Разделы презентаций


ТЕМА 8 Бюджетный федерализм

Содержание

Вопросы темыПринципы федеративного государства Бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тьебу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ. Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТЕМА 8 Бюджетный федерализм
Курс «Экономика общественного сектора»
д.э.н. доцент кафедры ЭТ

и П ОмГУ Капогузов Е.А.

ТЕМА 8 Бюджетный федерализм Курс «Экономика общественного сектора»д.э.н. доцент кафедры ЭТ и П ОмГУ Капогузов Е.А.

Слайд 2Вопросы темы
Принципы федеративного государства Бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза

Тьебу. Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ. Вертикальное

и горизонтальное выравнивание. Бюджетные гранты. «Эффект липучки».

Вопросы темыПринципы федеративного государства Бюджетная децентрализация. Теорема о децентрализации. Гипотеза Тьебу. Численность населения и масштабы производства локальных

Слайд 3Принципы федерации
- широкая самостоятельность субъектов
- рамочная компетенция
- субсидиарность
Разграничение полномочий

местных органов, регионов и центра

Принципы федерации- широкая самостоятельность субъектов- рамочная компетенция- субсидиарность Разграничение полномочий местных органов, регионов и центра

Слайд 4Централизация или децентрализация: за и против
Снижение издержек на информацию (плюс

география, культура, политические институты) или снижение издержек от взаимозависимости(необходима координация

политики перераспределения

Централизация или децентрализация: за и противСнижение издержек на информацию (плюс география, культура, политические институты) или снижение издержек

Слайд 5За и против- графический анализ
Децентрализация обычно ведет к росту административных

издержек, однако выигрыш потребителей может перекрыть (зависит от межрегиональных различий

в готовности платить за общественное благо и эластичности этой готовности
За и против- графический анализДецентрализация обычно ведет к росту административных издержек, однако выигрыш потребителей может перекрыть (зависит

Слайд 6Теорема о децентрализации
Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то

децентрализованное принятие решения в отношении поставки локального общественного блага будет

не менее эффективно, чем централизованное.
Теорема о децентрализацииЕсли децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решения в отношении поставки локального

Слайд 7Гипотеза Тибу
При наличии большого числа юрисдикций и интенсивной миграции населения

бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, поскольку создает предпосылки для более точного

выявления потребностей индивидов относительно локальных ОБ и позволяет точнее выявить предпочтения. («голосование ногами» как выбор между объемами общественных благ и местных налогов)
Гипотеза ТибуПри наличии большого числа юрисдикций и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, поскольку создает предпосылки

Слайд 8Сдерживающие гипотезу факторы:
- издержки «прикрепления к месту»;
- наличие внешних эффектов

и нагрузки на социальные и инфраструктурные объекты;
- трансграничность локальных общественных

– хорошая безопасность в городе влияет на репутацию региона;
- асимметрия информации
- ограниченность выбора мест жительства, «пакетность» условий проживания
Сдерживающие гипотезу факторы:- издержки «прикрепления к месту»;- наличие внешних эффектов и нагрузки на социальные и инфраструктурные объекты;-

Слайд 9Эмпирически верифицируемые выводы из модели Тибу:
Индивиды будут мигрировать в ответ

на изменения в предложении налогов и общественных благ локальными сообществами.
Процесс

миграции должен привести к тому, что индивиды со схожими предпочтениями будут потреблять выбранные ими (а не навязанные им кем-то) наборы локальных общественных благ.
Благосостояние индивидов, при прочих равных условиях, должно возрасти.

Эмпирически верифицируемые выводы из модели Тибу: Индивиды будут мигрировать в ответ на изменения в предложении налогов и

Слайд 10Гипотеза Тибу: эмпирические свидетельства
Если богатые стремятся покинуть регионы с относительно

высокими налогами, то бедные склонны переезжать в регионы со сравнительно

высокой степенью социальной защищенности населения.
Cebula, Richard J. and Koch, James V. (1989), ‘Welfare Policies and Migration of the Poor in the United States: An Empirical Note’, 61(2) Public Choice, 171-176.

Гипотеза Тибу: эмпирические свидетельстваЕсли богатые стремятся покинуть регионы с относительно высокими налогами, то бедные склонны переезжать в

Слайд 11Вертикальное и горизонтальное выравнивание
Идеальная модель- соответствие доходов бюджетов обязательствам (мандатам).

Реальность иная – вертикальная несбалансированность. Способ решения – отчисления от

регулирующих источников дохода и субсидирование расходов бюджетов территорий
Вертикальное и горизонтальное выравниваниеИдеальная модель- соответствие доходов бюджетов обязательствам (мандатам). Реальность иная – вертикальная несбалансированность. Способ решения

Слайд 12Функции вертикального выравнивания
1)Распределение расходных функций, определяется, каким и должны быть

обязательства по реализации государством функций для каждого уровня в рамках

единого экономического пространства.(определение ответственности (за что), ее финансирование (за счет чего) и выбор между институциональными альтернативами производства (частный или общественный)
Функции вертикального выравнивания1)Распределение расходных функций, определяется, каким и должны быть обязательства по реализации государством функций для каждого

Слайд 13Функции вертикального выравнивания
2) распределение функций по обеспечение бюджетных расходов: определяется

порядок финансирования бюджетных обязательств для каждого уровня власти и управления


Функции вертикального выравнивания2) распределение функций по обеспечение бюджетных расходов: определяется порядок финансирования бюджетных обязательств для каждого уровня

Слайд 14Распределение функций: вопросы и пробелмы
1)Есть ли принцип субсидиарности – движение

снизу, и наверх лишь те функции, которые невозможно выполнить снизу?
2)

границы децентрализации –эффект масштаба как основа для определения расходов и региональная справедливость для производства общественных благ.
Распределение функций: вопросы и пробелмы1)Есть ли принцип субсидиарности – движение снизу, и наверх лишь те функции, которые

Слайд 15Функции горизонтального выравнивания
1)Межбюджетные финансовые расходы (МФР): определяют, какие финансовые средства

между уровнями и при каких условиях необходимы для исполнения государством

социально-экономических функций и как при этом должны взаимодействовать между собой органы власти
Функции горизонтального выравнивания1)Межбюджетные финансовые расходы (МФР): определяют, какие финансовые средства между уровнями и при каких условиях необходимы

Слайд 16Цели Межбюджетных трансфертов
1) устранение неравенства в финансовых возможностях (в том

числе гарантии по федеральным социальным программам) (характерно для европейской модели)
2)

поощрение конкретных видов правительственной деятельности и обеспечение отдельных видов социально-значимых услуг (характерно для американской модели, в основе принцип самодостаточности региона)
Цели Межбюджетных трансфертов1) устранение неравенства в финансовых возможностях (в том числе гарантии по федеральным социальным программам) (характерно

Слайд 17Модели бюджетного федерализма: США
Доходная часть бюджетов всех уровней формируется за

счет собственных источников – местные налоги как основа формирования бюджетов

муниципалитетов
Субсидии вторичны (до 17 % - в бюджетах штатов, и до 25 % - в бюджетах муниципалитетов)
Не полученные в рамках горизонтального выравнивания финансовые ресурсы используются не на текущее потребление, а на развитие
Модели бюджетного федерализма: СШАДоходная часть бюджетов всех уровней формируется за счет собственных источников – местные налоги как

Слайд 18Виды межбюджетных трансфертов
Долевая субсидия (matching grant): субсидия федерального бюджета покрывающая

лишь часть региональных расходов на какие-либо нужды
Целевая субсидия (earmarked grant):

субсидия федерального бюджета предназначенная для финансирования определенного регионального проекта или программы
Нерегламентированная субсидия (unrestricted grant): субсидия федерального бюджета не предназначенная для какой-либо конкретной региональной цели, которую региональные власти могут расходовать по своему усмотрению
Виды межбюджетных трансфертовДолевая субсидия (matching grant): субсидия федерального бюджета покрывающая лишь часть региональных расходов на какие-либо нуждыЦелевая

Слайд 19Эффект липучки (flypaper effect):
при получении гранта из центра региональные политики

и чиновники не принимают решения о сокращении налогов в регионе,

необходимость которого следует из моделей, основанных на предпосылке максимизации ими общественного благосостояния либо благосостояния медианного избирателя.

Эффект липучки (flypaper effect):при получении гранта из центра региональные политики и чиновники не принимают решения о сокращении

Слайд 20Причины появления эффекта липучки:
Фискальная иллюзия.
Стремление бюро к максимизации своего бюджета.
Целевые

субсидии имплицитно являются долевыми.

Причины появления эффекта липучки: Фискальная иллюзия.Стремление бюро к максимизации своего бюджета.Целевые субсидии имплицитно являются долевыми.

Слайд 21




































Mueller, Dennis C. (2003), Public Choice III, Cambridge: Cambridge University

Press, Ch.10.
Федерализм и перераспределение

Mueller, Dennis C. (2003), Public Choice III, Cambridge: Cambridge University Press, Ch.10.Федерализм и перераспределение

Слайд 22Эффект липучки в России:
Механизмы воздействия грантов из федерального бюджета регионам

и причины возникновения эффекта «липучки» (flypaper effect). –
Анализ влияния

федеральных трансфертов на фискальное поведение региональных властей/ В. Идрисова, Л. Фрейнкман — М.: ИЭПП, 2010. — 100 с. Тираж 300 экз.
Эффект липучки в России:Механизмы воздействия грантов из федерального бюджета регионам и причины возникновения эффекта «липучки» (flypaper effect).

Слайд 23Другие факторы
ограниченные налоговые полномочия региональных властей. Во многих случаях они

просто не имели в своем распоряжении адекватных инструментов для оперативного

снижения местных налогов в ответ на увеличение федеральных трансфертов.
Другие факторыограниченные налоговые полномочия региональных властей. Во многих случаях они просто не имели в своем распоряжении адекватных

Слайд 24Особенности ЭЛ в России
Эффект связан с национальными стандартами предоставления налогоплательщикам

госуслуг, которые оторваны от доходных возможностей конкретных (преимущественно бедных) регионов

(в отличии от традиционной модели, акцентирующей внимание на особенностях предпочтений местных чиновников, максимизирующих размер региональных бюджетов (модель Нисканена).


Особенности ЭЛ в РоссииЭффект связан с национальными стандартами предоставления налогоплательщикам госуслуг, которые оторваны от доходных возможностей конкретных

Слайд 25Еще особенность – налоговая система
Базовая модель бюджетного федерализма: уровень региональных

налогов выбирается региональными властями в полном соответствии с потребностями местного

населения в получении общественных услуг (и в этом смысле уровень налогообложения является оптимальным).
РФ: исходя из вилки местных налогов, установленных НК
Еще особенность – налоговая системаБазовая модель бюджетного федерализма: уровень региональных налогов выбирается региональными властями в полном соответствии

Слайд 26Особенность со стороны расходов
существует также некоторый минимальный набор услуг, определяемый

центральным правительством, который должен быть предоставлен населению всех регионов независимо

от величины собственных налоговых доходов отдельного региона. Для бедных регионов этот набор услуг часто не удается обеспечить только за счет собственных доходов, и для его финансирования регионы получают помощь  от федерального центра.
В подобной ситуации бедные регионы не могут компенсировать увеличение объемов федеральной помощи снижением собственных налоговых доходов (как предполагается в модели, в которой эффект «липучки» отсутствует). В противном случае региональные власти были бы не в состоянии предоставить федеральный минимум услуг, ожидаемый от них как федеральным центром, так и местным населением.
Особенность со стороны расходовсуществует также некоторый минимальный набор услуг, определяемый центральным правительством, который должен быть предоставлен населению

Слайд 27Будет ли рост трансфертов способствовать росту эффективности?
Практика проведения децентрализации показала,

что максимальный рост эффективности достигается лишь при отсутствии экстерналий и

оппортунистического поведения субнациональных властей по отношению к центру. В противном случае проблемы, связанные, в том числе, с наличием мягких бюджетных ограничений, приводят к сокращению ожидаемых от децентрализации выгод.
Будет ли рост трансфертов способствовать росту эффективности?Практика проведения децентрализации показала, что максимальный рост эффективности достигается лишь при

Слайд 28Механизм стимулирования регионов к росту бюджетной обеспеченности в РФ
1) Оставление

на территории доли налога на прибыль, превышающей определенные параметрами бюджета

значение
2) предоставление бюджетных кредитов вместо коммерческих в случае сокращения дефицита бюджета
3)?
Механизм стимулирования регионов к росту бюджетной обеспеченности в РФ1) Оставление на территории доли налога на прибыль, превышающей

Слайд 29Германия: значение горизонтального и вертикального выравнивания
Дотации из Федерального бюджета составляют

основную часть местных бюджетов и обеспеченные земли перечисляют часть своих

доходов бедным землям. Субвенции идут в основном на социальную сферу.
Германия: значение горизонтального и вертикального выравниванияДотации из Федерального бюджета составляют основную часть местных бюджетов и обеспеченные земли

Слайд 30Этапы определения бюджетных расходов исходя из доходов и горизонтального выравнивания:
1)

определяют доходы территории, которые могут быть получены за счет закрепленных

чистых местных налогов и от регулируемых налогов в зависимости от доли территории в соответствующих доходов.
При выявлении доли в подоходном налоге в основе лежит принцип местожительства налогоплательщика, а при налоге с корпораций- прибыль располагающейся на территории корпорации
Этапы определения бюджетных расходов исходя из доходов и горизонтального выравнивания:1) определяют доходы территории, которые могут быть получены

Слайд 31Второй этап
Определяется объем средств, который образует совместный фонд территорий, направляемый

на горизонтальное выравнивание. Он определяется исходя из количества жителей территории

как показателя концентрации предпринимательской деятельности и емкости рынка. ¼ от налогов с оборота направляется на горизонтальное выравнивание и на предоставление субсидий слабым землям, чтобы довести доход на душу населения до 95 % от среднего показателя по стране.
Второй этапОпределяется объем средств, который образует совместный фонд территорий, направляемый на горизонтальное выравнивание. Он определяется исходя из

Слайд 32Причины различий в американской и европейской системах
1) США – единое

социально-экономическое пространство и разрыв в доходах между богатыми и бедными

только 2 раза, а в Европе выше
2) в США регионы самодостаточны (доходы должны соответствовать расходам на текущее потребление), - создание условий для финансирования и предоставления общественных благ
Европа- доноры и реципиенты (дотирование расходов на предоставление ОБ)
Центр – социальные обязательства на уровне прожиточного минимума.
Европа – на основе социальных стандартов.
Причины различий в американской и европейской системах1) США – единое социально-экономическое пространство и разрыв в доходах между

Слайд 33Новый федерализм Рейганомики
- сокращение федеральной помощи штатам (с 15,5 до

10,8 %)
- выбор налогов на местном уровне (имущественные, на владение

т.с., с наследования и дарения и др.)
- децентрализация налогообложения (акцизы, подоходные – на уровне штатов)
-развитие неналоговых поступлений и новой модели управления



Новый федерализм Рейганомики- сокращение федеральной помощи штатам (с 15,5 до 10,8 %)- выбор налогов на местном уровне

Слайд 34Россия – смешанная система
Собственные (закрепленные налоги)
Межбюджетные трансферты(за счет регулирующих федеральных

налогов (НДФЛ, НДС, налог на прибыль)
Чем больше доля на субъект

–тем выше собственная обеспеченность
Чем выше база –тем больше обеспеченность
Чем больше дефицит- тем больше дотации?
Россия – смешанная системаСобственные (закрепленные налоги)Межбюджетные трансферты(за счет регулирующих федеральных налогов (НДФЛ, НДС, налог на прибыль)Чем больше

Слайд 35Доклад Н. Зубаревич на конференции в ВШЭ
Рост долгов бюджетов
Снижение доли

налога на прибыль
Изменения в законодательстве –(налогообложение ИБГ)
Все регионы присоединим к

Москве?
(статья в Новой газете)
Доклад Н. Зубаревич на конференции в ВШЭРост долгов бюджетовСнижение доли налога на прибыльИзменения в законодательстве –(налогообложение ИБГ)Все

Слайд 36Россия – данные о бюджетной обеспеченности (с.22 сборника «Регионы России»)
Домашнее

задание: просмотреть сведения по федеральным округа, проанализировать и сделать выводы

Россия – данные о бюджетной обеспеченности (с.22 сборника «Регионы России»)Домашнее задание: просмотреть сведения по федеральным округа, проанализировать

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика