Слайд 1Тема 8. Марксизм
Карл Маркс (1818–1883), Фридрих Энгельс (1820–1895)
Диалектический и
исторический материализм – основные части марксистской философии.
Основные положения диалектического материализма:
бытие
определяет сознание
сознание – свойство материи отражать саму себя
материя вечна и бесконечна, она находится в постоянном движении и развитии
Бога нет
развитие происходит по законам диалектики (диалектика Гегеля как основа)
Слайд 2Марксизм
Материалистическое понимание истории. Общественно-экономические формации.
Суть исторического материализма:
люди вступают в объективные
производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение)
производственные отношения создают
образуют экономическую систему – базис для государства и общества, общественных отношений
государственные и общественные институты, общественные отношения – надстройка по отношению к экономическому базису
Слайд 3Марксизм
Выделяются общественно-экономические формации:
первобытнообщинный строй
рабовладельческое общество
феодализм (экономика основана на
крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян)
капитализм (промышленное производство, основанное
на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих)
коммунистическое общество
Слайд 4Тема 9. Позитивизм
Основные этапы развития позитивизма:
классический (первый) позитивизм
махизм и
эмпириокритицизм (второй позитивизм)
неопозитивизм (логический позитивизм)
постпозитивизм
Слайд 5Первый позитивизм. Конт
Представители: Огюст Конт (1798–1857), Джон Милль (1806–1873), Герберт
Спенсер (1820–1903)
По Конту
философское знание должно быть точным и достоверным
основной
метод философии – эмпирическое наблюдение
философия исследует факты, а не «причины» и «сущности»
философия не занимается ценностями
философия не есть «царица наук», она должна стать конкретной наукой
Слайд 6Закон двойственности (интеллектуальной и технической) эволюции Огюста Конта
Слайд 7Второй позитивизм
Представители: Эрнст Мах (1836–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896)
Идеи:
Задача философии – критика и анализ опыта (эмпириокритицизм)
Все предметы и
явления окружающего мира для человека есть «комплекс ощущений»
Это значит, что изучение окружающего мира есть опытное исследование человеческих ощущений
Философия должна стать достоверной наукой об ощущениях человека
Слайд 8Неопозитивизм
Возник в 20-е годы ХХ века
Представители:
Мориц Шлик (1882-1936), Бертран
Рассел (1872-1970), Рудольф Карнап (1891-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Идея: задача
философии – логический анализ языка науки
Результат: неопозитивисты исключают из сферы философии почти всю философскую проблематику
Слайд 9Неопозитивизм
Все суждения логические позитивисты делят на:
осмысленные
бессмысленные
Критерии осмысленности:
логичность
возможность верификации (проверка
фактами)
Традиционные философские, «метафизические» высказывания бессмысленны
Слайд 10Неопозитивизм
Осмысленные высказывания делятся на:
аналитические, которые тавтологичны по своей природе и
не несут содержательной информации («В квадрате все углы прямые»).
Истинность
аналитических предложений устанавливается путем логического анализа их языковой формы без обращения к фактам
синтетические («На столе лежит книга»)
Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем
Слайд 11Неопозитивизм
Типы осмысленных предложений:
высказывания об эмпирических фактах (если они говорят о
фактах и ни о чем более)
предложения, содержащие логические следствия этих
высказываний (те, которые могут быть сведены к высказываниям об эмпирических фактах);
предложения логики и математики (не содержат нового знания, служат формальному преобразованию уже имеющегося знания)
Слайд 12Постпозитивизм.
Карл Поппер (1902-1994)
Логика и рост научного знания:
В основании
теории находятся гипотезы (предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезам, их
истинность нельзя доказать
Из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами. Сопоставление с фактами:
если предложения не противоречат фактам, то теория продолжает жить
если предложения теории опровергаются (фальсифицируются) фактами, то теория считается ложной.
Поиск новой теории
Слайд 13Постпозитивизм. Карл Поппер
Научная теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру:
Гипотезы выступают
попытками разрешить проблемы
Дедукция позволяет сверить содержание гипотез с экспериментальными фактами.
Факты проверяют теорию на прочность (годится - не годится).
Слайд 14Постпозитивизм. Карл Поппер
Основные понятия:
Проблема демаркации - задача философии, заключающаяся
в отделении научного знания от ненаучного. Метод демаркации – принцип
фальсификации.
Принцип фальсификации требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.
Слайд 15Постпозитивизм. Карл Поппер
Принцип фаллибилизма утверждает, что любое научное знание носит
лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.
Теория «трех миров» утверждающая
существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.
Слайд 16Постпозитивизм.
Томас Кун (1922-1996)
Основные понятия:
Парадигма - это совокупность убеждений, ценностей,
технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Нормальная
наука - период господства той или иной парадигмы.
Этот период заканчивается, когда парадигма «взрывается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в ее рамках).
Слайд 17Постпозитивизм. Томас Кун
Революционная наука - создаются новые парадигмы, оспаривающие
первенство друг у друга.
Кризис разрешается победой одной из них;
начало нового «нормального» периода, (все заново).
Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями.
Не существует фактов, независимых от парадигмы, и следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения.
Слайд 18Постпозитивизм.
Пол Фейерабенд (1924-1994)
Основные понятия:
Принцип пролиферации (размножения) теорий – ученые
должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями.
Создание альтернативных теорий способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки.
Плюрализм в методологии науки – следствие принципа пролиферации теорий.
Слайд 19Постпозитивизм. Пол Фейерабенд
Методологический анархизм: каждый ученый может изобретать и
разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и
критику.
Деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии.