Слайд 1
Тема 3. Організаційні форми і методи навчання.
Лекція 8
Методична
майстерність викладача Педагогічна культура викладача і її складові.
ПЛАН :
1.
Особливості і структура педагогічної праці.
2. Особистість викладача.
3. Професійна характеристика педагога. Педагогичні здібності та методична майстерність
4. Сутність і складові педмайстерності.
5. Культура мови викладача.
6. Педагогічний такт.
7. Майстерність педагогічного управління: психологія контакту, педагогіка дії, етика взаємин.
8. Негативні стереотипи в діяльності викладача.
Слайд 2О труде и личности преподавателя
Чтобы воспитывать другого, мы должны
воспитать прежде всего себя. Н.В.Гоголь
Орёл никогда не терял понапрасну так
много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны. У. Блэйк.
Личность воспитателя значит всё в деле воспитания». (К.Д. Ушинский)
И то, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий. И. В. Гёте
В воспитании всё дело в том, кто воспитатель. Д. Писарев.
«Личность воспитателя значит всё в деле воспитания».
(К.Д. Ушинский)
Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. А.Кашпировский.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
. А. С. Макаренко Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
А. С. Макаренко Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение.
Слайд 3
И.Г. Песталоцци :Чтобы изменить людей, их надо
любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
В.А. Сухомлинский :«Сильным,
опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд». Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.
К.А. Гельвеций: «Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы».
А. Дистервег :Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. тобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.И. Песталоцци
. Л.Н.Толстой . И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. Даль
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. Михаил Аркадьевич Светлов
М. П. Драгоманов: Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями.
- чем больше вы скажете, тем меньше люди запомнят.
Франсуа Фенелон
- Вторая половина лекционного часа продолжается на два часа дольше, чем первая.
«1 й постулат Финкельштейна»
Никто не слушает лекцию, пока профессор не ошибется.
Закон Вайла в уточненной формулировке
Можно привести человека в университет, но нельзя заставить его думать.
Финли Питер Данн
Слайд 4Ключевые слова:
Личность преподавателя.
Педагогическое общение.
Педагогическое управление.
Отрицательные стереотипы.
Речь преподавателя.
Педагогическая техника.
Педагогический такт.
Особенности педагогического
труда.
Педмастерство.
Слайд 54.Сущность и составляющие педагогического мастерства
Личность преподавателя
Педагогическое общение
Педагогическое управление
Педагогическая техника Ключевые слова Речь преподавателя
Педагогический такт Особенности педагогического труда Педмастерство
Слайд 6Особенности педагогического труда
ученый
исследователь методист организатор
управленец
преподаватель оратор – лектор
воспитатель
Слайд 7
с преобладанием педагогической
с одинаковой выраженностью
направленности педагогической и исследовательской
(примерно 2/5 от общего числа) направленности (чуть больше 1/3)
с преобладанием исследовательской
направленности (примерно 1/5)
Особенности педагогического труда
Слайд 82. Личность преподавателя
К основным свойствам личности преподавателя относятся:
Темперамент
Характер
Способности
Педагогическое мастерство
Слайд 9Типы темперамента
сангвинический
холерический
ТЕМПЕРАМЕНТ
флегматический меланхолический
Слайд 10Творческое чтение лекции – напряженный труд, связанный со значительными энергозатратами.
Исследования физиологии трудовых процессов показали, что обмен веществ при чтении
лекции повышается на 94%, в то время как при чтении про себя - лишь на 16%.
Энергозатраты при различных видах труда:
труд рабоч. механизир. произ-ва 200-250 ккал в час(на 70кг.веса)
труд механизаторов с/х 260
умственный труд 120-140
печатание текста 90-140
беседа сидя 106
Чтение, учеба 102-112
Чтение лекций в большой аудит. 140-270
(Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. М.,1966 , с.283.
Наука и жизнь. 1974. №8)
Группоцентрический
ХАРАКТЕР
Гуманистический Духовный
Характер преподавателя
Слайд 12Педагогические способности
экспрессивные
дидактические
авторитарные
перцептивные
организаторские
мажорные
психомоторные
способности к
концентрации и распределению внимания
гностические
Слайд 133. Професійна характеристика педагога Педагогичні здібності.
экспрессивные
дидактические
авторитарные
перцептивные
организаторские
мажорные
Коммуникативные
Речевые способности
Педагогическое воображение
психомоторные
способности к концентрации и распределению внимания
гностические
Слайд 14 Этика взаимоотношений студентов и преподавателей
Пожелания студентов
Баллы
Не срывать зло на студентах 194
Не смотреть долго в журнал, выбирая жертву для ответа 188
Соблюдать чувство меры 183
Не запугивать студентов 181
Не трогать студентов руками 169
Не общаться со студентами
"на ты"124
Слайд 15Профессиональная компетентность
любовь к своей профессии, ведущая к потребности в самосовершенствовании
психолого-педагогическая
подготовка
- опыт и личностные качества
Слайд 16Сущность и составляющие педмастерства
Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств
личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями
своей дисциплины для обучения и воспитания.
Компоненты:
- морально-духовные качества
- профессиональные знания
- социально-педагогические качества
- психолого-педагогические умения
-педагогическая техника
Слайд 17Сущность и составляющие педмастерства
Критерии:
гуманистическая направленность
педагогические способности:
Дидактические
Академические
Перцептивные
Организаторские
Авторитарные
Коммуникативные
Речевые способности
Педагогическое воображение
Способность
к распределению внимания
профессиональная компетентность
педагогическая техника
коммуникативность
Слайд 19Характеристики процесса взаимодействия преподавателя и студента
партнерские отношения
проблемность и дискуссионность
эмоциональная и
содержательная поддержка
адекватное содержательное отношение к ошибке
направленность педагога
побуждения к работе (
доброжелательное, шутливое замечание, эмоциональность и неформольность разговора)
Слайд 20Культура речи преподавателя
Лексическая
Орфоэпическая
Грамматическая
Слайд 21Культура речи преподавателя
Культура речи преподавателя -один из важнейших показателей духовного богатства
педагога, его культуры мышления, могучее средство формирования личности.
Язык человека — гораздо более
точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Действенность речи
Выразительная речь
Техника речи —фундамент культуры речи
Слайд 22Речевой этикет
Речь преподавателя - «главное орудие профессиональной деятельности, но и
образец, сознательно или бессознательно усваиваемый, всегда в той или иной
степени воспроизводимый учащимися, а значит, неизбежно «тиражируемый» и распространяющийся»;
Речевой этикет – высший образец, выражающий систему «должных и желаемых ценностей»;
Нарушения речевого этикета: излишняя категоричность высказываний; навешивание ярлыков; ошибки в применении обращений.
Слайд 23КУЛЬТУРА мови і мовний ЭТИКЕТ як основний КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧнОЙ КУЛЬТУРи
викладача ВНЗ
Вплив мовної культури педагога вищої школи на
рівень культури та свідомості особистості студента
Коммуникативная компетентность - развитая литературная устная и письменная речь; владение иностранными языками, современными ИТ технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.
талант красноречия
Слайд 24Педагогический такт
Большую роль в ходе целенаправленного влияния на сознание и
подсознание партнеров по общению играет стиль общения и приемы влияния,
которые называют педагогическим тактом.
Тактичное поведение несовместимо с высокомерием, барством, зазнайством, черствостью, формализмом, недоброжелательностью и панибратством.
Слайд 25Педагогический такт
гуманизм
уважение студента чуткость
справедливость Педагогический такт оптимизм
естественность искренность внимательность
Слайд 26ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
- это совокупность рациональных средств, умений и особенностей поведения
педагога, направленных на эффективную реализацию выбранных им методов и приемов
учебно-воспитательной работы с отдельным индивидом или коллективом в соответствии с поставленной цели обучения и воспитания с учетом конкретных объективных и субъективных условий. Важные требования к педагогической технике:
- искусство одеваться с учетом особенностей профессиональной деятельности;
- владение своим телом: умение ходить, сидеть, стоять;
- владение мимикой, жестами;
- сформированность речевой культуры: правильное профессиональное дыхание, четкая дикция, принадлежащие темп и ритм, логическое построение высказываний и т.п.;
- выработка оптимального стиля в учебно-воспитательной деятельности;
Слайд 27
- умение ловко и целесообразно осуществлять отдельные
дидактические операции (писать на доске, пользоваться техническими и наглядными средствами
обучения, задавать вопросы, слушать ответы, оценивать учебную деятельность студентов и др.);
- способность управлять своим психическим состоянием и состоянием воспитанников
умение преподавателя управлять своим вниманием и вниманием студентов. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние;
чувство темпа в педагогических действиях;
умение общаться вербально (культура и техника речи);
· общаться невербально (мимика, пантомимика, внешний вид);
· управлять своим психофизическим состоянием (дыхание, напряжение мышц, эмоции, внимание, воображение, наблюдательность;
педагог должен производить не только педагогическое, но и оздоравливающее , т.е. психотерапевтическое влияние на студентов;
психономична техника - это система умений и качеств личности педагога, которая дает возможность производить психически оздоравливающее влияние на субъектов педагогического процесса, используя свой психофизичний аппарат сознательно и оптимально, т.е. с наименьшей затратой энергии и время.
Слайд 29Педагогический такт
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
демократический
либеральный
попустительский
Слайд 30Показатели педагогического такта
– уравновешенность поведения педагога, выдержка;
– оптимистическое отношение к
возможностям студента, ненавязчивый контроль;
– умение выслушать, проявить заинтересованность, снять напряженность
в аудитории;
– недопустимость грубых замечаний по поводу внешности студента, его интеллектуальных способностей;
– умение разрешать конфликты без словесной агрессии, разрыва контактов, полных уступок и сдачи позиций.
Слайд 31тактичность педагога
наблюдательность и внимательность
выдержанность
самообладание ТАКТИЧНОСТЬ чуткость
смелость в решении нравственных проблем
Слайд 32Мастерство педагогического управления
психология контакта
педагогика действия
этика взаимоотношений
Слайд 33КУЛЬТУРА мови і мовний ЭТИКЕТ як основний КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧнОЙ КУЛЬТУРи
викладача ВНЗ
Вплив мовної культури педагога вищої школи на
рівень культури та свідомості особистості студента
Коммуникативная компетентность - развитая литературная устная и письменная речь; владение иностранными языками, современными ИТ технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.
талант красноречия
Слайд 34 Этика взаимоотношений студентов и преподавателей
Педагогическая этика включает:
долг, справедливость, честь,
авторитет.
Слайд 35
Коммуникативные умения преподавателя:
Функции общения : обмен информацией, организация деятельности, познание людьми
друг друга, достижение взаимопонимания.
Коммуникативные умения преподавателя:
социальная перцепция (умение «читать по
лицу»);
эмпатия (умение сопереживать);
толерантность (умение понимать чужие мысли, терпимо относиться к иным взглядам);
самопрезентация (умение проявлять уверенность, свои лучшие качества в нужное время);
установка на позитивное в людях;
достаточный объем внимания и памяти (лица, имена, качества);
оперативность формулирования мыслей;
культура и техника речи;
владение приемами эффективного общения.
Слайд 36. Негативні стереотипи в діяльності викладача.
Педагогические стереотипы – это поведенческие,
когнитивные или аффективные эталоны ( штампы, каноны, навешивание ярлыков), на
которые ориентируется педагог в своей профессионально-педагогической деятельности;
механизм формирования новых педагогических стереотипов - схематизация, категоризация, и другие когнитивные процессы, например, интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. сдерживают процесс перехода к новой парадигме образования, служат тормозом обновления;
обусловливают трафаретность, упрощенность взглядов на возникающие проблемы;
снижают гибкость мышления, умение взглянуть на вещи с иной позиции; препятствуют развитию надситуативного уровня педагогического мышления; при определенных условиях приводят к профессиональным и личностным деформациям .
Слайд 37Отрицательные стереотипы в деятельности преподавателя
Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный
образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая
схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира.
Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. Характерный пример стереотипа – представление русских о чукчах или французов – о бельгийцах.
Слайд 38Негативные функции:
приводят к снижению качества образовательного процесса; ограничивают творческую
активность; сдерживают процесс перехода к новой парадигме образования, служат тормозом
обновления;
обусловливают трафаретность, упрощенность взглядов на возникающие проблемы;
снижают гибкость мышления, умение взглянуть на вещи с иной позиции; препятствуют развитию надситуативного уровня педагогического мышления; при определенных условиях приводят к профессиональным и личностным деформациям .
Слайд 39стереотипи в діяльності викладача
Педагогические механизмы формирования со- временных профессиональных педагогических
стереотипов связаны с базовыми психологическими процессами.
Источником формирования педагогических стереотипов
является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы.
По мнению Д. Мацумото, стереотипы базируются на таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память. . «Психология и культура». СПб.: Прайм-еврознак, 2002.
Слайд 40Стереотипы:
Стереотип 1. «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру
управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок,
приказное общение.
Стереотип 2. «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
Стереотип 3. догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
Стереотип 4. «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
Стереотип 5. «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
Стереотип 6. «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.
Слайд 41
(от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних
и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определённых профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».
Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи.
Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.
Трафаретность в решении педагогических задач
Профессиональная деформация
Слайд 42Приемы активизации познавательной деятельности студентов.
-одушевление предмета с помощью привлечения матерала
о тех выдающихся учёных, имена которых вписаны в историю данной
науки, апеляция к авторитетам;
-побуждение студентов перед занятием к оценке предыдущего материала ( устно или письменно, коллективно или индивидуально )
-необычные примеры из жизни и практики, красочные и наглядные;
(двигаться далее невозможно без обратной связи);
предоставление возможности студентам высказаться на занятии по каждой теме;
-побуждение к сравнению того, что было услышано, с тем, что было известно;
-необычные примеры из жизни и практики, красочные и наглядные;
-умышленная ошибка в чертежах или формулах на доске;
-мобилизация сил аудитории;
Слайд 43вовлечение в ситуацию, сопереживание;
-вопросы по теме ( задать вопрос: «А
что будет, если ? » и , при необходимости, доказать
наоборот ) ;
-риторические, неожиданные вопросы неплохо оживляют аудиторию и «реанимируют» внимание (такую непоседливую птицу!) аудитории;
-придуманный вопрос. Когда лектор, не дождавшись таких желанных и необходимых ему «нелепых » студенческих вопросов, придумывает.
-провокационный вопрос с очень простым ответом;
-вопрос на злобу дня;
-обращение к аудитории с просьбой задавать вопросы. Кто сумеет задать такой вопрос, на который не сможет ответить преподаватель, тому автоматом зачёт или ещё какая-нибуть «плата»;
обещание интересного материала на ближайшей лекции;
-лектор останавливается на полуслове.Тем кто слушал его всё понятно, а кто не слушал, обратят внимание на преподавателя;
-задача на умение мыслить нешаблонно, на сообразительность. Например Э. Де Боно Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. М.1976, с.11
Слайд 44-изложение материала не так стройно, как он сложился и выглядит
в современной науке, показывая как шли поиски и её исторические
пути;
побуждение студентов к оценке предыдущего материала обратная связь активизирует студентов;
умение «недодать» материал и поручить одному из студентов
экстраполяция параметров и признаков ( редуктор другой марки: какое применение возможно)
изложить различные точки зрения;
тактика устрашения (наиболее распространена);
вкрапление в речь нестандартных выражений,студенческих и молодежных жаргонов, существенно отличающих его речь от речи остальных педагогов;
противоречивые ситуации;
-расхождение между теорией и практикой;
-соотношение известного и неизвестного для данной аудитории;
Слайд 45Приемы активизации познавательной деятельности студентов.
-противоречие между социальной важностью и отсутствием
теоретических моделей решения и практических способов ( экономия электроэнергии, использование
малозатратных технологий , пресная вода и другие примеры);
-противоречие между многообразием практических способов и теории. Отсутствие надёжного способа, как в случае с 4 блоком Чернобыльской АС;
-наличие практически доступного результата и отсутствие теоретической модели: более ста лет пьём аспирин, а механизм действия только узнали, каким образом с помощью виноградной лозы определяют залегание подземных вод? Почему она поворачивается в человеческих руках?
противоречие между теоретически возможным результатом и отсутствие практического результата ( из морской воды можно добывать все элементы таблицы Д. И.Менделеева, а мы не умеем пока);
противоречие между необходимостью и возможностью;
Слайд 461. "Начальные элементы" профессионализма преподавателя
Пожелания студентов
баллы
Знать профессионально свой предмет 194
Не считать свой предмет важнее других 187
Избавляться от "занудного" тона голоса 183
Приходить на занятие в хорошем настроении 171
Не обсуждать со студентами личные проблемы 155
Быть самим собой 147
ПОЖЕЛАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Слайд 47Взаимодействие преподавателя со студентами
Пожелания студентов
Баллы
Не бояться улыбнуться 202
С начала знакомства расположить к себе 185
Выслушивать студентов, обдумывать их предложения 180
Уделять всем студентам равное внимание 162
Разряжать иногда атмосферу 143
Не показывать свою более уязвимую сторону 104
Слайд 48Отрицательные стереотипы в деятельности преподавателя
Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный
образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая
схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира.
Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. Характерный пример стереотипа – представление русских о чукчах или французов – о бельгийцах.
Слайд 49Негативные функции :
приводят к снижению качества образовательного процесса; ограничивают
творческую активность; сдерживают процесс перехода к новой парадигме образования, служат
тормозом обновления;
обусловливают трафаретность, упрощенность взглядов на возникающие проблемы;
.
Слайд 50стереотипи в діяльності викладача
Педагогические механизмы формирования со- временных профессиональных педагогических
стереотипов связаны с базовыми психологическими процессами.
Источником формирования педагогических стереотипов
является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы.
По мнению Д. Мацумото, стереотипы базируются на таких психологических процессах, как избирательное внимание, оценка, формирование понятий и категоризация, атрибуция, эмоции и память. . «Психология и культура». СПб.: Прайм-еврознак, 2002.
Слайд 51Стереотипы:
Стереотип 1. «начальник должен быть жесткокожим, твёрдым, настойчивым» меняет структуру
управленческого взаимодействия, переводя её на режим угрозы наказанием за проступок,
приказное общение.
Стереотип 2. «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
Стереотип 3. догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведёт к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
Стереотип 4. «маленького человека» ведёт к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
Стереотип 5. «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определённым служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т. д.
Стереотип 6. «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т. п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и её недостатки не вскрываются.
Слайд 52
(от лат. deformatio — искажение) — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних
и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.
Впервые термин «профессиональная деформация» ввёл Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие учёные, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определённых профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».
Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи.
Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.
Трафаретность в решении педагогических задач
Профессиональная деформация
Слайд 53. Негативні стереотипи в діяльності викладача.
Педагогические стереотипы – это поведенческие,
когнитивные или аффективные эталоны ( штампы, каноны, навешивание ярлыков), на
которые ориентируется педагог в своей профессионально-педагогической деятельности;
механизм формирования новых педагогических стереотипов - схематизация, категоризация, и другие когнитивные процессы, например, интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Педагогические стереотипи сдерживают процесс перехода к новой парадигме образования, служат тормозом обновления, особливо зараз;
обусловливают трафаретность, упрощенность взглядов на возникающие проблемы;
снижают гибкость мышления, умение взглянуть на вещи с иной позиции; препятствуют развитию надситуативного уровня педагогического мышления; при определенных условиях приводят к профессиональным и личностным деформациям .
Слайд 54А.П.Чехов Скучная история. ( Мысли профессора перед лекцией.)
Я знаю, о
чем буду читать, но не знаю, как буду читать, с
чего начну и чем кончу. В голове нет ни одной готовой фразы. Но стоит мне только оглядеть аудиторию (она построена у меня амфитеатром) и произнести стереотипное « в прошлой лекции мы остановились на..» как фразы длинной вереницей вылетают из моей души и – пошла писать губерния! Говорю я неудержимо быстро, страстно и, кажется нет той силы, которая могла бы прервать течение моей речи. Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о тех кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поле зрения.
Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоловую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.
Другой мой противник сидит во мне самом. Это—бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей.
Слайд 55Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного
материала самое важное и нужное и так же быстро, как
течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива. Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого и педагога и оратора, и плохо дело если оратор победит в вас педагога и ученого, или наоборот.
Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… Это значит внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой – нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря… Я тоже смеюсь. Внимание освежилось и я могу продолжать.
Слайд 56литература
И.А.Зязюн. Основы педагогического мастерства. Киев, «Вища щкола», 1987,206 с.
Сухомлинский
В. А. Как воспитать настоящего человека : советы воспитателям /
В. А. Сухомлинский. - К. : Рад. шк., 1975. – 234 с.
26. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. – М.; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. – Т. 6. – 544 с.
Ягупов В. Педагогічна майстерність та її складові / В. Ягупов // Учитель. – 2000. – № 1-3. – С. 33-37.
Торосян, В. Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА – ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗВЕНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ -Журнал МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Выпуск № 12-2 / 2014— Народное образование. Педагогика
А. І. Кузьмінський
ПЕДАГОГІЧНА МАЙСТЕРНІСТЬ ВИКЛАДАЧА ВИЩОЇ ШКОЛИ
ТА ЇЇ ВПЛИВ НА ЯКІСТЬ НАВЧАННЯ.- «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку.» Випуск №2 [2010]
Теслюк В.М., Лузан П.Г., Шовкун Л.М. ОСНОВИ ПЕДАГОГІЧНОЇ МАЙСТЕРНОСТІ
Навчальний посібник Рек. МОН України для студентів. Київ – 2010. 244 с.
Скок Г.В. Психолого-педагогические аспекты ломки отрицательных стереотипов в деятельности преподавателя – Современная высшая школа. Изд.Ягелонского универс итета 1985.- №3, с.99-107.