Слайд 1Тема 7.
Опрос в маркетинговом исследовании
Слайд 2Рассматриваемые вопросы
Сущность опроса
Опросный лист и виды вопросов
Почтовый опрос
Прессовый опрос
Раздаточный опрос
Интервью
и его виды: личное, телефонное, глубинное
Современные технологии проведения опросов
Слайд 3Опрос
Это метод сбора первичной вербальной (не поведенческой) информации, основанный
на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии исследователя
с респондентом
Слайд 4Достоинства и недостатки опроса
Недостатки
Информация, получаемая в ходе опроса, упрощает действительность
Интервьюер
оказывает влияние на респондента
Достоинства
В ходе опроса можно получить практически любую
информацию
Слайд 5Меры повышения надежности информации
Использование разнообразных типов и видов вопросов
Правильная постановка
этих вопросов в опросном листе
Правильное построение опросного листа
Обеспечение (при необходимости)
гарантий анонимности для респондента
Организованный инструктаж интервьюеров и контроль за их работой
Тщательный подбор интервьюеров
Слайд 6Составляющие надежности информации
Достоверность (валидность) «Как часто Вы смотрите ТВ?»
Устойчивость информации
(должна сохранять свои качества, полезность, на протяжении определенного периода времени)
Репрезентативность
(насколько представлены в выборке различные элементы генеральной совокупности)
Слайд 7Подметоды опроса
Анкетные опросы
Интервью
Специальные опросные методики
Слайд 8Опросный лист
Должен быть как закон: ясным, недвусмысленным и однозначно понимаемым
Слайд 9Виды вопросов
По содержанию: вопросы о фактах и действиях; вопросы о
мотивах и оценках, мнениях
По форме: открытые, закрытые и полузакрытые; прямые
и косвенные; личные и безличные
По функциям: контрольные, фильтрующие, проективные
Слайд 10Композиция опросного листа
Вводная часть (информация о цели исследования, организации, проводящей
исследования, гарантии анонимности)
Основная часть (вопросы касающиеся предмета исследования)
Демографическая (вопросы, касающиеся
респондента)
Слайд 11Вводная часть опросного листа обычно включает следующие пункты
Наименование организации, проводящей
исследование
Цели исследования и то, как будет использована полученная информация
Подчеркивается значимость
личного участия данного лица в опросе
Гарантируется анонимность ответов
Дается четкое изложение правил заполнения анкеты и способов ее возврата
Слайд 12Структура основной части опросного листа
В первой трети идут несложные вопросы,
призванные заинтересовать респондента, включить его в работу
Во второй трети ставятся
наиболее трудные вопросы, направленные на выявление мнений и установок
В последней трети опросного листа содержатся контрольные вопросы, а также специфические, интимные, которые нельзя было задать раньше, чтобы предотвратить отказ респондента от сотрудничества
Слайд 13Разновидности анкетного опроса
Почтовый
Прессовый
Раздаточный
Слайд 14Сущность почтового опроса
Опросный лист отправляется респонденту по почте с сопроводительным
письмом и конвертом, на котором наклеены марки и написан адрес
исследовательского центра для ответа
Слайд 15Почтовый опрос
Достоинства
Относительно низкая стоимость
Более простая организация
Возможность проведения на большой
и разбросанной территории
Практически полное отсутствие влияния исследователя на респондента
Недостатки
Низкий уровень
возврата анкет (до 80% безвозвратные)
Искажение намеченной для исследования выборки
Получение групповых ответов вместо индивидуальных
Слайд 16Сущность прессового анкетного опроса
Анкета публикуется в одной или нескольких газетах
(журнале), а выразившие желание ответить после заполнения анкеты вырезают ее
и отправляют по почте в редакцию или в исследовательский центр
Слайд 17Раздаточный опрос
ЭТО КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ АНКЕТНОГО ОПРОСА. АНКЕТЕР ПРОВОДИТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
И СЛЕДИТ ЗА ЗАПОЛНЕНИЕМ АНКЕТЫ РЕСПОНДЕНТОМ.
Слайд 18ИНТЕРВЬЮ
ЭТО ПРОВОДИМАЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПЛАНУ БЕСЕДА, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ ПРЯМОЙ КОНТАКТ ИНТЕРВЬЮЕРА
С РЕСПОНДЕНТОМ. ИНТЕРВЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И
РЕСПОНДЕНТА.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ
ИНТЕРВЬЮЕР ЯВЛЯЕТСЯ ИНИЦИАТОРОМ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ БЕСЕДЫ
ПОВЫШАЕТСЯ НАДЕЖНОСТЬ
ИНТЕРВЬЮ, ЗА СЧЕТ ЧЕГО МОЖНО СОКРАТИТЬ ВЫБОРОЧНУЮ СОВОКУПНОСТЬ
¾ МАРКЕТИНГОВЫХ ОПРОСОВ
НА ЗАПАДЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ В ФОРМЕ ИНТЕРВЬЮ
Слайд 20КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРВЬЮ ПО ТЕХНИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИЧНОЕ
ТЕЛЕФОННОЕ
ГЛУБИННОЕ
Слайд 21Особенности проведения личного интервью
Устанавливаются определенные социально-психологические отношения
Можно использовать различные «наглядные
пособия» (картинки, упаковки, рекламные плакаты, образцы товара)
Интервью по месту жительства
позволяет зафиксировать социальный или экономический фон, окружение респондента
Можно задать дополнительные вопросы
Слайд 22Особенности проведения телефонного интервью
Высокая скорость получения информации (при условии высокой
плотности телефонной сети)
Относительная дешевизна проведения телефонного опроса
Отсутствие необходимости в тиражировании
полевых документов
Быстрый ввод данных в компьютер для последующей обработки и анализа
Простота контроля работы интервьюеров
Уменьшение риска для интервьюеров
Неясность степени репрезентативности выборки
Большое число отказов и незаконченных интервью
Могут быть использованы только небольшие анкеты с достаточно простыми вопросами
Формулировка вопросов должна быть максимально приближена к разговорной речи
Время проведения интервью ограничено (только вечер)
Слайд 23Особенности глубинного интервью
Глубинное интервью относится к группе качественных методов
Основная задача
интервьюера – заставить респондента разговориться на сложную или очень личную
тему, чтобы респондент мог признать некоторые иррациональные элементы своего поведения
Роль интервьюера достаточно пассивна, он не проявляет эмоций, но поощряет высказывания, демонстрируя сочувствие (нарративное интервью)
В разговоре используется не опросный лист, а приблизительный план беседы
Слайд 24Современные технологии проведения опросов
Интерактивные опросы
Электронная почта
Интернет