природопользование между предприятием-загрязнителем и региональным экологическим комитетом.
Система платежей за загрязнение окружающей среды предусматривает:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе выбросы из стационарных и нестационарных источников загрязнения;
сбросы в поверхностные водоемы;
размещение отходов.
2.3. Экологический механизм платежей за загрязнение окружающей среды. Определение платы за выбросы от стационарных источников загрязнения

Слайд 9Ставки платежей за загрязнение ОС
Основанием для введения таких платежей является

Постановление СМ РФ № 13 от 09.05.92 г. (уточнить в

Консуьтанте). Оно определило ставки платежей за каждый из контролируемых загрязнителей. Для выбросов в атмосферу были установлены платежи для 211 загрязняющих веществ, а для сбросов в поверхностные водные источники для 92. Эти ставки, установленные для каждого загрязняющего вещества , считаются базовыми.
В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой особый вид косвенного налогообложения. При этом, облагаемой величиной является масса выбросов или сбросов, а также размещаемых отходов.
Базовые нормативы платы за загрязнения и размещение отходов, которые устанавливает государство, должны корректироваться на поправочные коэффициенты. Эти поправки к базовым нормативам платы отражают различия в экологических условиях, которые складываются в отдельных местностях.
К экологическим условиям, или факторам, относят:
природно-климатические особенности территорий;
значимость природных и социально-культурных объектов.
Для воздушной среды в России выделены 11 регионов с соответствующими поправочными коэффициентами σа. Например, для Восточной Сибири σа =1,0, а для Урала σа =2,0. Для водных источников предложено 99 различных регионов и установлены соответствующие коэффициенты σв, например, бассейн Белого и Баренцева морей σв=1,0, реки Ростовской области - σв=1,26-1,85.
Ставки платежей за загрязнение ОС		Основанием для введения таких платежей является Постановление СМ РФ № 13 от 09.05.92

Слайд 10Коэффициенты экологических факторов
Коэффициенты экологических факторов могу повышаться:
для природопользователей, расположенных в

зонах экологического бедствия, районов Крайнего Севера, территорий национальных парков, а

также на территориях, включенных в международные конвенции, - в два раза;
для природопользователей осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20%.
Дифференцированные ставки платы за загрязнения по конкретным территориям определяются умножением базовых нормативов на соответствующие поправочные коэффициенты σ.
Согласно Постановлению СМ РФ №632 1992г. устанавливаются два вида базовых нормативов оплаты: платежи за выбросы в пределах установленных предельных нормативов и платежи в пределах установленных временно-согласованных нормативов выбросов и сбросов.
В соответствии с таким порядком определения платы за загрязнение окружающей среды размеры платежей за выбросы (сбросы) от стационарных источников определяются следующим образом:



Коэффициенты экологических факторовКоэффициенты экологических факторов могу повышаться:для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районов Крайнего Севера, территорий

Слайд 11Коэффициенты экологических факторов (продолжение)
где S – размер платежей за выброс

или сброс вредных веществ от стационарных источников, руб;
σ – коэффициент,

учитывающий экологические факторы в регионе для атмосферы или водных источников;
mi – фактическая масса выбросов (сбросов) i-вредного вещества, m/год;
qi – предельно допустимый норматив выброса или сброса (ПДВ или ПДС), т/год;
li – временно согласованный норматив выброса или сброса (ВСВ или ВСС) i–вредного вещества, т/год;
ni – базовая ставка платы за выбросы или сбросы в пределах ПДВ или ПДС, руб./т;
n' i - базовая ставка платы за выбросы или сбросы в пределах ВСВ или ВСС, руб./т.

Базовые ставки платежей за выбросы и сбросы должны постоянно корректироваться и успевать за темпами инфляции в стране. Платежи за выбросы или сбросы в пределах установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а платежи за превышение установленных нормативов – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Коэффициенты экологических факторов (продолжение)		где S – размер платежей за выброс или сброс вредных веществ от стационарных источников,

Слайд 12Начисление платежей на выбросы и сбросы
Начисление платежей за выбросы или

сбросы от стационарных источников производится в соответствии с данными о

фактических выбросах по видам загрязнений для каждого предприятия. Указанная информация содержится в годовых формах статистической отчетности 2-ТП (водхоз) и 2ТП (воздух), по которым отчитываются природопользователи. Эти две формы отчетности, а также балансы отходов составляют основу экологического мониторинга в России. Данную статистику для научно-исследовательской работы можно платно взять в Краевом управлении статистики и в Комитете по охране природы и экологии Пермского края!
В этом случае важное значение для эффективности введенной системы платежей за загрязнение окружающей среды имеет правильное определение облагаемой величины выбросов или сбросов. Для стационарных источников необходимо обеспечить достаточную точность оценки фактической массы загрязнений.
На предприятиях в большинстве случаев отсутствует учет фактических выбросов или сбросов по данным инструментальных замеров. Учет проводится расчетным путем на основе проектных данных или технологических регламентов, но состояние оборудования и режим его работы часто не соответствуют штатному состоянию и регламентам. В результате расчетные значения выбросов загрязнений отличаются от фактических.
Для решения этой проблемы соответствующими органами должны проводиться моментные наблюдения (оперативный экологический мониторинг). Для этого в случайный момент времени производятся инструментальные замеры выбросов или сбросов и на их основе расчетным путем определяется фактическая масса загрязнений по вредным веществам. Если расчетные значения больше отчетных величин, то не учтенная в отчетности масса выбросов должна приравниваться к несанкционированному выбросу и облагаться по штрафным ставкам.
Начисление платежей на выбросы и сбросы		Начисление платежей за выбросы или сбросы от стационарных источников производится в соответствии

Слайд 13 2.4. Определение платы за загрязнение окружающей среды от передвижных источников загрязнения

и размещение отходов
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижных

источников подразделяется («Охрана окружающей среды. Сборник нормативных актов». – М.: МНЭПУ, 1995.) на:
плату за допустимые выбросы;
плату за выбросы превышающие допустимые.
Удельная плата за допустимые выбросы i-загрязняющих веществ от передвижных источников при использовании i-видов топлива равна:
где базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-загрязняющего вещества, не превышающего норматив, руб./т;
Mi – масса i-загрязняющего вещества, которая содержится в отработанных газах исправного автомобиля, т.
В качестве основных загрязняющих веществ рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.
Удельная плата для различных видов топлива (в ценах 1990 года) составляет (руб./т или руб./тыс.м3):
бензин этилированный: АИ-93 – 38,0 руб./т,
АИ-76 – 7225,0 руб./т,
бензин неэтилированный АИ-93 – 10,0 руб./т,
АИ-76 – 7211,0 руб./т,
дизельное топливо – 21,0 руб./т,
сжиженный газ – 11,0 руб./тыс.м3.
2.4. Определение платы за загрязнение окружающей среды от передвижных источников загрязнения и размещение отходов 	Плата за

Слайд 14Плата за загрязнение окружающей среды от передвижных источников загрязнения
Плата за допустимые

выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по

формуле


где Пн – плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, руб.;
l – вид топлива;
yl – удельная плата за допустимые выбросы l-вида топлива, руб./т;
Tl - количество l-топлива, израсходованного передвижным источником за определенный период, т.
Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ определяется по формуле


где П'н –плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников, руб.;
- тип транспортного средства;
- плата за допустимые выбросы j-го транспортного средства, руб.;
dj – доля транспортных средств j-го типа, не соответствующих требованиям стандарта технического состояния к общему количеству проверенных средств.
Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле


где Га – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы в данном регионе.
Плата за загрязнение окружающей среды от передвижных источников загрязнения		Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от

Слайд 15Классификатор токсичности промышленных отходов
При использовании для обезвреживания отработанных газов двигателя

передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие коэффициенты:
для автотранспорта,

использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, - 0,05;
для остальных транспортных средств – 0,01.

Отходы подразделяются на: промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные, в том числе отходы добывающей и перерабатывающей промышленности. Класс токсичности (4 класса) определяется в соответствии с «Временным классификатором токсичных промышленных отходов» и «Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов», утвержденным Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987г.
В зависимости от вида отходов и степени их токсичности устанавливаются базовые нормативы платы за размещение отходов.
В зависимости от класса токсичности установлены различные базовые ставки платежа за 1 т отходов. Размеры базовых ставок в зависимости от вида отходов колеблются (в ценах 1990 г.) от 2,5 до 14 000 руб./т или 1 м3 отходов. Базовая ставка за размещение твердых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности
Классификатор токсичности промышленных отходов		При использовании для обезвреживания отработанных газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются

Слайд 16Размер платы за размещение отходов
Размер платы за размещение отходов определяется

по формуле:






где - фактическое размещение i-х отходов, т или м3/год;

i - вид отходов ;
- годовой лимит на размещение i–го отхода, т или м3/год;

- базовый норматив платы за 1 т размещаемых отходов в пределах установленного лимита, руб./т или м3;
σо – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.
Так, например, для Северо-кавказского региона σо =1,9.
Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:
полигонах для захоронения твердых бытовых отходов;
полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;
полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;
отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;
свалках (санкционированных и несанкционированных).
Размер платы за размещение отходовРазмер платы за размещение отходов определяется по формуле:		где - фактическое размещение i-х отходов,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика