Слайд 1Тема 7. Эмпирико – теоретические методы исследования систем управления
Лекция. Эмпирико
– теоретические методы и их применение
Наблюдение и эксперимент
Измерение, сравнение и
описание.
Социально – экономический эксперимент
Слайд 2Наблюдение и эксперимент
Наблюдение — это система фиксации и регистрации свойств
и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном,
специально организованном эксперименте. Эта система связана с восприятием непосредственно или опосредовано, т.к. отражает объективные связи и отношения внешнего мира.
Функции этого метода:
1. Фиксация и регистрация информации;
2. Предварительная, на базе имеющейся теории, классификация научных фактов (по признакам: новизна зафиксированных фактов, объем информации, содержащейся в фактах, особенности свойств и связей);
3. Сравнение зафиксированных фактов с тем, что известно в науке, с фактами, характеризующими другие, подобные системы.
Слайд 3 Для того, чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять
ряду требований, важнейшими из которых являются:
1) планомерность,
2) целенаправленность,
3) активность,
4) систематичность.
Наблюдение
как средство познания дает первичную информацию о мире.
Слайд 4 Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении
объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать
обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений объектов и (или) проверке истинности теории в отношении этих свойств, связей, отношений. Он предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с цепью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.
Эксперимент есть база для развития всех отраслей научного анализа.
Слайд 5 Все познавательные операции, связанные с экспериментами, исходят из гипотез,
теорий. Речь идет о таких операциях, как:
определение целей эксперимента, обоснование
условий, которые способствовали бы наиболее полному и всестороннему проявлению свойств, отношений, связей системы и ее компонентов;
разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов);
планирование эксперимента;
наблюдение, измерение, фиксирование обнаруженных свойств, отношений, связей, тенденций развития; статистическая обработка результатов эксперимента;
контроль эксперимента;
предварительная классификация и сравнение статистических данных о результатах эксперимента;
интерпретация (истолкование) результатов эксперимента.
Слайд 6 В экономических исследованиях эксперимент может выступать в двух формах:
1) прямой эксперимент в виде опробования группы приемов, методов и
т.д. Это дорогостоящий вид эксперимента, и применяется он только к крупным мероприятиям (например, экспериментальная проверка показателей чистой продукции, хозяйственная реформа);
2) социологические исследования. Это основная форма экономического эксперимента. Однако многие исследователи до сих пор не овладели социологией, что следует признать крупным недостатком в экономической науке.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:
1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;
2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
Слайд 7Классификация видов экспериментов
По цели
По характеру
исследования
по характеру
объекта исследования
По методу
исследования
проверочный
поисковый
лабораторный
производственный
специальный
качественный
количественный
реальный
модельный
мысленный
Слайд 8 Проверочный эксперимент служит для эмпирической проверки той или иной гипотезы
или теории.
Поисковые эксперименты служат для сбора необходимой для
построения или уточнения некоторой догадки или предположения эмпирической информации.
Мысленный эксперимент — это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу "а что если...".
Реальный эксперимент – объектом изучения служит реально существующий предмет или процесс.
Модельный эксперимент проводится на специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования.
Качественные эксперименты проводятся с целью выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними.
Количественный эксперимент проводится с целью точного измерения всех существенных факторов, влияющих на поведение исследуемого объекта или ход процесса.
Слайд 9 Эксперимент - важнейший элемент деятельности предпринимателя, менеджера, роль которого особенно
возрастает в условиях переходной экономики. Эксперимент, в отличие от наблюдения,
является активным методом исследования систем управления.
Проведение экспериментов предполагает:
- планирование и разработку программы (последовательности) экспериментов;
- проектирование экспериментов, включая проектирование имитационных обстановок, систем измерения и сбора, а также обработки информации;
- проведение экспериментов;
- обработка и анализ результатов экспериментов;
- разработка рекомендаций и усовершенствований по результатам экспериментов.
При исследовании систем управления нужно:
1) проводить эксперименты и испытания;
2) исследовать правильность выбора и разработки методов планирования и управления испытаниями.
Слайд 10 При разработке сложных товаров промышленности на различных этапах разработки в
некоторой последовательности проводятся соответствующие типы экспериментов:
1) на этапе
научно-исследовательской работы (аван-проекта) проводят мысленные эксперименты; разработку компоновки подсистем в составе товара, математическое моделирование выполнения функций, макетирование (приближенное физическое моделирование) наиболее новых и важных технических решений конструкции;
2) на этапе эскизного проекта проводят мысленные эксперименты, математическое моделирование работы подсистем, элементов; разработку чертежей; лабораторные испытания элементов и блоков товара;
3) на этапе технического проекта разрабатывают чертежи на товар, проводят полунатурное моделирование работы товара в лабораторных условиях;
4) на этапе опытных образцов испытаниям подвергаются натурные образцы товара в естественных (натурных) условиях.
Слайд 11 Комплексирование - увеличение числа реализуемых в одном эксперименте функций товара
- может позволить:
1) сократить число экспериментов в программе
испытаний, а следовательно, снизить затраты на испытания и разработку товара в целом;
2) проверить переходные режимы, что, в принципе, невозможно сделать при неизменной внешней технической обстановке испытаний;
3) повысить безопасность экспериментов.
С точки зрения экономической эффективности комплексирование позволяет при управлении маркетинговой стратегией:
1) обеспечить более ранний по сравнению с конкурентами выход товара, системы управления на рынок;
2) снизить себестоимость товара, что расширяет диапазон возможных цен, обеспечивает большую устойчивость производителя товара в конкурентной борьбе;
3) снизить риски ошибок целеполагания, маркетинга, менеджмента при управлении стратегией фирмы.
Слайд 12Измерение, сравнение и описание.
Измерение как метод есть система фиксации
и регистрации количественных характеристик измеряемой системы. Для технических и биологических
систем измерение связано с эталонами измерения, единицами измерения, мерами и приборами измерения. Для социальных систем процедуры измерения связаны с показателями, статистическими, отчетными и плановыми; единицами измерения.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от использующихся и применяемых измерительных приборов.
Слайд 13 Оценка — это установление наличия и степени проявления той или
иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель.
Оценки
также разделяются на коллективные и индивидуальные. В практике исследований используются как точные, так и приблизительные оценки. По процессным признакам существуют оценки эпизодические и периодические; по масштабам оцениваемых явлений выделяются оценки общие и локальные; по организации и методикам проведения существуют простые и сложные оценки.
Для оценки необходимо:
• выделение объекта и предмета оценки;
• установление критериев оценки и шкалы измерения;
• построение процедуры и системы оценки;
• выбор средств и методов оценки;
• использование результатов оценки.
Слайд 14 Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка
реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций
1.
Принцип научности.
2. Принцип целевого назначения.
3. Принцип разнообразия, полноты и системности.
4. Принцип критериальной определенности.
5. Принцип количественной определенности оценки.
6. Принцип сочетания оценки состояния и изменений.
7. Принцип независимости
Слайд 15 Оценки могут быть различными.
1. По области и масштабам оценивания
тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные.
2. Оценки могут быть простыми и сложными, в зависимости от того, предполагают ли они множество расчетов или построены на измерении первичной информации.
3. В оценках большую роль играет момент и продолжительность их проведения. По этому критерию можно выделить оценки эпизодические и периодические.
4. Существуют оценки точные и приблизительные (грубые, предварительные, ориентировочные, порядковые).
5. По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные.
6. Методика проведения оценки имеет ключевое значение в ее корректности. В исследовании управления часто используются два вида оценки — тестовая и экспертная.
7. По получению информации и методике ее обработки можно выделить также статистическую и нестатистическую оценку.
Слайд 16 Сравнение — одно из наиболее распространенных методов познания.
Для того,
чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:
сравниваться
должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.
При сравнении различных вариантов используются следующие математические выражения:
M (a) > M (b)
M (a) < M (b)
M (a) = M (b),
которые соответствуют терминам “больше”, “меньше” и “равно”.
Слайд 17 Описание — специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность —
в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения.
Как метод
получения нового знания, описание может осуществляться средствами естественного языка (явления описываются без строгого указания их количественных характеристик), статистическими методами (таблицами, рядами, индексами, используя корреляционно-регрессионные зависимости и т.п.), графическими методами при помощи графиков, диаграмм и т.д.
Слайд 18Социально – экономический эксперимент
Социально-экономический эксперимент ставит задачи:
отработка более действенных методов
или систем материального стимулирования и мотивации
уточнение распределения прав и ответственности
в системе управления
совершенствование порядка взаимодействия действий в системе управления
задачи коммуникации или смыслового взаимодействия
задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств
задачи взаимодействия человека и машины
задачи нововведения и проблемы их внедрения