Тема 4. ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
(Л.Н. Толстой).
Презентация на тему Презентация на тему Тема 4. ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 50 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
Тема 4. ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
(Л.Н. Толстой).
Ценности как основа образования
Цели образования (государственные, социальные, семейные, личностные и пр.)
Содержание образования
Технологии
Ценности
Гуманистические Суррогаты
(жизнеутверждающие)
Жизнь Власть
Человек Деньги
Добро Превосходство над другими
Истина Материальные ценности
Красота и пр. Статус
Удовольствия
Ценности – идеалы, которые в полной мере недостижимы, но к которым человек стремится, так как они обладают позитивной мотивирующей силой (Д.А. Леонтьев 1997).
Основные функции ценностей:
мотивирующая
регулирующая
Мораль (лат. Морес – нравы) – «форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни» (Философский словарь).
Нормы морали относительно устойчивы и имеют общественно-историческое происхождение, то есть зависят от социальной среды и поэтому
не всегда позитивны!
Общество многослойно, поэтому в одном и том же социуме находится множество разных ценностей.
В одном и том же обществе имеют место как гуманистические ценности и идеалы, которые утверждают значимость каждой личности, ее право на жизнь, так и диаметрально противоположные гуманизму идеалы фашизма и экстремизма, в которых провозглашается жесткая селекция и неравное право человека на жизнь.
Нравственность – категория, характеризующая человека, конкретную личность, а не общество в целом.
В основе нравственности лежит понимание всеобщей связи, осознание себя всеми и каждым из людей «единою субстанцией» с миром.
Нравственность – мера принятия или непринятия человеком гуманистических ценностей и моральных норм,
на которые его ориентирует конкретное общество.
Механизм нравственного развития
Истинная нравственность возможна только при условии свободы выбора человеком взглядов, убеждений, позиций и пр.
1.Декларация ценности – (усвоение системы ценностей).
2. Опыт общения с людьми, регулирующими свое поведение и взаимоотношения на основе данной ценности (референтность) –
3.Регуляция своего поведения на основе данной ценности (недопустима зависимость декларирования ценности от ситуативных факторов, например, от настроения педагога или родителя) - проявление активного отношения к фактам окружающей действительности на основе осознанного предпочтения определенных ценностей (О.А. Селиванова).
Нравственные компетенции (Г.К. Селевко, И.Н. Емельянова, Е.В. Неумоева-Колчеданцева) - это
сочетание знаний, адекватных представлений, практических умений и навыков, ценностных отношений, обеспечивающих человеку продуктивную жизнедеятельность на основе интериоризации моральных норм и гуманистических ценностей;
возможность решения задач, связанных с нравственным выбором
Нравственная компетентность –
интегративное качество личности, выражающееся в способности и готовности человека к решению задач, связанных с нравственным выбором;
зрелость человека в решении проблем нравственного выбора.
Ж. Пиаже о нравственном развитии.
Важный момент - переход ребенка от эгоцентрической (реалистической) перспективы к релятивистской. Эгоцентрическая перспектива – отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира; релятивистская перспектива – отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место.
Проблемы нравственного развития связаны с факторами:
1)когнитивная незрелость;
2) эмоциональное одностороннее чувство уважения, которое он испытывает к старшим.
Нравственное развитие требует освобождения как от «пут» как эгоцентризма, так и от одностороннего почитания.
Моральные дилеммы (Л. Колберг) – это ситуации нравственного выбора. При обсуждении моральных дилемм важно определить уровень нравственных ориентиров. Исследуя человеческие реакции на моральные дилеммы, Л.Колберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению.
Значение нравственности
В условиях современного российского общества, характеризующегося динамичными изменениями во всех сферах жизни, актуальными проблемами становятся такие как: аномия, отчуждение, изоляция, одиночество – то есть проблемы, связанные с деформацией отношений человека.
В связи с этим в широком социально-образовательном контексте значение нравственности заключается в том, что она может и должна стать консолидирующей силой, способной объединить усилия людей, оптимизировать их отношения.
Духовность – это высокие стремления человека, которые согласуются с общественно-значимыми идеалами или божественными смыслами и направляют жизненную энергию человека на преобразование своего внутреннего мира и служение (людям, делу, Богу)
(И.Н. Емельянова)
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, направленное на формирование высоких жизненных смыслов человека в процессе созидательной творческой деятельности, которая расширяет возможности для проявления индивидуальности каждой личности, раскрытия всех жизненных сил человека (И.Н. Емельянова)
Теория и практика нравственного воспитания опираются на идеи:
Идея гуманизма
Идея духовности
Идея свободы
Идея культуросообразности
И все-таки…
….современные теории преимущественно связывают формирование морали и нравственности с развитием сознания и самосознания, пониманием личностью объективных условий окружающей действительности; предполагают формирование умения согласовывать объективные условия и обстоятельства с субъективными интересами; утверждают активное деятельное начало личности по освоению окружающего жизненного пространства и ее ответственность за развитие жизненных обстоятельств.
Социально-педагогическая практика по развитию нравственных компетенций личности
В начале 40-х годов под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» возникло тимуровское движение.
В современной социальной практике получает развитие волонтерская деятельность, которая направлена на оказание выделении зон заботы.
3. Поисковое движение направлено на воспитание у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, чувства гордости за историческое и боевое прошлое нашей Родины, утверждение идеалов гуманизма и милосердия, как важнейших духовных ценностей.
4. Музейная работа – деятельность по организации выставок, экспозиций, основанных на военно-исторических событиях и материалах.
5. Пропагандистско-просветительская работа – деятельность по подготовке и проведению массовых мероприятий, акций, направленных на выработку морально-нравственных норм и ценностей. Это могут разноплановые акции, посвященные какому-либо событию (выражение поддержки лицам, пострадавшим от природных или социальных катаклизмов или протеста, примеру, против неоправданных действий правительства какого-либо государства) или явлению («Нет наркотикам!»).
Методика организации и проведения групповых дел
по системе Н.Е. Щурковой
Воспитание – это восхождение к культуре.
Основная идея - формирование образа жизни, достойной Человека.
Задача педагога - развить у ребенка способность жить в современном обществе, сознательно строить жизнь, достойную Человека.
В основе этой способности – образ жизни…
В основе этого образа - человеческое достоинство, уважение к людям, любовь, доверие и другие нравственные качества.
Ключевые понятия (ценности) в построении образа Человека: ДОБРО, ИСТИНА, КРАСОТА. Определяя для себя, что есть истина, добро и красота, каждый формирует свой образ мира и своих отношений с миром.
5 источников, через которые осуществляется вхождение в культуру:
искусство,
мораль,
наука,
персоналии выдающихся личностей,
материальные ценности.
Педагогическое общение может осуществляться через: произведение искусства, моральное суждение, научный факт, событие из жизни великого человека, какой-либо предмет.
Предметы в групповом деле
Хранители культуры (художественное полотно, семейная реликвия, старинная марка, фотография, песня, басня, пословица и поговорка, цитата классиков и т.д.).
Символы - смысл, которым мы наделяем предмет. (Например, воздушный шарик может стать символом мечты, телефонная трубка будет символом дружеского контакта).
Технология организации и проведения группового дела:
1. Введение предмета в контекст общения
Педагог должен помочь детям увидеть предмет через призму ценностных отношений.
(Например, в групповом деле «Необитаемый остров» бумажный кораблик становится символом устремленности человека к чему-то неизведанному. Во вступительном слове педагог предлагает детям с помощью этого кораблика «открыть» свой необитаемый остров и рассказать всем о нем. Необитаемый может быть не только остров, который расположен в океане. Это может быть неизведанный остров мыслей и чувств, которые отрыла книга и т.д.)
2. Коллективное общение (полилог)
Разговор, как правило, идет в кругу. Количество участников общего разговора 10-15 человек.
Увеличение круга разрушает психологическое напряжение, без которого групповое дело становится просто приятным времяпрепровождением.
Педагог создает определенный настрой на работу, например, предлагает сказать что-либо приятное человеку, который сидит рядом с тобой.
3. Педагогическая интерпретация
«Постижение мира не может идти в изоляции от мира, где присутствует не только красота и гармония, но и имеет место зло, насилие, ложь, преступление. Мы не можем закрыть ребенку глаза на реалии современного мира, задача педагога заключается в том, чтобы дать педагогическую интерпретацию происходящим событиям, тем самым сформировать ценностное отношение к миру» (И.Н. Емельянова).
На этапе завершения дела педагог делает заключительное резюме, призывает поразмышлять над каким-то вопросом, высказывает пожелания.
Последействие
Это та внутренняя работа, которая скрыта от педагога, но которая неизбежно происходит в душе и сознании, когда ребенок открылся коллективу, когда задал сам себе сложный вопрос, когда увидел себя с неожиданной стороны.
Структура группового дела:
Эмоциональный настрой на общение. На данном этапе важно вызвать позитивное отношение к предстоящему разговору, создать доверительную обстановку.
Введение предмета в ситуацию общения. Предмет нужно как-то оригинально обыграть. Например, стул становится волшебным и каждый, кто на него садится, слышит в свой адрес лестные высказывания; обычный конверт становится конвертом дружеских вопросов, ответы на которые будут давать участники группового дела; корзина становится корзиной проблем, в которую каждый перекладывает те проблемы, которые он носит на своих плечах.
Постановка групповой задачи, обозначение игровых ролей. В групповом деле не может быть зрителей. Каждый участник должен хорошо представлять, в чем заключается его роль.
4. Выполнение групповой задачи. Это игровая кульминация. Здесь каждый делится своими мыслями, чувствами, рассказывает о важных для него событиях в жизни и т.д.
5. Итог. Подводится педагогом. Он предполагает безоценочное обобщение того, чем поделились участники группового дела. Уместно выражение благодарности за участие, пожелания.
ПРИМЕР группового дела: «Телефон доверия». Во вводном слове ведущего говорится о том, насколько важно в трудной ситуации найти помощь и поддержку у других людей. Участникам предлагается, передавая из рук в руки телефон назвать человека, к которому он в первую очередь обратится в случае возникновения сложной жизненной ситуации, и рассказать окружающим об этом человеке.
Педагогические требования к групповому делу:
Соответствие предмета и групповой задачи. То ценностное отношение, которые мы извлекаем из предметов должно соответствовать функции предмета. Ключ открывает (знание, волшебную шкатулку, дверь за которой находится волшебная страна), очки помогают видеть (будущее, прошлое, мир в розовом цвете).
Четкая постановка групповой задачи. Расплывчато поставленная групповая задача не позволяет управлять общим разговором. К примеру, если мы предлагаем помечтать о своем будущем, то лучше ограничить полет мечты и предложить нарисовать свой портрет через пять лет.
Наличие роли или объема деятельности у каждого участника. В разговор должен включиться каждый. Для этого хорошо подходит общий круг, он замыкает общение и каждый ощущает себя участником общего разговора.
Добровольность включения в общую деятельность. Добровольность заключается в предоставлении человеку права сказать то, что он думает, или промолчать. Следует помнить, что внутренняя работа идет, даже если человек по какой-то причине промолчал.
Положительное эмоциональное подкрепление высказываний учащихся. Важно сформировать понимание, что важно сказать не то что должно понравиться, а то, что ты думаешь.
Доверительная обстановка, предполагающая душевную близость участников. Участники должны быть эмоционально открыты, от этого зависит глубина и содержательность общения.
Отсутствие открытой педагогической оценки. Педагог управляет процессом разговора, он ни в коем случае не оценивает, то, что говорится участниками. Образ жизни достойный Человека формируется каждым в своем сознании.
Этикет – это принятые в данном обществе регламентированные правила поведения.
Урок этикета – это занятие, где идет передача этически значимых знаний и умений.
В содержание урока этикета входит:
познавательная информация(эпиграф, элемент новизны);
Упражнения (повторение этически значимых действий) и ролевое проигрывание ситуаций;
домашние задания.
Методика организации и проведения урока этикета
Тематика занятий (направления):
По месту происходящих событий: дом, улица, школа, транспорт, гости, парк, библиотека.
По ролям: сын, ученик, пешеход, покупатель, именинник, сосед, зритель.
По лицам, с которыми общается человек: мама, бабушка, учитель, пассажиры общественного транспорта, врач, хулиган на улице.
По событиям, происходящим в жизни школьника: утреннее пробуждение, дорога в школу, урок, перемена, обед, день рождения, ссора, прогулка в лесу, поездка в музей.
Педагогические требования:
Новизна информации.
Ориентация на умения.
Опора на опыт.
На занятиях по этикету школьник должен не только усвоить внешнюю манеру поведения, но и выработать определенные мировоззренческие установки.
Методика организации и проведения этической беседы
Этическая беседа – это обмен мнениями по поводу этически значимой темы или проблемы.
Ходом этической беседы педагог управляет с помощью вопросов.
В самом начале беседы должен быть определен предмет разговора.
Материалом для этической беседы могут стать события в жизни коллектива, статья в газете, литературный рассказ, эпизод фильма
Важно создать общую обстановку личной сопричастности и заинтересованности.
Ход беседы строится на основе предъявления вопросов и обсуждения полученных ответов. Для успешного ведения беседы учитель должен овладеть техникой постановки вопроса.
Завершается беседа обобщением высказанных идей.
Педагогические требования:
Тема беседы должна находиться в зоне интересов участников.
Предмет разговора должен быть конкретен, понятен аудитории.
Материалом для беседы должны становиться ситуации, связанные с жизненным опытом участников.
Следует соблюдать равное право на мнение, позицию.
Вопросы должны стимулировать мышление.
Результатом этической беседы является формирование и обозначение позиции участников в отношении конкретной темы, проблемы.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть