Слайд 1Тема 4. Виды представления результатов исследования
Москва, 2020
Слайд 2ВКР (дипломная работа, диссертация)
автореферат
научный отчет
монография
учебное пособие
статья
тезисы научных докладов
рецензия, отзыв
методические рекомендации
Виды представления результатов исследования
Слайд 3Основные признаки научного стиля:
логичность
смысловая точность (однозначность выражения мысли)
информативная
насыщенность
объективность изложения
отсутствие эмоциональных выражений
обобщенно-отвлеченный характер изложения
использование отвлеченной лексики
разные мнения
и их объективный анализ
Особенности научного текста
Слайд 4
Научно-журнальная статья содержит кроме фактических сведений элементы логического осмысления результатов
конкретного научного исследования.
Среди научных статей можно выделить:
- сообщения, содержащие
краткое изложение результатов научно-исследовательских работ или их этапов - тезисы
- оригинальную статью, представляющую собой изложение основных результатов и выводов, полученных в ходе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- обзорную статью, где обобщаются достижения в той или иной области, фиксируется существующее состояние или намечаются перспективы будущего развития (метаанализ)
- дискуссионную статью, которая содержит спорные научные положения с целью обсуждения их в печати
Индекс - ХИРША
По характеру решаемых в них задач научные статьи можно подразделить на научно-теоретические, научно-методические и научно-практические
Статья
Слайд 5Это обобщение сведений, полученных в результате проведения нескольких научно-исследовательских работ,
посвященных одной теме и содержащих больше субъективных факторов, чем статья.
Она создаётся только после накопления значительного количества фактических и обобщённых сведений.
Монографии создаются индивидуально или коллективно.
Монография
Слайд 6 ВКР подразделяются на следующие виды, определяемые преобладающей целевой направленностью
работы и профильной подготовкой обучающегося
Исследовательские ВКР, проводимые в целях получения
результатов, обладающих научной и практической значимостью;
Проектные ВКР – индивидуальная или групповая деятельность обучающихся, осуществляемая в целях создания продукта или проекта для решения прикладной проблемы на основе существующих приемов, технологий, методов и моделей
Творческие (в сфере искусства) ВКР – индивидуальная или групповая деятельность обучающихся, предполагающая выполнение творческого задания
Виды выпускных квалификационных работ
Слайд 7Законченная самостоятельная квалификационная работа, содержащая:
- совокупность результатов исследования и
научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты,
- имеющую внутреннее
единство, свидетельствующее о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования
Магистерская диссертация
Слайд 8Магистерская диссертации как инструмент внешнего контроля качества образования
10
Магистерская диссертация
должна свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя
теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и методы их решения.
Процедуре защиты магистерской диссертации предшествует проверка текста в системе «Антиплагиат».
Объем исследовательских ВКР: для уровня магистратуры – 60-100 стр.
Процент авторского текста исследовательских ВКР: для уровня магистратуры – не менее 65%.
Объем проектных ВКР: для уровня магистратуры – 15-25 стр.
Процент авторского текста проектных ВКР: магистратуры – не менее 70%.
Слайд 9Содержание диссертации
10
Исследовательские ВКР могут включать в себя следующие разделы:
титульный лист (в соответствии с требованиями Университета)
содержание
введение
состояние
научной изученности проблемы (обзор литературы)
методология и результаты исследования
выводы и заключения
библиография
приложения
Во введении также рекомендуется кратко описать структуру и содержание ВКР, а также перечень ключевых слов
Слайд 10Исследовательские ВКР
10
Введение включает:
описание проблемы
теоретические и практические основания исследования
объект и предмет
исследования
формулировку исследовательских гипотез
постановку целей и задач исследования
теоретическую и
практическую значимость исследования
краткое описание структуры и содержания ВКР
ключевые слова (5-7 слов)
Слайд 11Обзор литературы – исследовательская ВКР
10
Обзор литературы должен представлять теоретические и
практические основания работы.
Обзор литературы может быть структурирован по усмотрению
автора ВКР и должен содержать:
описание и анализ теорий/концепций, с помощью которых может быть рассмотрена и объяснена исследуемая проблема (теоретические основания работы)
анализ результатов современных исследований, на основании которого делаются выводы об изученности проблемной области (практические основания работы), в обзоре рассматриваются, как правило, исследования, результаты которых были опубликованы в признанных научных журналах не ранее, чем за 5 лет до момента защиты ВКР.
Библиографические ссылки внутри текста должны быть оформлены в соответствии с требованиями Университета, предъявляемыми к ВКР. Библиографический список также содержит библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов
Слайд 12Содержание диссертации
10
Проектные ВКР могут включать в себя следующие разделы:
титульный лист (в соответствии с требованиями Университета)
содержание
введение
обзор литературы
результаты инициирования проекта
проектный анализ
план проекта
система управления реализацией проекта
описание результатов реализации проекта (если проект реализован)
выводы и заключения
библиография
приложения
Во введении также рекомендуется кратко описать структуру и содержание ВКР, а также перечень ключевых слов
Слайд 13Содержание диссертации
10
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………
ГЛАВА 1. НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ………………………………..……
1.1 Наименование параграфа…………………………………….………...
1.2 Наименование параграфа…………………………………..…………..
1.3 Наименование параграфа…………………………………..…………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………….………………
ГЛАВА
2. НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВЫ…………………………………. …
2.1 Наименование параграфа…………………………….………………...
2.2 Наименование параграфа……………………………………………...
2.3 Наименование параграфа……………………………………………...
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………. ………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… ……..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….…………………
Слайд 14Ведение проектной ВКР
Введение должно начинаться с описания проблемы, для решения
которой будет спроектирован интеллектуальный продукт, и обоснования актуальности его разработки.
Обоснование актуальности: краткое описание истории и текущего состояния вопроса, отношения к нему потенциальных потребителей, прогнозов и оценок.
Актуальность обосновывается: фактами, результатами теоретических и прикладных работ, исследований, экспертных оценок, изложенных в релевантной литературе с соответствующими ссылками на источники.
После описания проблемы и обоснования актуальности проекта формулируются: цель проекта и его задачи, критерии выбора проектной идеи, вопросы для предпроектного исследования, общие требования к результату проектирования (критерии).
Цель и задачи проекта -реалистичны, ясно изложены и соответствовать проблеме проекта.
Определены границы проекта.
Указать и описать факторы, которые находятся вне контроля проектанта.
Во введении также рекомендуется кратко описать структуру и содержание ВКР, а также перечень ключевых слов. .
10
Слайд 15Обзор литературы проектной ВКР
Обзор литературы должен представлять теоретические и практические
основания ВКР
Обзор литературы может быть структурирован по усмотрению автора ВКР
и должен содержать:
описание и анализ теорий/концепций, с помощью которых может быть рассмотрена предметная область проекта (теоретические основания проектирования)
анализ результатов современных исследований в предметной области проекта, на основании которого делаются выводы об изученности проблемной области проекта, наличии реальных и потенциальных проектных идей (практические основания проекта)
в обзоре рассматриваются, как правило, исследования, результаты которых были опубликованы в признанных научных журналах не ранее, чем за 5 лет до момента защиты ВКР.
10
Слайд 16Научный аппарат магистерской диссертации
Актуальность темы исследования (до 1,5 страниц)
содержит оценку состояния решаемой проблемы, исходные данные для разработки темы,
обоснование необходимости проведения исследования для развития соответствующей отрасли науки, для решения практических задач.
Проблема исследования –тот вопрос, который надо решить в предстоящем исследовании, чтобы усовершенствовать образовательный процесс. Сущность проблемы – противоречие между сложившейся практикой (устоявшимися методами, приемами, организацией учебного процесса) и результатами, которые дает практика, результатами, которые перестали соответствовать современным требованиям.
Цель и задачи исследования. цель исследования вытекает из правильно сформулированной темы и видится в решении основной проблемы диссертационного исследования. Не следует формулировать цель как намерение, а именно, «изучение», «исследование» «анализ», так как эти слова указывают на средство достижения цели (решение задачи), а не саму цель (задачу).
Слайд 17Задачи исследования
Определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы
решения проблемы исследования по достижению основной цели.
В исследовании целесообразно
выделять 4-5 задач. Как правило задачам соответствуют параграфы ВКР (разделы исследовательской работы)
Задачи следует формулировать не как собственные намерения – «провести анализ литературы…», «подобрать методики…», «сформировать выборку…», «провести экспериментальное исследование…», а как исследовательские действия с объектом исследования: «определить условия, при которых...», «выявить взаимосвязь между...», «установить уровень развития...», «выявить динамику...», «раскрыть структуру...» и т.п.
Слайд 18Научный аппарат магистерской диссертации
Теоретико–методологическая (-ие) основа (-ы) исследования –
указание имен и научных трудов известных авторов в исследуемой магистрантом
области, на которые опирается исследователь.
Методы исследования. Магистрант сообщает, какими именно методами познания он воспользовался в процессе выполнения исследования, описания его результатов (теоретические, эмпирические, статистические, организационные и пр.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Указывается образовательное учреждение, в котором была проведена экспериментальная работа.
Положения, выносимые на защиту, формулируются таким образом, чтобы было видно, что именно защищается. Следует называть не просто результаты анализа, а то, что из этого анализа следует, какая закономерность, наличие каких механизмов явления устанавливается и их роль отстаивается; не просто разработана методика, а то, что эта методика по каким-либо характеристикам обеспечивает более эффективный способ исследования, позволяет получать ранее недоступные сведения;
Слайд 19Научный аппарат магистерской диссертации
Объект исследования определяется как конкретный фрагмент
реальности, образовательного процесса, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению.
Предмет исследования
– наиболее существенные свойства изучаемого объекта (его часть), анализ которых особенно значим для решения задач исследования. Предметом исследования является проблема, то есть реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования.
Гипотеза исследования – предположительное суждение о закономерной связи явлений при определенных условиях и при действии определенных факторов.
Слайд 20Научный аппарат магистерской диссертации
Практическая значимость результатов исследования. В работе,
имеющей теоретический характер, должны быть приведены сведения о научном применении
результатов исследований или рекомендации по их использованию; в работе, имеющей практический характер, - сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Апробация результатов диссертации. Указывается, на каких конференциях, совещаниях, семинарах и др. докладывались результаты исследования, изложенные в работе.
Публикации. Представляется перечень тех опубликованных работ (2-3) магистранта, в которых изложены полученные лично автором основные результаты исследования.
Структура и объем диссертации. Приводится краткий перечень структурных единиц диссертации; охарактеризовать каждый структурный компонент. Указывается полный объем диссертации в страницах: 60 стр.
Слайд 21Основная часть магистерской диссертации
Основная часть диссертации представлена двумя (как
правило) главами.
Глава 1 – теоретическое исследование - содержит результаты анализа
состояния изученности данной проблемы в науке.
В первой главе необходимо описать заявленные в теме диссертации основные понятия, дав их сущностную характеристику, представить теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам.
В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д.
При анализе истории проблемы желательно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В заключении первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.
При написании этой главы магистрант обязан делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствуется материал. Выводы по главе обязательны.
Слайд 22Основная часть магистерской диссертации
Глава 2 (или 2 и 3)
– экспериментальное исследование - содержит обоснование и описание процедуры и
методов собственного исследования магистранта.
Здесь представлена характеристика выборки, описание контрольной и экспериментальной групп, пространства исследования, собранных материалов; содержится описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных.
В практической части работы дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.
Слайд 23Оформление таблиц
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.
Таблицы применяют
для наглядности и удобства сравнения показателей и оформляются в следующем
порядке:
таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
на все таблицы в тексте ВКР должны быть ссылки. При ссылке следует печатать слово «таблица» с указанием ее номера;
наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Пример:
Таблица 1 – Наименование таблицы
10
Слайд 24Оформление рисунков
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует
располагать в ВКР непосредственно после текста работы, где они упоминаются
впервые, или на следующей странице (по возможности ближе к соответствующим частям ВКР).
На все иллюстрации в ВКР должны быть даны ссылки.
При ссылке необходимо писать слово «рисунок» и его номер, например: «в соответствии с рисунком 2» и т.д.
Наименование рисунка располагают в центре под рисунком без точки в конце в следующем формате: слово «Рисунок», его номер и через тире наименование рисунка.
Пример:
Рисунок 1 – Наименование рисунка
10
Слайд 25Заключение
В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи,
отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу.
Особенно ценными являются
выводы по эмпирической части исследования. Выводы целесообразно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый.
Последовательность представления выводов - от более общих, отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.
Список литературы представляет собой нумерованный перечень в алфавитном порядке использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Должны быть представлены все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме исследования .
Приложение. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники; программа коррекционно-развивающих, тренингов и т.п.
Слайд 26В ГАК представляется
1. Магистерская диссертация.
2. Отзыв научного руководителя.
3. Рецензия.
4.
Автореферат диссертации (6 экземпляров).
5. Электронная презентация.
6. Публикации магистранта (2-3).
10
Слайд 27Процедура защиты
Защита происходит на открытом заседании ГАК.
Присутствовать, задавать вопросы
и участвовать в обсуждении работы могут все желающие.
Регламент защиты
следующий:
- выступление магистранта – 10-12 минут;
- ответы на вопросы членов комиссии – 7-8 минут;
- отзыв научного руководителя – 1-2 минуты;
- отзыв рецензента – 3-4 минуты;
- ответы магистранта на замечания рецензента – 4-5 минут;
- научная дискуссия – 4-6 минут;
- заключительное слово магистранта – 1 минута.
Выступление магистранта на публичной защите выпускной квалификационной работы (слово для защиты) содержит краткую характеристику работы: объекта и предмета исследования, актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, цели, задач и методов исследования с анализом результатов.
10
Слайд 28Рецензия на РКР
Рецензирование ВКР 6.1 ВКР подлежат обязательному рецензированию. Для
ВКР по программам магистратуры допустимо как внешнее, так и внутреннее
рецензирование.
В качестве рецензентов привлекаются специалисты сферы профессиональной деятельности выпускника, а также преподаватели других вузов.
В рецензии должны быть отмечены следующие моменты:
актуальность темы
основные проблемы, рассмотренные в ВКР
теоретическая и практическая значимость
развернутая характеристика каждого раздела работы с выделением положительных сторон и недостатков
В заключении указывается, отвечает ли работа предъявляемым требованиям, какой оценки она заслуживает
Рецензия подписывается рецензентом с указанием его ученой степени, ученого звания, должности и места работы
Слайд 29Ошибки при изложении результатов НИР
Отсутствие четкости в определении основного содержания
работы, убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций
Нарушение последовательности изложения, частые
повторения, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки
Примеры не подкреплены смысловым содержанием, размышлениями автора
Работа представляет собой пересказ источников, набор цитат, фраз, дословное переписывание первоисточников без ссылки на автора и критического анализа Формализованный характер выводов, отсутствие авторской позиции по вопросу
Некорректная работа с литературой (ссылки не на упоминаемого автора
Обилие ссылок на учебники и учебные пособия
Отсутствие новых работ и научной периодики по проблеме и пр.).
Отсутствие прямой взаимосвязи между теоретической главой и содержанием эмпирического исследования
10
Слайд 30Ошибки при изложении результатов
эмпирического исследования НИР
Неадекватно подобранные методы исследования,
применение диагностических методик без обоснования и отсутствие описания их результатов
Клиширование
(дублирование) коррекционных, развивающих, профилактических и прочих психологических программ
Отсутствие указаний на заимствования
Констатирующий характер изложения результатов исследования, отсутствие их интерпретации с точки зрения современной педагогической и психологической теории и практики.
Механическое, необоснованное применение методов математической статистики, отсутствие объяснения значений эмпирических показателей при расчетах.
некорректное представление эмпирических данных в виде таблиц, диаграмм и графиков
10