Слайд 1Тема Х. Особенности системы SketchUp7.
Концепция программы.
Интерфейс программы.
Средства создания трехмерных моделей.
Визуализация
объектов.
Слайд 2Концепция программы
Система координат
Логический механизм
Принцип создания моделей
Основные элементы
Слайд 3Система координат в SketchUp
Положение точки в в 3D пространстве определяется
позицией относительно трех осей рисования drawing axes: плюс или минус
X, Y, Z (выше или ниже уровня земли)
плюс или минус представлены соответственно сплошной и точечной линией
X – зеленый цвет, Y – красный цвет, Z - голубой цвет
План, на котором пересекаются красная и зеленая ось, образуют «землю» (ground plane)
Термин origin обозначает начало осей (в точке их пересечения на «земле») и является началом отсчета или создания элемента
Слайд 4Логический механизм
SketchUp имеет невидимый логический механизм (inference engine) для создания
точных и реалистичных моделей.
Логический механизм размещает или выводит разные точки
на модели (например - центр круга, среднюю точку линии, линию, перпендикулярную плоскости, точку на поверхности, точку на ребре и т.д).
SketchUp сообщает об этих точках, выделяя их цветом и окошками с текстом (подсказками) в момент, когда вы помещаете на них курсор.
Слайд 5Принципы создания моделей
Все модели в SketchUp создаются соединением линий, являющихся
в дальнейшем ребрами поверхностей.
Слайд 6Пересечение любых трех или более линий в одной плоскости формирует
замкнутую плоскую фигуру, которая автоматически становится поверхностью (Face), а сами
линии – ее ребрами (Edge).
Слайд 7Далее эта поверхность дорисовывается или «выталкивается» в третье измерение, образуя
трехмерный объект.
Для моделирования используются инструменты и приемы модификаций уже созданных
элементов путем их разделения, объединения, искажения и т.п.
Слайд 8Деление и соединение - модификация существующих построений. Например, инструмент Линия
позволяет разделить поверхность и ребра, чтобы создавать дополнительные независимые поверхности
и ребра.
Слайд 9После удаления разделяющей линии две поверхности соединятся снова в одну.
Это общее правило в SketchUp для разделения и слияния частей
модели.
Слайд 10Инструмент Push/Pull Tool позволяет захватить любую поверхность и потянуть (толкнуть)
ее относительно исходного положения вдоль одной из осей.
Слайд 11Манипуляции связанными поверхностями - модели в SketchUp могут быть изменены
(перекашивание, искажение или сложение) за специфическую точку на ребре или
поверхности переносом ее инструментом Перемещение.
Слайд 12Автоискажение (Autofold) - шестиугольник, созданный инструментом Многоугольник вытянут в 3-х
мерную форму. Затем инструментом Вращение повернута только верхняя плоскость. Таким
образом, стороны формы, имеющие общие ребра с верхней плоскостью, скрутились в сложенном действии сдвига.
Слайд 13Пересечения (Логические действия) - Intersections (Boolean Operations) позволяют создавать сложные
объекты пересечением двух других объектов, создавая новые ребра на пересечении
элементов и вычитая (удаляя) части скомбинированного объема.
Слайд 14Основные элементы
Линия Line – прямые. Линии, являющиеся ребрами поверхностей –
базовые строительные блоки всех моделей в SketchUp.
Поверхность Face - поверхности
создаются автоматически, когда три или более ребер в одной плоскости формируют замкнутую плоскость. Поверхности имеют лицевую и оборотную стороны.
Окружность Circle, Дуга Arc, Многоугольник Polygon, Кривая Curve, От руки Freehand Sketch. Окружность, Дуга и Кривая создаются из нескольких коротких линий или ребер.
Группа Group - используется для объединения двух или более элементов в один для быстрых манипуляций с ними (например, копирование).
Слайд 15Компонент Component аналогичен Группе, но может быть сохранен и повторно
использован во всех других моделях SketchUp.
Конструкционная линия Construction Line –
это непрерывная разметочная и опорная линия для удобства, ускорения и точности рисования.
Размеры Dimension - числовые значения длин ребер или величин радиусов.
Криволинейная поверхность Surface – комбинация большого числа плоских поверхностей для создания впечатления плавной криволинейной поверхности.
Сечение Section Plane - сечения и разрезы моделей.
Имидж Image - импортированная растровая картинка.
Текст Text - может быть автономным (плавающим) или идти по выносной направляющей линии.
Слайд 16Интерфейс программы
Основное меню
Панели инструмен-тов
Контекстное меню
Диалоговые окна
Панель статуса
Слайд 17Основное меню (Файл)
Новый - закрытие текущего документа, создание пустой области
рисования (drawing area) и начала новой модели SketchUp
Открыть - доступ
к диалоговому окну и открытие предварительно сохраненного файла SketchUp
Сохранить – сохранение текущего активного файла на жестком диске
Сохранить как - Сохранение текущего активного файла на жестком диске как нового документа (с новым именем, с новым местом размещения или в другой версии)
Сохранить как копию – сохранение промежуточных (экспериментальных) вариантов текущего активного файла на жестком диске как нового документа (с новым именем, с новым местом размещения или в другой версии)
Возврат - возврат текущего активного файла к последнему сохраненному состоянию
Send to LayOut
3D Warehouse
Слайд 18Экспорт – экспорт модели в другие приложения в виде как
3D моделей, так 2D графики, сечения или анимации
3D Модель -
экспорт файла SketchUp в 3D форматы
2D Графика – экспорт файла SketchUp в растровую (2D bitmap) и 2D векторную графику. Растровая графика в формате JPEG, PNG, TIFF, BMP, TGA, Epixs в виде картинки с экрана – как есть
Разрез - экспорт разреза (2D section slices) с точными размерами в векторные форматы.
Анимация – экспорт слайд-шоу, созданных опцией Тур (TourGuide tours) в видеоформаты
Импорт - импорт информации из файлов других форматов в проекты SketchUp
Настройка печати - вызов диалогового окна настройки принтера
Предварительный просмотр печати - предварительный просмотр распечатки модели Печать - вызов стандартного диалогового окна принтера и печати (print) области рисования (drawing area) текущей модели
Список последних файлов - показ последних файлов, которые недавно открывались в SketchUp
Выход – закрытие текущего файла и рабочего окна SketchUp
Слайд 19Edit - Правка
Отменить - отмена последней команды рисования или редактирования
(до 100).
Повторить - возврат последней отмены в ее предыдущее состояние.
Вырезать - перемещение выбранного элемента из модели в буфер обмена.
Копировать - копирование (без удаления) выбранного элемента из модели в буфер обмена (clipboard).
Вставить - копирование содержимого буфера обмена в любой открытый документ SketchUp
Paste In Place
Ластик - Удалить - удаление выбранного элемента из модели.
Удалить направляющие
Выбрать все - выбор всех возможных элементов модели
Отменить выбор всего (Select None) - отмена любых опций выбора для элементов в модели.
Слайд 20Скрыть - скрытие любого выбранного объекта; применяется для упрощения текущего
вида или редактирования элементов внутри закрытых объектов.
Отменить скрытие:
Выбранное (Selected)
- отмена скрытия любого выбранного объекта.
Последний (Last) - отмена последнего скрытия любого объекта.
Все (All) - отмена скрытия всех объектов в текущем документе.
Блокировать - блокирование любых компонентов или групп от перемещения или редактирования.
Разблокировать - разблокирование любых компонентов или групп.
Выбранное (Selected) – разблокирование выбранных компонентов или групп.
Все (All) - разблокирование всех компонентов или групп в области рисования.
Создать компонент (Make Component) - создание компонента из выбранных элементов.
Создать группу (Make Group) – создание группы из выбранных элементов.
Закрыть Группу/Компонент (Close Group/Component) - выход из режима редактирования компонента или группы.
Пересечение:
с моделью (Intersect With Model) – создание сложных построений в SketchUp; создание пересечения двух элементов (автоматически – их линий пересечений);
С выделенным (Intersect Selected Only)
С контекстом (Intersect with Context)
Ребро (Поверхность, Примитивы) - команды манипуляции текущими элементами (аналогично контекстным командам)
Слайд 21View - Вид
Панели инструментов - выключатель для всех панелей инструментов
Скрытое
построение (Hidden Geometry) - показ построений или элементов, скрытых перед
этим через меню Скрыть (Hide menu item) или контекстной командой. Отображение скрытых поверхностей происходит в виде сетки с подсвеченными линиями.
Сечения - выключатель показа сечений (section plane entities).
Вырезание сечения - выключатель показа любых эффектов вырезания сечений (section cut effects).
Оси - выключатель показа осей рисования (drawing axes).
Направляющие – выключатель показа направляющих
Тени - выключатель показа теней
Туман - выключатель показа дымки
Слайд 22
Стили рендеринга ребер:
Профиль ребер (Profile Edges)
Широкие ребра (Depth Cued
Edges)
Расширение ребер (Extended Edges)
Конечные точки (Endpoints)
Нервные ребра (Jitter Edges)
Стили рендеринга:
Рентген (X-ray) - стиль рентгеновского показа
Каркасы (Wireframe)
Скрытые Линии (Hidden Line)
Затененный (Shaded)
Тени и Текстуры (Shaded with Textures)
Без цвета (Monochrome)
Редактирование компонентов - изменение показа элементов при редактировании компонентов:
Скрыть Модель (Hide Rest of Model) - выключатель показа модели при редактировании компонента.
Скрыть аналогичные компоненты (Hide Similar Components - выключатель показа аналогичных компонентов при редактировании компонента.
Анимация:
Add Scene – добавление сцены
Update Scene – обновление сцены
Delete Scene – удаление сцены
Previous Scene – возврат предыдущей сцены
Next Scene – переход к следующей сцене
Play – пуск просмотра
Settings – настройка параметров
Слайд 23Camera - Камера
Предыдущий вид - отмена последней команды вида (возврат
к предыдущему виду)
Следующий вид
Стандартные виды:
Сверху (Top)
Снизу (Bottom)
Спереди (Front)
Справа (Right)
Сзади
(Back)
Слева (Left)
Изометрия (Isometric).
Перспектива - переключатель между Перспективной и параллельной проекциями видов
Слайд 24Двух-точечная перспектива – режим перспективы с двумя точками схода
Match New
Photo – диалоговое окно выбора фотоизображения
Edit Matched Photo - диалоговое
окно редактирования фотоизображения
Поле зрения - дополнение к инструменту Лупа (Zoom Tool), позволяющее расширять или сужать поле зрения в режиме Field of View.
Вращение вида - вращение вида инструментом Orbit Tool.
Панорама - панорамирование вида инструментом Pan Tool.
Лупа - увеличение, уменьшение масштаба просмотра инструментом Zoom Tool.
Граница окна просмотра - установка границы окна просмотра инструментом Zoom Extents Tool
Показать все - показ всех объектов одновременно инструментом Zoom Window Tool
Позиция камеры - фиксация точки размещения камеры в модели (например, на уровне глаза человека для реалистичного взгляда внутри помещения).
Обход - виртуальный обход модели с использованием инструмента Обход (Walk Tool).
Смотреть вокруг - обзор вокруг с одной точки с помощью инструмента Смотреть Вокруг (Look Around Tool).
Слайд 25Draw - Рисование
Линия - инструмент Линия для рисования линейных элементов
или ребер
Дуга - инструмент Дуга для рисования дуговых элементов, состоящих
из набора соединенных сегментов – прямых линий (редактируемых как простые кривые).
От руки - инструмент От руки для рисования нерегулярных, свободных кривых
Прямоугольник - инструмент Прямоугольник для рисования 4-х угольных поверхностей
Окружность - инструмент Окружность для рисования круговых элементов
Многоугольник - инструмент Многоугольник для рисования регулярных многоугольных элементов, вписанных в круг и содержащих от 3-х до 100 сторон.
Рельеф:
Из контура - создание рельефа из контурных линий
Из царапины - генерирование плоской триангуляционной сетки, которая затем может быть модифицирована другими инструментами создания рельефа
Слайд 26Tools - Инструменты
Выбрать - инструмент Выбор для выбора одного или
нескольких элементов для модификаций
Ластик - инструмент Ластик для удаления элементов
из области рисования. Используется также для скрытия (hide) или сглаживания (soften) ребер.
Палитра с материалами - инструмент Палитра для назначения материала отдельным элементам в модели, набору связанных поверхностей или изменения материалов в модели.
Перемещение - инструмент Переместить для перемещения, искажений и копирования построений, а также для вращения Компонентов
Вращение - инструмент Вращение для вращения элементов или составных объектов, а также перекашивания или искажения построений только части модели.
Масштабирование - инструмент Масштабирование для изменения размеров и искажения выбранных построений относительно других элементов модели.
Слайд 27Тянуть/Толкать - инструмент Push/Pull для манипуляций поверхностями моделей: искажения, выдавливания,
сложения или вычитания поверхностей в зависимости от выбранных построений.
Следуй
за мной - инструмент Follow Me для выдавливания поверхностей вдоль направляющей (ребро или линия, нарисованная инструментом От руки/
Контур - инструмент Offset для создания подобной копии линий и поверхностей на постоянном расстоянии от оригинала (внутрь или наружу). Контур поверхности будет всегда создавать новую поверхность.
Рулетка - инструмент Tape Measure для выполнения ряда опций измерения, в т.ч. расстояния между двумя точками, создания Конструкционных линий и масштабирование всей модели на точную величину.
Транспортир - инструмент Protractor для измерения углов и создания Конструкционных линий – обычно, как сторона некого угла.
Оси - инструмент Axes для перемещения осей рисования; используется при создании прямоугольных объектов, повернутых относительно друг друга или для более точного масштабирования элементов, которые сориентированы не по основной системе координат.
Размеры - инструмент Dimensions для помещения Размерных элементов в модель.
Текст - инструмент Текст для помещения текстовых элементов в модель.
3D-текст – создание объемного текста (с эффектом выдавливания)
Сечения - инструмент Section plane для создания секущих вырезок в модели.
Слайд 28Window - Окно
Инфо по модели - диалоговое окно для назначения
настроек в целом для модели
Инфо по элементу - диалоговое окно
для назначения настроек текущего элемента (или элементов)
Материалы – диалоговое окно для выбора и назначения цветов и материалов в модели
Компоненты – диалоговое окно для организации компонентов
Стили – диалоговое окно выбора стилей
Слои - Менеджер Слоев для организации слоев SketchUp
Слайд 29
Outliner - диалоговое окно для показа иерархии компонентов и групп
Scenes
– диалоговое окно параметров сцен
Настройка Теней - диалоговое окно для
манипуляций тенями в модели
Дымка (Туман) - диалоговое окно для манипуляций дымкой в модели
Match Photo – диалоговое окно для выбора фотоизображения
Сглаженные ребра - диалоговое окно для смягчения и сглаживания ребер в модели
Instructor – видео-справка о текущей команде
Настройки - диалоговое окно для назначения основных настроек программы
Скрыть/Показать - скрытие или показ всех текущих активных диалоговых окон
Консоль (Ruby Console) - активирует Ruby Console для написания скриптов программным языком Ruby
Параметры компонентов – диалоговое окно параметров компонентов
Атрибуты компонентов – диалоговое окно выбора свойств компонентов
Слайд 30Help - Справка
Добро пожаловать в SketchUp… - открывает интерактивное руководство
пользователя
Центр помощи - подключение к официальному сайту SketchUp web
site.
Контакты с нами
Лицензия
Проверка обновления
О SketchUp... - открывает окно, представляющее информацию о версии и лицензии вашего SketchUp.
Слайд 31Контекстное меню
содержание специальных контекстных меню изменяется в зависимости от контекста,
в котором они введены (обычно на одном или более объектах
в области рисования или в пределах элемента интерфейса пользователя, например – диалоговый блок).
Слайд 33Панель статуса
Расположена ниже окна рисования. Содержит подсказки по текущим инструментам
рисования, включая клавиатурные сокращения (горячие клавиши) для быстрого доступа к
ним.
Контрольная панель расположена в левой части панели статуса. VCB показывает числовые значения во время рисования и редактирования. Позволяет также ввести свои числовые значения по текущему элементу, т.е. назначить его необходимые параметры.
Слайд 34Панели инструментов
New – Новый
Open - Открыть
Save - Сохранить
Cut - Вырезать
Copy
- Копировать
Paste - Вставить
Erase - Стереть
Undo - Отменить
Redo -
Повторить
Print - Печатать
Model Info – Информация о модели
Слайд 35Инструменты Песочницы (Sandbox)
Создание и манипулирование большими криволинейными поверхностями (сетками).
From
Contours – Рельеф из контуров
From Scratch - Рельеф из
царапины
Smoove - Присоска
Stamp - Штамп
Drape - Драпировка
Add Detail - Добавить детали
Flip Edge - Отразить ребро
Слайд 36
Инструменты (Tools)
Инструментальные средства в SketchUp подразделены на следующие категории:
основные
инструментальные средства (которые используются чаще всего, для выбора и модификаций
объектов)
инструменты рисования (для создания построений)
инструменты модификаций (для модифицирования существующих построений)
конструкционные инструменты (для создания опорных, разметочных линий и точек)
инструменты камеры (для рассматривания построений)
инструменты прогулки по модели
Слайд 37Слои
Показ текущего слоя - когда ничего не выбрано, в панели
видно имя текущего слоя с контрольной отметкой. Любые новые элементы
будут помещаться в этот слой.
Изменение текущего слоя - выбрать нужный слой в панели, когда ничего не выделено, для изменения текущего слоя.
Показ слоя элемента – если выбрать элемент, в панели будет показан слой (с контрольной отметкой), в котором находится элемент.
Переназначение слоя для элемента - выбрать элемент, а затем в панели слой, в который надо перенести элемент.
Показ Менеджера Слоев (Layer Manager) – кнопка в правой части панели открывает опции: создание нового слоя, контроль за показом слоев и т.д.; стрелка открывает список Подробности (Details): выделить все, очистить, цвет слоя.
Слайд 38
Средства создания трехмерных моделей
Конструкционные инструменты
Основные инструменты
Инструменты рисования
Инструменты модификаций
Слайд 39Конструкционные инструменты
используются для создания построений и представления их, как физических
объектов:
Tape Measure – Рулетка
Dimensions – Размеры
Protractor-Транспортир
Text - Текст
Axes -
Оси
3D Text - Объемный текст
Слайд 40Tape Measure (Рулетка)
измерение расстояний между двумя точками в 3D пространстве,
создание Конструкционных линий, точек и масштабирование модели в нужном направлении
Слайд 41Размещение Конструкционных линий и Конструкционных точек
Щелкнуть на линии (с
подсказкой "On Edge"), которая будет параллельна конструкционной линии, для установки
стартовой точки измерения.
Стартовать из точки на ребре ("On Edge") и двигаться по поверхности для генерации параллельной ей конструкционной линии.
Стартовать из конечной ("Endpoint") или средней ("Midpoint") точки на ребре для создания конечной конструкционной линии с конструкционной точкой на конце.
Переместить курсор в направлении измерения. Появится непрерывная измерительная линия со стрелками на каждом ее конце, которая будет тянуться за движением мыши. При движении параллельно осям рисования эта линия изменит свой цвет на соответствующий (красный, зеленый или голубой). В панели VCB динамически отображается измеренная величина.
Щелкнуть снова в конечной точке измерения. Окончательный размер появится в VCB.
Старт в конечной или средней точке создаст Конструкционную Точку (Construction Point).
Слайд 42Масштабирование элемента
Инструментом Рулетка выбрать начальную, затем конечную точки любой линии
в модели.
Окончательный размер появится в VCB.
Ввести новый
нужный размер, с учетом требуемой величины масштабирования, и нажать Enter.
Появится диалоговое окно с вопросом о подтверждении опции. Ответить Yes для пропорционального масштабирования всей модели.
Слайд 43Dimensions (Размеры)
Создание размерных элементов в модели
Установка линейных размеров
Размеры в
SketchUp базируются на 3D модели. Ребра и точки являются основой
определения размеров. Используются: конечные точки (end points), средние точки (midpoints), точки на ребре (on edge points), пересечения (intersections), центры дуг и окружностей (arc and circle centers). Размерным линиям можно назначить опцию представления в 3D пространстве.
Слайд 44Величина Радиуса
Выбрать инструмент Размеры (Dimension). Курсор изменится на стрелку.
Щелкнуть на
дуге.
Переместить курсор наружу в положение размещения размера.
Щелкнуть третий раз
для завершения опции.
Величина Диаметра
Выбрать инструмент Размеры (Dimension). Курсор изменится на стрелку.
Щелкнуть на окружности.
Переместить курсор наружу в положение размещения размера.
Щелкнуть третий раз для завершения опции.
Слайд 45Protractor (Транспортир)
Измерение углов и создание Конструкционных линий
Переместить транспортир по модели
на нужную точку или поверхность – он примет соответствующую плоскость
ориентации. Можно зафиксировать эту ориентацию, нажав клавишу Shift.
Щелкнуть первый раз для установки центра рулетки, используя привязки и подсказки логического механизма программы.
Вращая рулетку, щелкнуть второй раз для определения положения первой базовой линии (одной стороны угла) в нужной стартовой точке.
Вращая рулетку, щелкнуть третий раз для определения положения второй базовой линии (второй стороны угла) в нужной финальной точке. При вращении в панели VCB динамически отображается измеренная величина угла, а шкала имеет метки через каждые 15 градусов, к которым при вращении «прилипает» линия.
Слайд 46Text (Текст)
вставка текстовых элементов в модель
Выносные (Leader Text)
Этот текст содержит
шрифт и выносные линии, которые прикрепляют его к элементам.
Экранные (Screen
Text)
Этот текст не связан с элементами построений и фиксируется на экране.
Слайд 47
Сделать двойной щелчок на тексте инструментом Text или Выбор (Select
Tool) для активации опции редактирования текста.
Можно также выбрать пункт
Редактировать текст (Edit Text) из контекстного меню текстового элемента.
Редактирование текста
Слайд 48 Настройка текста
Текст создается с использованием настроек, назначенных в текстовой панели
диалогового окна Инфо по модели (Text panel of the Model
Info dialog box)
Слайд 49Axes (Оси)
Перемещение или переориентация осей рисования в модели
при создании
прямоугольных объектов, когда необходимо исказить один относительно другого
при точном масштабировании
объектов, которые не сориентированы параллельно осям по умолчанию
Обновление осей
Из контекстного меню, выбрав пункт Обновить (Reset) можно вернуть положение осей по умолчанию.
Слайд 503D Text (3D текст)
создание объемного текста
Параметры:
Шрифт
Начертание
Высота
Выравнивание
Режим заливки
Величина выдавливания
Слайд 51Основные инструменты
Select – выбор одного или нескольких элементов для модификации
Make
Component – создание компонента
Paint Bucket - назначение материалов (и цветов)
элементам модели
Eraser - удаление элементов – ребер и конструкционных линий из области рисования
Слайд 52Инструмент Выбор (Select)
Выбор отдельного элемента:
одиночный клик – выбор элемента;
двойной клик
на ребре или поверхности - выбор того и другого;
тройной клик
на ребре или поверхности - выбор всех связанных поверхностей и ребер построения.
Множественный выбор элементов:
«резиновый прямоугольник» растяжением справа налево - выбор пересечением – все элементы, которые пересекутся краями пунктирного прямоугольника ( в т.ч. лишь частично), будут выбраны.
слева направо - выбор окном – все элементы, которые полностью попадают внутрь прямоугольника, будут выбраны.
Слайд 53Инструмент Ластик (Eraser)
Удаление элементов – ребер и конструкционных линий из
области рисования (Ластик не может стирать поверхности).
Клик на элементе, который
необходимо стереть.
Провести ластиком, удерживая клавишу мыши, по этому элементу. Все выбранные при этом элементы, после отпускания кнопки сотрутся.
Скрытие ребер:
клавиша Shift + Ластик для скрытия элементов (взамен стирания).
Смягчение ребер
клавиша Ctrl + Ластик для смягчения/сглаживания ребер (взамен стирания).
Слайд 54Палитра (Paint Bucket)
Назначение материалов (и цветов) элементам модели (стиль рендеринга
модели Затененный (Shaded) или Затененный с текстурами (Shaded with Textures)
для отображения материалов)
окраска отдельных элементов
заливки связанных поверхностей
обновление материалов в модели
При выборе нескольких поверхностей клик Палитрой на передней (лицевой) поверхности одной из них дает окрашивание во всех поверхностях также только лицевых поверхностей. Аналогично выполняется окраска задних (оборотных) поверхностей.
Все выбранные ребра будут окрашены, если выбрать лицевую поверхности и все ребра и окрасить Палитрой лицевую поверхность (При окраске Палитрой оборотной поверхности ребра не окрасятся).
Для отображения эффекта применения окраски к ребрам выполнить настройку окраски ребер в цвет материала (меню Window > Display Settings > Edge color set to By Material).
Слайд 56Инструменты рисования
Rectangle – рисование прямоугольных Поверхностных элементов
Line - создание
Линий или линейных ребер, ряда связанных ребер или замкнутых фигур
Circle
– рисование круговых элементов
Arc - рисование дуговых элементов, состоящих из ряда прямых линий-сегментов
Polygon - создание многоугольных элементов, вписанных в окружность
FreeHand - рисование нерегулярных непрерывных линий в одной плоскости в форме криволинейных элементов или 3D-Полилиний
Слайд 57Инструмент Линия (Line)
Создание Линий или линейных ребер (Edge entities), ряда
связанных ребер или замкнутых фигур, а также разделение поверхности и
восстановление удаленных поверхностей.
Рисование Линии
Линия может быть помещена на существующей поверхности или создана отдельно на плане осей.
Создание поверхности
Конечная точка каждой линии автоматически становится стартовой точкой другой линии. Три или более пересекающиеся линии, лежащие в одной плоскости (формирующие плоскую фигуру) создают Поверхностный элемент (Face entity).
Слайд 58Разделение Линии
SketchUp автоматически разделяет линию на сегменты, когда новые
линии созданы как перпендикуляр к ней.
Разделение поверхности
Рисование линии с начальной
и конечной точками на ребрах плоскости приводит к ее разделению.
Назначение точной длины линии
Панель VCB показывает во время рисования длину линии, а также позволяет ввести точную длину линии.
Введение длины линии
Длина линии назначается введением в VCB нужной величины после создания стартовой точки и нажатия Enter. SketchUp будет использовать текущие установленные единицы измерения, если введено только число. Можно указать другие единицы измерения, введя их обозначения после числа (например, метрические - 3.652m).
Введение 3D Координат
VCB может быть также использован для размещения конечной точки линии в точку с определенными координатами в пространстве.
Введение Абсолютных координат: Назначить координаты точки в 3D пространстве введением их в квадратных скобках в виде [x, y, z], чтобы получать абсолютные координаты относительно текущих осей.
Введение относительных координат: Назначить координаты точки в 3D пространстве введением их в символах «меньше» и «больше» в виде , где x, y, z – относительные расстояния от стартовой точки линии.
Разделение Линии на равные сегменты
Линия может быть разделена на любое количество
равных сегментов:
Сделать щелчок правой кнопкой мыши на
Ребре.
Выбрать Разделить (Divide) из контекстного
меню.
SketchUp поместит точки на линию, показывая,
где она будет разделена.
Переместить мышь к центру для уменьшения
количества делений или к концам – для
увеличения.
Щелкнуть в нужный момент, и линия будет
поделена на нужное количество равных
сегментов.
Слайд 59Инструмент Дуга (Аrc)
Рисование дуговых элементов (Arc entities), состоящих из
ряда прямых линий-сегментов, которые могут редактироваться как цельная дуга.
Рисование дуг
Арочный
элемент (Arc entities) состоит из трех частей: стартовой точки, конечной точки и подъема (bulge). Расстояние между начальной и конечной точкой называют также длиной хорды (chord length).
Рисование полуокружности (Half-Circle)
При вытягивании высоты подъема в определенной точке появится подсказка о том, что вы достигли величины половины окружности.
Слайд 60Назначение точных величин дуги
Панель VCB показывает длину хорды дуги (после
установки стартовой точки), затем высоту подъема дуги (после установки конечной
точки). VCB может быть использована для ввода точных значений длины хорды, высоты подъема, радиуса и количества сегментов дуги.
Ввод длины хорды после установки стартовой точки и нажатия Enter. Для назначения длины в направлении, противоположном направлению рисования, ввести отрицательное значение.
Ввод величины подъема после установки конечной точки дуги и нажатия Enter. Это значение можно ввести во время создания дуги или после (пока эта величина показывается в VCB). Отрицательное значение определяет подъем в направлении, противоположном направлению рисования.
Назначение величины радиуса - набрать нужное число с буквой 'r' в конце (например, 24r или 5mr) и нажать Enter.
Назначение числа сегментов - набрать нужное число с буквой 's' на конце и нажать Enter.
Слайд 61Инструмент От руки (Freehand)
Рисование нерегулярных непрерывных линий в одной плоскости
в форме криволинейных элементов (Curve entities) или 3D Полилиний (3D
Polyline entities).
Кривые на самом деле состоят из ряда соединенных линейных сегментов (оставаясь при этом единым целым), которые ведут себя как простые линии, что может быть использовано при искажении поверхностей.
Слайд 62Рисование 3D Полилинии
3D полилинии, как правило, используются для трассировки импортированной
графики, 2D эскизирования или для украшения модели.
3D полилинии могут
быть помещены на любую созданную поверхность или созданы отдельно на плане осей:
Выбрать Freehand Tool. Курсор изменится на карандаш с кривой.
Нажать клавишу Shift.
Щелкнуть в стартовой точке, и удерживая кнопку, нарисовать кривую.
Отпустить кнопку мыши в точке завершения рисования.
Слайд 63Инструмент Прямоугольник (Rectangle)
Рисование прямоугольных Поверхностных элементов (Face entities) назначением двух
противолежащих углов нужной фигуры.
Прямоугольник может быть помещен на существующей
поверхности или создан отдельно на плане осей.
Слайд 64Инструмент Многоугольник (Polygon)
Cоздание многоугольных элементов (Polygon entities), вписанных в окружность,
с числом сторон от 3 до 100.
Назначение нужного радиуса
и количества сегментов
В VCB при построении выводится величина радиуса и количество сегментов в единицах измерения, назначенных в настройках. Набрать, если надо, другие значения и нажать Enter.
Слайд 65Рисование многоугольника
Многоугольник может быть помещен на существующей поверхности или
создан отдельно на плане осей.
Слайд 66Инструмент Окружность (Circle)
Рисование круговых элементов (Circle entities).
Рисование окружностей
Окружность может
быть помещена на любую созданную поверхность или создана отдельно на
плане осей.
Установка точных величин окружности
Радиус и количество сегментов могут быть назначены в VCB непосредственно после завершения построения. Для назначения величины радиуса ввести нужное число после указания центральной точки и нажать Enter для завершения построения.
Слайд 67Назначение числа сегментов
При активации инструмента окружность (до начала построения) панель
VCB показывает установленное на данный момент число сегментов - ввести
нужное число и нажать Enter.
Слайд 68Инструменты модификаций - Modification
Move/Copy - перемещение, искажение и копирование элементов
построений
Push/Pull - вытягивание/выталкивание Поверхностных элементов для добавления или вычитания
уровней поверхностей в 3D-модели
Rotate - вращение элементов и одиночных или составных объектов в единой плоскости вращения
Follow Me – выдавливание поверхностей (профилей) вдоль направляющей
Scale - изменение размеров и искажение частей построений относительно других элементов модели
Offset - создание копии лежащих в одной плоскости линий и поверхностей на одинаковой дистанции от оригинала
Слайд 69Инструмент Перемещение (Move Tool)
Позволяет искажать и копировать элементы построений. Может
использоваться для вращения компонентов и групп.
Перемещение Построений – все
время, пока элемент выбран, он следует за курсором, даже если курсор не находится над ним.
Блокирование логического механизма во время перемещения - нажатие и удерживание Shift перед или во время перемещения. При этом логические привязки и выравнивания к другим элементам модели перестанут действовать.
Перемещение Групп и Компонентов
Если компонент размещен (приклеен) на поверхности, он останется частью этой поверхности при перемещении. Копии этого компонента будут вести себя так же.
Слайд 70Искажение построения
При перемещении элемента, связанного с другими элементами, происходит искажение
построения. Можно таким способом перемещать точку, ребро и поверхность.
Перемещение/искажение с
Автоискажением
SketchUp будет автоматически делать автоискажение поверхностей, когда опции перемещения или искажения будут создавать поверхности в разных плоскостях. Например, перемещение угла создает новое ребро на верхней поверхности куба.
Слайд 71Принудительное поведение Автоискажения
Бывают ситуации, когда SketchUp ограничивает действие в пользу
сохранения всех поверхностей в одной плоскости и не создает дополнительной
грани. Например, перемещает ребро куба только в горизонтальном направлении, но не в вертикальном (по голубой оси).
Для отмены ограничения нажать и удерживать клавишу ALT перед началом перемещения. Это ключевое действие для перемещений в любом направлении.
Слайд 72Создание множества копий на равных расстояниях
Можно поделить дистанцию между
оригиналом и копией, назначив величину делителя. Например, ввод в панель
VCB 5/ (или /5), создаст пять копий, равномерно распределенных между оригиналом и первой копией.
Назначение точных величин смещения
Панель VCB динамически показывает дистанцию смещения по умолчанию в единицах измерения, установленных в пункте Единицы измерения диалогового окна Инфо Модели во время перемещения, копирования и искажения элементов.
Слайд 73Инструмент Вращение (Rotate Tool)
Вращение элементов и одиночных или составных объектов
в единой плоскости вращения, а также растяжение или искажение построения
выбором части объекта.
Перекашивание вращением с Автоискажением
Использование выбора и вращения части построения для искажения построения. Любое вращательное перемещение заставляет поверхность скручиваться с активизацией механизма Автоискажение (Auto-Fold).
Слайд 74 Создание множества копий (радиального направления) - серия копий по радиусу
вокруг точки вращения:
Выбрать элемент для копирования.
Выбрать инструмент Rotate.
Нажать
и удерживать клавишу Ctrl перед началом опции вращения для создания копии выбранного элемента.
Сделать клик в точке центра вращения (в стороне от элемента).
Протянуть курсор и кликнуть снова для установки стартовой линии (стороны угла) вращения.
Переместить мышь в направлении вращения копии, которая будет следовать за движением мыши.
Кликнуть третий раз в точке завершения вращения копии. Теперь копия выбрана, а оригинал - нет.
Ввести нужное число копий – например, набрать 3/.
Слайд 75Искажение вдоль осей вращения
Можно искажать построение установкой транспортира вдоль ребра,
которое будет линией искажения и затем исказить построение по этой
линии:
Выбрать элемент для вращения. Низ сегмента будет использован, как линия искажения.
Выбрать инструмент Rotate.
Сделать клик и удерживать один конец линии или ребро, по которым будет происходить искажение.
Протянуть курсор вдоль линии искажения для назначения угла транспортира по этой линии (хорда).
Отпустить клавишу мыши для установки стартовой точки направления вращения.
Кликнуть снова для установки стартового положения вращения.
Переместить мышь в направлении вращения. Если угловые привязки установлены в предварительных настройках, они будут действовать.
Сделать щелчок третий раз в точке завершения вращения.
Слайд 76Инструмент Масштаб (Scale)
Изменение размеров и искажения частей построений относительно других
элементов модели
Масштабирование построений
Выбрать построения для масштабирования.
Выбрать инструмент Scale.
Вокруг выбранного элемента появится желтый габаритный ящик с зелеными «зажимами».
Сделать клик на одном из зажимов для активации– он, и противолежащий ему станут красными и появится пунктирная линия между ними, показывающая ось масштабирования. Панель VCB покажет относительное число – фактор масштабирования. Можно ввести свое значение после завершения опции масштабирования.
Сделать клик снова для завершения опции.
Слайд 77Опции масштабирования
После активации инструмент показывает все зажимы, которые могут
быть использованы. Зажимы, скрытые плоскостями, становится видимыми, как только вы
коснетесь соответствующего зажима на видимой части построения.
Можно использовать режим рентгеновского рендеринга, чтобы видеть все зажимы одновременно.
Можно использовать как двунаправленное масштабирование по оси двух противолежащих зажимов в обе стороны, так и однонаправленное – только одним зажимом.
Угловые зажимы
масштабируют через противолежащие углы габарита построения. По умолчанию используется такой пропорциональный метод, что отражено единственным числом масштабного фактора в VCB.
Слайд 78Зажимы ребер
масштабируют через противолежащие ребра габарита построения. По умолчанию используется
непропорциональный метод (от одного из зажимов в одном направлении), что
отражено двумя числами масштабного фактора в VCB по соответствующим осям (через точку с запятой).
Зажимы поверхностей
масштабируют через противолежащие поверхности габарита построения. По умолчанию используется непропорциональный метод (от одного из зажимов в одном направлении), что отражено единственным числом масштабного фактора в VCB.
Слайд 79Масштабирование относительно геометрического центра
Инструмент Scale позволяет масштабировать относительно геометрического
центра между двумя противолежащими зажимами одновременно в противоположных направлениях. Для
этого во время опции нажать и удерживать клавишу Ctrl.
Переключение между однонаправленным и двунаправленным масштабированием
Для быстрого переключения в процессе масштабирования от одного типа к другому во время опции нажать и удерживать клавишу Shift.
Слайд 80Инструмент Тянуть/Толкать (Push/Pull)
Вытягивание/выталкивание Поверхностных элементов для добавления или вычитания уровней
поверхностей в 3D модели.
Может быть использован для любых типов
поверхностей – круговых, прямоугольных и нерегулярных.
Слайд 81 Создание новой стартовой поверхности вытягивания/выталкивания
Сделать Push/Pull поверхности (клик на ней,
перемещение, повторный клик).
Повторить действия с нажатой клавишей Ctrl для создания
нового уровня с новой стартовой поверхностью.
Этот механизм используется для быстрого создания многоуровневых объектов типа этажей здания или диаграмм.
Слайд 82Создание пустот
Использование Push/pull в объеме, который является частью другого
объема, вычитает форму и создает 3D пустоту, до полного выталкивания
на обратную сторону объема.
Перпендикулярное перемещение поверхности.
Опция Push/pull перемещает поверхность в перпендикулярном направлении, если нажать и удерживать во время действия опции клавишу Alt.
Слайд 83Инструмент Следуй за мной (Follow Me)
используется для выдавливания поверхностей (профилей)
вдоль направляющей (например, ребра поверхности или линии от руки)
Слайд 84 Ручное выдавливание поверхности вдоль направляющей
Определить ребро построения, которое надо
модифицировать. Это ребро будет направляющей.
Нарисовать профиль поверхности для выдавливания
вдоль направляющей. Профиль должен быть перпендикулярен направляющей.
Выбрать инструмент Follow Me. Курсор изменится на ящик со стрелкой.
Кликнуть на созданном профиле.
Потянуть мышь вдоль направляющей вокруг модели. SketchUp будет подсвечивать направляющую красной линией. Необходимо коснуться сегмента направляющей сразу же после начала выдавливания профиля для старта в правильном направлении.
Кликнуть второй раз для завершения выполнения опции Follow Me по достижении конца пути.
Слайд 85 Предварительный выбор направляющей
с использованием инструмента выбора помогает Follow Me корректно
сработать:
Нарисовать профиль поверхности, которую следует выдавить вдоль направляющей. Убедиться,
что профиль перпендикулярен направляющей.
Выбрать непрерывный ряд граней, которые будут направляющей.
Выбрать инструмент Follow Me (грани должны оставаться выбранными). Курсор изменится на ящик со стрелкой.
Кликнуть на профиль, созданный для выдавливания. Криволинейная поверхность будет создана вдоль предварительно выбранного пути.
Слайд 86Автоматическое выдавливание поверхности вдоль одиночной поверхностной направляющей
Определить ребро построения,
которое надо модифицировать. Это ребро будет направляющей.
Нарисовать профиль поверхности,
которую следует выдавить вдоль направляющей.
Выбрать инструмент Follow Me. Курсор изменится на ящик со стрелкой.
Нажав и удерживая клавишу Alt, кликнуть на созданном профиле.
Переместить курсор на поверхность, вдоль ребер которой надо создать замкнутое выдавливание – оно будет создано автоматически.
Слайд 87Создание фигур вращения
инструмент Follow Me Tool создает объемные фигуры вращения,
используя круговую направляющую:
Нарисовать окружность, чье ребро будет направляющей.
Нарисовать профиль
перпендикулярно к окружности.
Выбрать инструмент Follow Me. Курсор изменится на ящик со стрелкой.
Создать выдавливание одним из описанных выше методов.
Слайд 88Инструмент Контур (Offset)
создает копию лежащих в одной плоскости линий и
поверхностей на одинаковой дистанции от оригинала.
Можно создать контур ребер и
поверхностей как внутри, так и снаружи от оригинала. Созданный контур всегда образует новую поверхность.
Слайд 90Контур поверхности
Для создания контура ребер, образующих поверхность:
Выбрать инструмент Offset Tool.
Курсор изменится на двойной контурный угол.
Кликнуть на поверхности, на которой
должен быть создан контур.
Переместить курсор для назначения направления контура. Величина контура будет динамически отражаться в панели VCB. Контур может быть создан внутрь или наружу поверхности, на прямоугольной или круговой поверхности.
Слайд 91Визуализация объектов
Камеры
Обход модели
Виды
Сечения
Стили рендеринга
Тени
Слайд 92Инструменты камеры
Orbit - Вращение вида
Pan - Панорама
Zoom - Лупа
Zoom Window
- Граница окна просмотра
Previous - Предыдущий вид
Next –
Следующий вид
Zoom Extents - Показать все
Слайд 93
Инструмент Orbit Tool используется для вращения камеры (внешнего обзора модели)
в трех измерениях внутри 3D пространства.
Активируется из панели инструментов Камеры
(Camera toolbar) или Меню камеры (Camera menu).
Вращение вида
Инструмент Orbit работает в 3D пространстве.
1. Выбрать Orbit Tool. Курсор изменится на овалы-стрелки.
2. Щелчок левой клавишей мыши.
3. Переместить мышь в любом направлении для вращения вокруг центра области рисования.
Прим. Сделать двойной щелчок левой клавишей мыши на вашей модели для центрирования ее в области рисования.
Активация Orbit Tool в другом инструменте
Нажать и удерживать среднюю кнопку мыши для временной активации Orbit Tool во время работы с другим инструментом.
Задержка действия гравитации
Инструмент Orbit по умолчанию стремится сохранить вертикальное положение ребер модели, идущих сверху вниз (имитация гравитации). Нажать и удерживать клавишу Ctrl – камера будет вращать точку взгляда в произвольном направлении.
Слайд 95Инструмент Pan Tool используется для перемещения камеры вертикально или горизонтально
вдоль плоскости экрана.
Активируется из Меню инструментов Камеры (Camera toolbar) или
из Меню Камеры (Camera menu).
Панорамирование вида
1. Выбрать Pan Tool. Курсор изменится на руку.
2. Нажать левую клавишу мыши.
3. Переместить мышь в любом направлении для панорамирования.
Панорамирование при работе с другими инструментами
При работе с любым другим инструментом нажать среднюю кнопку мыши, одновременно нажав и удерживая клавишу Shift для временной активации этого инструмента.
Слайд 96Инструмент Zoom используется для интерактивного приближения или удаления от текущей
точки взгляда.
Активируется из панели инструментов Камера (Camera toolbar) или из
Меню Камера (Camera menu).
Приближение и удаление
1. Выбрать Zoom Tool. Курсор изменится на лупу с символами плюс и минус.
2. Нажать и удерживать левую клавишу мыши в любом месте области рисования.
3. Потянуть мышь вверх или вниз для увеличения (ближе) и уменьшения (дальше) модели соответственно.
Центрирование точки взгляда
Сделать двойной щелчок левой клавишей мыши в нужной точке экрана для центрирования вида модели в области рисования.
Слайд 97Назначенная Перспектива (Поле взгляда)
Установить точную величину перспективы или фокусное расстояние
линзы камеры, вводя ее в VCB при активированном инструменте Zoom
Tool. Например, значение поля зрения в градусах "45 deg" или фокусное расстояние "35 mm", эквивалентное фокусному расстоянию 35mm камеры. Можно также визуально регулировать эти параметры, нажав и удерживая клавишу Shift при активированном инструменте Zoom Tool.
Прим. Следует помнить, что при изменении поля зрения, камера остается на том же месте в 3D пространстве.
Слайд 98Опция Previous применяется для возвращения к предыдущему виду модели.
Она может
быть использована после инструментов Вращение (Orbit Tool), Панорама (Pan Tool),
Позиция Камеры (Position Camera Tool), Смотреть вокруг (Look Around Tool), или любого из инструментов Лупы (Zoom tools).
Слайд 99Инструмент Zoom Extents используется для показа всей модели в окне
рисования.
Активируется Zoom Extents Tool из Панели инструментов Камеры (Camera toolbar)
или из меню Камера (Camera menu).
Слайд 100Инструменты контрольного обхода модели - Walkthrough
Position Camera - Позиция камеры
Walk - Обход
Look Around - Смотреть вокруг
Слайд 101Инструмент Position Camera используется для позиционирования камеры на определенной высоте
взгляда, с которой осуществляется обзор модели или проход через нее.
Активируется инструмент из Панели инструментов Контрольного обхода (Walkthrough toolbar) или из меню Камера (Camera Menu).
Позиционирование камеры по человеческому взгляду
назначает точку взгляда с учетом высоты взгляда. Камера не имеет точного положения, однако, используя инструмент Смотреть вокруг (Look Around) можно направить камеру в нужную сторону.
1. Выбрать инструмент Position Camera. Панель VCB показывает высоту глаза над землей по умолчанию – можно ввести другую.
2. Сделать щелчок левой клавишей мыши на какой-либо точке в модели - SketchUp поместит камеру в нее на высоте глаза. Вы также при этом переместились в точку для взгляда вокруг себя инструментом Look Around.
Слайд 102Позиционирование камеры назначением целевой точки позволяет точно установить позицию и
направление взгляда камеры.
1. Выбрать инструмент Position Camera.
VCB показывает
высоту глаза над землей по умолчанию – можно ввести нужную.
Для точного построения точки размещения камеры используется Рулетка (Tape Measure Tool).
2. Щелкнуть и удерживать левую клавишу мыши в выбранной точке размещения камеры.
3. Протянуть курсор на ту часть модели, которую необходимо увидеть – появится точечная тянущаяся линия траектории взгляда.
4. Отпустить клавишу мыши. Камера переместится в выбранную в п. 2 позицию с направлением взгляда, выбранным в п. 3.
5. Ввести, если нужно, новую высоту взгляда в VCB для перемещения камеры по высоте.
Слайд 104Инструмент Обход используется для имитации прохода камеры по модели.
При этом
камера все время находится на назначенной высоте. Инструмент доступен только
в перспективной проекции. Активируется инструмент из Панели инструментов Контрольного обхода (Walkthrough toolbar) или из меню Камера (Camera Menu).
1. Выбрать инструмент Walk Tool. Инструмент изменится на иконку пары подошв.
VCB показывает высоту глаза над землей по умолчанию – можно ввести другую.
2. Нажать и удерживать клавишу мыши где-либо в области рисования (drawing area). Маленький плюс покажет выбранное место начала обхода.
3. Переместить мышь вверх (вперед), вниз (назад), вправо или влево для прохода в этих направлениях. Чем дальше переместить курсор от начала обхода, тем движение будет быстрее, чем ближе - медленнее.
Прим. Нажать и удерживать клавишу Shift при движении курсора вперед или назад – камера вместо этого будет подниматься или опускаться.
Нажать и удерживать клавишу Ctrl для ускорения движения (бег вместо шага).
Прим. Часто лучше иметь более широкое поле взгляда при обходе модели. Выбрать инструмент Лупа (Zoom Tool), нажать и удерживать клавишу Shift и протянуть мышь верх или вниз для изменения поля взгляда фокусного расстояния объектива камеры).
Слайд 105Взгляд вокруг из инструмента Обход
Нажать и удерживать среднюю кнопку мыши
во время использования инструмента Обход, для быстрого перехода к инструменту
Смотреть вокруг (Look Around Tool).
Подъем и спуск с инструментом Обход
Этот инструмент по умолчанию поддерживает опцию сопровождения неровности поверхности, по которой вы идете (например, по ступенькам), т.е. камера (высота взгляда) будет подниматься или опускаться в нужных местах.
Выход из режима определения препятствий
Этот инструмент по умолчанию поддерживает опцию определения препятствий и прохода сквозь них (например, через стену в интерьере). Нажать и удерживать клавишу Alt для временного отключения этой опции (при обходе объектов без внутренних пространств – например, механических деталей).
Слайд 106Инструмент Смотреть вокруг используется для осмотра модели вращением камеры из
стационарной точки (точки взгляда).
Он имитирует взгляд человека, стоящего на месте
и поворачивающего голову вверх, вниз или вокруг себя по горизонтали. Эти опции особенно полезны при осмотре интерьера для выбора положения камеры инструментом Позиция камеры (Position Camera Tool). Активируется инструмент Смотреть вокруг из Панели инструментов Контрольного обхода (Walkthrough toolbar) или из меню Камера (Camera menu).
Инструмент Смотреть вокруг содержит опции наклона и панорамирования.
Выбрать инструмент Look Around.
Нажать и удерживать левую клавишу мыши.
3. Перемещать курсор вверх или вниз для наклона или влево/вправо для панорамного обзора.
Назначение высоты взгляда
Ввести с клавиатуры высоту взгляда (положение глаза над «землей») для камеры в VCB и нажать Enter.
Активация опции Смотреть вокруг в инструменте Прогулка (Обход)
Нажать и удерживать среднюю кнопку мыши при включенном инструменте Прогулка (Walk Tool) для временной активации инструмента Смотреть вокруг (Look Around).
Слайд 107Инструменты видов
ISO - изометрия
Top - сверху
Front - спереди
Right -
справа
Back - сзади
Left - слева
Слайд 108Инструменты Сечения
Section Plane -добавление новых сечений
Display Section Planes -переключение
видов показа сечений
Display Section Cuts -переключение эффектов сечений
Слайд 109Инструмент Section Plane используется для создания эффекта сечений ( Section
Cut Effects) в моделях, используя Сечения (Section Plane entities) и
разрезы (section slices).
Активизируется инструмент из Конструкционной панели инструментов (Construction toolbar) или из меню Инструменты (Tools menu).
Создание эффекта секущего разреза
1. Выбрать инструмент Сечение. Курсор изменится на стрелку с иконкой сечения.
2. Переместить курсор в нужное место в модели. При движении можно зафиксировать его в определенной плоскости, нажав и удерживая клавишу Shift.
Щелкнуть в месте размещения секущего плана, создания секущих линий и результирующего эффекта cечения.
Прим. – Сечения не могут быть созданы только для отдельных выбранных элементов построения – опция распространяется на все части модели, попавшие в секущую плоскость.
Слайд 110Манипуляции секущими планами
Можно использовать инструменты Перемещение (Move Tool) и Вращение
(Rotate Tool) для изменения положения секущего плана.
Реверс направления резки
Реверс (обратное направление действия) сечения назначается из контекстного меню, вызываемого правым кликом на сечении.
Изменение активного сечения
Сечение активно до выбора другого элемента построения, например, другого секущего плана. Есть два способа активации сечения: двойной клик на нем инструментом Выбор (Select tool) или выбором пункта Активировать (Activate) из контекстного меню, вызываемого правым кликом на сечении.
Слайд 112Создание групп из разрезов
Выбрать из контекстного меню сечения пункт Создать
Группу из Разреза (Create Group from Slice). Эта опция создаст
новые ребра в составе группы в месте их пересечения с поверхностями. Группа может быть перемещена из плоскости сечения или оторвана (exploded) от сечения, что объединит ее с построением, из которого она была создана. Эта технология используется для быстрого получения частей любой сложной формы.
Экспорт сечения
Sketchup позволяет экспортировать как модель с сечениями, так и отдельно только сечения.
Экспорт модели с сечениями
Эта опция аналогична экспорту любых моделей в растровый файл (bitmap image file).
Разрез (Section Slice...)
SketchUp может также экспортировать разрез, используя опцию Section Slice export в 2D векторный формат.
Использование Сечений со страницами
Активный секущий план может быть сохранен на странице (page). Эффект сечений может быть анимирован в презентации с использованием технологии Тура (SketchUp's TourGuide technology).
Слайд 113Выровнять вид (Align View)
Эта опция из контекстного меню сечения используется
для поворота вида параллельно секущему плану.
Слайд 115Инструменты стиля рендеринга
Face Style
X-Ray - Рентгеновская прозрачность
Wireframe - Каркас
Hidden Line - Скрытые линии
Shaded - Тени
Shaded With Textures
- Тени с текстурами
Monochrome - Монохромный
Слайд 116Рентген (X-Ray Mode)
Модель с полупрозрачными поверхностями, что позволяет видеть все
поверхности и редактировать ребра за поверхностями. Поверхности в X-ray не
могут отбрасывать тени – используются только тени на земле.
Каркасы (Wireframe)
Модель в виде линий без поверхностей.
Слайд 117Скрытые линии (Hidden Line)
Модель с поверхностями без теней и текстур.
Монохромный (Monochrome)
Модель с поверхностями, как и стиль Hidden Line. Добавляются
белый цвет поверхностей и тени по умолчанию.
Слайд 118Затененный (Shaded)
Модель с тенями от источника света. Поверхностям может быть
назначен любой цвет. При этом каждая из сторон одной поверхности
имеют разные цвета. Цвет по умолчанию (который можно переназначить в диалоговом окне Панель цветов окна Инфо Модели (Color panel of the Model Info dialog box) используется, когда не назначен ни один из цветов.
Затененный с текстурами (Shaded with Textures)
Модель с текстурами, примененными к поверхностям.
Слайд 119 Инструменты Тени
Shadow Settings - диалоговое окно Настройка Теней (Shadow Settings
dialog box)
Display Shadows – включение/выключение теней
Date - Time -
панели-слайдеры назначения времени года и суток
Слайд 120Диалоговое окно Shadow Settings используется для контроля механизма построения теней
SketchUp, который включает в себя включение/выключение показа теней, время суток,
дату, размещение и ориентацию места.
Слайд 121
Опции настройки теней
Показ теней (Display Shadows)
используется для включения/выключения показа теней
в модели.
На поверхностях (On Faces)
показ собственных теней на поверхностях
(при этом нагрузка на компьютер очень интенсивная).
На земле (On Ground)
показ падающих теней на земле (красно/зеленом плане).
От ребер (From Edges)
показ падающих теней от ребер, не связанных с поверхностями (одиночных линий).
Время (Time)
назначение времени суток (положения солнца) и определяет положение теней. Это можно сделать ползунком слайдера или в окошке числовых значений назначить точное время.
Дата (Date)
назначение дня в году (положения солнца) и определяет положение теней. Это можно сделать ползунком слайдера или в окошке числовых значений назначить точную дату.
Свет (Light)
контроль за интенсивностью освещения в модели в светлой части цветовой гаммы (увеличивает контраст).
Dark (Темнота)
контроль за интенсивностью освещения в модели в темной части цветовой гаммы (уменьшает контраст).
Стрелка Детали (Details Arrow)
для показа/свертывания показа дополнительных деталей управления опциями.
Слайд 124Изменение опций Свет(Light) и Темнота (Dark)
Слайд 125Детализация моделей
Для создания более подробных и достоверных модели используют Группы
и Компоненты.
Группы и компоненты (Groups и Сomponents) – элементы, включающие
в себя другие элементы. Группы обычно используются для объединения нескольких элементов в один для дальнейших быстрых манипуляций с ними (например, копирование или перемещение).
Характеристики группы:
Быстрый выбор. При выборе группы все элементы в пределах этой группы также выбираются.
Изоляция построений. Элементы в пределах групп защищены от изменений, происходящих в остальной части модели.
Организация модели. Группы могут быть вложены в другие группы, т.е. быть подгруппами в них.
Групповой материал. Может быть назначен материал для всей группы, который изменит материалы элементов на одинаковый для всех элементов.
Оси. Группы поддерживают свою собственную внутреннюю ориентацию осей.
Выравнивание и вырезание отверстий. Группы имеют специальные функции для выравнивания и «прилипания» в нужных местах.
Слайд 126Компоненты – это просто модели, которые могут быть многократно использованы
в любых других моделях (например, автомобиль).
Все, что создано, может
быть использовано как компонент.
Свойства компонентов (в дополнение к свойствам групп):
Свойства вставленной копии компонента. Каждая копия компонента, который Вы включаете в модель, имеет свойство исходного компонента. Изменение одной копии влечет за собой соответствующее изменение всех остальных копий компонента в модели. Тем не менее, некоторые действия, например - масштабирование копии, влияет только на саму эту копию.
Улучшенное использование. Компоненты позволяют более рационально использовать ресурсы компьютера, так как фактически обработка изменений происходит с самим компонентом, а связанные с ним включенные в модель копии просто ссылаются на эти изменения.
Оси. Компоненты показывают свою собственную внутреннюю ориентацию осей, когда вы их редактируете (оси группы невидимы).
Выравнивание и вырезание отверстий. Можно назначить поведение опций выравнивания и вырезания отверстий при создании компонента (автоматически назначается в группах).
Слайд 127Компоненты – готовые «типовые» объекты, собранные в тематические библиотеки. Это
модели предметов для наполнения и детализации сцен, имеющие дополнительные, присущие
только им уникальные свойства.