Слайд 1Тема 5: Средства товарной информации
Теоретические основы
товароведения
Слайд 21. Виды и формы товарной информации
Товарная информация – сведения о
товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
Слайд 3Первичные источники товарной информации – производители. Производственную информацию может дополнять
продавец.
Правовую основу информационного обеспечения потребителей составляют следующие законы:
"О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров",
"О защите прав потребителей",
"О стандартизации",
"О сертификации продукции и услуг",
"Об информации, информатизации и защите информации",
"О рекламе«,
"Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг".
Слайд 4Функции товарной информации:
Информирование потребителей о потребительной стоимости товаров;
Экономическая –
продвижение товаров на рынке;
Социальная (коммуникативная);
Нравственно – воспитательная (эмоциональная и мотивационная);
Идентифицирующая
– распознавание и отождествление товара с определенными потребительскими свойствами.
Слайд 6Классификация товарной информации:
По назначению:
Основополагающая – основные сведения о товаре,
предназначенные для всех субъектов рынка (вид и наименование товара, сорт,
масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения и годности);
Коммерческая – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов (штрихкод, артикул и т.д.);
Потребительская – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные на потребителей (пищевая ценность, состав, функциональное назначение, способы использования и т.д.).
Слайд 72. По форме представления:
Словесная (текстовая) - наиболее доступна для грамотного
населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском
языке для России). К недостаткам словесной информации относится ее громоздкость, для размещения ее требуется значительная площадь на упаковке или товаре. Для ее восприятия (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание;
Слайд 8Цифровая – применяется чаще всего для дополнения словесной и в
тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например,
порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО);
Слайд 9Изобразительная – обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах
с помощью художественных и графических изображений. Основным назначением этой формы
информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию;
Слайд 10Символическая - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.
Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие
требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.;
Штриховая - информация в виде штрихового кода, который предназначен для идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Слайд 182. Требования к товарной информации
Любая маркировка должна соответствовать требованиям стандартов,
правил розничной торговли и правил продажи отдельных групп товаров.
Слайд 201. Достоверность предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие
дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей в заблуждение.
Достоверность подтверждается маркировкой и сертификацией.
2. Доступность. Это требование связано с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих интересы потребителей для всех пользователей. Доступность состоит из трёх составляющих: языковой доступности, востребованности и понятности.
Языковая доступность, т.е. информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен.
Востребованность — предоставление необходимой информации по требованию потребителя.
Понятность — использование общепринятых и (или) стандартированных понятий, терминов, условных обозначений (символов), а также возможность их определения или расшифровки.
Слайд 213. Достаточность информации — может трактоваться как рациональная информационная насыщенность,
что исключает представление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация
- это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполная информация обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за импортные из стран дальнего зарубежья, - фальсифицированными.
Излишняя информация — это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее потребителей.
Слайд 223. Средства товарной информации
В зависимости от назначения средства товарной информации подразделяют на классы.
Классы СТИ подразделяются на подклассы, которые в свою очередь состоят из групп,
подгрупп и видов носителей информации.
Слайд 241 класс - Информационные ресурсы
Это целостная совокупность отдельных документов и
массивов документации в информационных системах - библиотеках, архивах, фондах, банках
данных других информационных системах.
Технические документы
Нормативные документы
Слайд 251 подкласс - Нормативный документ (НД) — документ, содержащий правила, общие
принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов.
К нормативным
документам по стандартизации, например, относятся:
• национальные стандарты;
• национальные военные стандарты;
• правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
• межгосударственные стандарты;
• стандарты организаций;
• общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
• санитарные нормы и правила (Сан ПиН);
• строительные нормы и правила (СНиП).
Слайд 262 подкласс - Технические документы – это документы, содержащие информацию для
идентификации товарных партий на всем пути продвижения от изготовителя к
конечному потребителю.
Технические документы, содержащие информацию о товарах, подразделяются на следующие группы :
- эксплуатационные;
- товарно-сопроводительные,
- проектно-конструкторские.
Слайд 271 группа - Эксплуатационные документы (ЭД) — документы, предназначенные для передачи
и хранения информации о правилах эксплуатации сложно-технических товаров, использования и
обслуживания.
Слайд 28Эксплуатационные документы (ЭД) предназначены:
ознакомления с их конструкцией,
изучения правил
эксплуатации (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и
транспортирования),
отражения сведений, удостоверяющих гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, гарантий и сведений по его эксплуатации за весь период (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и другие данные), а также сведений по его утилизации.
ЭД выступают как носители потребительской информации, продавцы могут использовать ЭД для создания потребительских предпочтений при консультировании покупателей и разъяснении им преимуществ потребительских свойств конкретных товаров, особенностей их эксплуатации.
Основополагающая информация, содержащаяся в ЭД, носит идентифицирующий характер.
К эксплуатационным документам относят текстовые и графические рабочие конструкторские документы, которые в отдельности или в совокупности дают возможность ознакомления с изделием и определяют правила его эксплуатации.
Слайд 29В зависимости от назначения изделия, условий эксплуатации и объема помещаемых
сведений составляют либо РЭ, либо ПС, либо ФО, либо Э.
1.
Руководство по эксплуатации (РЭ) — эксплуатационный документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках изделия, его составных частей и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия.
Слайд 312. Паспорт изделия (ПС) — эксплуатационный конструкторский документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем
значения основных показателей качества и технические характеристики изделия, а также
гарантийные обязательства и сведения о рекламациях.
Слайд 323. Формуляр (ФО) - эксплуатационный конструкторский документ, удостоверяющий гарантированные предприятием-изготовителем значения
основных показателей качества и технические характеристики изделия и включающий разделы
для внесения сведений об эксплуатации с учетом ремонта изделий в течение срока службы.
Слайд 344. Этикетка (Э) – эксплуатационный документ, содержащий гарантии изготовителя, значения основных
параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения о сертификации изделия.
Слайд 35ЭД содержат в основном информацию, которую изготовитель хочет довести до
потребителя. Однако в ряде случаев они могут стать носителями и
торговой информации.
Разные виды носителей ЭД отличаются назначением, что и обусловливает перечень сведений, которые в них указываются. Наибольшей информационной насыщенностью отличаются руководства по эксплуатации, наименьшей - этикетки.
Эксплуатационные документы не относятся к числу обязательных, однако в ряде случаев их отсутствие связано с риском нанесения вреда для жизни, здоровья и имущества потребителей, поэтому для потенциально опасных товаров ЭД следует внести в разряд обязательных.
Слайд 362 группа – Товарно-сопроводительные документы (ТСД) — документы, содержащие необходимую и
достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути товародвижения.
ТСД в зависимости от характеристик подразделяются на следующие подгруппы:
количественные,
качественные,
расчетные,
комплексные.
Подгруппы ТСД определяются назначением конкретных документов.
Слайд 381 подгруппа - КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ТСД
Количественные ТСД — документы, предназначенные для
передачи и хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных
партий.
Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем и т. п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, к которому эти характеристики относятся (наименование, сорт, марка).
Виды количественных ТСД – отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации.
Слайд 43К количественным ТСД относятся также акты об установлении расхождений в
количестве товаров и коммерческие акты.
Акты для установления расхождения в количестве
товаров составляются в тех случаях, когда фактическое количество товара при приемке не совпадает с количеством, указанным в документах.
Слайд 442 подгруппа - КАЧЕСТВЕННЫЕ ТСД
Качественные ТСД – документы, предназначенные для
передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий,
каждого изделия).
ТСД содержат не только сведения о качественных характеристиках товаров, их значениях, градациях качества (стандартная, нестандартная, брак, отход), но и о наименованиях товаров, их изготовителях (поставщиках, отправителях), датах выработки (отгрузки), а также другие необходимые сведения.
Качественные ТСД – сертификаты соответствия, гигиенические, ветеринарные и фитосанитарные сертификаты, качественные удостоверения, протоколы испытаний, акты списания, заявления-декларации.
Качественные документы подразделяются на обязательные и необязательные. К первым относятся сертификаты соответствия по показателям безопасности для товаров, подлежащих обязательной сертификации, и качественные удостоверения, если в стандартах предусмотрено их наличие.
Слайд 45Сертификат соответствия
Сертификат соответствия – документ, подтверждающий независимыми от изготовителей и потребителей
органами соответствие продукции определенным требованиям безопасности, установленных в нормативных документах.
Слайд 46Гигиенический сертификат
Санитарно-эпидемиологическое заключение (также «гигиенический сертификат» или «гигиеническое заключение») –
это документ, который подтверждает разрешение органами Министерства Здравоохранения и социального
развития РФ производства или ввоза продукции, соответствующей установленным требованиям, гигиеническим нормам и санитарным правилам, а также служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека.
Слайд 48Ветеринарный сертификат (ветеринарное свидетельство) - санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемого (экспортируемого)
скота (живого и битого), птицы (живой и битой), продуктов их
переработки и подтверждающий, что они происходят из незараженных районов.
Слайд 50Качественное удостоверение (КУ) – это вид ТСД предназначенных для информации о
градациях качества и идентифицирующих партию данных товаров. Перечень сведений, которые
должны содержать КУ, устанавливается в стандартах.
Эти сведения включают:
- наименование документа и дату его выдачи;
- регистрационный и учетный номера сертификата,
- срок его действия;
- номер партии для упакованной продукции;
- наименование и адрес отправителя;
- наименование и адрес получателя;
- наименование продукции
- сорта
- номер партии;
- результаты определения качества по действующим стандартам;
- количество упаковочных единиц;
- массу брутто и нетто;
- номер и вид транспортного средства;
- обозначение действующего стандарта. Для плодоовощной продукции в качественном удостоверении также указывают:
- дату сбора, упаковки и отгрузки,
- дату последней обработки ядохимикатами и их наименования (при доставке из хозяйств в магазины).
Слайд 52Акты списания (АС ) – документы, предназначенные для передачи, хранения и
учета информации о недоброкачественной продукции.
Обычно такие акты составляются на продукцию,
опасную для употребления. Кроме работников торговли в их составлении должны принимать участие представители органов санитарно-эпидемиологического надзора.
АС являются основанием для вывоза опасных товаров на свалку и их уничтожения, а также для списания отходов и потерь.
Слайд 54Протокол испытаний — документ, содержащий результаты испытаний.
Заявление-декларация – документ, подтверждающий, что
изготовитель несет персональную ответственность за соответствие продукции установленным требованиям.
Слайд 563 подгруппа - РАСЧЕТНЫЕ ТСД
Расчетные ТСД – документы, предназначенные для
документального оформления соглашения о ценах, оплаты транспортных расходов и других
издержек производства товаров и их потребления.
К расчетным ТСД относятся счета, счета-фактуры, протокол согласования цен и иные документы.
Счета. Основным назначением счетов является информация о цене и стоимости товара для его оплаты. В счетах также имеются сведения о количестве товаров в упаковке, количестве услуг по транспортировке, пересылке; но они не являются основными.
Счета в торговле обычно выписываются при покупке крупногабаритных товаров, доставляемых покупателю на дом. В этом случае они выполняют функции товарной маркировки и товаросопроводительных документов. Счета не являются обязательным документом, они служат основанием подтверждения оплаты покупки покупателем и основанием для предъявления претензий при выявлении дефектов товара.
Слайд 59Счет-фактура составляется поставщиком для документального сопровождения партий товара, следующих без оформления
накладной.
Счет-фактура содержит следующие данные:
номер и дату выписки счета-фактуры;
наименование и банковские
реквизиты грузоотправителя и грузополучателя-плательщика;
наименование и другие идентифицирующие сведения о товаре (сорт, торговая
марка, количество; цена и стоимость товара, в том числе к оплате получателем);
фамилия, имя, отчество лица, отпустившего и принявшего товар.
Слайд 61Расчетным сопроводительным документом является платежное требование, которое выставляется поставщиком в соответствии
с договором и направляется покупателю одновременно с накладной.
Слайд 624 подгруппа - КОМПЛЕКСНЫЕ ТСД
Комплексные ТСД — документы, предназначенные для
передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках
товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения (товарно-транспортные накладные).
Товарно-транспортная накладная (TTН) — первичный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплексе характеристик товара. ТТН имеет два раздела: товарный и транспортный.
В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар, а именно:
- наименование,
- адрес,
- банковские реквизиты поставщика и плательщика,
- сведения о товаре и таре, в том числе сорт, артикул, количество мест, масса брутто, нетто тары, вид упаковки, цена, сумма.
Слайд 63Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки груза
и содержит:
- информацию о дате отправки,
- номере автомобиля и путевого
листа;
- наименование и адрес заказчика;
- пункты погрузки и разгрузки,
- а также перевалочные пункты;
- подробные сведения о грузе;
- сопроводительные документы, в которых указаны вид упаковки, количество упаковочных мест и т.п.
Слайд 663 группа - ПРОЕКТНО-КОНСТРУКЦИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ
Проектно-конструкторские документы – это документы, фиксирующие информацию
о средствах производства.
Проектно-конструкторская документация характеризуется высокой информативностью для всех
субъектов коммерческой деятельности, но обладает значительно меньшими нормативными возможностями. Они не представляют большого интереса для продавцов и малополезны для потребителя .
Слайд 672 класс – Специальная литература
1. Справочники
2. Словари
3. Научная литература
4. Научно-популярная
литература
Слайд 683 класс – Маркировка
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок,
нанесенные на упаковку и (или) товар, предназначенные для доведения до
потребителей информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товара.
Слайд 70Маркировка
Торговая
Производственная
Это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар
и (или) упаковку.
Носители производственной маркировки: этикетки (кольеретки, контрэтикетки, субконтрэтикетки),
вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы, информационные знаки.
Это текст, уловные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товар и (или) упаковку.
Носители торговой маркировки: ценники, товарные и кассовые чеки, счета.
Слайд 81Маркировка может включать три элемента:
Текст: 50-100% (удельный вес);
Рисунок:
0-50%;
Условные обозначения – товарные знаки: 0-30%.
Слайд 83Обыкновенные фирменные товарные знаки – разрабатываются их владельцем и на
них может быть оформлено авторское право.
Престижные фирменные товарные знаки –
Присваиваются предприятию за особые услуги.
Слайд 84Ассортиментные товарные знаки – это знаки, предназначенные для идентификации ассортиментной
принадлежности товара.
Видовые – словесная информация о названии товара или
его изображение.
Марочные –знак, присущий конкретному виду товаров (торговая марка).
Слайд 86Коллективные товарные знаки – товарные знаки союза или объединения предприятий,
предназначенные для обозначения выпускаемых товаров.
Индивидуальные товарные знаки – товарные знаки,
принадлежащие какому-нибудь лицу.
Слайд 87Товарные знаки – это знаки, предназначенные для идентификации изготовителя. Выделяют 3
типа обозначения товарных знаков:
Фирменное имя – слово, буква, группа слов
или букв, которые могут быть произнесены.
Слайд 88Фирменный знак – символ или рисунок, имеющий отличительный цвет или
обозначение.
Торговый знак – сочетание фирменного имени и фирменного знака, официально
зарегистрированные в международном реестре и защищенные юридически.
Слайд 894 класс – Рекламные средства товарной информации
Буклет – рекламное средство
товарной информации, представляющее собой многократно сфальцованное издание. Может иметь различные
размеры, объем и варианты фальцовки, однако в развернутом состоянии его размер не может превышать размер стандартного типографского печатного листа. Является недорогим и экономичным изданием, изготовляемым большим тиражом и рассчитанным на кратковременное использование.
Буклет –это самопрезентация для любой компании.
Слайд 91Брошюра – это средство товарной информации, которое относится к рекламному
виду, печатное издание, более объемное, чем буклет с количеством страниц
кратным четырем.
Слайд 92 Проспект – это средство товарной информации рекламного вида, с
указанием ассортимента предлагаемых товаров и контактной информацией.
Слайд 93 Каталог – сброшюрованное или переплетенное печатное издание, содержащее систематизированный
перечень большого числа товаров, составленное в определенном порядке, иллюстрированное фотографиями
товаров. В текстовой части в начале дается небольшая вводная статья о предприятии-изготовителе, а далее подробное описание предлагаемых товаров с техническими характеристиками. Многокрасочное объемное издание рассчитано на длительное использование.