Слайд 1Презентация
«Тема и идейное содержание картин Николая Рериха»
(изо, 7
класс)
Составитель: Королева Г.П.
педагог МБОУ СОШ №86,
г. Екатеринбург
Слайд 2Цель и задачи:
Создать условия для формирования умения познавать мир через
образы изобразительного искусства (на примере художественного наследия Н.К. Рериха).
Получение опыта
восприятия произведений искусств как основы коммуникативных умений.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Развивать умение определять основную тему (идею) произведения изобразительного искусства (что хотел показать, передать зрителю художник).
Слайд 3Николай Рерих (1874 – 1947)
Талантливый художник
Путешественник
Философ
Археолог-исследователь
Литератор
Общественный деятель
Родился в Петербурге в
дворянской семье.
В 1893 г. поступил в Академию художеств.
Посещал мастерскую
А.И.Куинджи.
Художник Куинджи стремился развить в своих учениках чувство декоративного цвета, настаивал писать картины по памяти.
Николай Рерих впоследствии редко делал к своим картинам предварительные этюды и эскизы.
Слайд 4
В начале своего творческого пути Николай Рерих пишет цикл живописных
картин под названием «Начало Руси. Славяне», целью которых показать гармоническое
слияние древнего человека с природой («Город строят» 1902 г., «Славяне на Днепре» 1905 г., «Бой» 1906 г. и др.)
Художник находит особую красоту в предметах жизни древних людей, воспевает мир древней славянской Руси.
В богатом наследии живописца «Заморские гости» - одно из лучших творений.
Слайд 5По реке плывут ладьи с упругими парусами. Вдоль бортов висят
разноцветные
щиты. Носовая часть украшена резными драконами.
С грустью смотрят воины
на городок на холме, прощаются с родными местами. Далек и опасен путь варяг. По великому водному пути плывут они в Царьград на торг и на службу.
Смелостью, радостью, бодростью чарует картина!
«Заморские гости» 1901
Слайд 6Витязь - древнерусский воин –богатырь.
Витязь - древнерусский воин –богатырь.
«Баян» 1910
«Витязь»
1910
Боян –древнерусский поэт-певец.
Боян был наделен мудростью, тайным знанием,
и способностью
предсказывать, предугадывать
события.
Боян не только складывал и исполнял свои
песни, но и сам играл на гуслях.
Слайд 7Микула Селянинович
Микула Селянинович — богатырь-пахарь, сын матери-сырой земли. Он не
сражается на поле брани в воинских доспехах, не побеждает злых
змеев-драконов. Микула Селянинович пашет сохой землю на своей невзрачной кобылке.
Пашет он пашню до него никем не паханную, рвет сохой корни, столетние дубы падают в борозду как сухие травиночки.
Труд его нелегкий, требует огромной силы.
Какова тема произведения?
Каково идейное содержание картины?
Слайд 8Небесный бой. 1912
На небе нет ни одного свободного места не
охваченного облаками. Всматриваясь в них ощущаешь их силу и мощь.
Гнев природы вызван поведением человечества, его отношением к матушке Земле.
Вечная борьба двух начал – света и тьмы, небесного и земного.
Что вы видите на картине?
Какова тема этой живописной картины?
Что хотел показать художник? (идея произведения).
О чем стоит задуматься?
Слайд 9Зов неба. Молния.1935-1936
Зов неба. Молния.1935-1936
Илья Пророк. 1931
Слайд 10Сергий – строитель. 1925
Местом уединения монах Сергий выбрал холм Маковец.
Здесь
срубил маленькую церковь во славу Пресвятой Троицы. Жил он тихо
и светло, даже лесное зверье перестало его пугаться. Летописи гласят: лесной великан – медведь приходил к нему, с которым святой делил скудную пищу.
В отличие от многих других христианских святых житиё Сергия не поражает чудесами. В его жизни были лишь каждодневный труд, любовь к людям и радение за родной край.
Сергий – строитель. 1925
Что изображено на картине?
Определи тему произведения.
Какова главная мысль этого произведения?
Слайд 11
На фоне неба, горы и монастыря, перед воинским знаменем
стоит святой Сергий с Троицким храмом в руках. Вокруг головы
святого золотой нимб - символ святости и чистоты.
Слово праведника сильнее оружия. Своими тихими и мудрыми словами Сергий Радонежский примирял враждующих меж собой князей, благославлял дружину на победу.
Святой Сергий Радонежский. 1932
Слайд 12Справка.
Николай Константинович Рерих 42 года прожил в России в Петербурге
(до 1916 г.), много путешествовал, побывал: в Финляндии, Италии, Швейцарии,
Индии, Монголии, на Тибете.
Что искал художник в этих путешествиях?
Словно предчувствуя угрозу уничтожения творений человеческого духа, накопленных в веках, стремился как можно глубже постичь и выразить в своих картинах характерные особенности русской, восточной и западной культур. Поискам , русско-индийским связям по тропам Центральной Азии Рерих посвятил книгу «Алтай – Гималаи».
Слайд 13Ночь. Эверест. 1938
Высочайшая точка на Земле (8848 м) на границе
современного Непала и Китая, Богиня горных снегов.
Вечные снега Гималаев -
это священная земля - место, где по преданиям, обитают высшие буддийские и индуистские божества.
Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняет дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, всходит к этим вершинам.
Слайд 14Гималаи (Обитель снегов) 1942
Льды Гималаев. 1938
Слайд 15«Жемчуг исканий» 1920
На вершине Гималаев Учитель и ученик.
Что
делают люди в этом мире безмолвия?
Разве жемчуг добывают
на таких высотах?
Ожерелье символизирует вечность. В каждой жемчужине Учитель видит итог долгой и неустанной работы своего ученика. Человек, преодолевая трудности, обретает новые качества, сущность его одухотворяется.
Слайд 16Рефлексия:
1.Какие темы волновали художника?
Серия картин посвящена славянской тематике (предки Рерихов
скандинавского происхождения).
Цикл живописных полотен - гимн красоте природы, горному ландшафту,
Гималаям. Рериха величали «Мастером гор». Убедительность исторических пейзажей, личное восприятие явлений природы, ее образов как знаков, знамений.
2.Какие идеи хотел донести Рерих до зрителя?
Художник всюду ищет следы прошлого. «Кто знает прошлое, тот знает будущее».
Только благодаря силе воли, трудолюбию, любви к родному краю человеческая сущность одухотворяется, эволюционирует.
Современниками Рерих воспринимался человеком космического сознания.
«Любя Гималаи и Индию, и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением, достойными русской славянской земли» (Н.К. Рерих)
Слайд 17Используемая литература и ресурсы – интернет:
http://roerich-museum.org/category/kartinyi/kartinyi-nikolaya-reriha/