Слайд 1ГОРДОСТЬ
ВЕЧНАЯ
РОССИИ –
ЗОЛОТАЯ
ХОХЛОМА
Слайд 3Хохломская роспись – это искусство, зародившееся в семнадцатом веке в
небольших деревушках, расположенных на берегу Волги. Это декоративное оформление изделий
из древесины. Отличительная черта промысла – использование золотистого фона, на поверхность которого наносят красные сочные ягоды, изумрудные листья или черный орнамент.
Слайд 4Ремесло зародилось во второй половине семнадцатого столетия в поселениях Заволжья.
Хохлома – это один из крупнейших центров сбыта, куда местные
умельцы привозили свои творения на продажу. Именно он подарил название росписи.
И. М. Баканов.
Хохломские художники за работой.
Палех, 1929 год
Слайд 5Промысел имеет характерную особенность, благодаря которой его невозможно перепутать с
другими направлениями искусства. В хохломе используется золочение поверхностей из дерева
и обильное декорирование разнообразным орнаментом. Мастера для создания своих шедевров использовали свободную кистевую манеру. Это позволяло им работать сразу в двух направлениях: фоновая роспись и верховая композиция.
Слайд 6Классические творения промысла уникальны и вызывают неподдельное восхищение. Каким образом
мастера, имевшие скудный запас красящих веществ, умудрялись создавать настоящие шедевры.
С помощью минимальной палитры они наносили на поверхность волшебные орнаменты и причудливые композиции.
Слайд 7Обязательное использование золотистой основы придавало изделиям богатства и наполняла их
удивительной фактурой. Позолоту применяли в качестве фона либо для оформления
центральных элементов композиции. Также мастера чаще всего брали черный и красный оттенки. Добавить изображению глубины и многогранности помогало внедрение в рисунок белоснежного цвета или охры.
Слайд 8В промысле различают «верховое» и «фоновое» письмо. В первом варианте
умелец создает орнамент на золотистом фоне, используя черные, красные и
белые цвета.
На примере хохломской росписи ярко просматривается душа русского народа, уникальная подача, романтичное и слегка наивное восприятие жизни целой нации. Знаменитые «травинки», «колоски», тяга к натюрмортам, где живописцы применяли насыщенные оттенки и с помощью деликатных мазков создавали шедевры.
Слайд 9Так называемая травная роспись характеризуется мотивами «под осоку». Старинный вариант
орнамента рисуют с использованием завитков, мазков, ягодок небольшого размера, колосков
на серебряном фоне.
Из нескольких травинок умельцы создавали образ петушка или курочки,
который мирно сидит на веточке в густоте листвы.
Слайд 10«Ягодка» и «листочек» отличаются от предыдущей технологии использованием крупных и
жирных мазков. Живописцы создают картину, дополняя ее громоздкими растительными формами.
Наибольшей популярностью пользуются орнаменты с гроздьями винограда, ягодками земляники, малины, вишни. Художниками удивительным образом удавалось на россыпь тюльпанов или астр наложить рябину или смородину.
Слайд 11«Пряник» или «рыжик» — орнамент чаще всего используют для декорирования
внутренней поверхности
чашек и блюдец. Это геометрические формы, вписанные в
квадрат или ромб. В центре обязательно изображают светило. По периферии узора наносят мелкие элементы.
Слайд 12Для создания верховой росписи используют тончайшие и деликатные мазки. Композиция
словно наполнена легкостью и воздушностью, кажется будто она источает золотистое
сияние. Это простой вариант нанесения красящего вещества, дающий возможность пофантазировать и поменять элементы композиции в процессе работы.
Слайд 13При фоновой росписи сначала создают полотно с контурным рисунком. Затем
с помощью черного или красного оттенка маскируют окружающее пространство. Роспись
фона – это долгий и трудоемкий процесс. Здесь нет места для фантазии и импровизации. Первоначальную идею мастера необходимо изложить с максимальной точностью.
Слайд 14Техника выполнения хохломской росписи
Подготовленную деревянную заготовку высушивают и с помощью
вапы или жидкой глины проводят грунтовку. Изделие сохнет как минимум
семь часов. Затем поверхность древесины тщательно обрабатывают олифой. Процедура повторяется от трех до четырех раз на протяжении дня.
Слайд 15Вторым этапом становится лужение. В дерево втирают порошок из алюминия.
Процедуру выполняют вручную, используя кожаный тампон. После этого поверхность приобретает
блеск и готова к нанесению орнамента.
Для росписи используют только тонкие кисти разного размера. Завершенное изображение подсушивают и покрывают лаком. Последняя стадия – закаливание изделия в печи при температуре плюс сто шестьдесят градусов. Именно на этом этапе на поверхности появляется шикарная плёнка из «золота».
Слайд 16Мастера Заволжья в большом ассортименте производили предметы домашнего обихода: шкатулки,
табакерки, столики, шкафчики. На заказ изготавливали золотую хохлому, но цена
на подобную продукцию подскакивала до небес. Однако потребителей это не смущало, каждый хотел стать обладателем уникальной росписи.
Слайд 17Со временем изделия заметно укрупнились. Мастера стали использовать манеру «кудрина»,
характеризующуюся золотистыми цветками и листьями. Орнамент состоял из нескольких отдельных
элементов, которые удивительным образом сливались в единое целое.
Слайд 18Самое почитаемое направление в хохломе «травное письмо», во второй половине
двадцатого столетия живописцы стали использовать особый орнамент. Так и зародились
характерные черты промысла.
Постепенно усложнялся колорит узора, штрихи становились тоньше, сюжет обретал определенность. В средней полосе России появились жанры искусства, отдаленно напоминающие хохлому: федоскинские миниатюры и жостовские подносы. Чуть позже заработал завод по созданию керамических изделий под гжель.
Слайд 19Старинный русский промысел является обширным пластом российской культуры. Символом хохломской
росписи считается огненная Жар-птица. Искусство совершенствовалось на протяжении нескольких веков.
Причудливые переплетения известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Старинный русский промысел является обширным пластом российской культуры. Символом хохломской росписи считается огненная Жар-птица. Искусство совершенствовалось на протяжении нескольких веков. Причудливые переплетения известны и любимы не только в нашей стране, но и за ее пределами.