Слайд 1Тема 8. Методы и приемы обучения.
Метод обучения – способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
(Ю.К. Бабанский)
Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я. Лернер)
Метод обучения – способ организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика с целью усвоения последним содержания образования. (Е.Н. Селиверстова)
Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Сравните предложенные определения. Подумайте, что их объединяет?
Слайд 2Тема 8. Методы и приемы обучения.
Проблема соотношения методов и приемов
обучения
Метод обучения = прием обучения?
Прием обучения – часть метода обучения?
Как
происходит отбор приемов обучения?
Чем определяется место каждого отдельного приема в
решении стоящих перед учителем задач?
Слайд 3Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по источнику получения
знаний
(Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе)
Словесные
Наглядные Практические
-рассказ -демонстрация -упражнение
-лекция -иллюстрация -лабораторная
-беседа работа
-дискуссия -практическая
работа
Слайд 4Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по дидактической цели
(М.А.
Данилов, Б.П. Есипов)
-методы приобретения новых знаний
-методы формирования умений и навыков
и применения
Знаний на практике
-методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
Слайд 5Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по месту
в структуре деятельности
(Ю.К. Бабанский)
-методы организации учебно-познавательной деятельности
-методы стимулирования учебно-познавательной
деятельности
-методы контроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности
Слайд 6Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по месту
в структуре деятельности
(Ю.К. Бабанский)
1 группа.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
методы получения новых знаний: рассказ; объяснение; школьная лекция; беседа; работа с книгой; организация наблюдения; иллюстрация; демонстрация
методы выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнения; лабораторные и практические работы
методы закрепления изученного материала: беседа; повторение
Слайд 7Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по месту
в структуре деятельности
(Ю.К. Бабанский)
2 группа. Методы стимулирования
учебно-познавательной деятельности:
методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности
методы развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска
Слайд 8Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по месту
в структуре деятельности
(Ю.К. Бабанский)
3 группа. Методы контроля
за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
повседневное наблюдение за учебной работой учащихся
устный опрос
письменный опрос
контрольная работа
проверка домашней работы
тестирование
Слайд 9Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по уровню активности
(Е.Я.
Голант)
Пассивные
Активные
(уч-ся только смотрят и слушают) (организующие самостоятельную работу уч-ся)
-рассказ -работа с книгой
-лекция -лабораторный метод
-объяснение
-экскурсия
-демонстрация
Слайд 10Тема 8. Методы и приемы обучения.
Классификация методов обучения
по характеру познавательной
деятельности учащихся и качеству стоящих перед обучением целей
(И.Я. Лернер)
Репродуктивные
Метод проблемного Продуктивные
-информационно- -частично-поисковый
рецептивный -исследовательский
-репродуктивный
Система общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Слайд 11Тема 8. Методы и приемы обучения.
Приемы обучения, реализующие общедидактические
методы
обучения (Автор: Е.Н.Селиверстова)
Приемы обучения, соответствующие
информационно-рецептивному методу:
интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
повторное более краткое предъявление учащимся готового знания;
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем по работе с текстом учебника и т.п.);
намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Слайд 12Тема 8. Методы и приемы обучения.
Приемы обучения,
реализующие общедидактические
методы обучения (Автор: Е.Н.Селиверстова)
Приемы обучения, соответствующие репродуктивному методу:
задание
учащимся на индивидуальное внешнеречевое проговаривание известных правил, определений, необходимых в процессе решения задач:
задание учащимся на проговаривание «про себя» используемых правил, определений в процессе решения задач;
задание на составление кратких пояснений к ходу решения типовой задачи;
задание учащимся на воспроизведение наизусть ( правила, закона т.д.);
задание учащимся на заполнение таблиц, схем и т.п. вслед за учителем;
задание учащимся на раскодирование усвоенного ранее алгоритма;
организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
задание учащимся на описание какого-либо объекта по известному образцу;
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.п.;
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Слайд 13Тема 8. Методы и приемы обучения.
Приемы обучения, реализующие общедидактические
методы обучения (Автор: Е.Н.Селиверстова)
Приемы
обучения, соответствующие методу проблемного изложения:
контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблемы;
обсуждение учителем возможных следствий, сделанных из неверных предположений;
членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задачи;
интригующее описание учителем изучаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
предъявление учащимся конфликтного примера.
Слайд 14Тема 8. Методы и приемы обучения
Приемы обучения, реализующие общедидактические
методы
обучения (Автор: Е.Н.Селиверстова)
Приемы обучения, соответствующие частично-поисковому методу обучения:
включение учащихся в
аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
задание учащимся на поиск «скрытых» узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной;
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание учащимся на поиск ошибки в рассуждениях, требующих оригинальности мысли;
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей учеником;
задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Слайд 15Тема 8. Методы и приемы обучения.
Приемы обучения, реализующие общедидактические
методы
обучения (Автор: Е.Н.Селиверстова)
Приемы обучения, адекватные исследовательскому методу
обучения:
задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
задания учащимся с несформулированным вопросом;
задания с избыточными данными;
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
задание учащимся на определение степени достоверности полученных ими результатов;
задание учащимся на вычленение механизма протекания явления;
вопросы учащимся «на мгновенную догадку», « на соображение».
Слайд 16Тема 8. Методы и приемы обучения.
Рекомендуемая литература:
1.Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. –
М., 1982.
2.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для вузов. – М., 2007.
3.Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1981.
4.Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие для вузов. – М., 2008.
5.Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск, 1993.
6.Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. – Владимир, 2009.
7.Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
8.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2008.