Слайд 1Ершов Александр Александрович
Тема: Анализ и разработка конкурентных преимуществ организации на
основе модели М.Портера (на примере предприятия СЗГГП «Калининградская гидрогеологическая экспедиция»)
Калининград
(ДД.02.2013)
Слайд 2Понятия и виды конкурентных преимуществ организации
Ключевым понятием, выражающим сущность
рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrentia – сталкиваться, состязаться).
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
В качестве средств в конкурентной борьбе, для улучшения своих позиций на рынке, компании используют качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Конкуренцию подразделяют на следующие виды:
Функциональная. Имеет место в случае, когда одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Например, потребность в отдыхе может быть удовлетворена путем посещения театра, концерта, ресторана.
Видовая. Вызвана тем обстоятельством, что существуют товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но отличающиеся по своим характеристикам. Например, различные марки легковых автомобилей.
Предметная (межфирменная). Характеризуется тем, что разные фирмы выпускают одинаковые товары.
Слайд 3Понятия и виды конкурентных преимуществ организации
Конкуренция бывает ценовая и
неценовая:
Ценовая характеризуется тем, что однородные товары различаются ценой. Конкуренция заключается
в снижении цены с целью захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов.
Неценовая конкуренция заключается в переносе центра тяжести на качество товаров (в том числе надежность, упаковку, дизайн и т. д.).
Есть и другие формы конкуренции:
Горизонтальная конкуренция существует между фирмами на одном уровне — переработки, оптовой торговли или розничной торговли.
Вертикальная конкуренция возникает при договорных отношениях в рамках сделок между покупателями и продавцами продовольствия при разделении выручки, поступающей от потребителей продуктов питания.
Конкурентоспособность организации-производителя можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса развития данного производителя от производителя-конкурента. Она характеризует возможность и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Слайд 4Понятия и виды конкурентных преимуществ организации
Конкурентоспособность означает степень преимущества
продукта на рынке по сравнению с другими, конкурирующими продуктами, аналогичного
назначения.
Конкурентное преимущество – это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества организации являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.
Так методика оценки конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, которая является источником получения преимущества (материальные, нематериальные, денежные, социальные и другие ценности), и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.
Слайд 5Стратегии достижения конкурентных преимуществ по модели М.Портера
В 1980 году в
США вышла книга Майкла Портера «Конкурентная стратегия». В ней рассматривались
факторы, определяющие конкуренцию в отрасли. Среди них Портер выделил пять главных сил, действия которых ведут к снижению прибыльности. Портер указывает, что задача каждой компании – найти такую сферу деятельности и применить в ней такие стратегии, при которых она будет испытывать наименьшее давление со стороны конкурентов.
Модель М. Портера представляет собой инструмент для проведения анализа конкурентных условий сложившихся на рынке и позволяет оценить степень влияния, которое каждая из пяти сил оказывает на компанию и, соответственно, насколько та или иная отрасль интересна для деятельности компании.
Рассмотрим подробнее основные характеристики пяти сил модели М. Портера
а). Риск входа потенциальных конкурентов;
б). Соперничество существующих в отрасли компаний;
в). Возможность покупателей «торговаться»;
г). Возможность поставщиков «торговаться»;
д). Угроза заменяющих продуктов.
Слайд 6Пять сил модели конкурентных преимуществ предприятия
Слайд 7Формирование и реализация конкурентных преимуществ
«Конкуренция — стимул роста и развития;
энтузиазм конкурента к обновлению; поиск, выбор и продвижение к цели;
знание соперников, умение подбирать партнеров, жажда успеха».
Формирование конкурентных преимуществ предприятия происходят за счет выбора правильной деловой стратегии, основой которой, непосредственно, являются эти самые преимущества.
Под деловой стратегией (бизнес-стратегией) понимается стратегия развития бизнес-единицы или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке.
Существует множество направлений достижения конкурентных преимуществ, или деловых стратегий, но наиболее общими являются:
лидерство в издержках (себестоимости продукции);
дифференциация продукции;
фокусирование (концентрация);
ранний выход на рынок (стратегия первопроходца).
Слайд 8Направления достижения конкурентных преимуществ
Абсолютное лидерство в издержках – вариант стратегии,
при котором «более низкие по сравнению с конкурентами затраты становятся
лейтмотивом всей стратегии». В этом случае компания достигает своей главной цели – абсолютного отраслевого лидерства в издержках - благодаря применению комплекса специальных экономических мер.
Стратегии дифференциации - лежит идея создания уникального т.е. дифференцированного продукта. Дифференциация может осуществляться по различным критериям, например: по престижу дизайна или бренда, по используемой технологи производства, по функциональным возможностям, по качеству обслуживания потребителей, по развитой дилерской сети и т.п
Стратегии фокусирования - защищает компанию от воздействия конкурентных сил в той же мере и таким же образом, как и использование остальных вариантов базовых стратегий.
Стратегия первопроходца, или раннего выхода на рынок, означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, получение монопольной, сверхвысокой прибыли и достижение быстрого роста фирмы.
Слайд 9О предприятии
Калининградская комплексная геологоразведочная экспедиция была создана в 1957
году (Приказ СЗГУ № 174 от 24.08.57 г.) вблизи г.Светлогорска,
на которую было возложено планомерное комплексное изучение территории Калининградской области с целью выявления месторождений полезных ископаемых для обеспечения народного хозяйства разведанными запасами минерального сырья, изучения режима и баланса подземных вод. С 1961 года экспедиция начала проведение работ по глубокому нефтепоисковому бурению в основном в восточных районах области. Поэтому в 1962 году было начато строительство новой базы экспедиции на восточной окраине г. Гусева, где она и располагается на сегодняшний день. В 1990 году экспедиция была переименована в Калининградскую гидрогеологическую.
Местоположение предприятия: 238050 Калининградская область, г.Гусев, пр.Ленина, 80.
Калининградская гидрогеологическая экспедиция (КГЭ) является государственным унитарным предприятием, занимающимся геологоразведочными работами, разведкой полезных ископаемых и написанием проектов на бурение гидрогеологических скважин. На протяжении всех лет своего существования экспедиция занималась вопросами водоснабжения в области, осуществляла поиски и разведку пресных подземных вод, минеральных – для лечебно-оздоровительных целей и промышленного разлива
Слайд 10Структура органов управления предприятия
Слайд 11Модель принятия АУП управленческих решений
Планирование
Постановка целей
Контроль
АУП
Организация
Коммуникации
Мотивация
Прогнозирование
Слайд 12Основные виды деятельности предприятия
1. Осуществление геологической и производственно-хозяйственной деятельности, направленной
на удовлетворение потребностей народного хозяйства в сырьевых ресурсах и получение
прибыли.
2. Проведение комплекса геологоразведочных и сопутствующих им работ на территории Калининградской области РФ с целью выявления месторождений полезных ископаемых и получения геологической и другой информации, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и обеспечения сырьевыми ресурсами действующих предприятий, в их составе:
- геолого-съемочные, поисковые и разведочные работы на различные полезные ископаемые, в т.ч. минеральную и пресную воду;
- инженерно-геологические работы;
- тематические, опытно-методические, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы;
- аналитические, картосоставительские работы, работы по сбору, хранению и систематизации геологической информации и реализации ее потребителю, в т.ч. по согласованию с Учредителем за рубеж;
Слайд 13Основные виды деятельности предприятия
- работы по водоснабжению населенных пунктов, предприятий
и хозяйств, в т.ч. и личных хозяйств граждан;
- выдача гидрогеологических
заключений и разрешений на бурение водозаборных скважин, согласование разрешений на спецводопользование, выдачи заключений на безрудность площадей;
- составление технико-экономических обоснований на разведку и эксплуатацию полезных ископаемых;
- составление информационных справок о наличии месторождений полезных ископаемых, их прогнозных ресурсах и запасах, геологической, геофизической, гидрогеологической, экологической изученности территории Калининградской области;
- разработка месторождений полезных ископаемых, их переработка и реализация потребителям.
Слайд 14Анализ привлекательности отрасли
Калининградская гидрогеологическая экспедиция является единственным государственным предприятием, имеющим
лицензии на все виды геологических, экологических, гидрогеологических работ а так
же на разработку проектно-технической и сопроводительной документации.
Возможные разработки помимо водоснабжения:
- Месторождений нефти;
- Карьеров по песчано-гравийным смесям;
- Месторождений гипса, кремния, угля, золота;
- Соляных месторождений;
- Месторождений янтаря.
Провождение экологических работ по охране побережья.
Удовлетворение потребностей народного хозяйства.
Геолого-съемочные, поисковые и разведочные работы на различные полезные ископаемые, в т.ч. минеральную и пресную воду.
Слайд 15Анализ рынка и конкурентной среды