Разделы презентаций


Тема 8: характеристика перцептивной стороны общения

Содержание

Вопросы:1. Понятие социальной перцепции. Схема социальной перцепции. 2. Наблюдатель: особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок. Наблюдаемый: важнейшие источники информации. 3. Механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема 8: характеристика перцептивной стороны общения

Тема 8:  характеристика перцептивной стороны общения

Слайд 2Вопросы:
1. Понятие социальной перцепции. Схема социальной перцепции.
2. Наблюдатель: особенности

социального восприятия и источники перцептивных ошибок. Наблюдаемый: важнейшие источники информации.


3. Механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.
4. Три типа каузальной атрибуции по Г. Келли. (личностная, обстоятельственная, объектная). Типовые схемы формирования первого впечатления.
5. Эффекты восприятия: Эффект Барнума, эффект бумеранга, эффект края, эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, эффект стереотипизации.
6. Три класса эталонов и стереотипов интерпретации по внешности В.Н. Панферов (антропологические, социальные, эмоционально-эстетические). Понятие социального стереотипа. Педагогические стереотипы. Самоподача и проблема открытости.

Вопросы:1. Понятие социальной перцепции. Схема социальной перцепции. 2. Наблюдатель: особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок. Наблюдаемый:

Слайд 3Понятие межличностного восприятия
Межличностное восприятие
восприятие внешних признаков других людей
соотнесение полученных

результатов с их действительными личностными характеристиками
интерпретация и прогнозирование возможных их

поступков и поведения
Понятие межличностного восприятияМежличностное восприятие восприятие внешних признаков других людейсоотнесение полученных результатов с их действительными личностными характеристикамиинтерпретация и

Слайд 4Функции межличностного восприятия
познание себя;
познание партнеров по взаимодействию;
установление эмоциональных отношений;
организация совместной

деятельности на основе взаимопонимания.

Функции межличностного восприятияпознание себя;познание партнеров по взаимодействию;установление эмоциональных отношений;организация совместной деятельности на основе взаимопонимания.

Слайд 5Психологические эффекты восприятия
Эффект новизны - по отношению к знакомому человеку

наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем.

А по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация;
Эффект первичности - вероятность при­поминания нескольких первых элементов однородного мате­риала более высока, чем средних;
Эффект ореола — это распространение первичной общей оценки человека (людей) на восприятие его (их) поступков и личностных качеств
Психологические эффекты восприятияЭффект новизны - по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая

Слайд 6Эффект Барнума - человек склонен принимать на свой счет общие,

расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в

результате изучения каких-то непонятных ему факторов.

Эффект бумеранга – изменение (сдвиг) аттитюда (социальной установки, убеждения) в обратном — относительно планировавшегося (целевого, ожидаемого) – направлении при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому.

Эффект края –феномен принятия решения. Характеризуется переоценкой вероятных событий и недооценкой маловероятных событий. В частности, индивид обычно совсем игнорирует очень маловероятные события даже при их чрезвычайной значимости.

Эффект стереотипизации - состоит в том, что суждение о человеке выносится на основании своего ограниченного опыта или устоявшегося мнения других.

Эффект Барнума - человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что

Слайд 7Механизмы межличностного восприятия
Обеспечивают сам процесс восприятия и отношение к другому

человеку, позволяют осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке и

прогнозу

восприятие других людей (стереотипия);
познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция)

Механизмы межличностного восприятияОбеспечивают сам процесс восприятия и отношение к другому человеку, позволяют осуществлять переход от внешне воспринимаемого

Слайд 8Механизм восприятия других людей
Явление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью

внешнего воздействия
Социальный стереотип - устойчивый образ или представление о каких-либо

явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы
Возникает в сознании члена данной социальной группы как результат многократно повторяемой связи определенных символов с определенной категорией явлений, а также на основе восприятия, не связанного с прямым опытом.
Механизм восприятия других людейЯвление стереотипизации — характерная особенность переработки личностью внешнего воздействияСоциальный стереотип - устойчивый образ или

Слайд 9Факторы возникновения стереотипов
Фактор превосходства(одежда, знаки отличия, прическа, украшения, манера поведения)

- склонны оценивать человека более положительно;
Фактор привлекательности - чем привлекательнее

внешне, тем лучше во всех отношениях;
Фактор отношения к нам – люди, хорошо к нам относящиеся , оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо
Факторы возникновения стереотиповФактор превосходства(одежда, знаки отличия, прическа, украшения, манера поведения) - склонны оценивать человека более положительно;Фактор привлекательности

Слайд 10Следствия стереотипизации
Упрощенный подход к другому человеку, замена его штампом
Приводит к

возникновению предубеждения

Следствия стереотипизацииУпрощенный подход к другому человеку, замена его штампомПриводит к возникновению предубеждения

Слайд 11Классификация стереотипов
В.Н.Панферов предлагает подразделять стереотипы на три класса:
I) антропологические;


II) социальные;
III) эмоционально-экспрессивные.

Классификация стереотиповВ.Н.Панферов предлагает подразделять стереотипы на три класса: I) антропологические; II) социальные; III) эмоционально-экспрессивные.

Слайд 12Механизмы познания и понимания людьми друг друга
Идентификация – отождествление себя

с другим, один из самых простых способов понимания другого человека

– уподобление себя.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого. Эмпатия непосредственно регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.

Аттракция - познание другого человека, основанное на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по взаимодействию возни­кает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.


Механизмы познания и понимания людьми друг другаИдентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов

Слайд 13Механизм познания самого себя
Рефлексия — это механизм самопознания в процессе

меж­личностного восприятия, в основе которого лежит способ­ность человека представлять себе

то, как он воспринимается его партнером. Это не просто знание или понимание партне­ра, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Механизм познания самого себяРефлексия — это механизм самопознания в процессе меж­личностного восприятия, в основе которого лежит способ­ность

Слайд 14Механизм прогнозирования поведения партнера

Каузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения

субъекта) — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

Механизм прогнозирования поведения партнераКаузальная атрибуция (стремление к выяснению причин поведения субъекта) — механизм интерпретации поступков и чувств

Слайд 15Схемы причинного объяснения поведения
Личностная атрибуция
Обстоятельственная атрибуция
Стимульная атрибуция
Люди

склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного

виновника

Люди в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку

Человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие или в самом пострадавшем

Схемы причинного объяснения поведенияЛичностная атрибуция Обстоятельственная атрибуция Стимульная атрибуция Люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая

Слайд 16Закономерности казуальной атрибуции
причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а

неудачу — обстоятельствам;

характер приписывания зависит и от меры участия человека

в обсуждаемом событии;

по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

Закономерности казуальной атрибуциипричину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам;характер приписывания зависит и от

Слайд 17Особенности межличностного взаимопонимания
Взаимопонимание – это социально-психологический феномен, сущность которого проявляется:
в

согласовании индивидуального осмысления предмета общения;
взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей,

мотивов и установок партнеров по взаимодействию
Особенности межличностного взаимопониманияВзаимопонимание – это социально-психологический феномен, сущность которого проявляется:в согласовании индивидуального осмысления предмета общения;взаимоприемлемой двусторонней оценке

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика