Слайд 1Тема 6. Идеи современной философии образования и науки.
Слайд 2План:
1.Синтетически-антропологическое течение
2.Естественнонаучное течение
3.Социологическое течение
4.Философское и «опытническое» течение
5.Провиденциалистское течение
6.Тоталитарное течение
Слайд 3Литература
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 2003.
Гессен.С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.
М., 1995.
Г .М. Коджаспирова Педагогическая антропология. М., 2005.
Слайд 4Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать
всю жизнь, то не говори, что потерял время.
Ф.М.Достоевский
Слайд 5
1.Синтетически-антропологическое течение
Слайд 6Синтетически-антропологическое течение
Концептуально-универсальное течение, синтезирующее в педагогике все знания о человеке,
которые содержатся в философии, искусстве, науке, религии.
Природа человека: многофакторный
подход к проблеме истоков и движущих сил индивидуального развития.
Представители: М. Мак-Милан, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, М.М. Рубинштейн, А.А. Красновский и др.
Слайд 7МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)
Итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Воспитание возможно только
тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности.
Отрицает закономерности
развития ребенка и управление становлением личности. Необходимо представить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения». Способствовать формированию познавательной активности, инициативы, умения достигать своих индивидуальных целей, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину. Дисциплина активная и деятельная.
Вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами.
Форма занятий — индивидуальный урок. Сжатость, простота, объективность.
Организация учебного процесса на основе признания за каждым ребенком права на самостоятельность, автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.
Слайд 8ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)
Основная идея - полноценность ребенка как
человека и самоценность
детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни:
«Детей нет -
есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта,
иными влечениями, иной игрой чувств».
Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.
Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.
Слайд 9
2.Естественнонаучное течение
Слайд 10Естественнонаучное течение
Ориентация на биологию, психофизиологию и медицину как главную теоретическую
базу педагогики, сопряженная с игнорированием общественных наук.
Человек как биологический феномен.
Лидеры
естественнонаучного течения в России стремились или к тотальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее психологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).
Представители: А, Бине, Т. Симон, В. Анри, В. Штерн, Л. Термен, Э. Торн-дайк, Ч. Спирмен, Д.М. Болдуин, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, 3. Фрейд
Слайд 11Естественнонаучное течение
Акцентировали ранние этапы онтогенеза в судьбе взрослого человека и
значение психосексуальных фаз развития, ввели измерение интеллекта в широкую практику
образования, оказали сильное влияние на развитие экспериментальной педагогики.
Естественнонаучное течение внесло положительный вклад в дифференциацию и интеграцию педагогического знания, в создание опытной базы педагогики как науки.
Представители:
3. Фрейд, Н.П. Гундобин, С. С. Корсаков, В.П. Кащенко, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо, Б.Ч. Чиж, Г.И. Челпанов, В.П. Вахтеров и др.
Слайд 12Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Фрейд полагал, что развитие психики – это приспособление к
враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные
влечения.
По Фрейду, психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, где и есть основные структуры личности. Им выделено три части в структуре личности: 1) ид; 2) эго; 3) супер-эго.
Фрейд полагал, что существуют два основных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти.
Слайд 13Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической
основой психического развития, так как в ней расположены врожденные влечения,
которые стремятся к своему удовлетворению. Фрейд полагал, что существуют два основных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти.
Вторая структура личности – эго – тоже врожденная. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая свое «я» до объема эго.
Третья структура личности – супер-эго. Она формируется в процессе жизни ребенка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием супер-эго.
Слайд 15Социологическое течение
Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исключительно на социально-историческое знание
как на ее источник.
Человек как продукт среды.
Представители: Э. Дюркгейм, Г.
Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др.
Слайд 16Социологическое течение
Считали природу личности производной от природы общества и его
«коллективного сознания». Деятели социологического течения в России внесли большой вклад
в развитие теории содержания общего и специального образования. Это направление в педагогике способствовало расширению ее предмета и становлению новых отраслей педагогического знания: социологии образования, сравнительной педагогики и др.
Эмпирическая методология деятелей социального течения и их многочисленные выступления по социологическому обоснованию процесса развития личности в дальнейшем оказали сильное влияние на большинство исследователей социологии образования (К. Манхейм, П. Масгрейв, Р. Беллино, Э. Гемахер и др.). В советское время это направление не развивалось.
Слайд 17М. Вебер (1864—1920)
«Социальным действием» Вебер называем такое действие, которое по
предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием
других людей и ориентируется на него. Следовательно, социальное действие не просто «самоориентировано», оно ориентированно, прежде всего, на других. Ориентацию на других Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным
Слайд 18
4.Философское и «опытническое» течение
Слайд 19Философское и «опытническое» течение
Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде
всего мыслительной.
Человек есть то, что и как он думает. Природа
человека самораскрывается в процессе жизнедеятельности.
Представители:
В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед, Б. Рассел, У. Джеймс, С. Холл, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, СТ. Шацкий, СН. Дурылин, Г.И. Фаддеев, И.И. Горбунов-Посадов и др.
Слайд 20Философское и «опытническое» течение
Функции разума созревают самопроизвольно; влечения, воля, интересы,
интуиция имманентны человеческой природе. Жизнь человека есть процесс раскрытия заложенных
в человеке свойств благодаря опыту, накапливаемому человеком в ходе его активной деятельности в окружающей его среде.
Опытническое течение отменяло всякую регламентацию образования, упраздняло нормативную педагогику и отождествляло теорию с практикой воспитания и обучения.
Слайд 21ДЖОН ДЬЮИ (1859-1952)
Американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической
философии и педагогики педоцентризма.
Резко критиковал схоластическое, оторванное от жизни образование
в современной ему школе. Главное место в педагогическом процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности.
Слайд 22Обучение «путем делания». Всякая теория лишь средство приспособления, «инструмент для
действия», критерием ее является практическая полезность. «Унция опыта значит больше,
чем тонна теории». «Труд — центр всей школьной работы».
Педагог выступал лишь как консультант, организующий самостоятельное решение учеником возникающих на практике познавательных задач узкопрактической направленности. Ребенок — как исследователь.
В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизация, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство.
Воспитанию дисциплины противопоставлял развитие индивидуальности ребенка.
Слайд 24Провиденциалистское течение
Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-конфессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от
педагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выдвигали разнообразные условия
личного спасения, для которого и необходимы воспитательно-образовательные усилия.
Человек как носитель образа Божия.
Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.
Слайд 25ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (ОТЕЦ ПАВЕЛ) (1882-1937)
Отстаивал духовную ценность Православия, в
котором находят свое высшее и истинное воплощение все общечеловеческие устремления.
Предупреждал
о гибельности бездуховного пути культуры.
Выступал против культа человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. Это в области искусства приводит к культу крайнего индивидуализма, в области науки — к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйствования — к культу хищничества, в области политики — к культу личности.
Слайд 26ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ФЛОРЕНСКИЙ (ОТЕЦ ПАВЕЛ)
(1882-1937)
Заложил основы философии генеалогии. Генеалогия
была для него своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные
уроки и задачи. Воспоминания о семье, роде, составление генеалогии, построенной на идее единства рода как целого и взаимосвязи рода и личности, в него входящей, занимало большое место в его наследии.
Проповедовал ряд нравственных ценностей:
не стремиться к власти, богатству, влиянию;
быть добрым и внимательным к людям; не подменять доброту и ис
тинную помощь людям благотворительностью;
не завидовать, зависть порождает многие пороки: злобу, мелочность,
интриги, сплетни;
не осуждать других, особенно тех, кто старше, не заниматься пересудами;
свои дела надо делать как можно лучше, из своих дел надо стремиться
извлечь пользу, назидание и питание для души; «чтобы ни одна мину
та... не утекала мимо вас без значения и содержания»;
не позволять себе мыслить небрежно. «Мысль — Божий дар и требует
ухода за собою. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли — это залог
духовной свободы и радости мысли».
Слайд 28Тоталитарное течение
Исходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего
благоденствия и счастья.
Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воздействия.
Цель
разрабатываемых в этом направлении педагогических систем — сформировать человека, целиком подчиняющего свои интересы государству. Исключались свободные и частные школы. Проповедовалась классовая мораль и идеологизированная система воздействия на сознание масс.
Представители: Дж. Джентиле, Ф. Ницше, Ж. Сорель, К. Цеткин, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.
Слайд 29Фридрих Ницше (1844-1900)
Ницше поставил напрямую вопросы: Что есть образование? Какова
цель образования? Есть еще один вопрос, который не обозначен в
набросках, но неизменно проговаривается автором будущих лекций. Этот вопрос мог бы звучать так: Кто должен осуществлять образование? Ответы на эти вопросы разбросаны на страницах черновиков, и эти ответы выглядят гораздо радикальнее, чем окончательный текст лекций. Но в поздних произведениях Ницше эти ответы будут выглядеть еще радикальнее, чем в раннем творчестве. Оно же выглядело так: "Цель природы - возвыситься до совершенства. В этом смысле гений безвременен. Цель может быть достигнута всегда, в любое время.
О будущности
наших образовательных учреждений
Шесть публичных лекций,
читанных
по поручению академического общества
в Базеле (1872)
Слайд 30Фридрих Ницше
Цель образования - поддержать природу в этом ее стремлении к безвременному
совершенству: например так же, как медицина поддерживает стремление природы к
здоровью. Признаком этого высшего типа образованности является бесполезность ее с точки зрения эгоизма, временности. Вопреки этому народ получает право на существование благодаря своим гениям: высшая польза.
Задача образования: завершить формирование гения, проложить для него пути, сделать возможным его деятельность, окружив его благоговением, обнаружить его. Отсюда применительно к не-гению целями образования будут: 1. Послушание и смирение. 2. Правильный взгляд на узость всякой профессии. 3. Готовность служить гению, собирать дли него материал.