Слайд 1Тема 8.
Специальные опросные методики. Тесты в маркетинговых исследованиях
Слайд 2Рассматриваемые вопросы
Классификация специальных опросных методик
Тест в маркетинговом исследовании: сущность, структура,
сферы применения
Проективные тесты в маркетинговых исследованиях
Лингвосоциологические методики
Социометрические методики
Слайд 3Специальные опросные методики
Это модификации опроса, в рамках которых используются подходы,
заимствованные из психологии, лингвистики и др. смежных областей
Слайд 4Классификация специальных опросных методик
Тесты (элементы психологии)
Лингвосоциологические методики (опросные методики +
лингвистические)
Социометрические методики (элементы социальной психологии)
Методики экспертных оценок (прогностические подходы)
Маркетинговые опросные
методики (экономические, маркетинговые приемы)
Слайд 5Тест
Это метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств
личности, которые нельзя непосредственно наблюдать
Слайд 6Тесты
направлены на измерение и сопоставление различных свойств, качеств, устремлений индивида;
Позволяют
повысить валидность получаемой информации
Слайд 7Классификация тестов
Тесты достижений и личностные тесты
Индивидуальные и групповые тесты
Прямые и
непрямые
Вербальные и невербальные
Слайд 8Основные сферы использования тестов
Изучение ценностных ориентаций и установок потребителей
Анализ специфики
мотивации на покупку товаров или использование услуг
Изучение процесса формирования мотивации
потенциального потребителя на приобретение данного товара
Анализ эффективности рекламы, изучение уровня информированности потребителей о товарах, их различных характеристиках
Слайд 9Проективные тесты
Направлены на выявление свойств и качеств, не осознаваемых
индивидом
Опрашиваемый не догадывается о цели тестирования или о способе интерпретации
результатов
В проективных тестах не бывает правильных ответов
Опрашиваемого часто просят описать отношение не свое личное, другого человека, имея в виду, что тестируемый невольно проецирует не него свои идеи, чувства, отношение
Слайд 10Виды проективных методик
Ассоциативные
На завершение заданий
Конструирующие
Экспрессивные
Ранжирование
Слайд 11Ассоциативные методики
Тестируемого просят указать или выбрать из предложенного то, что
у него ассоциируется с изучаемым предметом (словесные ассоциации, персонализация –
выяснение типажа потребителя исследуемой марки, аналогии, картинки и слова, которые должны выбрать испытуемые)
Слайд 12Методика на завершение задания
Респондентов просят закончить незавершенные предложения, рисунки
Слайд 13Конструирующие методики
Направлены на то, чтобы заставить тестируемого создать коллаж или
ситуацию (тематический апперцепционный тест)
Слайд 14Экспрессивные методики
Анализируется эмоциональное восприятие потребителями исследуемых марок, категорий продуктов (при
изучении товаров, действие которых во многом «придумывается» реализатором или покупателем)
Слайд 15Ранжирование
Тестируемым раздают списки характеристик исследуемого продукта и просят выбрать
характеристики, наиболее соответствующие данному товару
Слайд 16Лингвосоциологические методики
Это разновидность опросных методик, разработанных на основе сочетания методов
социологии и лингвистики
Они направлены на изучение эффективности процессов восприятия и
усвоения информации
Каково бы ни было содержание информации, оно проходя через сознание воспринимающего, изменяется («эффект смысловых ножниц»)
Слайд 17Виды лингвосоциологических методик
«Словарь» (определение уровня адекватности толкования важнейших понятий)
«Номиналии» (определение
уровня узнаваемости политических деятелей, фирм, имен их руководителей)
«Заголовки» (тестируемые среди
массы заголовков выбирают те, которые они обязательно прочли)
Слайд 18Социометрические методики
Разработаны на основе сочетания методов опроса и социальной психологии
Применяются
при изучении групповых, а не личностных свойств
Слайд 19Социометрические методики применяются для
Измерения степени сплоченности – разобщенности группы
Выявление социометрических
позиций («лидер», «отвергнутый»)
Обнаружение внутригрупповых подсистем