Слайд 1Тема: Экстернализм и интернализм в объяснении механизмов научной деятельности
Экстернализм и
социальная история науки.
Интернализм о движущих силах развития науки.
Слайд 2Экстернализм - реакция на позитивизм в истории науки
Формируется в рамках
социологического и культурологического подходов к анализу науки.
Социологический подход (Дж. Бернал,
Дж. Холдейн) представлен двумя основными направлениями:
социологией науки (исследует взаимоотношение науки как социального института с другими сферами общества)
социологией знания (исследует взаимосвязь между социальным бытием и научным познанием)
Культурологический подход (Г. Риккерт, В. Дильтей, О. Шпенглер, М. Вебер) рассматривает культуру как целое, содержащее в себе ключ к анализу всех ее частей, включая науку. => Культурология претендует на роль нового основания науки.
Слайд 3Проблематика экстернализма
Задача экстернализма: реконструкция социокультурных условий и ориентиров научно-познавательной
деятельности.
Основные проблемы:
- влияние социального заказа на развитие науки;
- влияние
производственно-экономических потребностей на выбор научной проблематики;
- анализ культурно-исторического контекста развития научного знания.
Слайд 4Социальная история науки
Обращает внимание на значимость социальных процессов и
социальных структур в жизни общества.
→ Первоначально экстернализм тесно связан с
макросоциологическими концепциями науки.
Слайд 5Специфика макроаналитической стратегии анализа науки
Ориентирована на выявление связей науки с
социальными институциями, на механизм функционирования науки в рамках определенных социальных
матриц.
Исследует обезличенные процессы и структуры, абстрагируется от ученого, от его ценностных предпочтений и субъективных особенностей.
Слайд 6В рамках социальной матрицы формируются:
когнитивная структура науки (в том
числе ее дисциплинарное деление);
способы коммуникации между учеными;
особенности научного сообщества.
Слайд 7Варианты экстернализма
Умеренный экстернализм: общественные запросы оказывают на науку особенно заметное
влияние лишь на первых этапах ее становления. По мере дальнейшего
развития это влияние постепенно ослабевает, и она начинает развиваться под воздействием собственных внутренних причин.
Радикальный экстернализм: не только возникновение науки, но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества.
Слайд 8Современные формы экстернализма
Связаны с проникновением в философию науки микросоциологических стратегий
и методологии социального конструктивизма.
прагматизация науки;
релятивизация научной рациональности, которая признается
ситуативной, то есть зависимой от социальных условий и конкретных форм практики;
психологизация науки.
Слайд 9Особенности микроаналитической стратегии изучения науки
Ориентация на ситуационные исследования (case studies),
описание изолированных событий и фактов из истории науки с целью
реконструировать конкретное событие в его цельности и уникальности
Не ставит задачей выявление общих закономерностей развития научного знания
Слайд 10Основные произведения сторонников микросоциологического анализа науки
Б. Латур, С. Вулгар «Лабораторная
жизнь: социальное строительство научных фактов»
Р. Телнер «Логические и психологические аспекты
открытия циркуляции крови»
К. Кнорр-Цетина «Рынок как объект привязанности: исследование постсоциальных отношений на финансовых рынках»
К. Кнорр-Цетина «Производство знания. Очерк о конструктивистской и контекстуалистской природе науки»
М. Малкей «Наука и социология знания»
Слайд 11Культурологический подход к анализу науки
Общая идея: зависимость развития научного знания
от культуры.
Радикальная позиция: Культура как детерминанта научного знания.
Наука как феномен
культуры подчиняется общему для данной культуры архетипу, определяющему ее строение и развитие.
Н. Каппальди: «Наука не может объяснить человека или культуру…, напротив, сама наука не будет понята, если только ее не рассматривать как подчиненную часть культуры, один из многих способов отношения человека к миру».
Слайд 12Основные интеллектуальные инициативы в рамках культурологического подхода к науке
Критика традиционной
эпистемологии с позиций:
философского иррационализма
социальной антропологии
методологического анархизма
постмодернистской деконструкции
Стремление заменить рациональную
реконструкцию науки каузальной.
Суть позиции: Если научное знание обусловлено социокультурными факторами, то его анализ должен опираться на объяснения каузального типа.
Слайд 13Различие между рациональными и каузальными объяснениями научных открытий (теорий)
Рациональное объяснение
научного открытия (теории):
исходит из перечня проблем, разрешению которых должно
способствовать данное открытие (теория);
дает оценку объяснительной способности и эффективности интеллектуальных новаций;
определяет их эвристический потенциал, роль в развитии данной науки, влияние на последующие поколения исследователей.
Каузальное объяснение научного открытия (теории):
ищет причины научных открытий и интеллектуальных инициатив в социокультурной реальности.
При этом в качестве причины может быть указан любой социокультурный фактор.
Слайд 14Интернализм в философии науки
Представители: Э. Гуссерль, А. Койре, Г. Гусдорф,
Р.Холл
Задача: рациональная реконструкция истории науки, выявление внутренней логики постановки и
решения научных проблем.
Основные идеи:
Идея автономности научного знания
Идея первичности опыта интеллектуальной деятельности
Идеализация как базовая процедура проекта новоевропейской науки
Слайд 15Варианты интернализма
Интернализм позитивистского толка (убеждение, что механизм развития и науки,
и истории находился внутри самой науки)
Интернализм Э. Гуссерля (поиск смысловой
основы науки методом феноменологической интроспекции)
Интернализм постпозитивистов (признание внутреннего контекста, рациональной логики развития науки у И. Лакатоса)
Интернализм А. Койре и Г. Гусдорфа (задача интеллектуальной реконструкции науки, признание генетической связи научной теории или научного открытия с философией)