Слайд 1Тема 7. Военное право зарубежных государств
§ 1. Международно-правовые формы
военного сотрудничества
§ 2. Военно-техническое сотрудничество
§ 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов.
Гуманитарное право
§ 4. Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой деятельности
§ 5. Международное морское право
§ 6. Международное воздушное и космическое право
Слайд 2§ 1. Международно-правовые формы военного сотрудничества
Военное сотрудничество государств может осуществляться
в формах:
военно-политического и
военно-технического сотрудничества.
Военно-политическое сотрудничество государств предполагает: участие
в союзах, блоках, встречи глав государств, правительств, проведение взаимных консультаций, выработку общих позиций, принципов поведения, подписание договоров.
Слайд 3Основные принципы международного сотрудничества государств
принцип суверенного равенства государств (юридическое равенство
всех государств;
свободное развитие каждым государством своей политической, экономической и
социальной системы;
уважение правосубъектности государств;
уважение территориальной целостности);
принцип невмешательства во внутренние дела государств (воздержание от любого вмешательства во внутренние дела;
запрещается применение политических, экономических, военных мер в целях подчинения себе другого государства;
запрещение помощи организациям, допускающим вооруженную, террористическую деятельность в целях изменения строя другого государства);
принцип уважения прав и свобод человека (приоритет общечеловеческих ценностей, гуманизация общественных отношений);
принцип добросовестного выполнения международных обязательств (каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться)…
Слайд 4Субъектами военного сотрудничества являются государства, которые равноправны и независимы при
осуществлении своих внешних связей.
Они свободны во вступлении в дипломатические, консульские
отношения с любым государством, имеют право обмениваться посольствами, миссиями, сами решают вопросы о вступлении в международные организации и выходе из них.
Слайд 5Любая межправительственная (межгосударственная) организация - субъект международного права.
Она является субъектом
современного международного права потому, что государства согласились наделить ее соответствующими
правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (конвенциях, уставах, статутах, договорах).
В настоящее время главная роль в построении безопасного мира принадлежит Организации Объединенных Наций. Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению международных споров, в том числе военных, путем переговоров, привлечения следственных комиссий, посредничества, примирения, судебного разбирательства.
Слайд 6Международный суд ООН является универсальным судебным органом. Согласно Манильской декларации
о мирном разрешении международных споров, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в
1982 г., государства в полной мере сознают роль Статута Международного суда, который является главным судебным органом ООН, и обязаны выполнять его решения.
Согласно ст. 23 Устава ООН в целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности образован Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов на два года: от Азии и Африки - 5 членов, от Восточной Европы - 1, от Латинской Америки и Карибского моря - 2, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии - 2.
Слайд 7Международной организацией является и Организация Североатлантического договора (НАТО), созданная 4
апреля 1949 г.
Целями НАТО являются обеспечение свободы и безопасности всех
членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, Генеральный секретарь, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, другие комитеты.
Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба. В НАТО входят 28 государств.
Слайд 8Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создана в
1995 г. на основе решений Парижской хартии 1990 г., Венской
и Хельсинкской деклараций 1992 г., из СБСЕ.
Цели ОБСЕ:
содействие улучшению отношений между государствами;
поддержка разрядки международной напряженности;
развитие сотрудничества между государствами-членами;
признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;
вклад в соблюдение прав человека.
Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств, которое собирается каждые два года на сессии.
ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея дает оценку хода осуществления целей ОБСЕ; обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств - членов ОБСЕ; разрабатывает механизмы по предупреждению и разрешению межгосударственных конфликтов и содействует их осуществлению; оказывает поддержку демократическим институтам в государствах - участниках ОБСЕ.
Слайд 9В 1991 г. появилась новая международная организация - Содружество Независимых
Государств (СНГ).
В него входят бывшие республики СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993 г. членом Содружества стала Грузия. Учредительными актами СНГ являются: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 г., Устав СНГ, принятый 22 января 1993 г.
Слайд 10§ 2. Военно-техническое сотрудничество
военно-техническое сотрудничество - это область международных отношений,
связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой
или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения
Слайд 11военно-техническое сотрудничество охватывает:
1) международные отношения, включающие как отношения между государствами,
так и отношения между управомоченными хозяйствующими субъектами этих государств, опосредующие
поставки ПВН одних государств и хозяйствующих субъектов другим;
2) внутригосударственные отношения, объектом которых является ПВН, а предметом - поставки указанной продукции в иностранные государства в соответствии с установленным в каждом государстве порядком
Слайд 12По предмету регулируемых отношений международные договоры о военно-техническом сотрудничестве можно
разделить на следующие виды:
двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и
правительствами иностранных государств о военно-техническом сотрудничестве;
соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - участников СНГ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности
двусторонние соглашения между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств по отдельным вопросам военно-технического сотрудничества
внешнеполитические соглашения по контролю над поставками обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения в иностранные государства.
Слайд 13принципы государственной политики в области военно-технического сотрудничества:
а) к внешнеполитическим принципам
межгосударственных отношений в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными
государствами относятся:
- принцип соблюдения международных договоров в области международной безопасности при осуществлении ВТС;
- принцип соблюдения международных обязательств Российской Федерации в области контроля за экспортом ПВН, товаров и технологий двойного назначения;
- принцип сохранения и поддержания политических, экономических и военных интересов Российской Федерации;
- принцип соблюдения взаимовыгодных военно-политических и экономических интересов в области ВТС на приемлемых для Российской Федерации условиях;
б) к внешнеполитическим принципам поставок продукции военного назначения в области ВТС относятся:
- принцип отказа от поставок ПВН в государства, находящиеся в состоянии вооруженного конфликта, за исключением случаев выполнения международных соглашений;
- принцип отказа от передачи оружия в нарушение принципов Устава ООН;
- принцип сдержанности.
Слайд 14К принципам государственного управления в области ВТС относятся:
- приоритетность интересов
Российской Федерации при осуществлении ВТС;
- государственная монополия на деятельность в
области ВТС;
- защита государством прав и законных интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией ПВН;
- государственный протекционизм в области ВТС;
- недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации при осуществлении ВТС;
- подконтрольность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;
- подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в ВТС;
- принцип исключительного ведения федеральных органов исполнительной власти:
- принцип исключения неоправданного вмешательства государственных органов во внешнеторговую деятельность российских субъектов ВТС.
К принципам внешнеторговой деятельности и сделок в отношении продукции военного назначения следует отнести:
- принцип исключительной компетенции Президента Российской Федерации;
- принцип правительственной контрассигнации;
- принцип обеспечения равных условий участия в осуществлении ВТС для субъектов военно-технического сотрудничества;
- принцип недопустимости конкуренции на внешнем рынке нескольких субъектов ВТС;
- принцип ограниченной автономии воли субъектов военно-технического сотрудничества при совершении внешнеторговых сделок в отношении ПВН и осуществлении субъективных прав, вытекающих из них.
Слайд 15§ 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
Современное международное право
запрещает агрессивные войны, вместе с тем в современных условиях могут
иметь место и войны, не запрещенные международным правом:
оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН);
национально-освободительные войны;
гражданские войны в отдельных странах;
операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН);
при выполнении договорных обязательств.
Слайд 16Война - это организованная вооруженная борьба между независимыми суверенными государствами.
Определение
агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14
декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН" (ст. 1).
Слайд 17К актам вооруженной агрессии относятся:
а) вторжение вооруженных сил одного государства
на территорию другого государства; любая военная оккупация, какой бы временный
характер она ни носила; любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы;
б) применение любого оружия одним государством против территории другого государства;
в) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государства;
г) нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого государства;
д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглашении;
е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих государств;
ж) засылка одним государством вооруженных банд, групп, наемников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3).
Слайд 18Благодаря политической инициативе СССР на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
в 1974 г. было принято следующее определение агрессии:
"Агрессией является применение
вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении".
Слайд 19Международный вооруженный конфликт -
это вооруженная борьба между двумя или несколькими
сторонами, обладающими международной правосубъектностью:
а) суверенными государствами;
б) национально-освободительным движением
и метрополией;
в) признанной восставшей или воюющей стороной и соответствующим государством.
Слайд 20Внутренние беспорядки - ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта
государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и
законности.
Внутренняя напряженность - это ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности
Слайд 21§ 4. Правовые основы пребывания войск за границей и миротворческой
деятельности
Правовыми основами пребывания войск за границей являются международные договоры, предусмотренные
ст. 102 Устава ООН, Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.
Международно-правовое положение войск и военнослужащих за границей определяется комплексной системой правовых норм, состоящей из универсальных и региональных международных договоров, законодательства страны, предоставившей воинский контингент, и национального законодательства государств, принимающих войска.
Слайд 22В международном праве различается несколько видов правового режима (правового положения)
иностранцев (военнослужащих).
Режим наибольшего благоприятствования предоставляет военнослужащим иностранного государства объем прав,
предусмотренный для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данной страны в наиболее выгодном правовом положении по отношению к иным иностранным гражданам.
При национальном режиме пребывания военнослужащие уравниваются в правах с гражданами государства пребывания: обладают правом собственности; имеют личные неимущественные права; могут заниматься различными видами предпринимательской деятельности; имеют право на оказание медицинской помощи, образование, пользование достижениями культуры, обращаться в судебные органы, прокуратуру за защитой своих нарушенных прав. Однако военнослужащие-иностранцы ограничены в свободе передвижения по территории государства пребывания, не пользуются избирательными правами, не участвуют в референдуме, митингах, шествиях, демонстрациях, не могут быть членами политических партий, не участвуют в управлении делами страны.
Слайд 23Согласно международным договорам иностранным военнослужащим предоставляются специальные права: носить установленную
для них форму одежды, табельное оружие, находиться на охраняемых территориях.
Кроме того, установлены пределы распространения на них юрисдикции принимающего государства (безопасность, охрнаа жизни и здоровья).
Миротворчество включает в себя широкий спектр операций, главной целью которых является содействие миру, безопасности, борьбе с международным терроризмом.
Слайд 24§ 5. Международное морское право
Международное морское право - совокупность общепризнанных
норм и принципов, определяющих правовое положение морских пространств и регламентирующих
отношения между государствами в процессе различных видов мореплавания, эксплуатации и использования морей и океанов в мирное и военное время.
Слайд 25К основным принципам современного международного морского права относятся следующие:
1) принцип
мирного сосуществования. Статья 1 Устава ООН обязывает "поддерживать международный мир
и безопасность" и "развивать дружественные отношения между нациями". Действие этого принципа находит отражение и в деятельности ВМФ, он лежит в основе взаимоотношений между военными кораблями разных флагов в процессе использования ими морей и океанов в мирное время. Военные корабли рассматриваются в международном праве как специальные органы своих государств, действующие по уполномочию верховной власти;
2) принцип уважения государственного суверенитета. Руководствуясь этим принципом, военные корабли должны строго уважать установленные государствами морские границы, ширину территориальных вод, правила плавания в них. Военные корабли одного государства не могут навязывать свою волю кораблям другого государства;
3) принцип равноправия государств. В силу принципа суверенного равенства и равноправия государств любые действия в лице его правомочных органов или представителей пользуются иммунитетом. Основываясь на этом принципе, военные корабли всех флагов как специальные органы своих государств обладают иммунитетом, они равноправны и в их законную деятельность недопустимо никакое вмешательство каких-либо органов или властей других государств;
4) принцип ненападения. В силу этого принципа военные корабли при происшествиях в Мировом океане не должны прибегать к оружию, если нет акта вооруженной агрессии или преднамеренного нападения. В то же время при умышленном использовании противной стороной оружия каждый военный корабль имеет право на самооборону;
5) принцип мирного разрешения международных споров. Споры, возникающие между государствами и их органами, например, военными кораблями в процессе использования ими морских пространств, также подлежат разрешению мирными средствами;
6) принцип невмешательства во внутренние дела других государств. В силу этого принципа военные корабли одного государства не могут препятствовать законным действиям военных кораблей другого государства в Мировом океане. Вступая во взаимоотношения друг с другом, военные корабли разных флагов не должны допускать действий, которые бы рассматривались как помехи действиям кораблей другого государства (например, при слежении, поиске, сопровождении).
Слайд 26§ 6. Международное воздушное и космическое право
Международное воздушное право развивалось
одновременно с авиацией. Основным источником международного воздушного права являются международные
договоры. Важнейшим международным актом в области воздушного права стала подписанная в 1944 г. в Чикаго Конвенция о международной гражданской авиации. Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств; меры содействия аэронавигации; условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов.
Слайд 27В Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации
(ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международных аэронавигаций,
содействие развитию международного воздушного транспорта с тем, чтобы обеспечить упорядоченное развитие международной гражданской авиации, поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, способствовать безопасности полетов. СССР присоединился к Чикагской конвенции в 1970 г., Российская Федерация в порядке правопреемства является ее участницей и выполняет предусмотренные ею обязательства.
Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к гражданским, хотя и могут являться государственной собственностью.
Слайд 28Национальным законодательством и Чикагской конвенцией 1944 г. в части осуществления
во время международных полетов коммерческой деятельности за невоенными воздушными судами
признаются следующие права, или "свободы воздуха":
1) право на беспосадочный транзитный полет над территорией данной страны, т.е. полет без посадок и совершения каких-либо коммерческих операций;
2) право транзита с посадкой в технических (заправка топливом, технический осмотр, ремонт) и иных некоммерческих целях, без погрузки-выгрузки перевозимых объектов или посадки-высадки пассажиров;
3) право высадки пассажиров и выгрузки перевозимых объектов, взятых на борт в аэропорту государства регистрации воздушного судна;
4) право принимать на иностранной территории пассажиров, их багаж, грузы и почту, если они имеют местом назначения территорию государства регистрации воздушного судна;
5) право принимать и высаживать пассажиров, выгружать и погружать объекты перевозки на иностранной территории, если таковые имеют пунктом отправления и назначения территорию любого третьего государства;
6) право осуществлять все виды перевозок между третьими странами через территорию государства регистрации воздушного судна;
7) право осуществлять все виды перевозок между третьими странами, минуя территорию государства регистрации воздушного судна;
8) право осуществлять все виды перевозок между аэропортами одного и того же иностранного государства (каботаж).