Слайд 2Введение
Графика- древний вид искусства который развивается уже много тысяч лет.
За это время появилось множество разных видов и техник
В данной работе я расскажу немного о графике, о рисунке и основных выразительных средствах, о гравюре и её видах.
Слайд 3Графика
Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть
графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается
во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).
Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).
Слайд 4Графика – от греческого “grafo” – пишу, черчу, рисую
Язык графики
и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур,
пятно, тон.
Однако добиться выразительности рисунка можно даже при использовании только черного цвета
Рембрандт . Три дерева.1643.Офорт
Слайд 5Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на
три вида:
монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например,
плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;
станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);
декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.
Слайд 6ГРАФИКА
рисунок
эстамп
гравюра
лубок
книжная и газетно-журнальная
прикладная
плакат
Слайд 7Специфика искусства графики
Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило,
основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую
роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.
Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?
Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи).
Слайд 8Рисунок – структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного.
Рисунок это изображение
выполненное от руки при помощи графических материалов.
Слайд 11Графитовые карандаши
Обозначение мягкости:
Т(Н),F ,ТМ (НВ), М (В), 2М (2В),
Слайд 13Акварельные цветные карандаши
Обязательное дополнение: точилка
Слайд 14Пастель
«Koh-i-noor» или « Faber-Castell»
Слайд 15Пастель
Масляная«Faber-Castell»18-24 цветов
Слайд 16Бумага для пастели
Размер 50х65 см, плотность160 g/m2
Слайд 17Обязательное дополнение: точилка
Пастельные карандаши цвета «сепия», темно-коричневая
Слайд 18Пастельные карандаши
Цвета: белый, серый, черный
Слайд 19Фломастеры, маркеры
Разной толщины и цветов
Слайд 21
Виды рисунка
Основными видами рисунка являются: набросок,
зарисовка с натуры, этюд,
эскиз.
Эдуар МАНЕ.
Портрет мадам Жюль Гийме.
Набросок. Уголь. Франция
Набросок - произведение
графики, живописи или скульптуры небольших размеров, быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.
Слайд 22
Зарисовки Елены Пимановой
Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача
заключается в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное,
что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.
Слайд 23Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной
картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых
художник разрабатывает общую структуру будущего произведения.
Лев Бакст
Эскиз Костюма для Анны Павловой «Бабочка»
Лев Бакст
Эскиз костюма для Вацлава Нижинского
"Шехерезада" Синий Султан
Слайд 24
Дейнека. Эскиз к картине
«Оборона Севастополя»
Слайд 25Этюд (изучаю и наблюдаю с натуры, разрабатываю детали для будущего
произведения)
Подготовительные рисунки Микеланджело Буонарроти к росписи потолка
Сикстинской капеллы (1508-1512)
«Ливийская сивилла»
Слайд 26Учебный рисунок
Работа над учебным рисунком натюрморта из геометрических тел является
первой ступенью в познании рисунка как такового. На этой ступени
идет формирование нового сознания для понимания объема и пространства.
Слайд 27
Академический рисунок – многочасовая работа с подробной передачей конструкции и
светотени объектов. Такая система включает копирование «оригиналов» признанных мастеров, рисование
с гипсовых античных слепков и затем с живой натуры.
Работы Юрия Бутенко
Длительный академический рисунок гипсовой головы Афродиты Книдос.
Длительный рисунок гипсовой головы Гаттамелаты
Слайд 28
Рисунок основан на выразительных возможностях линии, штриха, пятна. Примером
могут послужить рисунки В.Ватагина.
Слайд 29
Графику можно подразделить на станковую (самостоятельные произведения), книжную иллюстрацию, газетный
и журнальный рисунок.
Слайд 30
Своеобразной формой графики является плакат с легко воспринимающимися образами.
Слайд 31ПЛАКАТ (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе
с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или
учебных целях.
Слайд 32Лубок
Лубок - народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью
образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники,
лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанных на декоративный эффект, тенденции к развёрнутому повествованию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, мастерами - ремесленниками, является видом народного творчества, но к лубку обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приемы.
Слайд 33ЭКСЛИБРИС (от лат. eх libris — из книг), книжный знак,
указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.
Слайд 34ГРАВЮРА (франц. gravure), вид графики, в котором изображение является печатным
оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют
гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв.
Слайд 35Гравюра и её виды
Материалы и техники графики разнообразны, но, как
правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют
большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.
Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского слова graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.
плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;
выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона;
углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.
Слайд 36Классификация гравюры
В зависимости от материала, из которого создается печатная форма,
различают разные виды гравюры:
Слайд 38гравюра
ЛИТОГРАФИЯ
ЛИНОГРАВЮРА
КСИЛОГРАФИЯ
ОФОРТ
Слайд 39Литография
Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень
гладко полируется и обезжиривается. Изображение на литографический камень наносится специальной
жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. В 19 веке получает распространение в станковой и социально-критической журнальной графике.
Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется аллюминиевая пластина.
Слайд 40Ксилография
Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается
на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются
участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века в связи с необходимостью книгопечатания.
Слайд 41Линогравюра
Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к
ксилографии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в
исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).
Слайд 42Офорт
Офорт - рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака,
покрывающего металлическую пластину. Поцарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное
изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.
На полированную пластину (цинк, медь, сталь) наносят кислотоупорный лак (офортный лак), который процарапывают стальной гравировальной иглой до металла (линии, штрихи, точки) в соответствии с задуманным изображением. Оборотную сторону пластины защищают от травления битумным лаком. Во время травления в процарапанных местах образуются углубления (кислота разъедает металл), размер которых регулируется временем нахождения пластины в растворе. Периодически доска вынимается из раствора, просушивается, и часть изображения закрывается лаком. В результате такого ступенчатого травления получают штрихи различной глубины и ширины, что на оттиске выражается в богатой тональной градации.
Слайд 43Сухая игла
Сухая игла - гравирование производится механическим способом острыми стальными
иглами непосредственно на металле и не связано с применением травящих
жидкостей (отсюда и название). Относится к виду глубокой печати (изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы). Оттиск гравюры сухой иглы отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер. Инструменты для сухой иглы представляют собой стержни с насадками из очень твёрдого металла. Гравирование ими требует известных усилий. Чем глубже царапина, тем темнее получается след на оттиске после печати.
Слайд 44Меццо-тинто
Меццо-тинто - гравирование производится выглаживанием и полировкой светлых мест на
предварительно зазерненной, как бы вспаханной, поверхности доски. Предварительная подготовка пластины
─ зернение доски (придание ей шероховатости) специальными стальными инструментами ─ процесс трудоёмкий. Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона и множество его градаций.
Для подготовки пластины под меццо-тинто (зернения) применяется специальный стальной инструмент - качалка, имеющий вид лопатки с закруглённым концом и с заточенным краем. С лицевой стороны качалки нарезаны параллельные канавки. Для дальнейшего выглаживания и выскребания светлых мест на зернистой фактуре пластины используются гладилка (инструмент имеет скруглённый, хорошо отполированный конец) и шабер (острый трёхгранный инструмент).
Слайд 45Акватинта
Акватинта - разновидность гравюры на металле, относящаяся к способу глубокой
печати. Оттиски, напечатанные с досок в технике акватинта, напоминают акварельную
живопись. Акватинта изобретена Жаном Батистом Лепренсом около 1760г. Во Франции.
На отполированную металлическую пластину напыляют кислотоупорный порошок асфальта или канифоли, который после подогрева (100-110~С) прочно прилипает к поверхности металла в виде мельчайших капель. При травлении в кислоте металл растворяется только на открытых участках пластины. Закрывая поэтапно кислотоупорным лаком отдельные места изображения (по замыслу художника), травят в кислоте, получая различную глубину травления. После травления смываются лак и канифоль, форма набивается краской и печатается в офортном станке. Чем глубже травление, тем темнее на оттиске будет получаться тон.
Слайд 46Мягкий лак
Мягкий лак (срывной лак) – способ гравирования на металле
(разновидность офорта), возник во второй половине XVIII века.
Предварительно отшлифованную и
отполированную металлическую пластину покрывают кислотоупорным особым лаком. На такой специальный лак аккуратно накладывается зернистая бумага, по которой рисуют карандашом, касаясь пластины только карандашом, для чего руку опирают на специальную подставку. Лак частично прилипает к обратной стороне бумаги в местах касания карандаша. По окончании рисунка бумага с приставшим лаком осторожно снимается. В зависимости от применяемой бумаги и силы нажима на карандаш, а также разной твердости грифеля линии на лаковой поверхности имеют различную структуру. Вытравление рисунка проводится в слабой кислоте, так как мягкий лак травится быстрее всех офортных техник
Слайд 47Лавис
Лавис - вид глубокой печати на металле. Техника лависа заключается
в воздействии кислотой непосредственно на открытую поверхность металла, часто при
помощи кисти, что на оттиске выглядит более нежными акварельными градациями, чем от техники акватинта. Чем дольше кислота находится на металле - тем активнее идет травление и тем сильнее будет тон на оттиске. В отличие от других разновидностей офорта, лавис позволяет получить лишь небольшое количество оттисков (20-30).
Слайд 48Резерваж
Резерваж - разновидность офорта, получившая распространение со 2-ой половины XIX
века.
Рисунок, чернилами или тушью с добавлением сахара, наносится пером или
кистью непосредственно на гладкую поверхность металла, высушивается и затем покрывается кислотоупорным лаком. Высушенная форма опускается в слегка подогретую воду. Разбухая, чернила с сахаром поднимают лежащие над ними частицы лака, которые легко сходят и обнажают металл. После того, как обнажится весь рисунок, пластину вынимают, просушивают и травят как обычный офорт.
В результате травления получают печатную форму, оттиски с которой напоминают наброски пером или кистью.
Слайд 49
Заключение
В данной работе мы узнали:
К каким видам искусства относится графика
Что
составляет специфику искусства графики
Узнали больше о видах гравюр
Вспомнили
на какие виды подразделяется графика.
Слайд 50 Все ресурсы для данной курсовой работы были взяты из
интернета.