Слайд 1Тема 8. История становления и развития экономики образования как
научного направления
Ст.
преподаватель кафедры ЭТиЭО
С.П. Демина
Слайд 2Два направления в экономическом подходе к образованию
Неоклассическое
Кейнсианское
Образование понимается как свободное
предпринимательство и фактически отождествляется с экономико-производственным процессом.
Считают что, к
образованию применимы все законы рынка и свободной конкуренции со всеми вытекающими для образования последствиями.
Выступают за вмешательство государства в образование и выступают против прямой зависимости развития образования от непосредственных потребностей рынка
Слайд 3
Уильям Петти (1623-1687)
предпринял одну из первых попыток рассмотреть человеческие способности
к труду в качестве фактора экономического развития;
считал, что богатство
общества зависит от типа занятий людей и их способностей к труду;
утверждал, что есть бесполезные занятия, а есть занятия, повышающие квалификацию и привлекающие людей к деятельности, имеющей большое значение;
видел большую пользу в общественном образовании, полагая, что в школах и университетах должны получать образование способные, умные, одаренные дети.
сравнивал стоимость разных профессий и делал расчеты необходимого Англии количества врачей и адвокатов и, следовательно, необходимого количества студентов в университетах.
Слайд 4Адам Смит (1723-1790)
рассматривал затраты на обучение человека как капиталовложения в
его способность зарабатывать в будущем; Для того чтобы эти вложения
аналогично инвестициям в вещественный капитал экономически оправдали себя, они должны окупиться в течение трудовой жизни человека.
считал, что расходы, связанные с вложениями в обучение работника, не только служат для облегчения труда и способствуют росту его производительности, но и возмещаются вместе с прибылью. Это означает, что более образованные и лучше обученные люди в среднем зарабатывают больше тех, кому не хватает квалификации или образования.
рассмотрел преимущества государственной системы образования, которая способствовала «более высокому уровню умственного развития людей»
полагал, что государство «с весьма небольшими издержками» может сделать элементарный уровень образования (умение читать, писать, считать, знание геометрии и физики) обязательным почти для всего населения.
Слайд 5Карл Маркс (1818-1883)
раскрыл механизм влияния повышенной квалификации рабочих, то есть
их образовательного уровня, на рост продуктивности их труда;
рассматривал сложный труд
как простой труд, возведённый в степень. Сложный труд, или квалифицированный, по сравнению с простым, или неквалифицированным трудом в единицу времени создаёт гораздо больше продукции, то есть является более производительным. Следовательно, затраты на образование носят производительный характер;
однако при жизни К. Маркса господствующим был простой физический труд, а образование еще не являлось самостоятельной отраслью экономики. Поэтому задача практического решения вопросов экономической эффективности образования непосредственно перед ним не стояла.
Слайд 6 Д. И. Менделеев (1834-1907) обосновывал необходимость всемерного развития образования
в России, считая важнейшей задачей воспитание талантливых личностей, способных дать
экономике страны импульс к ускорению экономического развития.
Слайд 7придавал исключительное значение развитию образования и подготовке кадров, считая их
важнейшим источником социально-экономического развития России;
считал, что первоначальные большие вложения в
сферу образования в дальнейшем многократно окупятся вследствие более быстрого и качественного развития производительных сил;
выступал за уменьшение сословных ограничений, доказывая необходимость предоставления возможности достижения высшего образования для всех желающих, получивших определенную начальную подготовку;
ратовал за государственную систему обеспечения учащихся стипендиями. Величина такой стипендии должна быть соразмерной с расходами и с успехами стипендиатов, чтобы стипендия не стала «делом благотворительным», что совершенно противоречит целям высших учебных заведений.
Слайд 8Генрих Адольфович Фальборк (1864-1942)
Владимир Иванович Чернолусский (1865 – 1941)
руководили
обширным статистическим исследованием народного образования в России начала XX века.
По итогам исследования был составлен ряд справочников по законодательству в области народного образования, библиотечному делу, внешкольному образованию и другим вопросам;
итоги статистического исследования стали основой осмысления состояния и тенденций развития образования, в том числе в разрезе губерний и уездов, а также выработки государственной образовательной политики того времени.
Слайд 9Александр Иванович Чупров (1842 −1908)
проводил исследования в области влияния грамотности и
эффективности профессионального обучения, сыграв важную роль в формировании отечественной концепции
профессионально-технического образования;
ратовал за развитие земских профессиональных школ. Практическая деятельность А.И. Чупрова связана с организацией Московского Общества распространения технических знаний (1868);
Развитие профессионально-технического образования было своевременным ответом на промышленный бум, формирующий основы индустриальной экономики XX века.
Слайд 10К. Д. Ушинский, обосновывая необходимость открытия ремесленных школ, указывал, что
их создание позволит решить экономические (приведение ремесла в соответствие с
требованиями технического процесса), социальные (обеспечение промышленности отечественными специалистами), нравственные и воспитательные (ликвидация системы ученичества и образование детей рабочих) задачи.
Слайд 11Иван Иванович Янжул (1846-1914)
придавал большое значение в развитии образования государственному
участию;
относил к важнейшей задаче государства подготовку трудоспособного населения России к
условиям индустриализации производства;
поднимал вопрос о всеобщности и общедоступности образования, подчеркивая роль грамотности и технического образования в повышении благосостояния общества;
результаты проведенных под руководством И.И. Янжула исследований грамотности, образования, профессиональной подготовки и качества труда, а также их влияния на отношение рабочих к производству опубликованы в работе «Экономическая оценка народного образования» (1896). В поле научных интересов Янжула находились также вопросы педагогической статистики, социальной педагогики, организации внешкольного образования.
В качестве первого фабричного инспектора Московского округа (1882−1887 гг.) И.И. Янжул отразил в своих отчётах несовершенство системы ученичества и проблемы эксплуатации детского труда, способствуя принятию фабричного законодательства (1884), ограничившего рабочий день детей 12−15 лет 8 часами и обязавшего предпринимателей создавать школы для детей рабочих.
Слайд 12Станислав Густавович Струмилин (1877 – 1974)
занимался разработкой методики оценки отдачи
затрат на просвещение с 1924 г. Это было связано с
необходимостью решения практической задачи обеспечения всеобщего и обязательного обучение детей (на первом этапе – не ниже четырёхлетнего начального образования) в рамках проектирования десятилетнего плана развития российской общеобразовательной школы.
исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения. Особенно ценным стал сравнительный анализ эффективности школьной подготовки и производственного обучения, а также расчёт рентабельности различных учреждений образования – от начальных до высших.
выявить и опробовать на практике оценку народнохозяйственной отдачи затрат на образование.
Слайд 13
расчёты показали, что грамотность, достигнутая за год обучения, способствовала
повышению производительности труда рабочего в среднем до 30%;
за
это же время обучение неграмотных рабочих непосредственно на заводе у станка повышало производительность их труда не более, чем на 12–16%;
один год школьного обучения обусловливал рост квалификации рабочих в 2,6 раза больше, чем год заводского обучения;
установил методы определения оптимального периода школьного обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учётом роста национального дохода государства;
по данным 1924 года было выявлено, что прирост национального дохода за счёт повышения квалификации обученных за 10 лет школьников затраты на обучение школьников только за 5 лет их работы с избытком окупил затраты.
Слайд 14Виталий Алексеевич Жамин (1920-1989), Геворк Ашотович Егиазарян (1932-1995),Сергей Лаврентьевич Костанян
совершенствование методологии и методов планирования системы образования в целом и
ее отдельных звеньев;
достижение сбалансированности планов подготовки и распределения специалистов;
определение эффективного соотношения между направлениями и формами обучения;
обоснование общественно необходимых затрат на образование.
Слайд 15Теодор Шульц (1902-1998)
в теории человеческого капитала расходы на образование рассматриваются
как инвестиции;
теория человеческого капитала появилась в результате приложения принципов экономической
теории к проблемам экономики образования;
делил все человеческие способности на врожденные или приобретенные;
утверждал, что человеческий капитал является формой капитала, потому что он позволяет его носителю заработать в будущем;
инвестиции в человека повышают его способность к труду. В роли таких инвестиций выступают расходы на образование, здоровье, расходы, связанные с поиском работы, получением информации, миграцией, профессиональной подготовкой и т.д.
Слайд 16Виды инвестиций в человеческий капитал (К. Макконнелл и С. Брю)
Понятие человеческого капитала
основывается на двух определениях образования: как ресурса (человеческий капитал) и как
системы (в которой происходит его накопление).
Расходы на образование. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной.
Расходы на здравоохранение. Хорошее здоровье как результат расходов на профилактику различных заболеваний, качественное медицинское обслуживание и т.д. продлевает срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих.
Расходы на мобильность. Благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью. Данные расходы составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал.
Слайд 17Генри Беккер (1930-2014) «Человеческий капитал»
под человеческим капиталом понимал определенный запас
навыков, знаний, навыков и мотивов экономической деятельности, которые формируются фактически
на протяжении всей активной жизнедеятельности любого человека путем инвестиций (индивидуальных, коллективных в семье или на предприятии, общественных через государство) в общее и профессиональное образование и переквалификацию;
разделил соответствующие инвестиции на общие и специальные.
В ходе общей, получаемой благодаря инвестициям общего характера, подготовки работник приобретает более или менее универсальные компетенции, которые могут найти применение во множестве различных фирм. Инвестирование в него осуществляют сам работник, государство, общественные или благотворительные организации. Доход от общих инвестиций получает, прежде всего, сам работник.
Слайд 18
Специальная подготовка наделяет работников компетентностями, представляющими интерес, прежде всего, для
той фирмы, где они были получены.
Специальный человеческий капитал −
это узкие знания и навыки, приобретенные на конкретном предприятии и максимальный эффект обеспечивающие именно на нем. Отсюда специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которые и получают основной доход от нее.
Считал, что рост инвестиций в подготовку будущих специалистов и обучение квалифицированных работников, принесут в будущем, возможно, даже больше прибыли, чем расходы на машинную технику.
Слайд 19С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста.
Слайд 20Существенная доля прироста выпуска продукции как в развитых, так и в развивающихся
странах объясняется инвестициями в образование. Образование является ведущей отраслью производства человеческого
капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества.