Разделы презентаций


Тема 6. Идеи современной философии образования и науки

Содержание

План:1.Синтетически-антропологическое течение2.Естественнонаучное течение3.Социологическое течение4.Философское и «опытническое» течение5.Провиденциалистское течение6.Тоталитарное течение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 6. Идеи современной философии образования и науки.

Тема 6. Идеи современной философии образования и науки.

Слайд 2План:
1.Синтетически-антропологическое течение
2.Естественнонаучное течение
3.Социологическое течение
4.Философское и «опытническое» течение
5.Провиденциалистское течение
6.Тоталитарное течение


План:1.Синтетически-антропологическое течение2.Естественнонаучное течение3.Социологическое течение4.Философское и «опытническое» течение5.Провиденциалистское течение6.Тоталитарное течение

Слайд 3Литература
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 2003.
Гессен.С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.

М., 1995. 
Г .М. Коджаспирова Педагогическая антропология. М., 2005.

ЛитератураБим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 2003.Гессен.С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995. Г .М. Коджаспирова Педагогическая антропология. М.,

Слайд 4Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать

всю жизнь, то не говори, что потерял время.
Ф.М.Достоевский

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял

Слайд 5 1.Синтетически-антропологическое течение

1.Синтетически-антропологическое течение

Слайд 6Синтетически-антропологическое течение
Концептуально-универсальное течение, синтезирующее в педагогике все зна­ния о человеке,

которые содержатся в философии, искусстве, науке, ре­лигии.
Природа человека: многофакторный

подход к проблеме истоков и движу­щих сил индивидуального развития.


Представители: М. Мак-Милан, М. Монтессори, О. Декроли, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, М.М. Рубинштейн, А.А. Красновский и др.

Синтетически-антропологическое течение Концептуально-универсальное течение, синтезирующее в педагогике все зна­ния о человеке, которые содержатся в философии, искусстве, науке,

Слайд 7МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952)
Итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Воспитание возможно только

тогда, когда ребенку предоставляется пол­ная свобода действий, спонтанной активности.
Отрицает закономерности

развития ребенка и управление становлением личности. Необходимо представить ребенку условия для «самовоспитания и самообучения». Способствовать формированию познавательной активности, инициативы, умения достигать своих индивидуальных целей, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину. Дисциплина активная и деятельная.
Вводит самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами.
Форма занятий — индивидуальный урок. Сжатость, простота, объективность.
Организация учебного процесса на основе признания за каждым ребен­ком права на самостоятельность, автономию, свой темп работы, специфи­ческие способы овладения знаниями.

МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952) Итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется пол­ная свобода

Слайд 8ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)
Основная идея - полноценность ребенка как

человека и самоценность
детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни:

«Детей нет -
есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта,
иными влечениями, иной игрой чувств».
Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка.
Цель - полное, свободное и гармонич­ное развитие внутрен­них сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конфор­мизма и эгоцентризма.
ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)Основная идея - полноценность ребенка как человека и самоценностьдетства как подлинного, а не

Слайд 9 2.Естественнонаучное течение

2.Естественнонаучное течение

Слайд 10Естественнонаучное течение
Ориентация на биологию, психофизиологию и медицину как главную теоретическую

базу педагогики, сопряженная с игнорированием обще­ственных наук.
Человек как биологический феномен.
Лидеры

естественнонаучного течения в России стремились или к то­тальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее пси­хологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.).

Представители: А, Бине, Т. Симон, В. Анри, В. Штерн, Л. Термен, Э. Торн-дайк, Ч. Спирмен, Д.М. Болдуин, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, 3. Фрейд

Естественнонаучное течениеОриентация на биологию, психофизиологию и медицину как главную теоретическую базу педагогики, сопряженная с игнорированием обще­ственных наук.Человек

Слайд 11Естественнонаучное течение
Акцентировали ранние этапы онтогенеза в судьбе взрослого человека и

значение психосексуальных фаз развития, ввели измерение интеллекта в широкую практику

образования, оказали сильное влияние на развитие экспериментальной педагогики.
Естественнонаучное течение внесло положительный вклад в диффе­ренциацию и интеграцию педагогического знания, в создание опытной базы педагогики как науки.

Представители:
3. Фрейд, Н.П. Гундобин, С. С. Корсаков, В.П. Кащенко, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо, Б.Ч. Чиж, Г.И. Челпанов, В.П. Вахтеров и др.

Естественнонаучное течение Акцентировали ранние этапы онтогенеза в судьбе взрослого человека и значение психосексуальных фаз развития, ввели измерение

Слайд 12Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Фрейд полагал, что развитие психики – это приспособление к

враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные

влечения.
По Фрейду, психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, где и есть основные структуры личности. Им выделено три части в структуре личности: 1) ид; 2) эго; 3) супер-эго.
Фрейд полагал, что существуют два основных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)Фрейд полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются

Слайд 13Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической

основой психического развития, так как в ней расположены врожденные влечения,

которые стремятся к своему удовлетворению. Фрейд полагал, что существуют два основных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти.
Вторая структура личности – эго – тоже врожденная. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая свое «я» до объема эго.

Третья структура личности – супер-эго. Она формируется в процессе жизни ребенка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием супер-эго.


Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней

Слайд 14 3.Социологическое течение

3.Социологическое течение

Слайд 15Социологическое течение
Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исклю­чительно на социально-историческое знание

как на ее источник.
Человек как продукт среды.

Представители: Э. Дюркгейм, Г.

Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др.

Социологическое течениеСужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исклю­чительно на социально-историческое знание как на ее источник.Человек как продукт среды.Представители:

Слайд 16Социологическое течение
Считали природу личности производной от природы общества и его

«коллективного сознания». Деятели социологического течения в России внесли большой вклад

в развитие теории содержания общего и специаль­ного образования. Это направление в педагогике способствовало расши­рению ее предмета и становлению новых отраслей педагогического зна­ния: социологии образования, сравнительной педагогики и др.
Эмпирическая методология деятелей социального течения и их многочислен­ные выступления по социологическому обоснованию процесса развития личнос­ти в дальнейшем оказали сильное влияние на большинство исследователей соци­ологии образования (К. Манхейм, П. Масгрейв, Р. Беллино, Э. Гемахер и др.). В советское время это направление не развивалось.

Социологическое течениеСчитали природу личности производной от природы общества и его «коллективного сознания». Деятели социологического течения в России

Слайд 17М. Вебер  (1864—1920)
«Социальным действием» Вебер называем такое действие, которое по

предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием

других людей и ориентируется на него. Следовательно, социальное действие не просто «самоориентировано», оно ориентированно, прежде всего, на других. Ориентацию на других Вебер называет «ожиданием», без которого действие не может считаться социальным
М. Вебер  (1864—1920)«Социальным действием» Вебер называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу

Слайд 18 4.Философское и «опытническое» течение

4.Философское и «опытническое» течение

Слайд 19Философское и «опытническое» течение
Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде

всего мыслительной.
Человек есть то, что и как он думает. Природа

человека самораскрывает­ся в процессе жизнедеятельности.

Представители:
В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед, Б. Рассел, У. Джеймс, С. Холл, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, СТ. Шацкий, СН. Дурылин, Г.И. Фаддеев, И.И. Горбунов-Посадов и др.

Философское и «опытническое» течение Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде всего мыслительной.Человек есть то, что и

Слайд 20Философское и «опытническое» течение
Функции разума созревают самопроизвольно; влечения, воля, интересы,

инту­иция имманентны человеческой природе. Жизнь человека есть процесс раскры­тия заложенных

в человеке свойств благодаря опыту, накапливаемому человеком в ходе его активной деятельности в окружающей его среде.
Опытническое течение отменяло всякую регламентацию образования, упраздняло нормативную педагогику и отождествляло теорию с практи­кой воспитания и обучения.

Философское и «опытническое» течениеФункции разума созревают самопроизвольно; влечения, воля, интересы, инту­иция имманентны человеческой природе. Жизнь человека есть

Слайд 21ДЖОН ДЬЮИ (1859-1952)
Американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической

философии и педагогики педоцентризма.
Резко критиковал схоластическое, оторванное от жизни образование

в современной ему школе. Главное место в педагогическом процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса система­тическое сообщение детям знаний в определенной последовательности.

ДЖОН ДЬЮИ (1859-1952)Американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики педоцентризма.Резко критиковал схоластическое, оторванное

Слайд 22Обучение «путем делания». Всякая теория лишь средство приспособле­ния, «инструмент для

действия», критерием ее является практическая полезность. «Унция опыта значит больше,

чем тонна теории». «Труд — центр всей школьной работы».
Педагог выступал лишь как консультант, организующий самостоятель­ное решение учеником возникающих на практике познавательных задач узкопрактической направленности. Ребенок — как исследователь.
В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизация, экскур­сии, художественная самодеятельность, домоводство.
Воспитанию дисциплины противопоставлял развитие индивидуально­сти ребенка.

Обучение «путем делания». Всякая теория лишь средство приспособле­ния, «инструмент для действия», критерием ее является практическая полезность. «Унция

Слайд 23 5.Провиденциалистское течение

5.Провиденциалистское течение

Слайд 24Провиденциалистское течение
Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-кон­фессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от

пе­дагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выдвигали разнообразные условия

личного спасения, для которого и необхо­димы воспитательно-образовательные усилия.
Человек как носитель образа Божия.

Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.

Провиденциалистское течениеРелигиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-кон­фессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от пе­дагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения

Слайд 25ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (ОТЕЦ ПАВЕЛ) (1882-1937)
Отстаивал духовную ценность Православия, в

котором находят свое выс­шее и истинное воплощение все общечеловеческие устремления.
Предупреждал

о гибельности бездуховного пути культуры.
Выступал против культа человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. Это в обла­сти искусства приводит к культу крайнего индивидуализма, в области нау­ки — к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйствования — к культу хищничества, в области политики — к культу личности.

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (ОТЕЦ ПАВЕЛ) (1882-1937) Отстаивал духовную ценность Православия, в котором находят свое выс­шее и истинное

Слайд 26ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (ОТЕЦ ПАВЕЛ) (1882-1937)
Заложил основы философии генеалогии. Генеалогия

была для него свое­образной педагогикой: история рода должна давать нравственные

уроки и задачи. Воспоминания о семье, роде, составление генеалогии, постро­енной на идее единства рода как целого и взаимосвязи рода и личности, в него входящей, занимало большое место в его наследии.
Проповедовал ряд нравственных ценностей:
не стремиться к власти, богатству, влиянию;
быть добрым и внимательным к людям; не подменять доброту и ис­ тинную помощь людям благотворительностью;
не завидовать, зависть порождает многие пороки: злобу, мелочность, интриги, сплетни;
не осуждать других, особенно тех, кто старше, не заниматься пересудами;
свои дела надо делать как можно лучше, из своих дел надо стремиться извлечь пользу, назидание и питание для души; «чтобы ни одна мину­ та... не утекала мимо вас без значения и содержания»;
не позволять себе мыслить небрежно. «Мысль — Божий дар и требует ухода за собою. Быть отчетливым и отчетным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли».

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ  ФЛОРЕНСКИЙ (ОТЕЦ ПАВЕЛ)  (1882-1937)Заложил основы философии генеалогии. Генеалогия была для него свое­образной педагогикой:

Слайд 27 6.Тоталитарное течение

6.Тоталитарное течение

Слайд 28Тоталитарное течение
Исходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего

благоденствия и счастья.
Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воз­действия.
Цель

разрабатываемых в этом направлении педагогических систем — сформировать человека, целиком подчиняющего свои интересы государ­ству. Исключались свободные и частные школы. Проповедовалась клас­совая мораль и идеологизированная система воздействия на сознание масс.


Представители: Дж. Джентиле, Ф. Ницше, Ж. Сорель, К. Цеткин, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.

Тоталитарное течениеИсходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья.Человек как продукт воспитания и

Слайд 29Фридрих Ницше (1844-1900)
Ницше поставил напрямую вопросы: Что есть образование? Какова

цель образования? Есть еще один вопрос, который не обозначен в

набросках, но неизменно проговаривается автором будущих лекций. Этот вопрос мог бы звучать так: Кто должен осуществлять образование? Ответы на эти вопросы разбросаны на страницах черновиков, и эти ответы выглядят гораздо радикальнее, чем окончательный текст лекций. Но в поздних произведениях Ницше эти ответы будут выглядеть еще радикальнее, чем в раннем творчестве. Оно же выглядело так: "Цель природы - возвыситься до совершенства. В этом смысле гений безвременен. Цель может быть достигнута всегда, в любое время.  

О будущности
наших образовательных учреждений
Шесть публичных лекций,
читанных
по поручению академического общества
в Базеле (1872)

Фридрих Ницше (1844-1900)Ницше поставил напрямую вопросы: Что есть образование? Какова цель образования? Есть еще один вопрос, который

Слайд 30Фридрих Ницше
Цель образования - поддержать природу в этом ее стремлении к безвременному

совершенству: например так же, как медицина поддерживает стремление природы к

здоровью.   Признаком этого высшего типа образованности является бесполезность ее с точки зрения эгоизма, временности.   Вопреки этому народ получает право на существование благодаря своим гениям: высшая польза. 
    Задача образования: завершить формирование гения,   проложить для него пути, сделать   возможным его деятельность,   окружив его благоговением, обнаружить его.   Отсюда применительно к не-гению целями образования будут:   1. Послушание и смирение.   2. Правильный взгляд на узость всякой профессии.   3. Готовность служить гению, собирать дли него материал.

Фридрих НицшеЦель образования - поддержать природу в этом ее стремлении к безвременному совершенству: например так же, как медицина поддерживает

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика