Слайд 1Тема 8. Международная экономическая интеграция
1. Сущность и особенности международной экономической
интеграции.
2. Формы, пути развития региональной экономической интеграции.
3. Общеевропейская экономическая интеграция.
4.
Интеграционные процессы на американском континенте.
5. Особенности региональной интеграции в странах Азии.
Слайд 21. Сущность и особенности международной экономической интеграции
Экономическая интеграция – объединение
интересов государств и транснациональных монополий с целью осуществления согласованной экономической
политики в отношениях между этими странами и третьими странами.
Это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающих форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными органами, на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Слайд 3В основе экономической интеграции лежат процессы специализации производства и международного
разделения труда. Экономическая интеграция стран характеризуется некоторыми существенными признаками, которые
в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
широким развитием международной специализации и кооперации в производстве и НИОКР;
кардинальными структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц.
Слайд 4Международную экономическую интеграцию определяют как отношения и как процесс.
Как
отношения, международная экономическая интеграция – это отсутствие какой-либо формы дискриминации
иностранных партнеров в национальных экономиках, т.е. это высший уровень развития МЭО.
Как процесс, интеграция проявляется в стирании различий между экономическими субъектами – представителями разных стран. Это процесс сближения и объединения национальных хозяйственных систем в межгосударственные, региональные и в целом в мирохозяйственную систему.
Слайд 5Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено такими факторами:
экономическим развитием
стран, групп стран и регионов мира в условиях неравномерного распределения
ресурсов;
закономерностями научно-технического прогресса;
тенденциями демографического развития;
наличием и необходимостью решения глобальных проблем
(энергетической, продовольственной, экологической, использования Мирового океана и космоса, экономического роста и народонаселения, экономической безопасности, разоружения);
резким сокращением расстояний путем развития транспортно-коммуникационных сетей;
рыночной унификацией экономического развития.
Слайд 6В условиях возрастающей валютно-финансовой взаимозависимости национальных экономик развитие МЭО опосредствуется
в масштабной и динамичной интернационализации хозяйственной жизни.
На микроуровне интернационализация представляет
собой процесс вовлечения фирмы в международные операции, как правило, стадийного характера.
Здесь можно выделить три основные этапы:
1) первичный;
2) локальной рыночной экспансии;
3) транснациональный.
Каждому этапу характерны не только специфичность задач и значение зарубежной деятельности, но и различия в ориентации менеджмента.
Слайд 7На первом этапе зарубежные операции фирмы, как правило, подчинены деятельности
на внутреннем рынке.
На втором этапе, локальном, ВЭД фирмы базируется
на важности учета специфической среды бизнеса в разных странах. На третьем этапе, достижения фирмой транснационального уровня, ей свойственно сосредоточение на региональной организации полномочий и коммуникационных связей, обеспечивающих эффективность сотрудничества между штаб-квартирой и филиалами, в соответствии с общими и локальными задачами.
На микроуровне выделяют горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, производящих однородные товары с целью их дальнейшей реализации через общую систему распределения и получении при этом дополнительной прибыли. Горизонтальная интеграция сопровождается производством за границу товаров, аналогичных производимым в стране базирования.
Слайд 8Вертикальная интеграция предусматривает объединение фирм, функционирующих в разных производственных циклах.
Существуют три ее формы:
интеграция «вниз», например металлургический завод приобретает угольную
шахту или рудник по добыче руды;
производственная интеграция «вверх» – приобретением металлургическим заводом завода металлоконструкций;
непроизводственная интеграция «вверх», включающая сферу распределения.
На определенном уровне развития микроинтеграции возникают транснациональные корпорации, являющиеся наиболее интегрированными микроструктурами (например, Chrisler, General Motors, Wolksvagen – вертикальная, Mobil, Texaco – горизонтальная интеграция).
Слайд 9Макроинтеграция и экономический регионализм.
На уровне национальных экономик интеграция развивается
на основе формирования экономических объединений стран с тем или иным
уровнем согласования их национальных политик. Это явление экономического регионализма.
Основные формы региональной экономической интеграции:
зона преференционной торговли;
зона (ассоциация) свободной торговли;
таможенный союз;
общий рынок;
экономический и политический союзы.
Слайд 10Зона преференциальной торговли представляет собой зону с льготным торговым режимом,
когда две или несколько стран уменьшают взаимные тарифы импорта товаров
(исключая капитал), сохраняя уровень тарифов в торговле с другими странами. Наиболее показательным историческим примером такой формы интеграции является «Система преференций Содружества наций» (1932 г.), которая объединяет 48 государств.
В зонах свободной торговли действует особый льготный торговый режим для стран-участниц за счет устранения внутренних тарифов при их сохранении в торговле другими странами. Примерами являются: Европейская ассоциация свободной торговли (1960 г.), зона свободной торговли «США-Канада» (1988 г), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
Слайд 11Таможенный союз представляет собой соглашение двух или нескольких стран, предусматривающий
устранение внутренних тарифов и установление общего внешнего тарифа. Такие соглашения
действовали в Бенилюксе (1949 г), и в ЕЭС (с 1968 г).
В границах общего рынка обеспечивается свободное движение не только товаров, но и услуг, капиталов, граждан (ЕС).
В экономическом союзе свободное движение факторов и результатов производства дополняется гармонизацией внутренней и внешней экономической политики. Как правило в них функционирует единая валюта.
Ярким примером экономического союза могут служить США, где 50 штатов объединены в полный экономический союз с общей валютой и ФРС.
Слайд 122. Формы, пути и особенности региональной экономической интеграции
Для создания интеграционных
объединений двух или нескольких стран необходимы определенные политико-правовые, экономические, социально-культурные,
инфраструктурные условия. С политико-правовой точки зрения принципиальное значение имеют совместимость политического устройства и основного законодательства интегрирующихся стран.
Критериями экономических условий интеграции являются:
уровни развития стран;
их ресурсные и технологические потенциалы;
степень зрелости рыночных отношений (национальных рынков товаров, услуг, капиталов);
масштабы и перспективы развития экономических взаимосвязей и др.;
инфраструктурная и социально-культурная совместимость.
Слайд 13Существуют различные пути формирования экономических интеграционных объединений стран:
«снизу – вверх»,
т.е. когда предшествует интеграция через фирмы, таможенные союзы (США –
КАНАДА);
«сверху – вниз», когда по различным политическим и социально-экономическим причинам создается интеграционное объединение стран, которые не совсем соответствуют критериям интеграционной совместимости (СЭВ).
Факторами противодействия международной экономической интеграции являются:
национализм, традиционные конфликты и идеологические противоречия между отдельными странами и группами стран;
политико-правовые, экономические и социально-культурные различия стран-участниц; рост затрат на урегулирование их на наднациональном уровне, противоречия расширения состава интеграционного объединения.
Слайд 14Современным процессам международной экономической интеграции свойственны определенные особенности, а именно:
динамизм
процессов международной экономической интеграции в целом, обусловленный как действием объективных
факторов, так и «цепной реакцией» стран мира на развитие интеграционных объединений;
неравномерность развития и реализации форм интеграции, обусловленная проявлениями очевидных различий стран и регионов мира;
развитием наряду с интеграционными процессами, дезинтеграционных, имеющих глубокие корни в исторических, политических, экономических и социальных закономерностях мирового развития.
Слайд 15Объективно обусловленная логика развития мировой экономики отражает как процессы транснационализации,
так и процессы региональной интеграции.
Развитие уровней регионализации позволяет выделить:
макрорегиональный
уровень – объединения государств большого региона (Западная Европа, Восточная Европа, Юго-Восточная Азия, др.);
мезорегиональный уровень – территории совместных интересов,
сотрудничество между приграничными административно-территориальными образованиями государств, например, еврорегионы;
микрорегиональный уровень – специальные экономические зоны (СЭЗ).
Слайд 163. Интеграционные процессы в Европе
Европа имеет большой опыт и потенциал
региональной международной экономической интеграции. Это объясняется политическими и социально-экономическими особенностями
развития европейских стран после Второй Мировой войны. В основе создания «Новой единой Европы» лежало два подхода: федеральный и функциональный. В основу первого легла идея, что местные, региональные, национальные и европейские органы должны сотрудничать и дополнять друг друга. Функциональный же подход отстаивал поступательный переход от суверенитета к национальному уровню Содружества.
Слайд 17В результате два подхода объединились на почве понимания того, что
и национальные, и региональные органы должны быть привлечены к независимым
демократическим европейским институциям, взяв на себя ответственность за те сферы, в которых совместная деятельность является более эффективной, чем деятельность отдельных государств: общий рынок, монетарная политика, экономическое и социальное объединение, внешняя политика и безопасность, политика занятости, охрана окружающей среды, внешняя и оборонная политика, создание простора свободы и справедливости.
Наибольшие масштабы, глубина и динамика свойственны интеграции западноевропейских стран в границах Европейского Союза (ЕС). ЕС – это интеграционное объединение 27 европейских стран стремящихся к единству (экономическому и политическому), частично отказываясь от своих национальных суверенитетов.
Слайд 18В 1951 г. Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Германией и Люксембургом
было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Деятельность Содружества
ограничивалась созданием общего рынка угля и стали между шестью основателями.
В 1954 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург предложили создать Общий Рынок, в 1956 г. подготовлен проект создания Европейского экономического содружества (ЕЭС) и Европейское содружество по атомной энергетике (ЕврАтом). Они начали действовать с 1958 г.
В 1957 году Шестерка решила создать экономическое содружество на положениях свободного движения рабочей силы, товаров и услуг. Таможенные сборы на промышленные товары были отменены с 1 июля 1968 года.
Слайд 19
Эффективность взаимодействия и результаты достижений Шестерки обусловили желание Дании, Ирландии
и Великобритании присоединиться к Содружеству (1972 г.) Это первое расширение
ЕЭС углубило задачи Содружества: к сфере полномочий были переданы социальные, региональные и природоохранные вопросы. Слияние Европейского объединения угля и стали, Общего Рынка и ЕврАтома в единое ЕС произошло в 1967 г.
В 1968 г. был создан Таможенный Союз стран ЕС. Необходимость в экономической конвергенции и валютном союзе стала очевидной в начале 1970-х годов, когда США прекратили долларовую конвертацию в золото. Это стало предпосылкой для начала общей валютной нестабильности, усиленной двумя нефтяными кризисами 1973 и 1979 годов.
Слайд 20В 1979 г. завершается процесс создания Европейской Валютной системы, вместо
Европейской расчетной единицы вводится в действие ЭКЮ. В том же
году к ЕС присоединяется Греция.
В 1986г. – Испания и Португалия.
В 1995г. – Австрия, Финляндия, Швеция.
В 2004г. – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
Руководящий (законодательный) орган – Совет министров ЕС – 25 чел.
Исполнительный (правительство) – Комиссия ЕС.
Контроль за финансами – Европейский парламент.
Единообразное толкование правил и норм – Суд ЕС.
Слайд 21 Таким образом, Европейский Союз – это более прогрессивная форма многосекторной
интеграции, которая расширяет свои полномочия на экономику, промышленность, политику, гражданские
права и внешнюю политику стран-участниц.
Конституционную основу Союза создали Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ECST); Римские договоры о создании Европейского экономического Содружества (ЕЭС) и Европейского содружества по атомной энергии (Евратом, 1957 г.), в которые внесены поправки Единым Европейским Актом (1986 г.); соглашение о создании Европейского Пространства (1991 г.); Маастрихтский договор о Европейском Союзе (усиление политического взаимодействия стран ЕС (1992 г.) и, наконец, Амстердамский договор (1997 г.), связав его страны-участницы теснее, чем какой-либо обычный договор между суверенными государствами.
Слайд 22ЕАСТ. Европейская ассоциация свободной торговли представляет собой региональную экономическую группировку
с сохранением суверенных прав государств-членов и отсутствием наднациональных институтов. Если
одна из основ ЕС - таможенный союз, то в ЕАСТ это зона свободной торговли. Каждое государство, входящее в ЕАСТ, проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ.
Первоначально в ЕАСТ входили семь государств: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция. Необходимо отметить, что ряд стран, которые становились впоследствии членами данной Ассоциации, рассматривали членство в ЕАСТ как временное, промежуточное решение своих торгово-экономических проблем, как своего рода «прихожую» ЕС.
Слайд 23Основное внимание в своей внешнеэкономической политике страны ЕАСТ уделяют отношениям
с ЕС, на которые приходится свыше половины товарооборота членов ЕАСТ.
В результате сотрудничества членов ЕС и ЕАСТ в Западной Европе создана крупнейшая в мире зона свободной торговли, объединяющая рынки 28 стран региона с населением более 400 млн. человек.
Помимо стран, входящих в ЕС, участниками ЕАСТ в настоящее время являются также Исландия, Норвегия и Лихтенштейн.
Слайд 244. Интеграционные процессы на американском континенте
Североамериканская зона свободной торговли (NAFТA).
В январе 1988 г. президенты США и Канады подписали соглашение
о свободной торговле.
Основными проблемами, рассмотренными в рамках этого соглашения, были:
тарифы;
правительственные поставки;
энергия;
сельское хозяйство;
инвестиции;
механизм урегулирования конфликтов.
Слайд 25Существующая экономическая интеграция США с Канадой перестала удовлетворять США, и
в 1994 г. было подписано трехстороннее соглашение между США, Канадой
и Мексикой о создании NAFTА - Североамериканской зоны свободной торговли, основными положениями которого были:
• снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами - участницами соглашения;
• установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли; • увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;
• обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из рассматриваемых стран;
• эффективное урегулирование споров;
• установление рамок для будущего многостороннего регионального сотрудничества.
Слайд 26NAFTА - первое соглашение, заключенное между развивающейся и двумя высокоразвитыми
странами: такая асимметричность их взаимозависимости сделала NAFTА непохожей на другие
интеграционные группировки.
Члены NAFTА, создавая зону свободной торговли, не ставили задачу перейти впоследствии к таможенному союзу. Однако они с первых же шагов ввели определенные элементы общего рынка: это либерализация капиталовложений, либерализация в сфере услуг, согласование политики в области охраны окружающей среды и др.
Слайд 27В конце ХХ в. заметно набирают силы интеграционные процессы в
Юго-Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней, Филиппины, СРВ.
Успех взаимодействия в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства этих стран, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированными формами сотрудничества.
Слайд 28Интеграционные объединения Африки.
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) учреждено в
1975 г. Членами ЭКОВАС являются: Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гамбия, Гвинея,
Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и Кот д'Ивуар. Штаб-квартира — г. Логос (Нигерия).
Целями организации провозглашены:
развитие всестороннего экономического сотрудничества;
мобилизация природных ресурсов;
выравнивание уровней развития стран региона;
поэтапное создание в течение 15 лет африканского общего рынка;
проведение совместной экономической политики, координация планов развития государств-членов.
Экономическая интеграция в рамках ЭКОВАС развивается по следующим направлениям:
либерализация региональной торговли;
создание таможенного и валютного союза;
установление свободного режима передвижения граждан и имущества;
развитие и реализация совместных проектов в области энергетики, горнодобывающей промышленности и дорожного строительства.
Слайд 29Южноафриканское сообщество развития (САДК) образовано в 1992 г.
В САДК входят:
Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания,
ЮАР (11 стран). Цель создания – либерализация внешней торговли стран-членов.
САДК осуществило существенное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях.
Штаб-квартира – г. Габороне (Ботсвана)
Слайд 30Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) образован в 1994
г. Членами КОМЕСА являются: Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия,
Зимбабве, Египет, Кения, Коморские о-ва, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские о-ва, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия. (19 стран). Штаб-квартира – г. Кампала (Уганда).
КОМЕСА создан в форме зоны преференциальной торговли.
Цель образования - создание экономического сообщества.