Разделы презентаций


Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени

Содержание

План:1.Педагогические теории в философии эпохи Просвещения.2.Педагогические идеи немецкой классической философии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени

Тема 4. Педагогические идеи в философии Нового Времени

Слайд 2План:
1.Педагогические теории в философии эпохи Просвещения.

2.Педагогические идеи немецкой классической философии

План:1.Педагогические теории в философии эпохи Просвещения.2.Педагогические идеи немецкой классической философии

Слайд 3Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. Гл. II

. М., 1992.
Гегель Г. В. Ф. Речи директора гимназии. //

Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2-х тт. Т. 1. М ., 1970.
Кант И., .. О педагогике // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., ПесталоцциИ. Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. Гл. II . М., 1992.Гегель Г. В. Ф. Речи

Слайд 41.Педагогические теории в философии эпохи Просвещения.

1.Педагогические теории в философии эпохи Просвещения.

Слайд 5Социально-исторические условия формирования и развития философии Нового времени

1.Разложение феодальных отношений

в Западной Европе.
2.Буржуазные революции и развитие капиталистических отношений.
3.Рост промышленного производства.
4.Изменение

общественного сознания.
5.Развитие научного знания: первая научная революция, формирование механистической картины мира.
6.Реформация религиозной жизни (протестантизм).
Социально-исторические условия формирования и развития философии Нового времени 1.Разложение феодальных отношений в Западной Европе.2.Буржуазные революции и развитие

Слайд 6Педагогические идеи Северной Америки
  Т. Джефферсон (1743-1826)


Дж. Вашингтон

(1732-1799)



Б. Франклин (1706-1790)

Педагогические идеи Северной Америки   Т. Джефферсон (1743-1826) Дж. Вашингтон (1732-1799) Б. Франклин (1706-1790)

Слайд 7Томас Джефферсон полагал, что распространение просвещения послужит укреплению республиканских институтов

и поэтому решительно выступал за всемерное развитие системы образования.



Бенджамину

Франклину принадлежала инициатива разработки плана обеспечения регулярного посещения школ неграми, создания нового типа учебного заведения, где бы нашли выражение связи обучения с потребностями науки и культуры.

Верой в образование проникнуты слова Джорджа Вашингтона: «Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия…»

Томас Джефферсон полагал, что распространение просвещения послужит укреплению республиканских институтов и поэтому решительно выступал за всемерное развитие

Слайд 8Педагогические идеи Просвещения в Англии
Дж. Мильтон (1608-1674)
У. Петти

(1623-1687)
Дж. Локк (1632-1704)
Д. Беллерс (1654-1725)
Т. Пейн (1737-1809)

Дж. Пристли (1733-1804) и др.
Педагогические идеи Просвещения в Англии Дж. Мильтон (1608-1674) У. Петти (1623-1687) Дж. Локк (1632-1704) Д. Беллерс (1654-1725)

Слайд 9Педагогические идеи Просвещения в Англии







ликвидация сословной школы и создании

демократической системы образования
Джон Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового

воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши - выходцы из всех социальных слоев - воспитывались бы в духе трудолюбия. Соответствующий план изложен в сочинении Беллерса "Предложения об учреждении трудового колледжа".
Томас Пейн в работе "Права человека"выдвинул Демократическую идею бесплатного всеобщего обучения.

Педагогические идеи Просвещения в Англии ликвидация сословной школы и создании демократической системы образованияДжон Беллерс разработал проект изменения

Слайд 10Дж. Локк (1632-1704)
 английский философ, экономист, политический мыслитель и педагог. Преподавал

в Оксфордском университете, служил у видного политического деятеля лорда Эшли,

был воспитателем его детей и домашним врачом.

«Мысли о воспитании»
«Об управлении разумом»


"Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становятся тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или нет - благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между людьми".
Дж.Локк

Дж. Локк (1632-1704)  английский философ, экономист, политический мыслитель и педагог. Преподавал в Оксфордском университете, служил у видного

Слайд 11 Новые принципы педагогики Локка:

✓ ребенок от рождения не несет в

себе никаких врожденных идей и пороков;

✓ все, что есть в

сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

✓ воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

✓ основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на добродетель;

✓ здоровье ребенка - первая задача воспитания;



✓ пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

✓ следует отказаться от принуждения в воспитании;

✓ польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

✓ опыт как основа воспитания,

✓ практицизм,

✓ рационализм.

Новые принципы педагогики Локка: ✓ ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и

Слайд 12Педагогические идеи Просвещения Франции
Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
Дени Дидро (1713-1784)
Клод

Анри Гельвеций (1705-1771)
Франсуа Вольтер (1694-1778)

Педагогические идеи Просвещения ФранцииШарль Луи Монтескье (1689-1755)Дени Дидро (1713-1784) Клод Анри Гельвеций (1705-1771)Франсуа Вольтер (1694-1778)

Слайд 13Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства,

неприятия деспотии абсолютной монархии;
замена сословной школы системой демократического, национального

образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755)формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятия деспотии абсолютной монархии; замена сословной школы

Слайд 14Жан-Жака Руссо (1712-1778)
Ж.Ж.Руссо (1712-1778 – 18 в.) – французский философ-просветитель,

писатель. Родился Руссо в 1712 году в Женеве, в семье

ремесленника-часовщика, не получил образования, еще ребенком был отдан в ученье граверу, но бежал, не выдержав побоев и холода. Так начинается его скитальческая жизнь. Много раз он пересекал Францию и Швейцарию, перепробовал много профессий. Сложившимся человеком возвращается в Париж, знакомится с лучшими представителями новой буржуазной интеллигенции, публицистами и философами. Резко выступал против общественного неравенства, существующих социальных институтов и церкви, выражал интересы, прежде всего крестьян и ремесленников. Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. 
Жан-Жака Руссо (1712-1778)Ж.Ж.Руссо (1712-1778 – 18 в.) – французский философ-просветитель, писатель. Родился Руссо в 1712 году в

Слайд 15   Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей.

Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков и путем

воспитания, отводя тем самым обучению и воспитанию роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен.    У Ж.-Ж. Руссо органично связаны педагогические воззрения и размышления о справедливом переустройстве общества, где любой найдет свободу и свое место, что принесет ему счастье. Центральный пункт педагогической программы Ж.-Ж. Руссо -естественное воспитание.
   Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем искоренения

Слайд 16   В "Письмах о морали", написанных в 1758 г. и

открывающих цикл этих работ, поставлен фундаментальный вопрос о сущности человеческой

личности. Руссо-гуманист провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предлагает воспитывать людей. Он по-своему интерпретировал картезианское суждение о дуализме человеческой сущности. Человеку дана свобода выбора - следовать природе или идти наперекор ей. Такая свобода - исходное условие становления личности - одновременно благо и зло, пишет Руссо.
   В

Слайд 17   В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания

("Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые

зовут коллежами"). Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей.    Одновременно Руссо изложил в духе своей теории естественного права проект воспитания нового человека.    Герой романа Эмиль - некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора. Подобный прием помогает ему четко изложить собственные педагогические воззрения.
   В

Слайд 18Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа,

люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа

развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества.
Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет

Слайд 192.Педагогические идеи немецкой классической философии

2.Педагогические идеи немецкой классической философии

Слайд 20Особенности немецкой классической философии
Систематическое и целостное объяснение мира на основе

естественной упорядоченности и гармонии мира
Понимание философии как строгой, самостоятельной науки,

как специальной системы идей
Понимание особой роли философии в истории человечества (философия – «критическая совесть культуры»)
Разработка целостной концепции диалектики
Осознание свободы как этической ценности и критерия исторического процесса

Особенности немецкой классической философииСистематическое и целостное объяснение мира на основе естественной упорядоченности и гармонии мираПонимание философии как

Слайд 21Представители немецкой классической философии
Иммануил Кант
Фридрих Шеллинг
Иоганн Фихте
Георг Гегель
Людвиг Фейербах

Представители немецкой классической философииИммануил КантФридрих ШеллингИоганн ФихтеГеорг ГегельЛюдвиг Фейербах

Слайд 23Человек не может подвергаться насильственному воспитанию нравственности.

Человек делает себя

сам. Ему вменяется в обязанность культивировать свой разум, свойствами которого

a priori являются сознание долга и высшего нравственного закона.
Человек не может подвергаться насильственному воспитанию нравственности. Человек делает себя сам. Ему вменяется в обязанность культивировать свой

Слайд 24Задачи воспитателя направлены на то, чтобы подготовить человека к нравственному

самосовершенствованию. Реализация этих задач достигается через
уход
дисциплинирование
культивирование (обучение)
цивилизирование (социализация)
морализирование и

религиозное воспитание
Задачи воспитателя направлены на то, чтобы подготовить человека к нравственному самосовершенствованию. Реализация этих задач достигается через уходдисциплинированиекультивирование

Слайд 25эротематический
акроаматический
Методы нравственного воспитания


катехизический

(вопросы обращены к памяти воспитанника)








диалогический

(вопросы обращены к разуму воспитанника)

эротематическийакроаматическийМетоды нравственного воспитания

Слайд 26Кант сформулировал три знаменитых вопроса, исчерпывающих, по его мнению, все

духовные проблемы человека.
1) Что я могу знать? (метафизика);
2)

Что я должен делать? (мораль);
3) На что я смею надеяться? (религия);
4) Что такое человек? (антропология);
Кант сформулировал три знаменитых вопроса, исчерпывающих, по его мнению, все духовные проблемы человека. 1) Что я могу

Слайд 27“Эгоизму может быть противопоставлен только плюрализм, то есть такой образ

мыслей, при котором человек рассматривает и ведет себя не как

охватывающий своей самостоятельностью весь мир, а как гражданин мира”
“Эгоизму может быть противопоставлен только плюрализм, то есть такой образ мыслей, при котором человек рассматривает и ведет

Слайд 28Главная цель воспитания — научить человека думать. Сознательно человек должен

пройти четыре ступени воспитания:

обуздать животную природу человека;
научиться трудиться;
научиться

вести себя в обществе;
стать нравственным;
Главная цель воспитания — научить человека думать. Сознательно человек должен пройти четыре ступени воспитания:обуздать животную природу человека;

Слайд 29 “Мы постоянно наблюдаем несоответствие между умом и чувствованиями

людей, между умом и волей, разлад между стремлениями и силами

для осуществления стремлений, перевес фантазии над рассудком и обратно, непропорциональность между памятью и умом и т.д. Духовно уравновешенного человека, пропорционально сложенного так же трудно найти, как и пропорционального в физическом отношении”
“Мы постоянно наблюдаем несоответствие между умом и чувствованиями людей, между умом и волей, разлад между

Слайд 30“Таким образом, оставаясь в известных пределах служителем саморазвития организма, педагог

вынужден взять на себя другую, труднейшую задачу — усовершенствование личности,

должен
стремиться сделать ее лучше, краше, гармоничнее”
“Таким образом, оставаясь в известных пределах служителем саморазвития организма, педагог вынужден взять на себя другую, труднейшую задачу

Слайд 31


саморазвитие организма



самоусовершенствование личности сообразно идеалу

саморазвитие организмасамоусовершенствование личности сообразно идеалу

Слайд 32 Гармония здесь понимается не как равное развитие сил,

а как объединенное, связное развитие, представляющее нечто целое при неравенстве

сил, “в котором одно — главное, а другое — второстепенное и подчиненное, одно — сильное, другое — слабое, но все соединенное, связанное, прилаженное одно к другому, — словом, вроде музыкальной гармонии, в которой есть весьма различное, неравное, но в то же время все вместе есть гармоническое”
Гармония здесь понимается не как равное развитие сил, а как объединенное, связное развитие, представляющее нечто

Слайд 33 “педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее

органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу”

“педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил

Слайд 34«Критика практического разума»
Чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание
Между

чистой нравственностью и реальной жизнью существует противоречие
Мораль человека не должна

зависеть от внешних условий
Моральный закон – категорический императив – высший закон безусловного характера – «ПОСТУПАЙ ТАК ЧТОБЫ МАКСИМА ТВОЕГО ПОСТУПКА МОГЛА БЫТЬ ПРИНЦИПОМ ВСЕОБЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
«Критика практического разума»Чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознаниеМежду чистой нравственностью и реальной жизнью существует противоречиеМораль

Слайд 35Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)






Разработал теорию объективного идеализма
Создал диалектику как

всеобщий философский метод




Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)Разработал теорию объективного идеализмаСоздал диалектику как всеобщий философский метод

Слайд 36Георг Гегель
Идеи Гегеля в философии образования неразрывно связаны с общими

концептуаль-ными положениями его философской системы и диалектического метода, заключающимися в

активном, деятельном характере образования и его развития.
Георг Гегель Идеи Гегеля в философии образования неразрывно связаны с общими концептуаль-ными положениями его философской системы и

Слайд 37В основе его учения об образовании, под которым он понимал

осознание человеком всеобщности своего существования, лежит принцип различения теоретического и

практического духа. В теоретическом духе, согласно Гегелю, превалирует влечение к знанию и познанию. Теоретический дух призван исправлять односторонность сознания, относящегося к объектам как к непосредственно сущим, но не как к субъективным и всеобщим. Практиче-ский же дух всегда исходит из своих интересов и целей. Он начинает с субъективных опре-делений и стремится превратить их в нечто объективное. И теоретический, и практический дух у Гегеля взаимно дополняют друг друга. Они порождают то, в чем обычно выражается разум, -единство объективного и субъективного, отдельного и всеобщего.
В основе его учения об образовании, под которым он понимал осознание человеком всеобщности своего существования, лежит принцип

Слайд 38В соответствии с этими двумя различными способами бытия духа Гегелем

рассматривается и образование, и два составляющих его вида: теоретическое образование

и практическое. Нередко, однако, теоретическое и практическое образование заменяются Гегелем поня-тиями интеллектуального и морального образования. Теоретическое (интеллектуальное) образование предоставляет человеку возможность овладеть многообразием знаний, следовательно, позволяет сделать переход от отдельного знания к знанию всеобщего, т.е. к овладению знаниями о предметах всеобщего интереса. Практическое (моральное) образование ставит перед человеком задачу знания меры удовлетворения своих потребностей и влечений, а также меры соотношения индивидуального и общественного в своей специальной (профес-сиональной) деятельности и в отношении к своему призванию. В этой связи интересно заметить, что нахождение меры (умеренности), по Гегелю, происходит благодаря умению чело-века осмысливать все, что происходит вокруг него, и через рефлексию над собой. При этом человеку не следует замыкаться, считает он, на обособленности своего состояния. Следовательно, и теоретическое (интеллектуальное), и практическое (моральное) образование так же, как теоретический и практический дух, у Гегеля являются связанными между собой и дополняют друг друга.
В соответствии с этими двумя различными способами бытия духа Гегелем рассматривается и образование, и два составляющих его

Слайд 39Гегель утверждал, что человек является продуктом истории и что разум

и самопознание — результат деятельности человеческой цивилизации. Гегель отводил человеку

роль творца и созидателя. Он крайне высоко оценивал преобразующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т.е. формируется сам. Подобный процесс представляет собой череду "отрицания" прежнего с частичным удержанием предыдущего. Воспитание есть "трудная, раздражающая борьба с самим собой".
Гегель утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание — результат деятельности человеческой цивилизации.

Слайд 40Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой

цивилизации. Он усматривал в формировании индивида отражение конкретно-исторического процесса ("каждый

человек — сын своего времени и своего народа"). Это не означало обреченности на пассивное существование отдельного человека. Напротив, благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой.

Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой цивилизации. Он усматривал в формировании индивида отражение

Слайд 41Спасибо!

Спасибо!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика