Слайд 1Тема 3
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1. Социально-психологические факторы при разработке
управленческих решений
2. Роль человеческого фактора в разработке управленческих решений
3. Использование
власти в процессе разработки управленческих решений
4. Стили принятия управленческих решений
5. Психологические феномены процесса принятия решений
6. Этические основы разработки управленческих решений
Слайд 2Социально-психологическая проработка УР должна обеспечить:
согласованность потребностей и интересов руководителя и
исполнителей;
социальную справедливость и ожидания как руководителя, так и исполнителей.
Социально-психологическая согласованность
интересов работника, коллектива и организации:
обеспечивает успешность разработки УР:
достигается применением социологических и психологических методов управления при реализации управленческих решений;
может быть отражена либо в тексте управленческого решения, либо при формировании обстановки реализации этого решения.
Слайд 4Социальные методы разработки управленческих решений:
методы управления социально-массовыми процессами. Основу этих
методов составляют теория систем и законы организации, такие как закон
синергии, самосохранения, пропорциональности и композиции, развития и др.;
методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами. К ним относятся: методы повышения социально-производственной активности; методы коммуникаций; методы морального стимулирования;
методы управления индивидуально-личностным поведением. Эти методы включают: убеждение, личный пример, внушение.
Слайд 5Психологические методы призваны обеспечить благоприятную для производственной деятельности персонала морально-психологическую
атмосферу. В их состав входят приемы психологического побуждения.
Предметом психологических методов
выступают формальные и неформальные отношения работников компании:
формальные (функциональные) отношения устанавливаются на основе должностных инструкций, закрепленных обязанностей и распоряжений администрации.
неформальные (личностные) отношения складываются на базе общности приоритетов, потребностей и интересов, симпатий и антипатий.
Слайд 6Социально-психологические основы РУР базируются на неформальных факторах, интересах личности, коллектива.
Основные факторы:
формирование коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;
установление и развитие
социальных норм поведения;
социальное стимулирование;
создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата.
Слайд 9Факторы, влияющие на деятельность группы:
характеристика членов группы (способность человека, образование,
личность, привычки, предпочтения, увлечения, работоспособность и т.д.);
характеристика ситуации (задачи, проблемы,
цели решаемые группой, ее размер, система распределения вознаграждения в группе и т.д.);
характеристика взаимоотношений в группе (статус и роли членов группы, влияние друг на друга, симпатиии антипатии между членами группы, нормы поведения,
коммуникации).
Слайд 10Факторы, влияющие
на деятельность группы
Слайд 11При разработке УР менеджер любого уровня
должен учитывать,
что каждый работник это:
индивид, имеющий свои характерные особенности;
специалист, желающий выполнять
работу по специальности;
член группы, играющий в ней определенную роль;
просто человек, который учится и к чему-то стремится.
Слайд 12Социальная основа УР:
личный пример руководителя,
убежденность руководителя,
умение своевременно поощрить
морально работника,
побудить коллектив на достижение поставленных целей и реализацию
новых управленческих решений.
Слайд 13Приемы убеждения исполнителя
Руководитель может уклониться от спора по всему УР
или по его частям с потенциальным исполнителем. При этом исполнитель
может подумать, что руководитель очень уверен в правильности решения или за этим решением стоит могущественная сила.
Руководитель может проявить повышенный интерес к мнению исполнителя по своему решению, дав ему выговориться. После этого исполнитель благожелательнее оценивает решение.
Руководитель может сразу сказать исполнителю, что УР ему самому не нравится, но в силу обстоятельств это решение нужно выполнить.
Перед объявлением о предстоящем выполнении УР руководитель может показать исполнителю свое дружеское к нему расположение. После этого исполнитель скорее будет реагировать на УР с позиций поддержки, чем противостояния.
Руководитель может найти в своем УР какую-то мысль исполнителя и представить это решение как полную реализацию идей потенциальных исполнителей (можно пожертвовать своим авторством).
Руководитель может вначале обсудить предстоящее УР с потенциальными исполнителями и включить в данное решение их несущественные предложения.
Руководитель может своим УР бросить исполнителям вызов типа: «Кто может лучше?» Обычно критиковать УР значительно проще, чем его разрабатывать.
Руководитель может придать наглядность основным положениям УР, используя графики, схемы, вычисления, мнения авторитетных людей и т.д.
Слайд 14Роль человеческого фактора проявляется в двух аспектах:
1) влияние личностных
характеристик на процесс разработки управленческих решений;
2) личностные оценки существующего
управленческого решения.
Слайд 15Личностные характеристики
воля;
внушаемость;
уровень эмоциональности;
темперамент;
профессионализм;
опыт (жизненный и
профессиональный);
ответственность;
здоровье;
реакции;
характер внимания;
рискованность;
параметры мышления (глубина, широта,
быстрота, гибкость).
Слайд 19Лидерство — это способность руководителя влиять на других людей таким
образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным
и успешным способом. Для
успешного лидерства необходимо наличие власти.
Влияние — это способность индивида вносить изменения в поведение другого индивида.
Способы оказания влияния:
посредством идейного воздействия;
путем насилия и угроз.
Власть — это реальная возможность влиять на поведение людей.
Слайд 22Характеристика стилей управления (1)
Слайд 23Характеристика стилей управления (2)
Слайд 25В.Врум, чтобы помочь руководителю оценить ситуацию, определить, какой стиль принятия
решения наиболее подходит в конкретной ситуации разработал:
пять стилей принятия решений
в зависимости от степени участия подчиненных в процессе их принятия;
7 критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководитель»;
модель дерева решений.
Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Первые три вопроса относятся к качеству решения, последние четыре — к факторам, определяющим согласие подчиненных.
Слайд 27Критерии оценки ситуации
значение качества решения;
наличие достаточной информации или опыта у
руководителя для принятия качественного решения;
степень структурированности проблемы;
значение согласия подчиненных с
целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения;
определенная вероятность (на основании прошлого опыта), что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных;
степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы;
степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.
Слайд 28Модель принятия решения В.Врума (1977г.)
Слайд 29Варианты процессов в модели 2003 г.
Слайд 31Модель Врума 2003 года,
ориентированная на время
решения задачи
Слайд 32Модель Врума 2003 года, ориентированная
на развитие потенциала сотрудников
Слайд 34Психологические феномены
процесса принятия УР (1)
в условиях паритетных групп:
феномен Ф. Ирвина
феномен «позитивного сдвига риска» Р. Стоунера
феномены «аналитического паралича» и «излюбленной альтернативы» (Л.Планкетт, Г.Хвйл)
феномен «группового мышления» (Д. Янис)
феномены «схождения» и «расхождения»
феномен «эффекта состава»
Слайд 35Психологические феномены
процесса принятия УР (2)
в условиях иерархических групп:
феномен «избегания лидерства»
Феномен «гипертрофированного доверия к лидеру»
феномен «ложного согласия»
феномен «демонстративного несогласия»
феномен «виртуального решателя»
Слайд 36Этика — это нормы поведения в обществе, отношения с другими
людьми, предписываемые особым общественным или профессиональным статусом человека.
Проблема этики
при РУР - «моральный выбор» в процессе работы.
Основные принципы этики при РУР:
максимальный социальный результат и удовлетворение интересов большинства людей;
соблюдение прав, достоинства и свобод других лиц;
справедливое распределение выгод и издержек среди различных групп и слоев общества.
Слайд 37Основа этики — моральные ценности в виде идеалов, понятий добра
и зла, представлений о справедливости и счастье, нравственные нормы, мораль.
При
РУР различают:
этику управления
этику руководителя
Общая этика разделяется на ряд направлений:
профессиональная этика
бытовая этика (нравственность)
отношение к природе
религиозная этика