Слайд 1 тема 9 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Слайд 2Основные вопросы:
9.1. Организация финансового менеджмента в условиях рынка.
9.2. Цели и
функциональные задачи финансового менеджмента.
9.3. Программное обеспечение финансовых решений.
Слайд 39.1. Организация финансового менеджмента в условиях рынка
Ключевая роль финансовых ресурсов
в экономике предприятий выделяет функции управления ими в самостоятельную сферу
деятельности.
Организация этой деятельности осуществляется в рамках специальной системы управления, получившей название финансовый менеджмент.
Слайд 4 Объектом управления в данной системе выступают финансовые ресурсы и финансовые
отношения между хозяйствующими субъектами, а также различными звеньями финансовой системы.
Организационное
обеспечение задает общую структуру системы управления финансами на конкретном предприятии, определяет в ее рамках функции и задачи соответствующих служб, подразделений и отдельных специалистов.
Слайд 5 Основу методического обеспечения финансового менеджмента составляет комплекс общеэкономических, аналитических и
специальных приемов, методов и моделей, обеспечивающих эффективное управление финансовыми ресурсами
хозяйственного объекта.
Слайд 6 Центральным элементом управляющей подсистемы (субъектом управления) финансового менеджмента является кадровое
обеспечение, т.е. группа людей (финансовые директора, менеджеры и т.п.), которая
посредством различных приемов и методов обеспечивает выработку и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект.
Слайд 7 Программное обеспечение (ПО) управляющей подсистемы финансового менеджмента обеспечивает функционирование ее
технического комплекса, решение функциональных задач и взаимодействие пользователей-специалистов с компьютером.
Важным
классом таких программных комплексов являются пакеты прикладных программ автоматизации офисной деятельности: Microsoft Office, Corel Office, Lotus Notes, Star Office и др.
Слайд 8 Особенность задач финансового менеджмента заключается также в том, что они
плохо стандартизируемы и сочетают в себе одновременно вычислительный, информационно-поисковый и
логический аспекты.
Решение многих из них носит нерегулярный характер. Существует также ряд так называемых разовых задач, потребность в решении которых возникает в процессе проведения конкретной сделки.
Слайд 9 Информация в системе финансового менеджмента может быть классифицирована как внутренняя
и внешняя.
К внутренней относится информация, которая генерируется в процессе функционирования
предприятия и формируется специалистами его различных подразделений – бухгалтерии, маркетинга, материально-технического снабжения, сбыта, финансового отдела и т.д.
Слайд 10 К внешней относится информации о: других производителях, возможных потребителях продукции,
поставщиках сырья и комплектующих, современных технологиях, положении на товарных рынках
и рынках капитала, правовых условиях хозяйственной деятельности, общей экономической и политической ситуации не только в собственной стране, но и во всем мире.
Эта информация формируется и может быть получена на информационном рынке.
Слайд 119.2. Цели и функциональные задачи финансового менеджмента
Во внешней информации используется
понятие деловая информация.
В се составе выделяют:
макроэкономическая информация, характеризующая общее
состояние экономики страны в виде различных индикаторов, оценок, прогнозов и предоставляемая специальными государственными или независимыми институтами.
Слайд 12 финансовая информация, характеризующая текущее и перспективное положение фирм, сложившуюся конъюнктуру
на рынке капиталов, инвестиции, эмиссии ценных бумаг, формируемая в результате
проведения собственных или заказных исследований, а также получаемая из независимых источников (например, консалтинговых, инвестиционных и аудиторских фирм, специализированных агентств, баз данных, периодических изданий и т.д.).
Слайд 13 биржевая информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и
процентных ставках, ценах, индикаторах, предоставляемая банками, биржами, брокерскими фирмами, а
также специальными агентствами и службами.
коммерческая информация, включающая сведения о предприятиях (банках, фирмах, корпорациях), их производственных связях, выпускаемой продукции, сделках, ценах, технологиях, руководителях, акционерах и т.д.
Слайд 14 статистическая информация – экономические, финансовые, биржевые, социальные, демографические и другие
данные, представленные в виде динамических рядов.
деловые новости – текущая информация
из различных сфер бизнеса, периодически (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.) предоставляемая информационными агентствами и в публичной печати.
Слайд 159.3. Программное обеспечение финансовых решений
Примерами комплексных автоматизированных систем управления финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий являются такие известные в мире программные продукты, как
БААН (BAAN, СШA), R3 фирмы SAP (Германия), PLATINUM (США), SCALA (Швеция), MAN/MANX (США), Champion (США) ряд отечественных продуктов: «ОЛИМП» (Росэкспертиза, Россия), БОСС (АйТи, Россия), «ГАЛАКТИКА» (Галактика, Белоруссия) и др.
Слайд 16 В базовом ядре системы «ОЛИМП» реализован специальный модуль «Финансы».
Однако
в отличие от системы «БААН» этот модуль предназначен только для
оперативного управления финансовыми ресурсами – поступлением и расходованием денежных средств, анализа операций с дебиторами и кредиторами и т.п.
В системе «ГАЛАКТИКА» реализован так называемый контур административного управления, включающий следующие модули: маркетинг, планирование финансов, управление проектами и финансовый анализ.
Слайд 17 Подсистема «БОСС-Аналитик» предназначена для руководителей всех уровней и сотрудников финансовых
подразделений, которым нужно ежедневно принимать обоснованные решения на базе актуальной
информации. Позволяет оперативно извлекать необходимые данные из учетных приложений БОСС, представлять их в наглядном виде и с нужной степенью детализации, анализировать извлеченную информацию и осуществлять эффективное планирование на основе аналитических данных.
Слайд 18 Табличные процессоры, или электронные таблицы (ЭТ), имеют давнюю историю применения
в сфере бизнеса. Разработки нового поколения, такие, как Excel (Microsoft
Inc), Quattro Pro (Corel Corp.), Lotus (Lotus Development Corp.), отличаются качественно новыми возможностями и уровнем функциональности, позволяющими рассматривать их, как мощные системы поддержки принятия решений (decision support system).
Слайд 19 Программные средства, предназначенные для автоматизации оценки, подготовки технико-экономических обоснований (ТЭО)
и разработки бизнес-планов инвестиционных проектов, представлены на отечественном рынке следующими
продуктами: COMFAR разработка международной организации ЮНИДО (ООН), PROJECT EXPERT (PRO-INVEST Consulting), «Альт-Инвест» («Альт»), «Инвестор» («ИНЭК») и др.
Слайд 20 Пакет COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting) базируется
на руководстве международной организации UNIDO по подготовке технико-экономических обоснований инвестиционных
проектов в промышленности.
Его применение связано с рядом сложностей, вызванных необходимостью стыковки международных стандартов с национальным законодательством и налоговым кодексом.
Слайд 21 Пакет PROJECT EXPERT является автономным, закрытым приложением, функционирующим в среде
Windows 95/NT; он реализован с использованием современных инструментальных программных средств
на языке C++, что обеспечивает высокую надежность и скорость расчетов.
С его помощью можно осуществлять анализ, подготовку бизнес-планов и мониторинг инвестиционных проектов. Пакет PROJECT EXPERT выпускается в нескольких модификациях: облегченной, профессиональной (Professional) и холдинг, различающихся по функциональным возможностям и стоимости.
Слайд 22 На отечественном рынке представлен целый ряд продуктов, автоматизирующих проведение маркетинговых
исследований: Marketing Expert (PRO-INVEST Consulting), «Маркетинг» (РОСЭКСПЕРТИЗА), «БЭСТ-Маркетинг» («Интеллект-Сервис»), а
также «Касатка» (SBI Inc., США) и другие, позволяющие быстро и эффективно выработать тактику и стратегию поведения компании на рынке.
Слайд 23 Популярным представителем пакетов этой группы у зарубежных и отечественных специалистов
является программа MetaStock (Equis, США). Последняя версия этой программы (MetaStock
7.0) позволяет использовать все новейшие возможности и преимущества оболочки Windows XP и операционной системы Windows NT, включая совместимость с Microsoft Office предыдущих версий и поддержку стандарта обмена данными OLE.
Слайд 24 Из программ статистического анализа на российском рынке наибольшее распространение получили
зарубежные разработки SPSS (SPSS Inc., США) и Statistica (StatSoft, США),
а также отечественные пакеты «Эвриста» (МГУ), «ОЛИМП СтатЭксперт» (Росэкспертиза), «Оракул-2» («Неософт»), «Статистик-Консультант» («Тандем»), «Мезозавр» («Стат-Диалог») и др.
в финансовом менеджменте они применяются для прогнозирования временных рядов, анализа рисков и решения задач группировки и кластеризации данных.
Слайд 25 Программы математического анализа представлены разработками зарубежных фирм – пакетами
MathCAD PLUS (Math Soft, США), Mathematica (Wolfram Research Inc., США),
MathLab (MathWorks Inc., США).
В финансовом менеджменте подобные пакеты используются для анализа рисков, задач оптимизации, а также исследования и описания нелинейных зависимостей между показателями.
Завершая рассмотрение программных средств для финансового менеджмента, отметим, что все большее применение здесь находят системы искусственного интеллекта (СИИ).
Слайд 26 Особое внимание сегодня уделяется нейронным сетям.
Нейронные сети (НС) получили широкое
применение в тех областях финансового и инвестиционного менеджмента, где требуется
получение оценок и прогнозов, связанных с обработкой больших объемов информации, и принятие решений в минимально короткие интервалы времени
Слайд 27 К достоинствам НС относятся:
возможность моделирования и прогнозирования нелинейных процессов,
способность работать с зашумленными данными,
быстрое обучение и гибкость адаптации
к изменениям внешней среды.
Слайд 28Вопросы для самоконтроля:
Назовите и кратко охарактеризуйте основные элементы управляющей подсистемы
финансового менеджмента.
Дайте характеристику комплексу задач финансового менеджмента. В чем заключаются
их особенности?
Какие виды информации используются в процессе решения задач финансового менеджмента?
Перечислите и охарактеризуйте основные виды деловой информации.
Дайте характеристику биржевой и финансовой информации. Каковы способы ее представления?
Назовите основных отечественных и зарубежных поставщиков деловой информации.
Слайд 29В чем заключаются специфика и основные проблемы отечественного рынка информационных
услуг?
Дайте классификацию программных средств финансового менеджмента.
Назовите общие черты комплексных систем
автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.
Какие программные средства используются для решения задач финансового анализа?
В чем заключаются особенности задач типа оценки инвестиционных проектов?
Перечислите основные этапы решения задачи оценки инвестиционных проектов в условиях информационной технологии. Какие программные средства при этом используются?
Каковы конструктивные особенности программ PROJECT EXPERT и «Альт-Инвест»? Какую программу вы бы предпочли? Обоснуйте свой выбор.